Город Страна и мир мнение Вильнюс на кончиках пальцев

Вильнюс на кончиках пальцев

Мой совет - блуждая по хитросплетённым улочкам уютного города, обязательно следует заблудиться. Это лучший способ открыть для себя свой Вильнюс.

Вильнюс отличается от других европейских городов, где мне приходилось бывать. Он очень тихий и уютный. Старый город полон книжных магазинчиков, винных кафе, крохотных скверов, кофеен со столиками на тротуаре, музеев, галерей, сувенирных лавок, где продают изделия из янтаря, глины и льна. Все достопримечательности расположены в пешей досягаемости. Остаётся только гулять и наслаждаться литовским колоритом.

Продолжение. Начало здесь.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Итак, старый город. Зайдём сюда со стороны вокзала, через ворота Аушрос (лит. Ворота Зари) — трёхэтажное здание эпохи Возрождения, построенное в середине XVI века. Это единственные сохранившиеся из 10 ворот каменной крепостной стены, когда-то окружавшей Вильнюс. В XVII веке в верхней части ворот Аушрос была построена часовня. Сегодня в ней хранится чудотворная икона Божией Матери (или Вильнюсской Мадонны) работы неизвестного художника начала XVII века. Икона высоко чтима в католическом мире, списки которой хранятся, к примеру, в Базилике святого Петра в Риме и церкви святого Северина в Париже.

Пройдя ворота, мы окунаемся в атмосферу старого города. Здесь, близ Ратушной и Кафедральной площадей, на центральной улице Пилес следует искать основную массу архитектурных памятников: в сердце старого города располагаются Верхний и Нижний замок с остатками крепостных стен, башней Гедиминаса и Замковой горой. С 2002 года ведутся работы по воссозданию здания дворца Великих Литовских князей

Как ни стараться – невозможно пропустить Костёл Св. Анны — типичный образец поздней готической архитектуры (конца XV века), популярной в средневековой Европе. Он небольшой, однонефный, с многочисленными декоративными башенками и стрельчатыми окнами. Говорят, когда его увидел Наполеон, то сказал, что если бы в его силах было сделать всё, то он бы перенёс стройное строение на ладони и водрузил костёл в Париже.

И вот, мы прибыли в любимый мною район. За рекой. Ужупис напоминает парижский Монмартр. Первые упоминания района Ужупис датированы XIV веком. Именно с этого района начал расти Вильнюс. Поскольку здесь протекает река Вильняле, в Средневековье Ужупис был населён кожевниками и мельниками, водоём позволял им вымачивать кожу и молоть зерно. Хотя в большой части квартал проживала городская беднота, ввиду наличия собственного бюджета Ужупис пользовался некоторой автономией. Основной статьёй пополнения бюджета была плата за проезд по мостам через реку.

Однако, к началу 90-х он считался бедным и небезопасным. Все изменилось, когда в заброшенных домах начали селиться люди искусства - поэты, музыканты, художники. Теперь это не просто небольшой богемный квартал, но и независимое государство, республика, имеющая свою конституцию, президента и даже армию. Государство в государстве. Конституция и её переводы на более десяти языков расположены на стене. 3 заповеди: не побеждай, не защищайся, не сдавайся, и 38 статей. Вот некоторые из них: «Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком», «Каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно», «Каждый имеет право быть непонятым»…

1 из 2

Достопримечательности здесь встречаются на каждом шагу. Мой совет - блуждая по хитросплетённым улочкам уютного города, обязательно следует заблудиться. Это лучший способ открыть для себя свой Вильнюс.

Сказки старого Вильнюса

«Всякий человек отчаянно одинок, но большинство узнаёт об этом, только когда с ними начинает происходить что-то не то» написала Макс Фрай в «Сказках старого Вильнюса». Не факт, что она имела ввиду схоже с продолжением текста, однако в Литве - наибольшее число самоубийств в Европе (среди мужчин — 71 на 100 тысяч, среди женщин — 14 на 100 тысяч) Почему? Никто не берётся дать однозначный ответ. Немецкое издание «Süddeutsche Zeitung» предположило так:

«Помимо европейской страны, испытывающей голод по модернизации, существует и другая Литва - одинокая, бедная, с уничтоженными традициями и утраченными социальными корнями. Кто может, тот бежит оттуда. В большинстве своём это молодёжь и женщины. Кому это не под силу, тот сдаётся, впадает в депрессию, начинает пить».

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Литва продолжает редеть и за счёт эмиграции. Согласно информации Департамента статистики, действующего при Министерстве финансов Литвы, за 2016 год, если сравнивать с 1 января 2015 года, население Литвы сократилось на 32 700 человек. В то же время зафиксировано, что более 50% иммигрантов, претендующих на постоянное место жительства – люди, решившие вернуться на родину.

По прогнозам Eurostat и ООН, в течение 10 лет население Литвы уменьшится на миллион жителей.

Наедине с собой

Как не противоречиво, главный урок, данный мне городом – наслаждаться временем, проведённым наедине с собой, признавать и уважать своё одиночество. Нет, кажется, ничего важнее внутреннего мира внутри себя для литовцев. Чем больше их узнаёшь, тем больше понимаешь, как далеки они от социальной установки со знакомым названием «коллективизм». Хорошо это или плохо, они проводят немало времени наедине с собой: гуляют, рисуют, ходят в кино. У них совершенно особое чувство юмора – над своими шутками они чаще всего смеются сами. Когда я только поступила в университет, в моей интернациональной группе было три литовки. Две из них держали со мной дистанцию. Сначала я думала, что дело в моей национальной принадлежности, затем пригляделась и поняла, что я не одна хожу в их «немилости». В конце семестра нас поставили работать над проектом в паре с Агне. Это была неописуемо гостеприимная, добрая и любознательная девушка! Просто им нужно время и повод к сближению. И даже юмором её я смогла проникнуться.

Фото: на одной стороне цветами написано «Я тебя люблю», а вторая как бы отвечает ей «И я тебя тоже ❤»

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Маленькая, да удаленькая

Обитель Вильнюса - малютка Литва. Прибалтийская красавица по территории почти на 1/3 больше Московской области. Несмотря на свои размеры достаточно резвое и звонкое дитя. Недавно обретшая независимость от советской оккупации (так здесь принято обозначать период СССР) в ней проявляются синдромы переходного возраста подростка. Вести самостоятельный образ она в силу незрелости ещё не готова, зато за свои права и права друзей (сегодня это, например, Грузия и Украина) стоит в полный рост. По-моему, естественный процесс.

*В странах Балтии периодически возникают дебаты на тему уместности употребления термина «Прибалтика» россиянами для обозначения Литвы, Латвии и Эстонии. Сегодня их принято называть «страны Балтии», ведь «Прибалтика» – советский политический артефакт, симулякр.

Замного не бывает

Многие иностранцы, с кем мне приходилось встречаться, не в курсе географии балтийской крохи. В Западной Европе спрашивают в какой части России расположена Литва (на карте её найти можно правее Балтийского моря и левее Белорусии), а в Америке многие и вовсе удивляются названию. Не столь популярное туристическое направление на самом деле полно любопытных фактов. Например, жемайтийцы, проживающие в этнографическом регионе северо-западе Литвы, не могут понять друг друга при встрече с аукштайтийцами, жителями северо-востока. Традиционно здесь выделяют две большие диалектные группы — жемайтское и аукштайтское наречия, которые делятся на диалекты, а те в свою очередь на говоры… В «Википедии» классификации литовских диалектов без «воды» посвящена целая страница. Моя литовская преподавательница рассказывала, как она и её сестра, уроженки Жемайтии, вышли замуж за вильнюсцев (восток страны) и на семейных встречах они спокойно обсуждают женские штучки, уверенные, что их не поймут.

Литературный же язык не похож не на один другой. Справедливо предположить, что он похож на брата латыша, но прибалты уверяют, что это заблуждение. Они понимают языки друг друга меньше, чем россияне понимают украинский – по верхушкам. Веками лингвистическим балом на литовских землях правили польские и русский языки, пока литовский плыл по течению своей нерегулируемой жизни. На курсах литовского языка у меня, как и у сотни иностранных студентов возникала куча «Почему?» - традиционно получавших ответ: «Потому что… это исключение», полученное методом исключения из пользования самого литовского языка…

Во времена Великого княжества Литовского проживали и численно доминировали носители древнерусского языка. После русскоязычные жители появились и на этнических литовских землях в результате эмиграции старообрядцев, а затем и далее – впоследствии включения Литвы в состав Российской империи (1795 го)

Между тем, в XVI-XVII веках доминирующее положение в качестве языка католической церкви и социальной элиты занял польский. В то же время в окрестностях Вильнюса и по Литве в целом селились группы поляков. Так польский язык господствовал на территории Восточной Европы и Литвы, пока в XIX веке не пришло время уступить место русскому, а российским властям – проводить своеобразную языковую политику в отношении литовцев, минимизируя польское влияние на литовские язык и культуру (в 1864 году запрещено использование латиницы в печати, алфавит переведён на кириллицу).

Ломанные смеси литовского и русского и/или польского дают свои плоды. Как под чарами начинаешь говорить с оттенком возмущения, выдавая фразочки, типа: «замного», «добже», «теперь» вместо «сейчас» и т.д. Помню, как по возвращении в Читу друзья передразнивали мой корявый русский и шепелявый говор.

При Балтике

Вильнюс, как и Каунас, Паланга и другие города Литвы, начинается с густых кучевых облаков. Если вы перемещаетесь по воздушному пространству, то сразу видите контрасты – из засвеченного солнцем неба, прорезая слои туманных клубов, вы погружаетесь в тёпло-серый город. Сюда, как и в Питер, солнышко наведывается редко. Безоблачных дней за год в Вильнюсе около 13%. Дождь – вовсе не причина не выходить из дома. Однако - при себе иметь зонтик и солнечные очки! Стандартный набор литовца. Сперва небо за десяток-другой минут обольёт вас своими дождевыми стрелами, в следующий момент тучи разойдутся, и город окольцует пёстрая тиара из радуги. Вильнюс снова переливается красками. Анютины глазки здесь от года к году перезимовывают холода под снегом, зато летом частенько литовцы удивляют своей сияюще-белой кожей. Дожди.

Про шкаф

Особенности погоды отражаются и в моде. Или её отрицании. Как по мне, обычный житель/ница Литвы (если таковой/ая есть) выглядит так: естественно. Минимум make up, максимум «ветра» в волосах, минимум каблуков, максимум слоёв одежды. И главное - большой, уютный шарф. Яркие цвета, смелые сочетания, уверенные взгляды и скромные улыбки. По моим наблюдениям и ощущениям, любимый литовцами бутик – добротный бабушкин сундук. Убеждена – каждый уважающий себя житель Литвы носит хоть одну вещичку, родом из прошлого века. Качество и уют – вот их шкафная религия. В остальном – всё как у всех.

Про Вильнюс хочется говорить много и помногу. Видимо оттого, что сам он не разговорчив и своим молчанием рождает бесконечную молву, которая начинается в детских сказках, продолжается в научных изысканиях и остаётся навсегда в легендах и памяти тех, кто всё-таки оставил своё сердце где-то в паутине узеньких улочек старика Вильнюса.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления