Р!
Туризм

Дмитрий Шатров: Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир

Мы продолжаем серию интервью с фотографами, которые умеют переворачивать внутри всё с ног на голову и расставлять чувства зрителя в нужном порядке. Их фотографии имеют не только цвет. Они распахивают бесконечно звёздное небо в горах и их звенящую тишину, скрипят колёсами деревянных повозок, свистят разворачивающейся в воздухе рыбацкой сетью, оглушительно пахнут восточными пряностями и ритуальными кострами.

Это было самое необыкновенное интервью — среди ночи, по скайпу с перелистыванием волшебных фотографий. Дмитрий Шатров — фотограф, путешественник, призёр международных фото-конкурсов, член Союза фотохудожников России. Его камера и ботинки познали более тридцати стран Европы и Азии, обеих Америк. Ему покорились Гималаи, Памир и Тянь-Шань, горы Кавказа и Кордильеры. Он сам вырастает в воображении непокоримой горой: его опыт, знания, философия, чувство юмора делают тебя крошечной точечкой, всё равно, что одной из тысячи звёзд на его фотографии. Он снимался в кино и занимался греблей, теперь дразнит читателей своего блога волшебными далями. Нет, не дразнит — «мотивирует».

— Как началось ваше увлечение фотографией?

— Знаете, я прошёл такой стандартный путь советского школьного ребёнка – ванная с затемнённым окном, проявитель в ванночке. Меня это очаровало тогда, в детстве, ну и, видимо, это действительно было моим, потому что в школе это был школьный фотокружок, потом кружок во Дворце пионеров. И, в принципе, могло заглохнуть: поступал на операторский курс одно время, со второго тура срезался, не прошёл и закончил как программист. Закончил университет, поступил в аспирантуру. А нырнул я в это крепко уже в 1997 году: я эмигрировал в Канаду и первое, что сделал — купил себе зеркальный Nikon N90. Так хобби перевернуло, переквалифицировало всю мою жизнь. Нырнул и, собственно говоря, остался. Это была первая серьёзная камера, серьёзная покупка. Уже после все эти цифровые зеркалки — от самых первых Т70 никоновских до последних — весь инструментарий, какой выходил, я старался просто его брать и использовать, снимать.

— Я знаю, что вам производители дают на пробу, на испытание какую-то фототехнику?

— Да. Это уже сейчас, когда я стал известен (смеётся). Очень много техники выходит, конечно, производитель хочет оттестировать её, прежде всего, в полевых условиях, берёт профессионала, людей, которые могут поделиться с аудиторией данными своих тестов. Так я плотно сотрудничаю с «Samsung», с никоновской техникой. Я вообще тщательно слежу за новинками, даже если камера не поступает ко мне на официальное тестирование, я стараюсь максимально с ней поработать, поиграть, взять у кого-то и вернуть.

— А почему вы выбрали жанровую фотосъёмку, почему не красивые обнажённые девушки на фоне стены, почему не свадьбы?

— Я пробовал всё это, пробовал и свадьбы. Работал и вторым фотографом, и первым. Я как раз жил в это время в Торонто и первым нырнул во всё это, очень интенсивно занялся. Но вот пока свадьбы меня не настолько впечатляют, как путешествия. Да, китайская, индусская – это необычно, интересно, захватывает. Но когда это повторяется из раза в раз, примерно одно и то же, то, чтобы заниматься свадебной фотографией, нужно её очень сильно любить. Свадебный фотограф, я считаю, — это призвание. Опять же сейчас этих свадебных фотографов расплодилось, не буду говорить как кого. И подобное скорее играет в обратную сторону, убивает, к сожалению, уровень. Своё дело нужно любить, прежде всего, потом уже охотиться за деньгами.

