Сегодня иметь два, а то и три телефонных номера – дело обычное. Зачастую это вынужденная необходимость – в тех случаях, когда абонент часто бывает в командировках или, к примеру, собирается сменить оператора, а оповещать всех об изменении номера – слишком долго и затратно. Или когда необходимо выделить специальный номер для общения с узким кругом людей. И если сим-карта используется не регулярно, а от случая к случаю, легко пропустить момент, когда баланс выйдет в минус. Иногда подобная беспечность приводит к неприятным казусам и грозит обернуться судебным разбирательством.
Именно такая ситуация сложилась у моей знакомой Анны Волковой: «Я длительное время пользовалась услугами одного сотового оператора, кредитный лимит на сим-карте достигал полутора тысяч рублей. Со временем я решила сменить оператора, а старую сим-карту оставила для общения по льготной программе с друзьями из соседнего города», – рассказывает Анна. Со временем, естественно, кредитный лимит уменьшился. Оказавшись в роуминге и воспользовавшись связью, девушка истощила весь запас на счете и ушла в минус. Естественно, оказавшись дома, про долг она благополучно забыла. Через пару недель начали приходить сообщения с просьбой оплатить долг, а потом и вовсе – сообщение о том, что в случае неоплаты задолженность будет передана в стороннее коллекторское агентство или взыскана в судебном порядке. На тот момент долг составлял около 100 рублей. При этом, что интересно, номер заблокирован не был.
«Мне кажется, что многие сталкиваются с задолженностями по услугам, и не только по сотовой связи. Немного смущают методы «выбивания» этих долгов. Коллекторы, суды… За копеечный долг. Понятно, что моя доля вины есть. Но все же неприятно чувствовать себя злостной задолжницей из-за несчастных ста рублей», – рассуждает Анна Волкова.
Как пояснили в сотовой компании, смс-оповещение является одним из этапов работы с дебиторской задолженностью. После того, как с момента образования долга прошло более месяца, компания направляет абоненту SMS и голосовые сообщения на все активные номера, зарегистрированные на его имя, с информацией о долге. Далее, в случае отсутствия отклика, направляются информационные письма по почте. Если абонент откликается на SMS или письмо, вопрос о погашении долга решается в индивидуальном порядке. «На этом этапе возвращается более 90% задолженности», – поясняет пресс-секретарь «МТС-Урал» Дарья Вольхина.
В случае же, если с момента образования задолженности прошло более четырех месяцев, и компания не получила отклика от абонента, долг передается в коллекторское агентство. «Коллекторские агентства имеют больше возможностей найти должника, если он, например, поменял место жительства и, соответственно, не получал ни писем, ни SMS с информацией о долге. После того, как с момента образования долга прошло более года, мы передам пакет документов для взыскания долга в суде», – говорит представитель пресс-службы МТС. По сути, предоставление кредитного лимита, позволяющего пользоваться услугами связи при минусовом балансе – своеобразная мера, повышающая лояльность активных клиентов. Такой подход позволяет сотовикам минимизировать риски возникновения просроченной задолженности.
Однако в данном конкретном случае это, наоборот, привело к ее созданию. Многие операторы сотовой связи сознательно разрабатывают схемы, которые просто не позволяют абоненту уйти в «минус». К примеру, компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») в прошлом году разработала подобный комплекс мер. При двух системах оплаты услуг – препейдная (сначала платишь, потом звонишь) и постпейдная (сначала звонишь, потом платишь) – возможностей уйти в минус минимум. В первом случае это возможно при офлайн-роумниге, дорогостоящем междугороднем звонке и одновременном списании абонентской платы. Происходит техническая блокировка. «А вот если абонент не платит по счету за уже выговоренные минуты, то мы передаем его в коллекторские агентства, которые осуществляют информационную работу с абонентами, далее, если результата нет, документы по конкретному случаю отправляются в правовое поле», – рассказывает представитель PR-службы ОАО «ВымпелКом» Светлана Рычкова. По словам специалиста, эти меры, вкупе с информационной работой позволили значительно улучшить статистику по обращениям в колл-центр за последний год.
Понятно, что взыскивать задолженность можно различными способами – звонками, SMS-сообщениями, письмами. Но как быть, если никакой информации о владельце номера нет? Хотя и компании-операторы говорят о том, что продажа сим-карт без документов незаконна, это встречается сплошь и рядом. «Любые случаи подключения абонента без предъявления паспорта являются грубым нарушением законодательства и дилерского контракта. Такие случаи единичны – в МТС действуют строгие системы контроля дилеров и жесткие штрафные санкции в отношении недобросовестных партнеров, что позволяет нам практически исключить возможность и экономическую заинтересованность дилеров в подключении абонентов с нарушением установленных условий», – говорит Дарья Вольхина.
Светлана Рычкова, в свою очередь, рассказывает, что в случае обнаружения активности незарегистрированной сим-карты, абоненту звонят специалисты колл-центра и предлагают явиться в офис продаж для регистрации сим-карты. «Параллельно специальные службы внутри компании выясняют, почему данная сим-карта «заговорила» без регистрации – это может быть так называемый дилерский фрод, «человеческий фактор». Если вина дилера, то дилерским договором предусмотрен штраф», – комментирует Светлана Рычкова. А вот если абонент-таки не явился в офис продаж для оформления сим-карты в течение месяца, то компании приходится блокировать сим-карту, а номер снова поступает в продажу.