Город Страна и мир мнение Зимнее звучание Милана

Зимнее звучание Милана

Неделю смотрела на афишу концерта итальянца Людовико Эйнауди. Выбор сложный, но помогли определиться цены на рейс из Вильнюса – 17 евро!

Одних дней ждёшь, марая календарь, другие прилетают незаметно и пролетают вихрем под ногами. Таким было время ожидания декабрьской поездки в Милан. Билет куплен ещё в июле, на закате дня, в учительской школы, прямо под густой свет круглого небесного фонаря. На счету оставались гроши с давным-давно полученной зарплаты, сама я была беззаботно-безработная, а на носу - не видела, что там на нём было, но точно знала, что что-то да будет. Редко заглядывает в мою жизнь такой мягко на душу ложащийся джаз!

В Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) уж как неделю пялилась на афишу концерта итальянского композитора Людовико Эйнауди. Между брать или не брать билеты выбор был сложным, помогли определиться низкие цены на рейс из Вильнюса – 17 евро.

Пять месяцев марафона по трассе рутины, и я в аэропорту. Последние две недели готовилась к этому моменту с пристрастием: поиски маленького чёрного платьица, по-итальянски выверенного украшения, цвета вендетты помады... Я наслаждалась собой в этом мире!

И вот - стою в накопителе. По другую сторону стены - путешествие среди зимней небесной темноты. Было как никогда страшно, не знаю, как, откуда и почему взялись эти дрожь и жар по спине. Дышу, иду. Поднимаюсь по трапу, подсветка летающего корабля смешивается с земной хмурью. В небо глаза ни в какую не гладят. Долго до посадки. Шасси закрываются, направляемся ввысь!

Впервые без сна, жду приближения городских огней. Кстати, мы прилетаем вовсе не в Милан, а в Бергамо, городок за 1,5 часа езды от столицы моды (5 евро в один конец).

Соприкосновение, земля, глупые, но столь радующие и веселящие меня аплодисменты. Погружаясь в гущу аэропортной жизни, окунаешься в язык. Боже, Боже, как я скучала по ручейку мелодичной итальянской речи!

Всё находилось как никогда быстро - вход в wi-fi, выход из аэропорта и автобус (даже идущий в нужном направлении). С нежностью на душе и смешной «Mamma Maria» Ricchi E Poveri в наушниках я еду в Милан. Маммамиа!!!

На вечер уже планы: с актёром, что познакомилась по каучсёрфингу, решили - поедем ужинать! Представляемый аромат пасты дразнит вкусовые рецепторы, сглатывая слюну, соглашаюсь на любое гастрономическое предложение Северио. Осталось добраться до хостела, разместиться и ай да на праздник живота.

С расположением вышло не так уж плохо, автобус прибыл на железнодорожный вокзал, а хостел за углом. Бронь сделала за день до заезда со скидкой в 50%. Получилось около 70 евро на три ночи (для Милана - выгодно). Заполнила въездные документы (в Италии с этим строже, чем, например, в Литве или Польше - запрашивают заполнить больше анкет и подробнее - персональные данные). Но! Компенсируют потерю времени приветственным бокалом вина.

Расслабленная я вплываю в свой общий (мужчины + женщины) номер. За мной - с работы возвращается Джузеппе, прибывший сюда по делам красавчик из Наполи и модель из Южной Кореи. С Джузеппе сразу разговорились про Наполи и Италию (записываем видео про Капогусто (его фамилия) и его нового друга из Читы (Чита (città) в переводе с итальянского - город, что всегда забавляет итальянцев, этакий каламбур получается!). С моделью болтаем про его авантюризм (оббегать на другой стороне шара по 20 агентств на дню, чтобы таки вытянуть счастливый билет).

Час превращается в минуту, и я уже стою на пороге хостела, высматривая моего нового друга. Находимся, едем есть. Ура!

Выбор падает на незамысловатую, но столь любимую пасту с томатным соусом и пармезаном... тает во рту. И я таю, и вино пробирается в голову: через желудок, ноздри, прохладные стенки бокала... Долгие разговоры о жизни, домой едем с шутками. Северио - актёр небольшой местной труппы, ездит, как и многие наши таланты, по городам и весям, школам и больницам, выступают на больших и малых сценах театров. К тому же, Северио преподаёт детям актёрское мастерство. К великому сожалению не любит он детей. Да что уж там - не переваривает. Смеясь над иронией судьбы, я иду в свою новую койку на третьем ярусе. Спать хочется, но щекотно стопам. Завтра новый день!

Ночь наполняли хриплые (у большинства итальянцев именно такие голоса), мажорные разговоры вперемешку со звонкими отголосками бокального стекла. В комнате было душно, окно открыто. Мне нравилось быть одной и в то же время в центре итальянской жизни. Утро мои глаза встретили с улыбкой.

На вокзале я встречаю прибывшего из Рима друга, чашка кофе (традиционно с утра – капуччино), и мы отправляемся знакомиться с Миланом. Решаем пройтись пешком до центра, спрашивая дорогу у прохожих. Лука приятно удивляется. Как правило, римляне и миланцы относятся друг к другу так же, как петербуржцы к москвичам - их любовь нельзя назвать абсолютной. Так что мой попутчик был настроен встретить скорее хамство, нежели доброжелательность и желание помочь. С помощью милых миланцев мы прибываем к Порта-Нуова (Porta Nuova с итал. Новая Дверь), - одним из основных городских ворот Милана, расположенных вдоль оборонительных укреплений Порта-Нуова, которые служили продолжением укреплений Порта-Венеция.

1 из 2

И вот мы утопаем в паутине узких миланских улочек. Архитектура домов напоминает Неаполь, только вместо шумных неаполитанских уличных рынков с тазиками воды и мини-фонтанчиками с рыбой и морепродуктами здесь – идеально выверенные витрины с мировыми брендами. Атмосфера побуждает выпрямить сутулую спину. На вас смотрят! По артериям города мы протекаем в галерею.

1 из 3

Галерея Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II) построена в конце XIX века, и является одним из старейших закрытых торговых центров в мире. Перекрёсток двух улиц был превращён в неоклассический пассаж, накрытый выпуклым стеклянным куполом. Галерея строилась с 1865 по 1877 год под руководством архитектора Джузеппе Менгони (Giuseppe Mengoni). Если взглянуть на неё с высоты птичьего полёта, то в форме постройки без труда угадывается образ латинского креста.

1 из 3

Гостей и жителей города привлекает полупрозрачная крыша галереи, дающая приглушенный свет. Мозаичные рисунки на сводах постройки изображают мировые континенты, науку, земледелие, искусство и технический прогресс. На смену старинным лавочкам в пассаже пришли дорогие бутики и статусные рестораны. Итальянцы не забывают о культурном значении галереи, частенько устраивают концерты, выставки и показы под сенью стеклянных крыш.

Среди всей этой красоты проплывают туристы, мы. Глаза искрятся, отражая ювелирно выверенные витрины известнейших итальянских брендов. Каждая по отдельности – картина, работа мастера, отражающая характер города, гордая осанка капризной модели. Течение несёт нас к сердцу города. Тротуар притягивает взгляд – то здесь, то там что-то происходит: люди поют, устраивают новогодние мини-спектакли, танцуют брейк-данс вопреки минусовой температуре… Внезапно я поднимаю глаза.

Дуомо был невероятен - паникадило тающих под редким синим небом бело-коричневых восковых свечей. Храм внушительного размера и торжественного убранства выполнен из белого мрамора на стыке разных стилей, доминирует в этом разнообразии так называемая «пламенеющая готика». Миланский кафедральный собор - символ города и главная его достопримечательность. Внутри хранится золотая статуя Мадонны – покровительницы Милана. Дуомо ди Милано посвящен рождеству Пресвятой Девы Марии, собор – крупнейший в Италии и пятый по величине в мире. Его строительство началось в 1386 году, освящен храм был в 1418 году и только 5 января 1965 года строительство было завершено. Работа шести веков!

По периметру крыши устроена обзорная площадка, с которой открываются невероятные виды на город. Отличное место для фото и видеосъемки. Наивысший точка собора – шпиль высотой в 106,5 метра, украшенный позолоченной статуей Мадонны. Храм рассчитан на 40 тысяч прихожан, что ставит его на третье место в мире по вместимости.