Студийная съёмка… Что ж, я пытался её снимать – не моё просто. И предметной фотографией тоже пытался заниматься – мне скучно после какого-то там часа работы с предметом, я просто теряю интерес. А почему путешественная фотография – меня прежде всего привлекает возможность приоткрыть это вот окошко в чужой мир, что называется, показать какой-то момент жизни совершенно незнакомого человека, как перечитать текст зрителям, раскрыть эти створки – вот он, момент – вау! хлоп! – створки закрылись.

В идеале, я стараюсь оставаться незамеченным для объекта съёмки так, чтобы зритель не видел фотографа в фотографии. Тогда это действительно будет живое, настоящее. Почему ещё природная съёмка – хотелось рассказать зрителю, что такое возможно. В нескольких сотнях километрах. Мотивировать его на нечто большее, чем сидение на диване дома. Эта сторона очень привлекла однажды, поэтому, наверное, вот такие кадры, необычные получаются.

— Ну, вот вы фотографируете, общаетесь со своим зрителем, пытаетесь его мотивировать. Я знаю, что вашему ЖЖ уже около девяти лет, правильно я считаю?

— Да, в августе будет девять лет.

— Не надоело ещё вести, постоянно выкладывать, постоянно что-то писать? Не отнимает это уйму времени?

— За столько лет, конечно, я пережил и взлёты, и падения интереса к журналу. Были моменты, когда я просто публиковал каждый день материалы, тогда было не очень много работы, и я мог себе позволить по времени. А сейчас, учитывая объём работы в оффлайне, живой жизни, реальной, я не успеваю зачастую обновлять журнал так часто, как бы мне этого хотелось. Знаете, я вчера прилетел из Африки, сегодня у нас один день пересменки, завтра я вылетаю в Бирму, и мы там работаем очень плотно. Я стараюсь обновлять журнал по мере возможности, но в реальности сейчас гораздо больше отдачи получается, чем просто от выкладывания фотографий в интернет. Это просто нужно делать для того, чтобы, по крайней мере, ту аудиторию, которую уже наработал за эти годы, — а это благодарная аудитория — её не растерять. Я считаю, что люди, которые читают годами, достойны того, чтобы самые интересные последние фотографии для них публиковались.

— Считаете вы, что вы как-то воспитываете свою аудиторию? Потому что обычно, когда выкладываешь первый, второй, третий текст или снимок, то, как правило, отзывы всё-таки критические. По крайней мере, у нас это на портале это заметно. Если посмотреть сейчас ваши записи и комментарии под ними, то там отзывов критических по минимуму. Потому что вы воспитали их?

— Вот смотрите, ведь их давно по минимуму. Да когда-то было хорошо сказано: какую бы ты хорошую вещь ни написал, ни сделал, кто-то тебя будет ругать. Здесь, я считаю, если это интересно тебе самому, то это будет интересно зрителю, то есть работа найдёт своего зрителя всегда. Я, как правило, не смотрю на эти вот комментарии «Вау! Клёво! Прикольно!». Это ребячество. Я читаю, и это довольно часто бывает, письма, отправленные уже в личку, на почту. «Спасибо большое, посмотрели, взахлёб читали три дня, в итоге поехали туда, в те же места, вернулись – вау! Перевернуло нашу жизнь» и прочее, и прочее. Вот эти очень сильно попадают. А количество комментариев к фотографии – я давно за этим не гоняюсь, я считаю, это вторично. Многие читают через подписки RSS-ные, многие смотрят в каких-то отдельных лентах, и комментируют зачастую люди опять же из «вау, прикольно», а это не столь важно.

— К фотографиям у вас обычно очень славные тексты, прямо такие вкусные, такие живые, чувственные. Не пробовали вы переквалифицироваться и больше писать о путешествиях?

— Я не то, что не пробовал, я просто пишу параллельно. У меня очень много журнальных, газетных публикаций, статей, прежде всего. Это вторая часть работы, которой я занимаюсь параллельно. Поэтому я считаю, что текст – немалая составляющая вообще поста, прежде всего, не фотографии, а именно поста. Он несёт довольно большой эмоциональный посыл, информационный, в том числе. И я считаю, что зритель заслуживает того, чтобы текст был красивым, под стать фотографии, по крайней мере, чтобы там не было ни орфографических, ни синтаксических ошибок. И желательно, чтобы стилистика не хромала. Тогда, действительно, зритель будет не то что воспитываться, он будет благодарен вам за это.

— А на выставках текст же не подпишешь на фотографиях. Даёте вы какие-то названия фотографиям?

— Фотография сама по себе, я считаю, должна быть лаконичной без текста. Зачастую фотография бывает вторичной к её описанию. Но если фотография цепляет даже без описания, это хороший кадр, а если нужно разжёвывать, объяснять, что и как, это уже другое. Поэтому выставочные работы – это совсем отдельная категория материала. Когда человек идёт мимо стендов, ему прежде всего важна визуальная составляющая картинки, не текстовая. А формат ЖЖ – это, действительно, постинги, прежде всего, фотографии и к ним обязательно описание, потому что сама по себе фотография потеряется в ленте.

— Горы. Вы идёте туда прежде всего как фотограф или тот человек, который идёт в горы?

— Изначально, когда я пошёл в горы, я шёл только ради них. Но, посетив школу в Эквадоре в Южной Америке в 2005-м, я понял, что этой красотищей, которая окружает, нужно делиться. Я не могу не делиться тем, что вижу. То есть пока я могу снимать, я ползу, иду, вгрызаюсь зубами в эту скалу, но если идти и не снимать, я теряю интерес, теряю силу. Я заметил, у меня был момент, когда у меня села батарейка в камере, я моментально сдулся вслед за ней, всё. У меня уже пропал стимул подниматься выше. Борьба ушла, и вершина как таковая потеряла свою привлекательность, потому что я сам с собой разберусь, но зрителям я уже не принесу часть того, чего хотел бы принести. Поэтому, отвечая на вопрос — всё-таки как фотограф, прежде всего.

— А если выбирать: горы, пустыня, леса – что ближе, куда бы вы охотнее отправились?

Горы-то у меня вообще страсть. Пустыня – вот мы сейчас только что вернулись с Марокко, мы были в Западной Сахаре, ну, меня это просто очаровало, я не ожидал, что это настолько круто. Такие стометровые барханы, гора песка, ветер этой массой играет – невероятно красиво! В следующем году будем программу повторять, я обязательно сделаю там не один день, а дня четыре-пять в пустыне, плотно чтоб можно было поработать, поснимать не спеша, именно войти в этот и ритм. Я бы был неловок и неуклюж под водой совершенно. У каждого своё. Я предпочитаю всё-таки более земные вещи.

— И небо, конечно. Небо-то какое!

— Небо — очень здорово. Человек, просто посмотрев на него, скажет: «Хочу туда!». Я считаю, что полдела сделано, когда он как-то мотивирован и через полгода, может быть, он пойдёт по моим стопам искать те же облака.

— А как вы всё успеваете? На сколько у вас уже расписаны путешествия? До какого-нибудь октября?

— Расписано всё очень плотно. Конечно, это такие, скажем так, подвижные планы, потому что «хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Это график работы, который, естественно, корректируется, но сегодня он прописан по февраль следующего года, и если это всё сложится, то дай бог, как говорится. Тут уже зарекаться тяжело. А как успеваю? Вот: прилетел, один день, по полной работа, завтра снова вылет, ноутбук, телефон, iPad – всё это в пути постоянно, и обработка, и переписка, много очень чего идёт. Это и статьи на борту, и всё что угодно. Это мой стиль жизни. За много лет я к нему привык и вряд ли смогу по-другому, наверное.

— Почему выбрали Канаду?

