Город Городские мелочи «Городские мелочи»: Перекрёстки эпох

«Городские мелочи»: Перекрёстки эпох

Власти решили проблему неухоженного сквера в центре города кардинально – снесли к чёрту все деревья, магазины и остатки лавочек и построили на его месте торговый центр «Панорама»...

Редакция ИА «Чита.Ру» прошлогодний проект «Прогулки по городу» в 2014 году сменит новым, не менее захватывающим. Мостиком между ними станет серия текстов «Городские мелочи», с которых мы начинаем год.

Эту серию «Городских мелочей» я закончу городскими перекрёстками. Это уже, вроде бы, и не мелочи, да и представить себе перекрёсток, как нечто единое целое, достаточно сложно. Перекрёсток – это ведь не только несколько пересекающихся дорог, но и стоящие по углам дома, заборчики, тротуары, фонари со светофорами...

Любимые мной улицы в городе – Ленинградская, Журавлёва, Анохина и Матвеева. Первые две разрезают город на аккуратные прямоугольники, начинаясь в лесу около Телецентра и заканчиваясь ближе к железнодорожному вокзалу. Перпендикулярные им Анохина и Матвеева в сознании тесно связаны с городским уютом, несмотря на всю неустроенность и грязь. Все любимые перекрёстки нанизаны на эти нитки, и перебрать их в одном материале не удастся. Я выбрал те, которые мне известны больше остальных.

На перекрёстке Журавлёва и Лермонтова – в доме №16 – я прожил с 2002 года по 2012-й. Десять лет вместили в себя последний курс института, первые 10 лет работы, тысячи встреч и десятки расставаний. Дом, в котором до 2000-х годов размещался магазин «Рубин», в народе так и назывался – «Рубин». На «Рубин», по-моему, до сих пор реагируют таксисты, хотя самого магазина давно нет – его название позаимствовал магазинчик где-то на Чкалова, а в помещении магазина разместился городской филиал федерального казначейства.

Следующий по Журавлёва дом на этом перекрёстке – Журавлёва, 18:

Когда-то на углу дома было три таблички с номером – одну навешивали над другой, не снимая старую. Позже одну из трёх убрали, осталось две.

По дому на Журавлёва, 18 можно изучать эволюцию сферы услуг и трансформацию регулирующего её работу законодательства. Весь первый этаж дома давно выкуплен предпринимателями, магазины постепенно сменяют друг друга, а стоящие около магазинов киоски меняют хозяев и ассортимент.

1 из 3

Долгожители здесь – аптека «Авиценна» и продуктовый магазин «Юлия», хорошо известный всем местным пенсионерам удивительно качественным подбором хороших и недорогих продуктов. Киоска здесь почти всегда было два. Одно время был третий – прицеп, в котором торговали курицей-гриль и шаурмой, но он не очень долго продержался. Овощи и фрукты были всегда, но хозяева менялись раз в два года. Крайний левый киоск установил здесь мужчина, который долго торговал бытовой химией на старой остановке «Скороход», напротив того места, где сейчас расположен офис Сбербанка. Мужчина любил трепаться с покупателями, сетуя на несправедливость государства по отношению к малому бизнесу. Одно время я опасался говорить ему, где работаю, но правда всё равно стала известна, и он долгие годы атаковал меня беседами про эффективность работы краевого правительства. Теперь дядя неизвестно куда исчез, от чего откровенно грустно – человек хороший, хоть и не очень весёлый. В киоске вместо шампуней и зубной пасты – то ли мясо, то ли котлеты. Будем надеяться, что у первого хозяина всё хорошо.

В подвале на углу дома, сразу под тремя номерами, одно время был продуктовый магазинчик – первый в этом доме. Торговали в нём женщины из киосков, на месте которых теперь стоит дом по адресу Анохина, 93. Но дело, видимо, не пошло – продукты сменились ксероксами, а одна из продавщиц перешла на работу в магазин «Юлия».

Там, где сейчас расположен магазин женской одежды, одно время работала парикмахерская, но её тоже хватило всего года на два. Левее ещё один продуктовый магазин – одно время он был очень популярен среди любителей пива, и работал круглосуточно, что было очень удобно. Ходить, правда, ночами здесь было не очень спокойно – любовь к распитию пива ночью редко соседствует с душевной добротой. Теперь торговать пивом не так просто, и магазин закрыт даже днём.

На другой стороне улицы – торговый центр и 74-й детский сад.

Дом правее торгового центра – Журавлёва, 33 – памятник истории и культуры, жилой дом Покровского, построенный в 1912 году. Сейчас, согласно электронным справочникам, в нём числится только одна организация – автошкола «За рулём», но раньше в правой части дома было ритуальное агентство и мастерская по ремонту обуви. Про агентство, слава богу, ничего не знаю, а мастерская была не очень.

1 из 2

Около двери, под куполом из веток, была лавочка – левее джипа на фотографии. На этой лавочке славно было сидеть летними ночами и бренчать на гитаре, и я провёл здесь немало отличных часов. Теперь лавочки нет, да и вся остальная обстановка вокруг – так себе.

Выбравшись с самого, наверное, хорошо мне известного в Чите перекрёстка, поднимемся чуть выше – Журавлёва - Ленина. На его примере можно проследить результаты работы городских властей за последние 10 лет. Когда-то здесь, за спиной остановки «Скороход», левее Журавлёва, 18 был магазин, утопленный в небольшом зелёном скверике. Слева от магазина было летнее кафе, а в сквере были лавочки. В магазине, конечно, торговали спиртным, в кафе пили это самое спиртное самые разные личности, в сквере на разломанных лавках круглосуточно спали бомжи, да и сам сквер являл собой весьма печальное зрелище, и использовался для справления всякой нужды чаще, чем для отдыха.

Власти решили проблему бомжей и неухоженного сквера в центре города кардинально – снесли к чёрту все деревья, магазины и остатки лавочек и построили на его месте монументальный торговый центр «Панорама», который теперь фигурирует в истории про уголовное дело бывшего заместителя мэра Анатолия Куликова.

1 из 2

Напротив «Панорамы», через дорогу от остановки «Скороход» построен не менее «красивый» торговый центр «Галерея».

1 из 2

Такие вот прямоугольные дуры – один из символов эпохи нынешнего мэра Анатолия Михалёва. Именно при нём десятки свободных пятачков в центре города раздали под строительство уродливых торговых центров. По сравнению с ними даже простые, но аккуратные прямоугольники современных кирпичных многоэтажек кажутся верхом изящества. И «Панорама», и «Галерея» - по-моему, верх безвкусицы и бездарного расходования бесценного пространства в двух шагах от центральной площади города.

Бомжей и пьянку в центре города, конечно, надо было ликвидировать. Но сквер можно и нужно было сохранить. Пригласить специалистов Ботанического сада, чтобы решить проблему старых акаций и посадить новые деревья так, чтобы это не превращалось в мёртвую кленовую аллею на КСК – чтобы деревья не просто втыкали в землю, а создавали условия для их роста. Вместо магазина можно было затащить предпринимателей и открыть уютное кафе. Лавки вполне можно было поставить новые. И урны – новые. Бомжей – выгнать. Дорожки – проложить. Был бы уютный уголок в центре города. Но, конечно, легче построить «Панораму». Да и эффективнее. По-менеджерски.

По другую сторону от Журавлёва здесь разместились четырёхэтажки советской постройки – обшарпанные, но всё равно гораздо более симпатичные, чем «Панорама».

1 из 3

Выше Ленина улица Журавлёва попадает в исторический квартал, и пересекает улицу Чайковского. Здесь тоже очень хорошо, да и менеджеры с Бутина, 39 не имели возможности развернуть свои управленческие таланты хотя бы потому, что половина зданий тут являются памятниками историко-культурного наследия.

Красивый деревянный дом на Журавлёва, 28 в 2014 году отметит 100-летие с момента появления в этом месте – это доходный дом Дмитрия Васильевича Полутова, купца, мецената, общественного деятеля. Здание Общественного собрания, построенное в 1860 году, было усилиями Полутова спасено от сноса и перенесено на новое место в Полутовский квартал.

История Полутова описана в «Энциклопедии Забайкалья». Как видно из статьи, имя Дмитрия Васильевича связано с именем самого, наверное, известного забайкальского купца конца XIX – начала XX века, Михаила Бутина. Согласно «Энциклопедии Забайкалья», застройка Полутовского квартала, зажатого между улицами Ленина, Журавлёва, Чайковского и Бутина, «отражает стилистические и композиционные поиски в развитии провинциальной архитектуры и градостроительства конца XIX – начала XX века», и связана с деятельностью Товарищества братьев Полутовых.

Полутовский квартал в центре города даже после опытов советских архитекторов – настоящая жемчужина, какую при должном подходе следовало бы сохранить и приукрасить. Туристические кластеры, которые власти часто ищут в горах и лесах, часто находятся прямо у них под носом, просто их не очень хорошо видно за слоями грязи, мусора, коррупционных схем и постоянных рассказов о том, как сложно работать с условиях дефицита бюджета. Пока вместо того, чтобы заниматься реставрационными работами и использовать туристический потенциал, которого у Читы с её исторической застройкой – навалом даже без кластеров и программ – власти города наступают на историю города панорамами и галереями.

