Журналист Оливер Кэрролл, работавший совместно с The Moscow Times, написал репортаж о движении «Арестантский уклад един» (АУЕ) в Забайкальском крае, который 24 февраля опубликовал журнал «Такие дела».
Члены президентского совета по правам человека с конца 2015 года говорят о существовании молодёжного движения АУЕ в регионе, которое действует, в том числе, в школах и детских домах. Члены движения якобы собирают деньги с детей для передачи их заключённым. Позже существование субкультуры опровергали пресс-службы УМВД и прокуратуры края. В середине февраля 2016 года начальник УМВД по Забайкальскому краю Роман Деев заявил, что в регионе нет организованного движения АУЕ, а в акцентировании внимания на нём виноваты те, кто это делает.
«На власть здесь уже не надеются. Родители из Новопавловки, к примеру, признаются, что решили обратиться со своей проблемой «в более высокую инстанцию», чем государственные структуры. «По воровским понятиям запрещено бегать жаловаться к ментам, — объясняет Иван. — Так что мы решили сами связаться с преступным миром, и наш человек в иерархии стоит выше. Может, виновных опустят или ещё что сделают. Тогда деревня вздохнёт спокойно», — пишет журналист.
По его словам, насквозь пропитана блатной романтикой и Чита. «Чита вся — сплошное АУЕ. АУЕ — это понятия. А ещё это единство, братство, бунтарство. Но главное — это люди, которые отказываются жить по навязанным правилам», — сказал один из собеседников журналиста.
Опрос, проведённый им среди пары десятков встреченных на улице подростков школьного возраста, показал, что почти все они знают про АУЕ, понятия и «грев». Одни признавались, что вносят вклад в общак или сдают продукты для грева, другие утверждали, что только знакомы с теми, кто так поступает. Один рассказал, что по школе ходит книга «Как стать вором в законе». Ребята постарше сообщали, что вовсе ничего не слышали про АУЕ, а на дальнейшие расспросы отвечать отказывались.
Во время поездки в посёлок Новопавловка одна из женщин рассказала Оливеру Кэрроллу, что местные жители боятся подростков из АУЕ, а в Хилке – страдают от воспитанников коррекционного интерната.
«Каждый год — несколько случаев сифилиса. А ведь им по 13 лет. Причём уже вторая стадия, то есть заражаются они ещё раньше. Эти парни только и могут, что грабить. В последнее время тащат даже палки и садовые принадлежности», — цитирует Кэрролл одну из местных жительниц.
Подростки в посёлке Новопавловка Петровск-Забайкальского района начали собирать со школьников поборы для тех, кто находится в тюрьме. Не найдя на них управы в правоохранительных органах, родители решили сами разобраться с ними. В результате подростки обратились в полицию с жалобами на побои.
В Хилке ночью 2 февраля несколько молодых людей, вооружившись палками, разбили несколько камер видеонаблюдения, установленных у здания местного отдела полиции, а также повредили служебный автомобиль, вывеску на здании отдела. Чтобы разогнать толпу, полицейские применили табельное оружие и стреляли в воздух.
Спустя 3 дня после нападения, 5 февраля, суд арестовал троих несовершеннолетних воспитанников школы-интерната, подозреваемых в нападении на отдел.
Прокурор Забайкальского края Василий Войкин подписал представление о привлечении к ответственности руководства дома-интерната в городе Хилке, чьи воспитанники напали на отдел полиции.