Город Страна и мир мнение Солончаки Уюни, Боливия

Солончаки Уюни, Боливия

«Чита.Ру» начинает публикацию серии путевых заметок забайкальцев Ильдара и Олеси Ахметовых из путешествия по странам Латинской Америки летом 2014 года. Первая из заметок посвящена автомобильному путешествию на высохшее солёное озеро Уюни в Боливии.

«Чита.Ру» начинает публикацию серии путевых заметок забайкальцев Ильдара и Олеси Ахметовых из путешествия по странам Латинской Америки летом 2014 года. Путешественники не стали ограничиваться посещением матчей Чемпионата мира по футболу, а проехали значительную часть континента. Первая из заметок посвящена автомобильному путешествию на высохшее солёное озеро Уюни в Боливии.

После Потоси* (Potosi), его музея монет и знаменитой богатой серебром горы, мы отправились в Уюни (Uyuni). Дорога от Потоси до Уюни заняла 4 часа, и за это время я дочитала книгу, а также сделала кучу изумительных пейзажей и впервые увидела лам. Cтолько восторга! Нет, лам мы в зоопарке видели и даже кормили, но чтобы в таких количествах и в природных условиях! А ещё они такие смешные – боливийцы им приделывают кисточки из разноцветной пряжи на уши, иногда на шею – целые ожерелья, поэтому ламы ещё более забавно и выглядят. Здесь, в Боливии, есть 3 вида лам: собственно ламы, альпака (ламы с правильной шерстью) и викуньи. Мы видели всех. Плюс ещё часто пасутся ослики. В дороге я подарила матрёшку маленькой девочке, она сначала её даже брать не стала, насупилась и всё смотрела, боясь взять в руки. Потом всё-таки взяла, но играла совсем недолго: опять вернулась к своей пластиковой пробке, с которой и до этого час возилась, и после ещё два часа забавлялась. Вот такие они, боливийские дети.

Уюни... Ну, я даже не знаю, с чем сравнить этот крайне депрессивный городок. Но его не избежать, если хочется попасть в тур на джипах, посмотреть все эти солончаки, вулканы, гейзеры и прочее. Очень мрачный город; портит впечатление ещё то, что он находится в степи, поэтому дуют сильные ветра. Домики все одноэтажные, особых архитектурных достопримечательностей нет, а вот улицы... Улицы прямо покрыты горами мусора! Столько летающих пакетиков и упаковок я ещё нигде не видела. На Petaling Street в Куала-Лумпуре, но они там держатся несколько часов, после чего весь мусор убирают. А здесь - нет. Хостел – самый некрасивый из всех. По некрасивости и отсутствию уюта переплюнет хостел в Монголии – тот долго держался на первом месте. Хотя в остальном нормальный такой хостел. Есть горячий душ, но в таком холоде даже в голову не приходит его принимать. Комнаты (дормы) без отопления; пока смотрели футбольный матч в холле, я замёрзла во всей одежде, какую удалось на себя надеть. Ночью не мёрзли – с 8 вечера включают обогреватель, плюс на каждой кровати по 3 одеяла и шерстяные простыни. Ну, и 8 человек в дорме. Но тур на джипах не отменился (900 боливиано с человека - $150). Правда, поехали мы довольно простуженные. Впрочем, все туристы в Уюни хлюпают носами.

В 11 утра следующего дня мы двинули в путь-дорогу. Познакомились с коллегами: влюблённой парой из Голландии (оба высокие и тощие, как жерди, вот же встретили друг друга! Причём оба – Робеспьеры); парой из Франции, которая путешествует вокруг света вот уже 9-й месяц – так начался их медовый месяц и продолжается по сей день. Познакомившись с гидом, мы вдруг поняли, что гид говорит только по-испански, а все присутствующие – на английском. Безусловно, французам легче понимать испанский, чем русским, но никто толком нашего гида до конца не воспринимал. Впрочем, мы как-то находили общий язык. Едва начинаешь засыпать в дороге, как раздаётся весёлый голос нашего водителя-гида: «О-кей, чикос-чикос, салар дэ уюни, чикос, дереча».

Начался тур с осмотра кладбища паровозов. На «кладбище» покоятся паровозы железной дороги из Антофагасты в Боливию, отставленные от поездной службы в 1950-х годах, когда добыча минералов на окрестных рудниках резко упала. Здесь есть интересные экземпляры — локомотивы Гаррата и Мейера — но все в неудовлетворительном состоянии. В тот день дул очень сильный ветер, в глаза несло кучу песка, поэтому вылезать из джипа иногда не очень хотелось, но что поделать. Как самым низким, нам приходилось сидеть позади всех, а вылезая, ещё и перелезать через сиденье. Безусловно, мы из вежливости менялись местами, но чаще всего русские оказывались на заднем сиденье, на колесе, где больше всего трясло. От кладбища поездов у меня нет никаких особых впечатлений (я люблю больше творения, созданные природой), кроме встречи с русскоговорящими туристами, которые оказались литовцами.

Потом был ланч. Довольно неплохой, учитывая унылые и необжитые края, в которые мы забрались. Во время ланча мы решили, что кулинарные способности нашего гида гораздо важнее, чем его знание английского. В общем и целом, мы, конечно, понимали, о чём он рассказывал – то, что мы проезжали и посещали, имело интернациональные названия: вулкан, пустыня, кактусы, фламинго, лама, викунья, фумароллы, гейзер и т.д. – понятно без перевода. Числа по-испански уже выучили даже я и голландец.

После ланча мы как раз въехали на самый большой солончак. Это высохшее озеро. Летом соль тает, фотографии получаются другими, мы же исследовали это чудо света зимой, когда соль затвердевает, трескается и действительно больше напоминает соты. Во время сезона дождей солончак покрывается тонким слоем воды и превращается в самую большую в мире зеркальную поверхность. Местные гребут оттуда соль на экспорт. Туристам это место интересно в первую очередь из-за уникальных фотографий, которые можно сделать, пользуясь свойством перспективы. Так как у вас имеется лишь плоская белая поверхность до самого горизонта и полное отсутствие каких-либо объектов (гор, зданий), позволяющих оценить масштабы, можно делать уникальные снимки себя и тех предметов, которые попадутся под руку. Чем мы сразу же и занялись.

Потом был соляной отель – здание, выстроенное из блоков соли. Содержать такой отель оказалось дорогим удовольствием, поэтому он заброшен. Только столы, где туристы обедают и отдыхают. После отеля мы попали на остров Incahuasi – остров посреди высохшего солёного озера. Высота – 3 656 метров, вход – 30 боливиано (около 150 рублей). Мы совершили небольшую прогулку по скалам, сначала вверх, потом вниз. Остров состоит из безжизненных кусков базальтовых конкреций, поселиться на которых решились только кактусы Trichocereus pasacana (Echinopsis atacamensis), растущие по 5 мм в год и выросшие уже до 5-10 м. Ветер на вершине просто жуткий! Холодный и очень сильный. Но кактусы стоят, лишь слегка покачиваясь. Пейзаж, конечно, изумительный – абсолютно белая пустыня, словно холодное застывшее море, а посредине - безжизненный остров с торчащими колючими гигантами.

Надо заметить, по соляной поверхности ехать - одно удовольствие. Я даже книгу читала, потому что не трясёт. А вот потом мы съехали на каменистую дорогу, и это был обычный кошмар по бездорожью. Программа первого дня короткая – в 6 вечера мы уже прибыли в соляной отель, где расположились на ночлег. В первую ночь было не так холодно, как во вторую. У нас с собой были спальники, а в комнатах лежало по 2 шерстяных одеяла. Ночью было нормально. Также имелся горячий душ, принимать который не было абсолютно никакой храбрости. Зубы чистить – и то страшно. На ужин нам дали бутылку боливийского вина, так что время пролетело весело. Вообще, компания попалась хорошая, это я сразу поняла. Обе пары нормальные, без каких-то заскоков и высокомерия. Может быть, возраст сказывался - всем примерно по 30 лет, я оказалась самой старшей. В хостелах часто попадается молодёжь, которая, видимо, отправляется в путешествие, не начав работать, едва закончив вуз или ещё обучаясь. И такая молодёжь обычно оставляет не очень благоприятное впечатление. Общаться тяжело. Так что я не раз и не два порадовалась, что нам досталась именно такая компания зрелых и рассудительных людей. В этом путешествии мне уже встретилось немало хороших людей, с которыми можно о многом поговорить.

Второй день. Подъём в 7 утра, завтрак, горячий чай и снова в джип. Это был самый насыщенный день. Сначала мы посмотрели на фумаролы. Вот уж не думала, что когда-то доведётся их увидеть. Огромные лепёшки лавы, а в них поры, отверстия – это и есть фумаролы, источники горячих газов. Мы наблюдали уже то, что когда-то было действующим вулканом, но давным-давно остыло и погрузилось в сон.

Остаток дня мы изучали лагуны. Не знаю, почему они называются лагунами, а не озёрами. Вообще, лагуна – это водоём, отделённый от моря, но мы не понимали нашего испаноговорящего гида, и происхождение этих лагун осталось для нас загадкой. Ну и ладно. Зато они такие красивые! Laguna Canapa, Laguna Hedionda, Laguna Honda, Laguna Chiar Kota, Laguna Colorada, Laguna Verde.

1 из 2

В лагунах живут три вида южноамериканских фламинго — чилийский фламинго, андский фламинго и фламинго Джеймса. Стоят в едва оттаявшей ото льда воде и чего-то там едят.

Фламинго могут справляться даже с крайними природными условиями, в которых выживает лишь немногие другие виды животных. Например, они встречаются у весьма солёных озёр. Это обусловлено наличием в сильно солёных водоёмах, где не живут рыбы, большой популяции рачков (таких, как артемии). Рачки являются основной пищей фламинго. Фламинго могут встретиться и на высокогорных озёрах. Кроме того, они умеют переносить очень большие перепады температуры.**

Лагуны мне понравились из-за живности (нам попалась даже лиса!), а также из-за красоты пейзажей.

1 из 2

Кстати, во второй же день мы встретили бискача. Вообще, Боливия – удивительная страна в плане живности. В ней обитают десятки видов эндемиков, то есть животных и растений, которых больше нет нигде в мире. Бискача – это животное из отряда шиншилл, что-то между кроликом и тушканчиком: выглядит, как заяц, у которого очень длинный хвост. Мы остановились на ланч в ущелье. Едва заслышав звук джипа, на камни, на солнышко явились несколько бискачей. Они просто сидели на камнях и не обращали на нас никакого внимания. Совершенно не так, как ведут себя обычно белки или прикормленные бурундучки. Нет, эти животные просто сидели и щурились на солнце. Почти так же, как сами боливийцы – у вас своя жизнь, у нас - своя. Возможно, где-то наши пути однажды пересекутся, но дальше мы пойдём каждый своей дорогой. Не знаю, чем они питаются – один все-таки поел чуть-чуть хлеба – но живут они среди голых камней. Снова фотографировали лам и викуний. Викунья – это такая более стройная лама.

1 из 2

Посмотрели на «каменное дерево» Arbol de Piedro в пустыне Силоли. Оно считается визитной карточкой здешних мест. Очень узнаваемый выветрелый камень посреди пустыни.

Снова ночевали в соляном доме. Но уже зуб на зуб не попадал. Еле дождались ужина. Спали ввосьмером в одной комнате. Температура ночью опустилась ниже 10. Высота - 4500 метров. Внутри домиков никакого отопления. Ощущения, конечно, те ещё.

А утром нас привезли на горячие источники. Подъём в 4.30 утра, так как голландцев нужно было отвезти к чилийской границе. Поэтому гейзеры мы посмотрели в кромешной тьме, было 6 часов утра. Меня удивил звук – самый мощный гейзер ревел точь-в-точь, как турбины взлетающего самолёта. С таким именно звуком вырывается из-под земли горячий пар. К горячим источникам подъехали к 7 утра. Купались все, кроме нас и француженки Аурелии. Мы не стали рисковать здоровьем – всё-таки насморк и горло. Залезть-то в водоём просто, а вот вылезать в такой холод! Но наши друзья были счастливы, убеждали, что они моментально согрелись и в машине больше не мёрзли. Да, в джипе разве что от ветра можно было спастись, а в плане температуры – очень холодно. Вода в водоёме +35.

1 из 3

Перед чилийской границей мы успели поглазеть на пустыню Сальвадора Дали. Голая серая пустыня, посреди которой несколько десятков огромных, причудливо изрезанных ветром, солнцем, температурой и песком камней. Впечатляет.

1 из 2

Выгрузили голландских друзей, простились и понеслись домой, обратно в городок Уюни. Ехали уже другой дорогой, не переставая удивляться, какие всё-таки разные места в Боливии. Вроде бы мы колесили эти три дня вокруг одного солончака, но ни разу пейзаж не повторялся, никакой скуки! Ничего, что может замылить взгляд. Всё-таки Боливия – недооцененная нашим соотечественником страна. Чего тут только нет, начиная от пампасов, Амазонки, Пантанала, вулканов и заканчивая высокогорными районами и лыжными курортами. А животные! Это мы ещё страусов не видели, они тут тоже пасутся. Короче, полный восторг от этих трёх дней, несмотря на некоторые лишения в виде обогревателей. (Продолжение следует)

1 из 6

*Потоси – столица одноимённого департамента Потоси в Боливии.

** – цитата из Wikipedia.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления