В 2022 году Минздрав России запустил реформу родовспоможения по всей стране. Она разделила будущих мам на три группы. Первая — роженицы без патологий с низкой степенью риска, вторая — с некритичными патологиями и средней степенью риска, третья — с серьезными патологиями и высокой степенью риска. В соответствии со степенями риска прошли изменения в роддомах и родильных отделениях, которые принимают роды. Теперь они делятся на 1-й, 2-й и 3-й уровни.
В учреждения первого уровня направляют рожениц без патологий, второго — с некритичными патологиями и третьего — с серьезными патологиями. Всех беременных направляют рожать в учреждения уровня, соответствующего группе риска пациентки. И одно из главных изменений после введения реформы — образование ургентных залов. Это места оказания экстренной помощи роженицам, у которых начались преждевременные роды, или пациенткам, которых нельзя перевозить в учреждения более высокого уровня из-за выявленных патологий. Ургентные залы нужны для оказания только срочной помощи.
В Забайкалье стационары 1-го уровня для рожениц низкой степени риска находятся в Петровске-Забайкальском, Хилке, Борзе, Шилке, поселке Агинском, Оловянной, Красном Чикое и Могоче. Родильные отделения 2-го уровня, для женщин средней степени риска, есть в Краевой больнице № 4 в Краснокаменске и в городском роддоме на улице Шилова в Чите. Тяжелым пациенткам с высокой степенью риска нужно рожать только в учреждениях 3-го уровня: в Забайкальском краевом перинатальном центре или перинатальном центре Краевой клинической больницы.
Ранее акушеры-гинекологи Забайкалья и Дальнего Востока уже отвечали на все вопросы о новой логике медпомощи беременным. Но насколько изменилась ситуация в крае, как обстоят дела с уровнем смертности женщин и новорожденных, работает ли новая система оказания акушерской помощи спустя год, мы узнали на круглом столе на тему «Система родовспоможения Забайкальского края после года реформы. Проблемы, перспективы, достижения», который прошел 1 ноября и был организован «Чита.Ру» при поддержке Минздрава Забайкальского края.
Как на реформу отреагировали районы
Недовольство медицинской помощью — одна из причин переезда студентов и молодых семьей с высоким родильным потенциалом из Забайкалья. За последние 5 лет из края уехало около 13 тысяч женщин фертильного возраста. Реформа призвана максимально сохранить здоровье женщин и детей, которые остаются в крае, обеспечить лучшие условия для родов и своевременную акушерскую помощь.
— Ургентные родильные залы уже открылись в 21 организации Забайкальского края. Сюда обращаются женщины, у которых уже начался процесс родов. До их начала беременная здесь не наблюдается. После появления ребенка женщина отправляется в послеродовую палату, после — выписывается домой. Женщины с высокой и средней степенью риска — угрозой жизни или здоровью матери или ребенка — направляются в организации более высокого уровня и могут рожать в ургентном зале только в случае, если их транспортировка невозможна, — говорит заместитель министра здравоохранения, начальник отдела охраны материнства и детства Светлана Якименко.
Большая часть медицинских учреждений первого уровня (для женщин без патологий) приходится на районы. Там создали все необходимые условия, чтобы своевременно предоставить всю необходимую помощь
К примеру, Красный Чикой. Родильное отделение там рассчитано на 5 коек. Беременных с патологиями не лечат — они маршрутизируются в нужные центры второго или третьего уровня. Если случай экстренный, то врачи обязательно консультируются с санитарной авиацией. Женщину транспортируют в зависимости от состояния. Если перевезти невозможно — проводят оперативное лечение на месте, консультируясь с врачами из центров второго и третьего уровня. Сейчас в районе 58 беременных женщин — из них 32 в группе высокого риска, среднего — 20. Их еженедельно наблюдают.
В Карымском районе система тоже налажена.
— Мы уже год работаем с нововведениями реформы. Сначала было непонятно и страшно, но сейчас всё решилось. У нас могут рожать женщины с низкой степенью риска, если того захотят. А вот с высокой мы всегда транспортируем в Читу. Брать пациенток с тяжелыми патологиями — огромный риск. Так можно потерять и ребенка, и мать. Тем более у нас кадровый дефицит — всего два врача — акушера-гинеколога на весь район, 35 тысяч населения, — рассказывает главный врач Карымкой ЦРБ Сергей Варванский.
Материнская смертность свелась к нулю. Но не младенческая
Как отметили на круглом столе, уровень профилактических осмотров среди населения низок — это препятствует своевременному выявлению патологий у матери и ребенка. Возможные заболевания беременной диагностируются уже по факту, когда плод может быть заражен инфекцией. И в этом специалисты видят огромную проблему, работа над которой — общая задача медицины, власти и СМИ.
