За 2005 год количество легковых автомобилей, завезенных из Китая через российско-китайский пункт пропуска "Забайкальск-Манчжурия", расположенный в Забайкальском районе Читинской области, составило 7 751 единиц, что в 16 раз превышает показатели 2004 года.
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в читинском областном Комитете международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма со ссылкой на сайт народного правительства города Хулунбуир (на территории которого расположен приграничный город Маньчжурия - ИА REGNUM), сумма китайского экспорта составила $66 150 000. Благодаря этому показателю Маньчжурия стала одним из важнейших пунктов пропуска, через которые осуществляется экспорт автомобилей китайского производства.
Китайские эксперты поясняют, что вслед за "позитивными сдвигами в экономике России", в стране отмечается постоянное оживление спроса на автомобили: "В настоящее время годовой объем производства автомобилей в России составляет примерно 1 млн машин, что далеко не отвечает потребностям местного рынка. Разрыв между спросом и предложением оценивается в 300-400 тыс. машин ежегодно". На сайте Хулунбуира подчеркнуто, что "автомобили российского производства имеют весьма устаревший дизайн и по этой причине не удовлетворяют потребности потребителей, прежде всего молодых людей". В 2005 году впервые в Китае объем экспорта автомобилей превысил объем импорта. Тенденциями развития автомобильной промышленности Китая стали "бурное развитие внутреннего рынка и непрерывное завоевание зарубежных рынков".
Напомним, что предварительная договоренность об экспорте китайских автомобилей через международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Забайкальск" достигнута 14 апреля в Чите в ходе восьмого заседания региональной российско-китайской рабочей группы по вопросам координации и взаимодействия между Читинской областью и городом Манчжурия. Китайские автомобили в Россию экспортирует московское ЗАО "Ирито". Эта компания в 2004 году заключила договор на поставку 20 тыс. автомобилей в год с 6 китайскими автозаводами. В месяц поставляется не менее 1 500 автомобилей. В существующей сегодня схеме машины сначала поставляются автомобильным транспортом в Манчжурию, где они грузятся на открытые платформы. На этих платформах они пересекают границу и попадают на железнодорожную станцию "Забайкальск", где перегружаются в "вагоны-сетки" и только после этого отправляются в Москву. Предварительная договоренность об экспорте китайских автомобилей через международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Забайкальск" достигнута 14 апреля в Чите в ходе восьмого заседания региональной российско-китайской рабочей группы по вопросам координации и взаимодействия между Читинской областью и городом Манчжурия.