Город Страна и мир интервью Чита итальянскими глазами

Чита итальянскими глазами

Архитектура у вас занимательная. Потому что в городе соседствуют постройки советского периода, очень старые здания и совсем уже современные. Определённого ансамбля архитектурного нет, но, может, в этом своя изюминка Читы...

Специалист в области маркетинга и развития бизнеса, коуч и просто интересный человек Альберто Каппеллари приехал в краевой центр пару недель назад в поисках прекрасного в самом забайкальском смысле этого слова. Здешние природные красоты, колоритные люди и самобытный уклад жизни, так отличающийся от традиционного итальянского - некая экзотика для наблюдательного европейца.

Моя встреча с Альберто состоялась в одном из ресторанов города, куда он был приглашён на закрытый показ фильма итальянского режиссёра Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». После просмотра драмы гости вечера живо обсуждали увиденное. В дискуссии принял участие и приезжий гость. Я внимательно слушала мнение итальянца об итальянском кино. Его искренний позитив, философский взгляд на самые порой трагичные обстоятельства и абсолютное виденье красоты во всём, что его окружает, не могло не натолкнуть меня на мысль записать с ним интервью. О жизни, о правде, о красоте по-читински.

О дураках и дорогах

На интервью к Альберто я спешила в аккурат после дождичка. Пешком. Путь по размытым рытвинам, лязгающим выбоинам и мокрому песку можно было угадать по моей перепачканной обуви. Раздражение от сделанной глупости - желания прогуляться до места встречи на своих двоих - нарастало, но оно же породило идею начать беседу с вопроса: «А как вы относитесь к поговорке русских о том, что в России две проблемы: дураки и дороги? И что, если подумать об этом в масштабах Читы?». Альберто улыбнулся присущей ему задумчивой улыбкой и начал с удивившего меня признания.

- А знаете, мне нравятся дураки. Я люблю их даже. И то, что они есть, не проблема русских или какой-то другой нации. Они просто есть и это не так уж плохо. Именно наличие в нашей жизни глупцов регулирует нормальность. И мы можем почувствовать себя нормальными рядом с дураками. Я вообще считаю, что различие между умным и дураком только в том, что умный может делать прогнозы на будущее, может как-то предвидеть развитие событий, предугадать, а глупец не может. Вся разница.

Говоря о дорогах, гость вспоминал о своей попытке комфортно подобраться к Церкви декабристов. Чавкающее под ногами бездорожье в относительной близости с центром несколько удивило приезжего, но не до шока. В грязных туфлях, орошенных грязью джинсах и с улыбкой на лице он всё-таки дошёл до культурного объекта и вкусил пирог искусства, истории и местного колорита с аппетитом.

Просторы, как помеха дружбе

- Уровень жизни людей в Чите очень разный, – заметил Альберто Каппеларри. - Я итальянец и мыслю по-итальянски. Мы в постоянном тесном контакте с людьми, которые живут неподалёку. Для нас не важен уровень достатка, кем и где он работает. Мы как-то проще сходимся, общаемся, мы дружны. У вас сущность людей иная. Может быть, так сказывается обширность территории, на которой вы расселены. У нас всё компактно, близко друг к другу, а у вас же можно ехать-ехать, а вокруг просто пустая земля. И жить вы можете, вроде бы, и в одном городе, но далеко друг от друга. Это сказывается на взаимоотношениях людей, по моему мнению. И ценности потому разные и, вообще, точек соприкосновения ваши люди зачастую у вас не могут найти.

Итальянцы – одни из тех, кто подарил красоту миру. Красоту искусства. Почти 70% зданий, которые окружают среднестатистического итальянца, – арт-объекты или строения, представляющие историческую, культурную или архитектурную ценность. Четверть всех произведений мирового искусства сконцентрированы в Италии.

- Мы не то чтобы не ценим всё это великолепие, - продолжает Альберто. – Просто мы живём в нём, и это обыденно для любого итальянца. А вы цените наше искусство. Я же вижу, как русские впечатлены, скажем, во Флоренции. Увиденные красоты города восхищают их, они чувствуют себя в центре мира искусства и красоты. Больше всего в Италию приезжают туристы из Америки, Китая и России, но именно русские как-то особенно ценят нашу культуру, живопись и архитектуру. И дружнее вы на нашей земле. Может, сконцентрированность и относительная теснота роднит ваши души, сердца.

O, sole mio!

В меру жизнерадостный гость из яркой, темпераментной, солнечной Италии, где зреют вкуснейшие оливы, сочные апельсины и душистый розмарин – любитель тепла и неги – не мог не заметить разницы в природе с краем суровых зим и холодной почвы.

- Природа слишком разная, чтобы её сравнивать, - начинает разговор о природе Альберто. - Но могу точно сказать, что здесь другое солнце. Не такое как в Италии, поэтому здесь всё видится в другом свете, в прямом смысле слова. А когда ты всё видишь в разном свете, у тебя меняется точка зрения на вещи, в частности, на природу. У меня дома места есть потрясающие, мощные по своей энергетике, но у нас все очень маленькое, потому что не позволяют территории земель.

Альберто приехал из маленького городка Падуя. В городе множество каналов, две реки, частично вытекающих из Средиземного моря.

- И вот от моря-то мы и получаем основную энергетику, она чувствуется в воздухе – рассказывает о Родине итальянец. - У вас же всё такое огромное, просторы заворожили меня. Эта даль, которую невозможно объять взглядом, столько растительности, столько свободы. Можно лететь над вашим краем 5-10 миль и видеть только лес. Пролетая низко над Италией, вы сможете увидеть только города. Даже говоря о расстояниях, для меня 500 километров – невероятный по продолжительности путь, на чём бы я его ни преодолевал. А для вас так себе расстояние. И вся природа как бы вписывается в концепцию этих просторов. Потом, вы живёте недалеко от озера Байкал – одного из природных чудес света. Там уникальная природа, уникальная вода и энергетика, которая распространяется далеко за пределы самого озера и его окрестностей. Я был там несколько дней, посетил некоторые крошечные деревеньки. Для меня это колоссальный опыт, потому что такая необыкновенная природа и такой близкий к ней уклад жизни заставили меня почувствовать своё сердце так, как будто я очутился у истоков чего-то непознанного.

Объятья нищего, как приз

О чём бы ни говорил этот солнечный душой итальянец, он улыбался, с улыбкой же задумывался, с ней же на губах рассуждал об угрюмости читинских людей, об унылом настроении горожан, в которое они повергают улицы, передвигаясь по ним с озабоченным видом.

- Я могу, пожалуй, частично согласиться с тем, что люди у вас мрачные, – сказал мне собеседник. - Знаете, я пару раз просто сидел на улице, смотрел по сторонам, и ко мне подходили прохожие и начинали со мной беседовать. Конечно, было проблематично, потому что я совсем не говорю по-русски. Я пытался пообщаться на английском, но из тех людей, кто подходил ко мне, никто им не владел. Как-то ещё на улице в Чите ко мне подошёл человек и стал просить милостыню. У меня не было наличных денег, в кармане лежало несколько монет, может, 3-4 рубля. Конечно, я их отдал. Он так искренне мне улыбнулся, отошёл, вернулся снова и начал обнимать меня. Он забыл о деньгах и стал, как мог, спрашивать меня, откуда я приехал, не из Англии ли. Я его понял и стал рассказывать про Италию. Эта ситуация тронула меня. Потому что частично я согласен с тем, что угрюмости в читинцах хватает, но у меня есть некоторый опыт дружбы, и я знаю, как искренне по-дружески относиться ко всем и это срабатывает. Я не думаю, что этот нищий, который получил 3 рубля из рук горожанина, возвращается и начинает его обнимать. Наверное, он почувствовал мою искренность, я не презирал его, я отдал всё, что у меня с собой было. И наши души как-то встретились.

Пара слов об архитектуре

Собираясь заговорить об архитектурном ансамбле города, я вспомнила любимый нами предновогодний фильм «Ирония судьбы. Или с лёгким паром!». Помните, в начале истории голос за кадром рассказывает о том, теперича не то, что давеча: дескать, раньше были постройки такие и эдакие, а теперь в любой город можно приехать и посмотреть «в типовом кинотеатре «Ракета» типовой художественный фильм». Вот и я о Чите так думаю: прилетел в типовой аэропорт, заселился в типовую гостиницу и пошёл по типовым улицам в поисках типовых увеселений…

- Архитектура у вас занимательная, - снова интригует меня Альберто. - Потому что в городе соседствуют постройки советского периода, очень старые здания и совсем уже современные. Определённого ансамбля архитектурного нет, но, может, в этом своя изюминка Читы. Мне даже понравилось. Ваше главное здание почты на площади Ленина из дерева очень симпатичное, я нашёл привлекательной Церковь декабристов, постройка такая ветхая, столько исторических событий связано с этим местом, это впечатляет. И что ещё делает местную архитектуру особенной, так это погода. В зависимости от того, как на улице, мы видим разные картины. К примеру, ваша главная площадь Ленина – яркий пример. Я увидел её в дождь, в солнечный день, когда небо было лазурным, я посмотрел на неё сквозь дым, который окутывал ваш город несколько дней, когда я приехал в Читу. И всякий раз это было совершенно разное место: внешне, по настроению, по восприятию. Поэтому погода очень меняет виды, даже городские. Просто вы живёте и не замечаете этого, не смотрите вокруг, не сравниваете.

О еде со вкусом, и вине – с любовью

Еда – культ для итальянца. Все праздники в Италии, по рассказам Альберто Каппеларри, так или иначе – еда. Она объединяет итальянцев, потому что в разных районах Италии люди говорят на разных диалектах, немного отличаются традиции, но еда, рецептура, гастрономия во всей стране единая. К примеру, в Италии знают секрет приготовления более сотни сортов сыра, жители солнечной страны отличают их все по вкусу. Отлично сочетают их с винами, мёдом и конфитюрами.

Мы много говорили о вине. О том, что его пьют по-разному. Кто-то добавляет в бокал лёд, кто-то - воду. Некоторые итальянцы начинают пить молодое вино с девяти часов утра, оно подаётся на ланч, к обеду и ужину.

- В этом нет ничего дурного, в нашем понимании, - удивляется Альберто. - У вас можно позволить себе пару бокалов вина вечером, за ужином, когда окончен рабочий день. Мы же пьём вино как обязательно дополнение, которое подчёркивает вкус продуктов, раскрывает блюдо. Во время деловых бизнес-ланчей я не пью вино, просто потому, что я работаю даже в момент приёма пищи в этом случае. А во всех остальных – охотно. Я люблю хорошее вино, как любой итальянец.

Красное вино, поданное в бокале к мясному салату, Альберто угадал: сухое, французское, немного пряное на вкус, с примесью терпких фруктов и лаванды. И белое, которое мы отведали за основным блюдом, тоже. Оно было родным, итальянским.

В целом, качество приготовления русской кухни в заведениях читинского общепита Альберто нашёл неплохим. А может, просто из соображений деликатности не сказал плохого. Но справедливо отмечу, что и любимый нами салат «Оливье», который итальянский гость съел на закуску, и драники со сметаной, и яблочно-медово-коричный десерт, которыми в тот вечер ресторан потчевал наш столик, были вкусны и изысканны – не подвели.

У кого улыбка, тот и сильней

Я всё смотрела на Альберто и думала: неужели правда? Правда, что можно вот так искренне видеть красоту во всём, даже некрасивом? Он прилетел в город в день, когда пелена дыма и сажи от бушевавших в крае пожаров застилала воздух, не давала полноценно дышать, глаза слезились, а одежда отдавала дымком так, как будто ты несколько часов просидел в задумчивости у костра.

- Я вышел из самолёта и почувствовал густоту этого воздуха, всё выглядело так, как будто было окутано облаком, а воздух голодал по влаге, – вспоминал сеньор Каппеллари. - Я принял это. А через час пошёл сильный дождь и спустя непродолжительное время от ядовитой пелены ничего не осталось.

Силой мысли, позитивом и улыбкой, по мнению Альберто, можно добиться всего, чего хочется. Так, на вопрос о том, что бы он делал, если б ему пришлось остаться в Чите навсегда с очень ограниченной суммой в кошельке, он ответил…

- Я начал бы улыбаться! И с улыбкой стал бы перебирать в голове всё, на что я способен. К примеру, у меня есть некоторый опыт в дизайне и освещении помещений. Я бы попытался найти контакты каких-то архитекторов и постарался бы предложить им свои навыки. Потом, я ведь бизнес-консультант. И спустя какое-то время (я говорю так, потому что для этого нужно и время, и кое-какие вложения) я стал бы заниматься этим, помогать начинающим бизнесменам запускать стартапы, а более опытным людям бизнеса - разрабатывать стратегию дальнейшего развития. Я бы не потерялся. Я бы обязательно принял ситуацию и нашёл как минимум несколько выходов, чтобы у меня был выбор.

Мы говорили о многом: о благотворительности и о том, что меценатство – в крови у итальянцев, поэтому проблем с помощью нуждающимся у них если и есть, то по минимуму – помогают все! Я растолковала ему почему о герое Достоевского «Идиота» князе Мышкине в Италии поговаривают: «Что-то там связано с мышью у него». Много рассуждали об улыбках, душе, справедливости… И вот ведь интересность какая вскрылась, в одном из свободных театров в Падуе Альберто играет и кого бы вы думали? Азазелло в булгаковском «Мастере и Маргарите». Мистический герой, один из слуг в свите дьявола, - близкий по духу моему собеседнику образ. «Он ведь наказывал плохих, а хорошим помогал обрести друг друга», - пояснил Альберто.

***

Я много думала после знакомства с этим человеком. И занесло же его не куда-нибудь в творческий Питер или модную красивую Москву, а в Читу, город, редко посещаемый туристами из Европы. Мне было нелегко принять и разобраться в тех, с одной стороны философских, а с другой – очень человеческих взглядах на вещи, которые нас окружают, на ситуации, на людей. И я вернулась на то же место, - в тот самый ресторан, где накануне мы записывали интервью с Альберто, заказала такую же еду, села на то же место и пригляделась. Вчера здесь была та же мебель, тот же персонал и такой же, чуть пропахший кухней воздух, но резонанса и энергетики мне не хватило в сравнении с вечером суточной давности. «А что бы вы сделали, оставшись в Чите навсегда с очень ограниченной суммой денег в кошельке? – спросила я его. – Я начал бы улыбаться». И я начала. Я поужинала с аппетитом, послушала хорошую музыку, по-доброму посмотрела на людей и откланялась в отличном расположении духа. Улыбайтесь, господа! Наблюдайте за погодой, цените прекрасное, хоть мы с вами и не в Италии, но раз уж узрел красоту в наших краях итальянец. И да побольше нам встреч с такими концептуальными приезжими.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления