Этот вечер я не забуду никогда. Жизнь пронеслась перед глазами почти так же быстро, как выскочила бабушка перед капотом автомобиля, которым я управляла. Визг тормозов, пронзительный сигнал, мгновение, зажмуренные от ужаса глаза… Уф, пронесло…
Бабушка упала на асфальт от испуга, а не от удара. Упала не сильно – я бы даже сказала, присела с размаху. Выхожу, чтобы помочь встать. Пока иду, меня не отпускает чувство вины. Я – еще совсем молодой водитель и априори чувствую свою вину во всем. Но пока делаю шаги, ко мне постепенно возвращается рассудок: одна из основных транспортных артерий города, «зебры» нет, я еду с допустимой скоростью. Про нетрезвость вопрос даже не стоит – такого я не позволю себе даже в страшном сне. Бабушка выскочила как черт из табакерки – из-за припаркованной в крайнем правом ряду «Газели». «Да, ты **чка!» – кричит на меня подбежавшая к упавшей бабушке мадам лет сорока. Дочь, наверное. Она поднимает упавшую бабушку, и продолжает изрыгать ругательства, подобных которым я не слышала даже от прожженных сельских участковых. Я пытаюсь возразить что-то, потом предлагаю вызвать ГАИ, если они имеют ко мне претензии. Но моя оппонентка лишь продолжает ругаться, а бабушка охает и предлагает дочери – «пойдем, Галочка, не надо кричать, тебе нельзя…».
Я не знаю до сих пор – почему нельзя было кричать Галочке и кем в итоге приходилась ей та бабушка. Но я помню тот случай практически досконально. Потому что он был одним из первых и это было колоссальное эмоциональное потрясение. А потом было еще много подобных, которые, к счастью, заканчивались удачно. Уверена, у любого автомобилиста наберется с десяток-другой историй о нерадивых пешеходах. Но для пущей наглядности и дабы не быть голословной, покажу коротенькое видео, иллюстрирующее поведение многих пеших участников дорожного движения:
С другой стороны, конечно, не стоит оправдывать и водителей. Да – они тоже совершают ДТП на «зебрах».
Впрочем, у Госавтоинспекции совершенно четкий взгляд на все это – нужно в первую очередь воспитывать пешехода. Потому что он, в отличии от машины, может среагировать быстрее. Будь то аварийна ситуация на «зебре» или вне таковой. Но что предлагают нам ГАИ и представители власти для разрешения извечной войны пешеходов и автомобилистов? Итак…
Наглядные примеры: учитесь на ошибках других
В одном из интервью, глава российской Госавтоинспекции Виктор Нилов рассказал, что многие пешеходы, попавшие в ДТП в 2014 году, не знают правил дорожного движения. «Мы проводим исследования: сколько людей из тех, кто неправильно переходит проезжую часть, знают ПДД, – приводятся слова Виктора Нилова на официальном сейте ГИБДД МВД РФ. – Пока говорить о закономерностях мы не можем, но многие из пешеходов, попавших в ДТП, не знали правил. Опыт Германии, к примеру, показывает, что индивидуальные профилактические мероприятия нужно вести с каждой возрастной группой пешеходов. Эту работу мы наметили». Он также добавил, что бюджет на профилактику сокращаться в 2015 году не будет. Это радует. Все-таки, метод отчасти действенный – по крайне мере, на детишек.
Напомним, что профилактическо-пропагандистские мероприятия включают в себя различные акции на дорогах, специальные мероприятия в школах и детских садах. Сюда же относится социальная реклама по телевидению, на щитах и в Интернете. На мой взгляд, чем более эмоционально-цепляющая реклама, тем она более действенная. Истории о трагических ДТП, поломанных судьбах – все это откладывается в памяти людей, как слезный фильм. Но есть здесь дьявол – и он кроется в воспитании, которое дают детям их родители. Увы – как бы красочно не рассказывал инспектор об опасностях на дороге во время внеклассного занятия в школе, если мама упорно переводит своего ребенка через проезжую часть на «красный», эти уроки пройдут для него впустую.
Школа воспитает пешехода
В начале февраля текущего года общественники опубликовали на сайте «Ченч.орг» инициативу, согласно которой изучение основ ПДД необходимо ввести в обязательную школьную программу. «Далеко не каждый человек, даже имея внушительный стаж вождения, может быстро отреагировать на такое неожиданное появления, – уверены инициаторы. – И вдвойне печально, что среди нерадивых пешеходов встречаются дети... Те, кого просто не научили правильно переходить дорогу». Инициатива тоже может принести пользу. Но здесь тоже самое «но», тот же самый дьявол как и в пункте первом – родители. Если они не будут показывать пример подрастающему поколению, то грош цена этим урокам.
Свет в конце дороги
С 1 июля 2015 года в России вводится штраф за передвижение пешеходов в темное время суток в одежде без световозвращающих элементов. Казалось бы – неплохой ход. Ведь многие наезды на людей совершаются именно в сумерки, когда водитель элементарно может не заметить человека и не успеть вовремя затормозить. Но, увы, это правило будет распространяться только на пешеходов, которые передвигаются по обочинам дорог вне населенных пунктов.
Оградите меня от них!
Безусловно, все автомобилисты мечтают об утопическом варианте – заборы вдоль проезжих частей, плавно переходящие в подземные или наземные пешеходные переходы. Во всех городах России реализуются меры по их строительству в рамках программы по обеспечению безопасности дорожного движения. Однако даже в самых густонаселенных мегаполисах ограждения не ставят повсеместно. В лучших случаях – только вдоль оживленных магистралей. Однако ДТП с участием пешеходов случаются и на боковых проездах, и за городом, на трассах, где ограждение тоже не всегда есть. «Мы не можем весь город забором огородить», – сказал мне однажды один высокопоставленный чиновник. Мол, и финансово затратно, и эстетический вид города сильно портит. Да, и не панацея это, на самом деле. Отчаянным бабушкам, которые вечно куда-то опаздывают из-за подсознательного желания быть первыми в очереди, порой, и заборы не помеха.
Оставить нарушителей без штанов?
Повышение штрафов. На мой взгляд, одна из самых действенных мер, которая в комплексе с мощной пропагандой поможет положить конец войне пешеходов с автомобилистами, – это наказание рублем. Так, буквально на днях общественная палата РФ выступила с инициативой об увеличении штрафов для пеших участников дорожного движения. Соответствующее письмо уже направлено в комитете Госдумы по транспорту, где заявили о готовности поддержать соответствующие изменения в законодательстве. Отметим, что на сегодняшний день штрафы для нерадивого пешехода составляют 500-1500 рублей, но чаще они отделываются только предупреждением. И как раз в последней части этого предложения кроется дьявол – за исполнением закона никто не следит. Редко, когда можно увидеть сотрудника ДПС, выписывающего протокол на бабушку, переходящую оживленную проезжую часть на «красный». Поэтому если за исполнением закона и дальше не будут следить, то смысла в повышении штрафов нет. Будь то тысяча рублей и пятьдесят – какая, собственно, разница?
Nota Bene!
В заключении, хочется еще раз напомнить всем пешеходам, что основное правило для вас – смотреть по сторонам абсолютно в любом месте дороги. Только так можно уберечься от трагедии. Потому что даже на зебре, увы, сбивают людей. Да, вы будете правы в этом случае – но будете ли при этом живы и здоровы? Ни в коем случае нельзя переходить дорогу, воткнув наушники в уши и надев на голову капюшон. Особенно в темное время суток. Помните, что человеку всегда проще резко остановиться, чем машине, которая едет пусть даже с допустимыми 60 километрами в час. И это правило – быть внимательным – нужно ввести в привычку. Поверьте, она не будет для вас лишней, даже когда проблему взаимоотношений автомобилистов и пешеходов решат окончательно.
Фото: Фото с сайта mail.ru, видео УГИБДД по Самарской области и пользователя 63.ru, монтаж Андрея Тишина