— На протяжении нескольких лет в крае была высокая материнская смертность. В прошлом году этот показатель равен 5 случаям. Основные причины потерь — отсутствие возможности привезти роженицу в необходимую клинику. После реформы женщин своевременно отправляют в нужные медицинские организации, где им оказывают необходимую помощь. Сегодня это отработано по всему краю. Благодаря совместной работе в этом году не умерло ни одной женщины, — рассказывает Якименко.
При этом Забайкалье заняло второе место по уровню младенческой смертности в России за семь месяцев 2023 года — в регионе умер 51 ребенок. Причины младенческой смертности разные: среди них рост врожденных аномалий развития и инфекционных патологий. С первым бороться практически невозможно, а вот второе уже ответственность матери.
— Отмечен рост младенческой смертности от внутриутробных пороков, которые сложны для диагностики до рождения. Например, аномалии легких, ведь пока они не раскрылись, порок диагностировать практически невозможно. Что касается инфекционного фактора — инфекции чаще всего выявляются уже при беременности, и вылечить их невозможно. Медицина не всевластна, поэтому все акценты должны смещаться на период подготовки к беременности, своевременных профилактических осмотров. Это то, что вносит значительную лепту в показатель младенческой смертности, — говорит заведующая кафедрой акушерства и гинекологии педиатрического факультета Читинской государственной медицинской академии (ЧГМА), главный внештатный специалист Министерства здравоохранения РФ по акушерству и гинекологии в Дальневосточном федеральном округе Татьяна Белокриницкая.
— Есть объективные причины роста этой статистики, на которые можно повлиять. К сожалению, у многих женщин нет финансовой возможности последовательно готовиться к беременности. Практически все доступные обследования приходятся уже на период беременности, когда ребенок рискует родиться с врожденной инфекцией. Значит, на каком-то этапе женщина не консультировалась и не знала о своей инфекции. С 2020 года у нас сильно сокращен план обследования беременных: урезаны, например, исследования на выявление заболеваний, передаваемых половым путем. И проверяется только женщина, хотя кто знает, какие инфекции могут быть у ее супруга, — рассказывает заведующая кафедрой акушерства и гинекологии лечебного и стоматологического факультетов ЧГМА Марина Мочалова.
— У нас практически в каждый день лежат беременные с разными патологиями. И я бы не сказала, что как-то эта реформа на нас сказалась. Потому что мы и так всегда работали для того, чтобы помогать больным женщинам. А заболеваемость не уменьшается. Если приводить в примеры цифры — очень высокой остается заболеваемость сахарным диабетом. По данным нашего центра, это 220 случаев на 1000 родов. Такая же ситуация с органами системы кровообращения — до 320 случаев патологий на 1000 родов, — говорит заведующая перинатальным центром Краевой клинической больницы Татьяна Хавень.
Сохранить мать и дитя — как в крае работают с абортами
Еще одной темой, которая тоже затрагивает демографию, стали аборты. Статистика прерываний беременности по краю снижается. В прошлом году было сделано 3000 абортов, в этом году 2500.
— Сейчас делается серьезный акцент на демографии, на повышении рождаемости в стране и нашем регионе. На протяжении многих лет наш край участвует в акциях «Сохрани жизнь», мы работаем с центром медико-социальной помощи беременным, находящимся в трудной жизненной ситуации. Уже работает множество программ, и вопрос решается в сторону того, чтобы мать сохраняла беременность, — говорит Якименко.
С 1 июля во всех субъектах РФ работает система мотивационного анкетирования. Оно проводится для женщин, обратившихся за услугой по прерыванию беременности, и направлено на то, чтобы женщина сделала выбор в пользу сохранения ребенка. Это тестирование, в конце которого женщина получает результаты, где указаны все виды помощи, которые она может получить, став матерью.
После обращения женщины с просьбой прервать беременность, ей дается 7 дней, чтобы она окончательно обдумала свое решение. Этот период называется неделей тишины. По закону ранее этого периода с момента обращения в клинику сделать аборт нельзя.
— Даже когда у плода имеется порок, несовместимый с жизнью, всегда судьбу беременности решает женщина. И что характерно для нашего края — нередко женщины оставляют беременность, — рассказывает Белокриницкая.
Аборты могут делать и частные клиники при соответствующей лицензии. Но структура работы в части абортов сейчас едина. Это мотивационное анкетирование и неделя тишины.
Внедрение реформы прошло не без сложностей, но, как отметили все участники круглого стола, она была необходима. И статистика по материнской смертности, которая в этом году равна нулю, — позитивный результат. В планах снизить статистику младенческой смертности. По мнению специалистов, для этого требуется огромная информационная работа с населением, чтобы будущие родители задумывались о собственном здоровье, прежде чем идти на ответственный шаг. Профилактические осмотры необходимо проходить хотя бы раз в год, чтобы быть уверенным в своем будущем и будущем детей.