В 2023 году одобрен план модернизации Читы, после чего правительство России утвердило план мероприятий по его реализации. В ближайшие 10 лет краевую столицу ждут большие перемены — масштабные стройки и модернизация инфраструктуры. О том, как это повысит качество жизни горожан, редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов в рамках проекта «Разговор о Главном» побеседовал с главой администрации Читы Инной Щегловой.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 24 января.
— Как вы оцениваете реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги»? Будет ли она продолжаться в 2024 году? Насколько качественно выполнялись эти работы и требуется ли какая-то корректировка и в планировании этих работ, и в контроле за их исполнением?
— 2023 год показал, что на самом деле у нас есть подрядчики, которые могут хорошо выполнять свои работы. В большинстве своем они работали на федеральных трассах совершенно по другим механизмам и пришли в город только в 2023 году.
В 2024 году у нас в плане центральные улицы города, особенно улица 9-го Января, которая вообще не ремонтировалась, ездить и ходить по ней практически невозможно. Там у нас предполагается ремонт коммунальной сети, которая принадлежит муниципалитету. Для того чтобы это было последовательно, мы сначала, естественно, ремонтируем сеть, а потом заходит туда БКД на укладку асфальта. И 2023 год показал нам, что 23 участка дорог можно отремонтировать раньше, чем положено, и не уходить с этим в декабрь, в том числе можно отремонтировать и сделать мосты (в 2023 году по проекту БКД были отремонтированы 20 участков городских улиц и три моста, на эти цели было выделено около 1,5 миллиарда рублей).
— Что будет в 2024 году с дорогами?
— В этом году выделен 1 миллиард рублей на дороги: это будет определенный участок Красной Звезды, улица 9-го Января. Сейчас разработали уже проектно-сметную документацию. Еще мы хотим до конца сделать расширение Новобульварной (улицу Новобульварную от Шилова до Журавлева расширять в два раза до шести полос).
Кроме того, запланировано сделать дорогу на КСК. Это один из этапов реализации мастер-плана, это очень серьезный проект. Уличную дорожную сеть реконструируют за 1,819 миллиарда. И самый сложный проект — улицы Рахова, Кирпично-Заводская и два путепровода, которые в Чите не делались никогда. Сейчас уже ведется поиск подрядчика. С большой уверенностью можно сказать, что это будет федеральный подрядчик. Здесь предполагается федеральный стройконтроль, потому что этот механизм финансирования используется нами на дорогах впервые. Но проект очень амбициозный, выбрали его, потому что он самый сложный для исполнения, потом дальше будет расширение дорог, установка троллейбусных линий и так далее. Но это длинный процесс.
— Что с мастер-планом в 2024 году будет происходить?
— На мастер-план уже выделено 9,9 миллиарда рублей из федерального бюджета по различным механизмам: это и специальный казначейский кредит, и дальневосточные концессии.
Всего на реализацию абсолютно всех мероприятий мастер-плана до 2030 года предполагается 945 миллиардов рублей. Это очень большой объем финансирования, мы понимаем прекрасно, что не все деньги придут из федерального бюджета, это в том числе инвестиции, которые будут вкладываться.
2024 год у нас знаменуется очень серьезной модернизацией сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. На то, чтобы поправить муниципальную сеть, направляется практически 1,2 миллиарда. Мы в таком объеме никогда вообще не модернизировали сети, не перекладывали трубы и не ставили новое оборудование.
— Это в дополнение к инвестпрограмме ТГК? (В январе 2024 года совет директоров ТГК-14 утвердил инвестиционную программу на 2024 год и прогнозную инвестиционную программу на 2025–2026 годы, капитальные вложения в 2024 году составят 3,5 миллиарда рублей, еще более 6 миллиардов планируется вложить в последующие 2 года. Среди крупных проектов инвестпрограммы — модернизация турбин и котлов Читинской ТЭЦ-1. — Прим. ред.)
— Это вообще абсолютно параллельно идет. Инвестпрограмма — это определенная модернизация самого процесса и всего оборудования, которое имеется у ТГК. А мы модернизируем собственные сети, которые эксплуатируются ТГК-14 и водоканалом, но принадлежат администрации, муниципалитету. Это внутриквартальные сети, практически весь город так или иначе будет охвачен, особенно те дома, жильцы которых жаловались на качество предоставления услуги. Для улучшения качества жизни людей была предусмотрена модернизация сетей муниципальных и установка определенного оборудования.
Кроме того, у нас в рамках мастер-плана будет развитие и устройство «Дальневосточного квартала» (этот проект подразумевает строительство 238 тысяч квадратных метров жилья на площади более 36,7 гектара до 2033 года, а также двух детских садов для более 600 детей и школы на 1100 учеников. — Прим. ред.), есть уже тот, кто будет этим заниматься, — «Самолет» (группа компаний «Самолет» строит жилые кварталы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени и Владивостоке, группа входит в число системообразующих организаций российской экономики и занимает 1-е место в Московском регионе по объемам текущего строительства и 2-е место в России. — Прим. ред.).
Программа «Дальневосточный квартал» предполагает реализацию проектов комплексной жилой застройки на территориях опережающего развития с созданием необходимой инфраструктуры в шаговой доступности. Благодаря этой работе к 2030 году на всей территории Дальнего Востока дополнительно появится почти 2 миллиона квадратных метров жилья.
Соглашение между «Самолетом» и Корпорацией развития Дальнего Востока уже есть (на Дне Дальнего Востока на выставке-форуме «Россия» было подписано соглашение о строительстве «Дальневосточного квартала». — Прим. ред.), и мы в соответствии с этим сделали с Корпорацией развития большую карту-схему градостроительного потенциала. Администрация города определила 16 территорий (в октябре 2023 года предварительно сообщалось о 17 участках в центре Читы. — Прим. ред.), где возможно комплексно застраивать. Исходя из этого, ресурсникам мы отдали всю свою потребность. В мастер-плане действительно правильно заложили строительство или восстановление водозаборов, потому что, если мы будем много строить до 2033 года, нужно обязательно обеспечивать водоснабжение, это является первичным результатом того, что будет в Чита на ближайшую перспективу.
— Это будет происходить в том числе с использованием механизмов комплексного развития территории? (КРТ подразумевает реновацию — снос или реконструкцию ветхих, аварийных домов и постройку на их месте новых объектов. — Прим. ред.)
— Да. Здесь надо справедливости ради сказать, что город участвует в определенной только своей части, потому что некоторые земли у нас субъектовые, некоторые неразграниченные. И как раз Корпорация развития Забайкальского края занимается у нас полностью объединением всех наших ресурсов.
— Что с набережной Читинки? (Благоустройство набережной протяженностью 13 километров предполагается выполнить до 2028 года в несколько этапов. — Прим. ред.)
— Мы свое представление уже составили о том, что должно быть, но мы прекрасно понимаем, что наших ресурсов, наших разработчиков, их компетенций не хватит для того, чтобы это был уникальный проект. А я очень хочу и Александр Михайлович Осипов всегда настаивал на том, чтобы это был уникальный проект. Мы сейчас подобрали подрядчика, который будет делать техническое задание с учетом всех наших пожеланий. Это же не только обрамление самой набережной, но и очень серьезное развитие той территории, которая к ней прилегает. Там должна быть точка притяжения жителей города Читы.
При разработке технического задания по территории всей набережной мы предполагаем ее развитие так, что часть будет исключительно набережной с пешеходной зоной, а часть предполагает развитие торговли, каких-то занятий, привлечение людей, места отдыха, спуски к самой набережной и так далее. Кроме того, мы прекрасно понимаем, что это гидротехническое сооружение, которое должно обеспечивать безопасность города.
— Что еще будет в мастер-плане?
— Современный университетский кампус ЗабГУ мирового уровня, кадетский корпус «Звезда» на 1000 мест, центр стрельбы из лука, Дворец единоборств — весь этот набор как раз и укладывается в 9,9 миллиарда рублей. Еще КСК на 1,8 миллиарда, 1,2 миллиарда на модернизацию и много всего того, что мы закладываем сейчас в виде проектов и разработки.
— Насколько вы как человек, который наблюдал за разными этапами развития нашего прекрасного города в предыдущие годы, верите в мастер-план?
— Я, честно говоря, верю. После того как начали поступать финансовые средства для реализации различных проектов, убежденности в том, что это возможно сделать, появилось гораздо больше.
Единственное, конечно, очень спорный вопрос по историческому центру, потому что это очень сложный сам по себе процесс. Кто-то говорит о том, что это будет бессмысленно, потому что путь декабристов, который мы хотим сделать, и развитие всей инфраструктуры с объектами культурного наследия, перевод их в немножко иное назначение, модернизация, приведение в нормальный, нормативный вид — на это, во-первых, нужно очень много средств, во-вторых, это должно быть частно-государственное партнерство, найдем ли мы на это инвесторов.
Но если мы говорим, допустим, об Иркутске, про 130-й квартал (специально созданная зона исторической застройки, которая включает в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города, расположен в южной части исторического центра Иркутска. — Прим. ред.) — там было создано отдельное подразделение, которое занималось всеми процессами. Читинский квартал — это самая сложная история, на мой взгляд, из всего того, что есть в мастер-плане, включая реконструкцию аэропорта, строительство всех объектов, «Дальневосточный квартал».
— А нет ощущения, что это неожиданное внимание к Чите исчезнет и вместе с ним деньги?
— Во-первых, это решение президента, начнем с этого. Это безусловная инструкция к действию всем абсолютно федеральным органам исполнительной власти, тем более правительству Забайкальского края и уж тем более городу Чите. Поэтому здесь у нас сомнений нет никаких.
Конечно, это очень сложный процесс с точки зрения того, что мы должны ставить приоритеты, потому что у нас есть мастер-план. Но я хочу сказать, что есть решение президента о том, что у нас формирование комфортной городской среды по национальному проекту «Жилье и городская среда» будет продолжено. В том числе на Дальневосточный федеральный округ и на те города, в которых разработан мастер-план, выделены 5 миллиардов рублей, для того чтобы эту программу реализовывать. Это как бальзам на душу. Может быть, мы уже в конце концов сделаем благодаря этому решению президента то, что мы обещали людям уже давно.
Я прямо очень хочу, потому что Чита — это удивительный город, в котором нет точек, парков, скверов, как везде. Все нормальные города уже перешли в карманные скверы, а мы до сих пор еще большие скверы сделать не можем. Мне кажется, это какая-то была несправедливость, но вот сейчас, может быть, мы это всё поправим.
— Я еще в конце спрошу про предстоящие выборы, мы, естественно, не занимаемся никакой агитацией, но мне просто интересно, как вы сами относитесь к этому процессу и как вы относитесь к тезису про то, что уже всё решено и можно не трепыхаться.
— У меня абсолютно четкая убежденность в том, что это реально исторический процесс в той политической обстановке, которая сейчас у нас существует. Тезис про «просто посидеть дома, потому что всё решено» не для меня и моей семьи. Это история, мы выбираем будущее страны на следующие годы. И подумать о том, что можно не прийти и не отдать свой голос за приоритетного кандидата, в принципе невозможно. Самое главное — прийти.
Мы же все прекрасно понимаем, что ситуация в стране достаточно сложная. Самая главная наша задача — показать в том числе этими выборами нашу объединенность, нашу консолидацию, то, что мы одна страна и что мы пришли на выборы, увидели свой избирательный участок, посмотрели бюллетень и сделали выбор, который мы захотим. В этом на самом деле, мне кажется, отличительная черта выборов 2024 года. Вариантов прийти на избирательный участок или проголосовать дома в зависимости от того, какое состояние здоровья у человека, достаточно много.
Хорошо, ты не веришь, что твой голос что-то изменит, так ты лучше приди и отдай его за своего кандидата, для того чтобы понимать, что «я сделал всё для того, чтобы сделать свой выбор в истории страны и вообще в развитии страны на следующие годы». Но отсидеться, мне кажется, в таком случае вообще ни у кого не получится. Все спрашивают, даже дети, когда же у нас выборы. Меня недавно даже в моем подъезде ребенок спросил: «А вы пойдете на выборы?» Это вообще было очень удивительно, но я понимаю, что человек видит меня периодически на экране. Я говорю: «Конечно, пойду на выборы». И было так приятно, что даже маленькие дети спрашивают.
— Наверное, в какой-то мере от результатов этих выборов зависит реализация того, о чем мы говорим.
— Конечно. У меня стойкая убежденность в том, что развитие всей страны, Забайкальского края и города Читы зависит именно от прихода на избирательный участок и правильного выбора.