Р!
Туризм

Шанхай как настоящее Китая и будущее России

Дочь изучает китайский язык. На осенних каникулах в прошлом году она проходила практику в Маньжурии — китайская школа, китайские учителя. Общение с носителями — обычная история, когда изучаешь иностранные языки.

Пару месяцев назад учительница из Маньчжурии предложила Лене съездить на выставку в Шанхай, помочь с презентацией продукции и даже заработать какие-то деньги за это.

Предложение необычное и заманчивое, но странно отпускать любимую дочь с учительницей-китаянкой, которую она знает-то без году неделю, а мы с супругой и вовсе не знаем. Поэтому за месяц до поездки, пока Ульяна – таким русским именем представляется учительница — была в Чите, мы встретились, всё обсудили и решили махнуть все вместе – так и интересней, и душе спокойней.

По ряду обстоятельств нам пришлось ехать в Маньчжурию на своём автомобиле. Дорога в Китай – отдельная история, которая запомнится навсегда как минимум тем, что доехали живыми. По пути нам лоб в лоб из-за фуры выскочил автомобиль и ушёл от столкновения по обочине справа от нас. Я до сих пор думаю – хорошо, что сидела за рулём жена, она просто окаменела в этой ситуации, а я, наверное, в случае лобовой атаки начал бы брать вправо, на обочину, и чем бы дело кончилось, одному богу известно.

Мы в первый раз пересекали забайкальский пункт пропуска на своей машине, и это было, что называется «адъ и израиль». Если пересечение российской границы — достаточно несложная процедура, то в Китае начинаются «танцы с бубном»: одну бумажку возьми здесь, поставь печать там, при этом возникают периодически какие-то паузы в движении очереди на час-два. В общем, если нет опыта, то выходит сплошная нервотрёпка, помноженная на усталость и вероятность того, что всё каким-то образом сорвётся, а оплаченные самолёты улетят без тебя.

Итак, в 4 часа ночи по нашему времени и в 2 по китайскому мы оказались в Маньчжурии. Быстро заселились в гостиницу, спали беспокойно, через 12 часов надо было быть в аэропорту.

Перелёт Маньчжурия — Харбин — Шанхай завершился без приключений за исключением изъятия службой безопасности аэропорта у меня электронных сигарет. Надо отдать должное, забрали не безвозвратно — я получил их по приезду обратно.

Наши маньчжурские товарищи на выставке, куда пригласили Лену, экспонировали продукцию завода «Читинские Ключи», в частности, нашу любимую «Куку». Создавалось некое двойственное чувство. С одной стороны, я был рад за нашу знаменитую компанию, которая, так или иначе, развивается, пытается расширить свои рынки сбыта и прочее. С другой стороны понимаешь, что вода, хоть и упакованная в бутылки, а не поставляемая трубопроводом как нефть и газ, – это технологический потолок регионального производителя, да, пожалуй, местами даже российского.

Грустно видеть, как моя страна всё больше и больше скатывается в статус международного сырьевого придатка, несмотря на то, что более 10 лет на Россию лился дождь из нефтедолларов, которыми, на мой взгляд, крайне бездарно распорядилось руководство страны.

Выставка продолжалась с 1 по 3 апреля. Пока дочь работала,

мы с женой открывали для себя поистине впечатляющий своей архитектурой Шанхай.

Конечно, нас вечерами угощали и кормили, как дорогих гостей, но не всем по вкусу китайские деликатесы. Вот зашли в маленький семейный ресторанчик: кто не наелся за роскошным экзотическим столом, наелся в обычной китайской пельменной. И устроил мастер-класс по лепке пельменей по-русски.

После окончания выставки, китайцы организовали для нас экскурсию в соседний город, где расположен просто неописуемой красоты исторический квартал. По китайским меркам. По нашим – целый микрорайон КСК.

В Китае я не был последние лет пять, и стоит заметить, что он стал уже далеко не дешёв. По крайней мере, его южные провинции. Китай вырос, он стал глобальной фабрикой мира, соответственно поднялся и жизненный уровень населения, его платёжеспособность, цены не заставили себя долго ждать. Сейчас мы импортируем из Китая всё – от трусов до автомобилей, а ведь когда-то, лет 20 назад, когда Россия только встала на путь реформ, мне кажется, вся инфраструктура была у нас лучше, потенциал больше, да и производства ещё не были развалены и обанкрочены. А сейчас, глядя на производственные мощности, транспортную инфраструктуру и ритм жизни современного Китая, остаётся обо всём этом лишь только мечтать для родной страны.

Мне думается, что у Китая был единственный ресурс, который был использован с превосходной эффективностью. Это люди. Да, они работают за небольшие деньги, да, они малообразованны. Но кто-то ими руководит и направляет, и результаты этой работы ошеломляющие.

Вернувшись в Маньчжурию, мы подкрепились в одном из ресторанчиков и двинули в сторону границы, а здесь нас ждала вторая часть «марлезонского балета». Пробку создавала уже наша, российская сторона. Да что тут рассказывать – 12 часов прохождение границы? Мне бывалые скажут, что я пороху-то не нюхал, не стоял на границе по двое суток, не ночевал на нейтралке. Спорить не буду, просто скажу, что никакого желания повторять этот опыт у меня нет.

Приехали домой уже в понедельник, в 4 часа утра: чуток поспать и на работу. Таково получилось путешествие с грустными выводами.

Спасибо всем единомышленникам – тем, кто рядом и кто далеко. Выдержки и мудрости тем, кто противоположных со мной взглядов. Здоровья и удачи всем!

НазадВперёд
10 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Абсолютно согласна с автором по поводу развития Китая. А Леночку знаю давно - большая умница! Ее ждет хорошее будущее, если уедет из Забайкалья.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

хорошая поездка благодаря бездарному руководству. а уезжать с приграничного с Китаем района -глупость. Надо этим пользоваться.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

грустно как-то. Автор, а где еще выводы, предложения? Начал то очень хорошо, и потом как то резко закончил. Как считаешь, что надо нам делать, чтобы изменить страну и догнать Китай?

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Да, рецепт прост - надо любить свою страну (особенно когда делаешь принципиальный выбор)!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Шанхай - он большой. Там много чего имеется. В том числе улочки типа Хунчжэнь лаоцзе. Только автор, похоже, там не бывал. Может это и к лучшему - иначе когнитивный диссонанс был бы ему гарантирован. И восторгов бы от китайской действительности поубавилось.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Согласен в оценках с Alexxell, есть какая-то недосказанность в статье. А Китай действительно очень разный и жить там непросто, хотя именно Шанхай особенно потрясает, но вместе с тем, это уже скорее европейский город, нежели ортодоксальный Пекин.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полностью согласен с автором!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Переход границы на своей машине - верх российского бардака. И китайского! Убить надо бы всех этих чиновников

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Шанхай просто невероятный и потрясающий город! Какое счастье, что мне довелось побывать там, влюбилась в него раз и навсегда! Странно, что автор сравнивает город Сучжоу с нашим КСК. Он как минимум в 7 раз больше чем Чита, не то что КСК. может Вам, от недостатка времени, показали только несколько улочек.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

С КСК сравнивался лишь размер исторического квартала.

Хотя я могу ошибаться, кто-то из них явно больше.