На неделе имела неосторожность ввязаться в небольшой спор, развернувшийся вокруг обсуждения представительницы России на «Евровидении». Хотя это трудно назвать обсуждением. Скорее это был пост-унижение.
Понятно, что о вкусах не спорят, но тут дело не в них. Певица Манижа - это не про нравится и не нравится. Это лакмусовая бумажка нашего менталитета, осознанности и всего того, о чём она пыталась донести в своей композиции.
Обычно тех, кого разрывает на том, что, мол, нашли кого отправить, а дальше череда оскорблений, начиная от национальности и заканчивая бесталанностью, конечно, посмотрели на всё это поверхностно.
И получилось очень карикатурно: Манижа со сцены поёт, что русскую женщину никому не сломить, несмотря ни на какие навязанные обществом стандарты и рамки, несмотря на психологический климат в семье, а комментаторы до потери пульса орут, что не может так вести себя русская женщина. Да и вообще - она таджичка, поэтому не может представлять Россию. Чувствуете некий каламбур и проверку на адекватность?
И для меня конкурс пережил уже третью эволюцию. Сначала он был песенный, потом песенно-политический, теперь смысловой.
Реакция на лакмусовую бумажку показала, что мы ещё не готовы отбросить стереотипы, что мы ещё ментально нездоровы, чтобы не впадать в национализм, что мы не можем воспринимать людей, которые как-то отличаются от нас.
И неизвестно, сколько времени должно пройти, чтобы наша ментальность избавилась от стереотипности, воспитанной веками. Нас загоняли в рамки — теперь мы загоняем в рамки.
А песней нам всего лишь напомнили, что мы все сильные и свободные, что мы можем жить, не оглядываясь на условности и осуждения других людей.