1 из 2

Со стороны, около собора, доносятся запахи рождественского рынка, крик детей и веселья. Каждый второй встречный, словно Дед Мороз, несёт в руках мешки с покупками. Перед глазами разворачивается одна из самых красивых и волшебных традиций Старого Континента.

Новогодние ярмарки родились в Германии в XIV веке и возникали вблизи крупных соборов в центре города. По дороге в церковь верующие останавливались в традиционных ларьках из дерева, чтобы купить рождественские подарки, которые по традиции начали дарить друг другу более пяти веков назад. Некоторые так увлекались выбором подарков, что пропускали мессу в соборе. Около миланского Дуомо в качестве подарков предлагают купить произведения местных мастеров: тёплую одежду, шапки, перчатки, сладости, продукты и деликатесы на рождественский стол, сувениры, а чтобы согреться и подкрепиться, можете выпить горячего глинтвейна и утолить голод произведениями кулинарного искусства, приготовленные по традиционным рецептам регионов Италии.

1 из 2

По лицевую сторону собора, на Сборной площади, воздвигается Триумфальная арка, посвящённая объединению страны (она же Порта-Семпионе, Симплонские ворота и Арка Мира). Её строительство началось в по приказу Наполеона I в 1807 году, однако проехать через арку Наполеону так и не удалось. Строительство было завершено лишь в 1838 году, когда во главе уже стоял австрийский император Франц I. Возведенная в честь окончания европейских кровопролитных войн, она получила название Арки Мира.

Образцом для архитектора служили триумфальные арки Рима. Статуи на фризе символизируют четыре реки, протекающие по территории бывшего королевства Ломбардия. Венчают арку бронзовые скульптуры: две фигуры на лошадях по углам, а в центре - воин-победитель на колеснице, запряжённой шестёркой лошадей, выполненная архитектором Аббондио Санджорджо.

Вместе с тем, как мы обошли сердце города, время подошло к обеду. Ломбардия - не самый богатый своими рецептами регион. Мой спутник смеётся: «Обжарить кусок мяса с двух сторон, посыпать петрушкой, вуаля! Во втором действий на два больше…» Ох уж эти взыскательные итальянцы! На самом деле, он прав, из традиционного в меню: миланская котлета (cotoletta alla milanese) - хорошо отбитая телятина на рёбрышке, обвалянная во взбитом яйце, обсыпанная сухарями и жаренная на сливочном масле; ризотто по-милански (risotto alla milanese) - тушенный с луком и говяжьим бульоном рис с добавлением солидного количества сливочного масла и пармезана. По-настоящему миланским его делает добавление ароматного ярко-жёлтого шафрана. В северном мегаполисе, как ни странно, популярны рыба и морепродукты: здесь находится крупнейший и лучший в Италии рыбный рынок (доставляют рыбу из альпийских озёр и реки По, а морепродукты – с итальянских побережий). Предмет особой миланской гордости – сыры. Ломбардия — один из основных центров по разведению крупного рогатого скота. Сыры здесь делают преимущественно из коровьего молока (в других областях страны преобладают сыры овечьи или козьи). Знакомы названия Grana Padano и Gorgonzola?!

Ну, и на десерт - панеттоне (panettone, «роскошный хлеб»). Традиционный миланский рождественский пирог выглядит, как высокий кекс с изюмом, миндалём, шоколадом и засахаренными фруктами.

Не менее вкусно обо всём этом рассказывают официанты. Ощущение, что на работу в бары и рестораны берут исключительно гурманов. После парочки рассказов о кулинарных мастер-классах нашего гида в мир миланской кухни, приносят заказ, по ноздрям к желудку пробирается аромат блюд. Мы готовы!

Кстати, в Милане, как и в других европейских городах, популярны уличные террасы (тенты, оборудованные уличными обогревателями), внутри теплее, чем на улице, но свежесть сохраняется, добавляя романтики летних посиделок на веранде.

Сытые и счастливые мы отправляемся в Замок Сфорца (Castello Sforzesco) - это одна из главных достопримечательностей города. В прошлом город и его жители сильно зависели от обитателей этого имения. Родовое гнездо герцогов Сфорца (Sforza) имеет весьма внушительный вид. Выстроенный в средине XV столетия замок отвечает канонам своего времени: мощные крепостные стены, высокие сторожевые башни, узкие бойницы окошек. В очертаниях замковых стен угадывается зубчатая «корона», точь-в-точь, как на московском Кремле.

Замок Сфорцеско - пример ожесточенных распрей между семьями в Италии эпохи Возрождения. Замок был витриной власти и престижа. Среди самых известных его жителей были Людовико иль Моро и Беатриче д'Эсте. Сегодня замок является домом для Museo d'Arte Antica, в нём находятся несколько музеев и художественных коллекций, которые включают Пьета Ронданини, шедевр Микеланджело. Обойти такие хоромы заняло бы минимум день, оставлю до нового путешествия.

1 из 2

Город погрузился в ночь. И без того праздничный Милан засиял рождественскими красками, рассыпался искрами бенгальских огней. Каждая ёлка в северном мегаполисе – произведение высокой моды. Например, в центре Галереи возвышается словно дождём окроплённая стразами Сваровски ёлка. На площади Дуомо веточки украшали крупные жемчужинки (кстати, дерево привезли из горного региона Трентино), на центральном вокзале – жёлтые и красные кружки, явно намекавшие на свои отношения с «Мастеркард». Каждый год компании борются за право украшать центральные ёлки города и устраивать традиционные бесплатные рождественские концерты.

С Соборной площади мы попадаем на площадь делла Скала (Piazza della Scala). Именно здесь расположен самый знаменитый в мире оперный театр Ла Скала (Teatro alla Scala). Признаться честно, с первого взгляда здание не производит большого впечатления. Скромное с виду здание открывает свое великолепие лишь посетителям. Огромный зал с великолепной акустикой стал эталоном образцом оперного театра. В стенах Ла Скала звучат оперы признанных авторов: «Мадам Баттерфляй», «Турандот» Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini), «Набукко», «Отелло», «Оберто» Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi), «Пират», «Норма» Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini). Концерт, ставший причиной моей поездки, пройдёт в другом театре, под названием театр Дел Верме (Teatro Del Verme).

1 из 4

На следующий день еду заранее в театр. Процесс покупки билетов отличается. После онлайн оплаты вместо билета на почту приходит номер заказа, его нужно распечатать и обменять в кассе заведения, где проходит мероприятие, за час до начала. Как ни странно, я не была единственной пришедшей заранее. В глаза сразу бросились идеально выверенные одеяния итальянцев - как на показе мод. Все гости без цветов, что помогло мне вздохнуть с облегчением.

Концерт Людовико Эйнауди можно описать двумя словами – до мурашек. Два часа - как пять минут. Он, вне сомнений, перфекционист. Всё было идеально: от звука к свету. Продуманно, тонко, деликатно. Не было пауз, слов. Он с группой музыкантов, все одетые в чёрное, зашли, заняли свои места, Людовико поздоровался и два часа они играли. Он пару раз поворачивался с благодарностью к залу и снова играл. Это было очень трогательно, конечно, не сравнить с записью... под кожу к сердцу от каждой ноты.

Сразу после концерта нас ожидало ещё одно шоу «Experience» (опыт), где композитор представил музыканта, у которой взял некоторые элементы для своего перфоманса (имитация звуков падения льдины, такой звук есть в одном из самых знаменитых видео Людовико, созданное совместно с Greenpeace в защиту природы, под названием «Арктическая элегия». Она была вдохновлена красотой региона и угрозами, нависшими над Арктикой). Музыкант Казу Макино играла на воде. Имитировала звуки падающих льдов, и звон церковных колоколов.

После концерта Людовико в камерной атмосфере пообщался со зрителями. Скромный, добрый, счастливый. Таким он остался в моей памяти. Это лучший концерт, из тех, что я видела. Он стал завершающим штрихом в путешествии в столь чуждый моему духу, но, всё же, завораживающий Милан.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления