Председатель Забайкальского краевого отделения Независимого топливного союза России Павел Сорокин назвал две главные причины, которые привели к стремительному росту цен на топливо, в том числе в крае. Об этом он сообщил 18 сентября в комментарии корреспонденту «Чита.Ру».
Ранее в Забайкалье был зафиксирован резкий рост цен на нефтепродукты. За день, например в Карымском районе, по словам местной жительницы, цена на АИ-92 выросла сразу на 3 рубля — до 62 рублей за литр.
— У нас в России с 1 сентября уменьшена демпферная составляющая, то есть демпфер (регулирующая мера со стороны государства, которая позволяет контролировать стоимость конкретной продукции на внутреннем рынке. — Прим. ред.) между альтернативной ценой на мировом рынке и внутренним рынком изменился на 50%. Поэтому сейчас топливные компании вынуждены цены компенсировать, повышать. Плюс сейчас те продажи — объем, который продавался на внутренний рынок, — еще был продан «серыми» продавцами за рубеж. Поэтому объемов на внутреннем рынке не хватало, и спрос существенно возрос. Это еще один фактор, который повлиял на рост цены. Сейчас правительство страны предпринимает меры, чтобы запретить «серые» продажи за рубеж, — рассказал Павел Сорокин.
Он объяснил, что государство обязало нефтедобывающие компании в среднем порядка 13% топлива продавать на внутреннем рынке через биржу. Однако некоторые организации решили скупать внутренние объемы и продавать за рубеж, так как это выгоднее. По словам Сорокина, сейчас готовится документ, который позволит реализовывать нефтепродукты на внешнем рынке только уполномоченным продавцам. Тем самым будет закрыть «серый» экспорт, чтобы обеспечить внутренний рынок достаточным количеством нефтепродуктов, чтобы 13%, которые выделяются на биржу, продавались только для потребностей внутреннего рынка. Так правительство надеется стабилизировать рост цены.
— В любом случае звучат заявления, что цена будет приближаться к экспортной, то есть к ценам мирового рынка. Сейчас на бирже цена растет в связи с вышеперечисленными факторами, и мы вынуждены поднимать цены на автозаправочных станциях. АЗС — это не законодатель мод цен, мы всего лишь дублируем оптовый рынок. К сожалению, условия оптового и розничного рынков разные. У нас есть АЗС «Роснефти», «Газпрома» — вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которым правительство сказало повышать цены не быстрее, чем растет инфляция в стране. Поэтому они сами недовольны положением, но цены в рознице поднять не могут. А независимые продавцы — у них нет такой возможности и сил, чтобы как-то сдерживать розничные цены. Покупают на бирже, делают наценку с учетом своих затрат и продают. Поэтому цена на независимых поднимается быстрее, — подчеркнул Сорокин.
Он отметил, что условия на рынке для ВИНКов и независимых компаний отличаются. Крупные компании могут торговать топливом дешевле, а им затем демпфером возмещают эти убытки, они получают свою прибыль. Независимым же никто не платит, они «живут в голом рынке», получается разница в ценах.
— У нас весь край закрыт полностью АЗС независимых компаний, их 220 с лишним. Расположены они и в деревнях, где маленькая проходимость. Большие компании могут обеспечить только центральные трассы края. <...> Правительство РФ пытается выровнять ситуацию, но пока цены растут очень стремительно. Если сейчас будут меры приняты, про которые я сказал, — на рынок поступит достаточное количество нефтепродуктов — возможно, цены все-таки подровняются, но меньше, не знаю, будут они вряд ли, — резюмировал Павел Сорокин.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.