— Это был 1995 год, я эмигрировал в Канаду, потому что я жил в Прибалтике долгое время. Там начались сложности с русскими, а я сын военного лётчика, то есть практически сын оккупатора. И у меня не было другого варианта, как уезжать. Были варианты в Россию с нуля либо так же с нуля в Канаду. Я эмигрировал после аспирантуры в Канаду и, в принципе, не жалел ни единой секунды. Я представлял себя как программист, но ушёл в фотографию. Если бы у меня была бы возможность выбирать лет 15 назад, я выбрал бы то же самое. Я повторил бы.

— Я даже не знаю, сложно, наверное, спрашивать, по чему вы скучаете в России, поскольку путешествуете всё время? Есть что-то, что здесь осталось, и очень хочется, очень тянет? Что-то ещё не сфотографированное, может быть?

— Я возвращаюсь в те же места, где был год-два назад: они очень меняются, и я зачастую гонюсь за картинками, которые были раньше. Спустя много лет, они меняются в голове, и хочется их снова воспроизвести, но уже с новым опытом, с новым умением. А приезжаешь, и там совсем всё другое. И получается движение по кругу. Это постоянный бег в поисках такого недостижимого совершенства. Это состояние души — как морковь перед носом повесили, за ней бежишь. Время от времени можешь остановиться, перевести дух и опять — вперёд. По друзьям скучаю, когда постоянно мотаюсь, тоже без них тяжело. Но мне чуть-чуть легче, поскольку я могу в любой момент прилететь к ним, вернуться всегда. Эта возможность очень согревает.

— Как вы расписываете маршруты? То есть, в какой очередности – сначала я поеду сюда, потому туда. От чего это зависит – от погоды, от времени года, от настроения, от какой-то привязки к дате, может, какой-нибудь фестиваль или праздник?

— Очень много фактов. Во-первых, если маршрут проработан, то и даты, и проработка зависят от того, что конкретно мы снимаем. Например, если это природная фотография, мы снимаем ночную съёмку в горах, я стараюсь ловить фазу луны во время поездок так, чтобы мы попали на максимальное горное освещение. А если мы говорим о внутренней логистике перемещений, я стараюсь сократить переезды и максимизировать съёмочное время. Если это какие-то праздники, фестивали, да, безусловно, мы выясняем, когда будет то или иное мероприятие и под него подстраиваемся. Например, есть программа у нас «Жанровая съёмка на Пасху»: храм Гроба Господня. Перед студентами стоит задача пробиться в сам храм, желательно в сам ход, идущий за патриархом. Есть здесь очень хитрая тактика работы в толпе. Мы отрабатываем накануне её, потом мы отрабатываем неё во время самого хода. Каждая программа готовится сообразно целям. Плюс я стараюсь программу отработать лично до того, как я повезу по ней группу.

— А в Забайкалье планируете когда-нибудь приехать?

— Я очень хочу, там очень красиво, но здесь вопрос в логистике, поскольку в России вообще с туризмом не очень легко. Очень хочется, но нужно, во-первых, ехать самому смотреть, не полагаться на какие-то общие слова «Ах, у нас так красиво!». Да, красиво. Но приехать никто не зовёт. Это же большой труд — организовать съёмку.

НазадВперёд
7 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прекрасный материал. Прекрасные фотографии. Так и хочется сорваться куда нибудь. Здорово! Спасибо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

спасибо за прекрасную статью и замечательные фотографии!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ух! Здорово как!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

счастливый чел)))

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да. Мир огромен. И везде, куда ни глянь простые люди живут в нужде и нищете. Этим миром правит горстка нелюдей, включая и Россию, которые проводят каждое столетие эксперименты над простыми смертными. Пора всем простым людям на Земле сбросить тяжкое ярмо.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Какой волшебный дар не просто понимать собеседника, тем более такого, а не растерять все вкусности на пути к материалу! Так тонко чувствовать, ловить полутона и полувздохи, так просто и понятно делиться тем, что так украшает нашу жизнь! Спасибо автору! Восхищение перед талантом фотографа!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Очень красивые фотографии!!!