Когда 5 лет назад появился телеканал ЗабТВ, его самым молодым журналистом стал Никита Гребенников — тогда ещё студент. Однажды он устал от телевидения и холодного Забайкалья, переехав в жаркий Вьетнам. Как строить карьеру и жить в чужой стране — он рассказал «Чита.Ру».
Никита — журналист, ему 23 года. Он родился и вырос в посёлке Забайкальск. С детства мечтал стать фантастом и написать эпопею «как у Толкиена», в 11 лет начал с повести. Ещё школьником вёл программу новостей на районном радио. В 2012 году поступил в Забайкальский государственный университет учиться на журналиста. Когда появился телеканал ЗабТВ, 19-летний Никита стал одним из первых его корреспондентов. В 2016-м ушёл с телевидения, а в 2017 году перебрался во Вьетнам.
О журналистике
Приближался 11 класс, а на писателей в Чите не учили. Сейчас это смешно звучит, но я не рискнул поехать куда-то дальше — это было бы и дороже, и рискованнее.
Зато в Чите была кафедра журналистики. Там тоже учили писать. А ещё учили красиво говорить в микрофон — этим я занимался ещё в Забайкальске, когда местный корреспондент ГТРК Владимир Ляшенко открыл сайт «Забайкалье+» и искал ведущего программы новостей на радио. Благодаря ему прокачал свой голос и нашёл первую работу в Чите — корреспондента «Радио России».
Бегать для них по выставкам, бесплатно проходить на концерты, встречаться с интересными людьми — это было здорово, но через год мне захотелось большего. Ведь кто-то и с губернатором встречается, и в заксобрание ходит как к себе на работу, и в командировки ездит!
Один преподаватель вскользь упомянул про какой-то проект Андрея Коптеева с «ЗабМедиа», для которого нужны толковые журналисты. Тогда ещё не знал, насколько я толковый, но решил попробовать. После первого же задания предложили устроиться на работу. Оказалось, не зря с одиннадцати лет портил бумагу, пока друзья жили обычной подростковой жизнью.
Вряд ли я смогу сформулировать топ вещей, которым меня научил ЗабТВ. Но точно могу сказать, что Коптеев и Ко сделали из меня настоящего журналиста, чьи тексты могут сделать что-то большее, чем просто удовлетворить творческое эго. Новостные ленты перестали быть для меня бессмысленным набором букв, некоторые чиновники и бизнесмены стали хорошими знакомыми, а в споре про политику или экономику я теперь могу с крутым видом вставить уже что-то поумнее, чем «во всем виновата власть».
О переезде на юг
Я ушёл с канала, потому что больше не мог совмещать работу с учёбой. Устроился на ведущим новостей на «Авторадио». Холдинг тот же самый — считай, улицу перешел.
Но уже тогда знал, что не задержусь в Чите надолго. Ещё работая в ЗабТВ, слетал в отпуск во Вьетнам. Увидел, что есть люди, которым не нужно покупать зимнюю одежду, которые могут днями есть экзотические фрукты, купаться в море. И работа у них у всех либо интересная, либо просто ненапряжная.
Таиланд — достаточно дорогой, а после смерти короля ещё и визовый режим ужесточили. Да и тайцы немного недолюбливают русских — всем известно, как мы отдыхаем за границей.
То ли дело Вьетнам. Может, он не такой цивилизованный, как Таиланд, но люди здесь простые, улыбчивые и дружелюбные. И во многом напоминают русских. В первую очередь — отношением к работе, в которых вьетнамцы руководствуются лозунгом «Хон сао!» — «Не парься!»
Самое приятное — язык. Только во Вьетнаме можно зайти в чисто вьетнамский квартал и встретить там продавца, разговаривающего на русском — научился во время войны у советских инструкторов. Конечно, это не значит, что тут на каждом углу без запинки споют «Катюшу» в оригинале, но пару слов по-русски точно знают. В Таиланде знатоков русского нет даже в чисто русской Паттайе.
Где жить и чем зарабатывать
Я сделал всё, чтобы не ехать в пустоту. Но всё равно получилось не как хотел. Я устроился блогером в местную турфирму — рекламировал на YouTube товары их электронного магазина. Платили хорошо, но график работы был адским — по ролику в два дня. В одиночку нужно было заниматься тем, над чем на ЗабТВ обычно работает команда из трёх человек. Поэтому, послав все их деньги куда подальше, я ушёл искать новую работу: ведь переехал под пальмы и солнце не чтобы работать ещё больше, чем на Родине.
За год я сменил несколько фирм — писал рекламные статьи, продавал экскурсии на улице, иногда даже ездил на них гидом. Сейчас работаю на местном русскоязычном информационном сайте — Asia Vietnam.
С жильём всё просто. Город чуть меньше чем наполовину состоит из отелей и апартаментов разной степени удобства. Я нашёл самую дешевую гостиницу в центре города — за 256 долларов в месяц.
Что касается денег: Вьетнам не такой дешёвый, каким кажется на первый взгляд. В день на всё про всё уходит примерно 250 000 донгов. Что-то около 622 рублей. Но зарплата здесь — не в рублях, а в долларах, который здесь как стоил 23 000 донгов, так всё ещё и стоит. Очень скоро перестаёшь сравнивать все цены с родными рублями, а начинаешь просто убирать три ноля и ориентироваться в «местных рублях». Получается, что самое дешёвое блюдо — суп фо — стоит 25 «местных рублей».
На жизнь хватает. Приходится, конечно, совмещать несколько работ. В месяц мне нужно примерно 600 долларов: сюда я включаю и различные развлекухи, походы по новым заведениям, ещё не посещённым достопримечательностям и прочее. Но большую часть времени я всё-таки работаю.
Просыпаюсь, с 9.00 до 15.00 продаю туры, а дальше — как повезет. Хватит усидчивости и желания (или терпения заказчика) — сяду писать тексты. Нет — пойду чем-нибудь займусь, куда-нибудь схожу, что-нибудь посмотрю. Пока что продажи приносят мне больше всего средств. Но ближайшее время собираюсь полностью перейти на журналистику.
Чем удивил Вьетнам
Когда был как турист, удивляло всё. Когда приехал за работой — не удивляло уже ничего.
В первую очередь удивляет, что страна всего 30 лет живёт без войн, но уже восстановилась и принимает туристов. А у нас когда Союз развалился? Всё-то с колен поднимаемся.
Вьетнамцы очень щедры. Я работаю на точке рядом с мороженщиком по имени Ли. Он постоянно угощает меня своим товаром. Не просто достаёт рожок из холодильника — нарезает фрукты, взбивет их со сливками, украшает. И вот он угощает меня фруктами, мороженным, кукурузой, бутербродами, а когда я пытаюсь ему что-то предложить — вежливо отказывается. Уговорил только на пару банок пива в честь Нового года.
В нашей стране стыдно не знать, кто президент, кто премьер-министр, губернатор — вьетнамцев всё это не интересует. Это и есть та стабильность, о которой нам рассказывают по телевизору: у тебя всё хорошо, ты живёшь по выстроенной стратегии, знаешь, через сколько сможешь купить машину, квартиру — какая тебе разница кто там наверху сидит?
Тут хорошие условия для бизнеса. Вьетнамцы экономят пространство, а потому любой дом с фасадом меньше 4 метров не облагается налогом на землю — их тут полно таких узких, похожих на столбы. А ещё, если у тебя в ресторане или магазине работают только члены твоей семьи, ты не платишь налог на прибыль. Поэтому тут каждый второй — индивидуальный предприниматель. Много денег не приносит, но на квартиру и мотоцикл хватает. Машины есть только у богатых — они облагаются 100-процентным акцизом.
О Забайкалье
Мои новости о России ограничены «Лентачом»: в общем, не то чтобы слежу, но в курсе некоторых событий. О происходящем в крае знаю только от знакомых и родителей. Они же рассказали о происходимвшем на Забайкальской медиа группе (из холдинга уволились многие журналисты, большая часть которых — из команды канала «ЗабТВ-24» — ред.).
Хочешь рассмешить Вьетнам — расскажи ему о своих планах. Пока я работаю для Asia Vietnam, буду вспоминать, как это быть хорошим журналистом. Ну и стараться жить максимально в свое удовольствие и узнавать как можно больше нового.
Возвращаться пока не собираюсь. Смысл тогда был сюда приезжать?
Туризм
«Путешествие» в Чите начало продажу субсидированных авиабилетов для молодёжи и пенсионеров Тарифы действуют на полёты из Читы в Москву, Екатеринбург и Новосибирск.