Здание выше Журавлёва, 28 – дом №30 – ещё один памятник, доходный дом Старновского 1907 года постройки. Дом принадлежал семье золотопромышленника и купца Павла Осиповича Старновского, который, как и Полутов, после революции эмигрировал.

Напротив – симпатичное здание Центральной детской музыкальной школы, которой в 1996 году присвоено звание Брониславы Григорьевны Павликовской – пианиста и педагога, которая скончалась в 1995 году. Здание на Журавлёва, 49 построено по инициативе Брониславы Григорьевны в 1978 году.

Не самый красивый сосед всех этих прекрасных строений – пятиэтажка советской постройки на Журавлёва, 47. Когда-то в нём размещался ЗАГС. Я уж не помню, в каком году расписывать желающих расписаться стали на Костюшко-Григоровича, 11, но брат мой году в 1996-м слушал Мендельсона именно в этом здании.

Я люблю этот перекрёсток не столько даже за всю эту неземную архитектурную красоту и неописуемый камерный уют любимого города в самом его центре, сколько за то, что через него много лет лежал мой путь из дома на Журавлёва, 16 в одноэтажный дом на Бабушкина 129а, где располагается научно-редакционный центр «Энциклопедии Забайкалья» - для меня очень знаковое место встреч с друзьями, миллионов бесед и тысяч песен.

Ну, и коли мы забрались в квартал Полутова, дойдём до остальных его углов. Перекрёсток Ленина – Чайковского знаком мне не меньше, чем первые три, попавшие в обзор. Через него я много лет ходил с работы на Чайковского, 8 домой на Журавлёва, 16. Здесь очень славно ранним утром, когда по улицам ездят одни троллейбусы, и удивительно тихо и спокойно поздним вечером, когда все разъедутся по домам. Днём, конечно, сутолока и столпотворение – всё же самый центр:

1 из 3

Тут тоже хватает красивых зданий. Кинотеатр «Родина» строился в 1938-1956 годах и, согласно «Энциклопедии Забайкалья», был первым крупным двухзальным кинотеатром на 800 мест в Чите. Я успел застать в этом здании кинофильмы – в 90-х впервые смотрел именно здесь историю про то, как Алек Болдуин приобретает привычку жениться на Ким Бессинджер, одной из моих киношных вороньих влюблённостей. Сегодня в «Родине» мой ребёнок учится танцам. Около здания летом работает один из немногих городских фонтанов, хотя небольшая площадь перед ним изрядно изуродована двумя грязными киосками. Не то, чтобы я против киосков с лимонадом и мороженым – совершенно за, но было бы неплохо их иногда мыть.

Нынешний Спасо-Преображенский храм по левую руку от правительственного здания на Чайковского, 8 – это бывшее миссионерское училище, исторический памятник, здание которого заложено в 1907 году. Во времена СССР, по данным «Энциклопедии Забайкалья», использовалось под поликлинику, а в 1995 году было передано Читинской и Забайкальской епархии, храм действует с 1998 года.

Напротив «Родины», ниже по Ленина – корявое здание Центрального райсуда, пристроенное к зданию мэрии Читы. Снимать его не очень интересно, можно лишь отметить, что это одна из организаций, отхвативших у города общедоступные парковки. Радует только то, что шлагбаум действует только в рабочее время. В нерабочее парковка опять становится достоянием граждан:

Четвёртый угол свободен – это вход на площадь имени Ленина:

1 из 2

И последний перекрёсток в центре – пересечение улиц Ленина и Бутина.

Главное строение этого перекрёстка – прекрасное здание мэрии, славное и снаружи, и внутри. Будучи краевым чиновником, я несколько даже завидовал чиновникам городским за то, что они работают не в прямоугольной коробке, а в такой красоте. Это одно из двух самых крупных зданий Полутовского квартала, построенное в конце первого десятилетия XX века.

Улица Ленина на этом перекрёстке упирается в центральную площадь города.

А если спуститься в сторону вокзала, то можно полюбоваться на здание почтамта.

Раньше на этом месте располагался знаменитый магазин «Элис», который почти всегда был закрыт на 5-минутный перерыв, но в оставшееся время торговавший алкоголем всех сортов и небольшим ассортиментом продуктов. Серьёзный процент мусора на площади Ленина генерировала именно торговая точка, и вряд ли можно винить предпринимателей в пристрастиях и привычках их клиентов. Я давно не ходил тут пешком и серьёзно удивился тому, что «Элиса» больше нет:

Если говорить о пешеходных светофорах, то более справедлив к пешеходам тот, по которому надо спускаться по Бутина вниз – он работает 24 секунды. Тот, по которому нужно пересекать Бутина, даёт пешеходам всего 16 секунд – я всегда злился на эту несправедливость. Впрочем, если подниматься вверх по Бутина, двигаясь со стороны почтамта и направляясь на Чайковского, 8, то логично, опаздывая на первый перпендикулярный светофор, сначала пересекать Ленина, и только потом поворачивать направо – тогда времени в достатке.

1 из 2

На этом разглядывание центра города можно считать законченным – отправимся в более тихие уголки Читы. Одно из самых любимых мной мест – Т-образный перекрёсток Матвеева и Бутина. Телецентр, как и ЗабВО с микрорайоном Северный – это вообще какой-то подарок жителям города от окружающей его природы. Поднимаясь по Бутина до самого верха, к воротам ГТРК «Чита», я всегда поражался, как здесь тихо и мирно, хотя центр города видно невооружённым взглядом. Советская застройка нисколько не портит это место, где телевизионные мачты соревнуются в росте с вековыми соснами.

1 из 5

А вот ещё – Горького - Балябина. Редкий горожанин не любит короткую улицу Горького за убегающую к знаменитому танку аллею, уютные, хоть и разбитые лавочки, и славные тихие перекрёстки, на которых Горького режется на дольки улицами Балябина, Угданской, Подгорбунского и Смоленской. И мало, наверное, в Чите людей, которые не целовались бы на этих лавочках – зимой служащих пристанищем для голубей, а летом не знающих отбоя от влюблённых.

1 из 9

Не забудем про перекрёстки улицы Ленинградской, с высоты которой Чита иногда похожа то ли на Италию, то ли на Сан-Франциско. Если посмотреть вниз, переходя дорогу, особенно в ясный день, становится даже немного страшно и удивительно, как вся городская застройка давно не скатилась на привокзальную площадь.

Угол со Смоленской украшен всё теми же соснами, одной из первых в Чите современных многоэтажек – аккуратным и симпатичным зданием на Смоленской, 47, зданием Восточно-Сибирского окружного военного суда советской постройки, гостиницей правительства края, окружённой деревьями и забором, а также старыми домиками – Смоленская 28 и 30.

1 из 6

Вернёмся ненадолго в центр – на перекрёсток Полины Осипенко и Ленина. Здесь расположено самое, наверное, красивое здание в городе – дворец братьев Шумовых, вокруг которого как будто остановилось время. Рядом расположены добротные советские здания, пережившие свою эпоху почти без потерь. Один из углов перекрёстка пуст – он открывает вход на площадку перед кинотеатром «Удокан». Кроме дворца вроде бы ничего особенного, но отсутствие торговых центров на фоне смешения архитектуры двух эпох делает своё дело – это одно из самых любимых мест в городе.

1 из 7

Перекрёсток Баргузинской и Бабушкина как-то не очень вписывается в обзор, но мне сложно обойти его стороной, потому что я пять лет ходил здесь в Энергетический институт Читинского государственного технического университета и обратно. Это даже не перекрёсток, а целая транспортная развязка – одна из немногих, на которых в последние годы кардинально изменился порядок движения автомобилей.

1 из 5

Вверх от Бабушкина, от троллейбусной остановки до главного корпуса современного ЗабГУ идёт короткая улица Каховская – по ней каждый студент бывшего «политена», за годы учёбы поднимался и спускался тысячи раз:

1 из 2

Само Баргузинское кольцо в этом году получило в подарок железные установки – видимо, для цветов. Пешеходный переход здесь один из самых страшных в городе – за годы учёбы я переходил по нему всего несколько раз, предпочитая более безопасные варианты.

1 из 3

Перекрёсток улиц Забайкальского Рабочего и 9-го Января я как-то по-особенному открыл для себя во время осенних наших прогулок по городу. История зданий, которые его составляют, вся эта эклектика дореволюционного, советского и современного завораживают всякий раз, когда сюда возвращаешься. Я не очень верю в мистику и прочую ересь, но всякий раз, добираясь до этого места, я с трудом заставляю себя отсюда уйти.

В Чите в достатке мест в самом центре, где даже в часы пик стоит какая-то ненастоящая тишина и почти нет машин. Перекрёсток 9-го Января и Забайкальского рабочего – одно их таких мест, где можно лишний раз вспомнить о том, насколько значимо для восприятия родного города внимание к мелочам. И насколько пагубно для него невнимание к ним.

1 из 10
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления