После падения башенного крана на девятиэтажку по улице Новобульварная, 38 прошла неделя. Рухнувший кран демонтировали, погибшую крановщицу похоронили. Следствие обещает вот-вот назвать виновных в том, что технически неисправный кран работал при шквальном ветре.
Однако всё это вряд ли как-то серьёзно повлияет работу читинских крановщиков. Слишком многое в их работе до сих пор основано на извечном русском «авось» и пришедшей из советского прошлого погоне за планом. Эта система очень сильно укоренилась и выгодна слишком многим.
Валентину 33 года. Около пяти лет он работал машинистом башенного крана в нескольких крупных строительных компаниях. Кризис 2008-2009 годов, когда объёмы жилищного строительства заметно упали, переквалифицировался на управление автокраном. Но кухню работы «больших» кранов знает более чем досконально.
- Как построена работа крановщика на стройке?
- Всё действует таким образом, чтобы китайцы работали постоянно. Простоя быть не должно. Если ты по какой-то причине на кран не лезешь, то китайцы через своего переводчика начинают звонить нашему директору: «Кран встал – работы нету». Директор начинает звонить прорабу. При этом ветер никого особо не волнует. Самая невинная фраза начальства: «Он же не постоянный, не шторм или ураган. На работу особо не влияет».
- Получается, что люди вынуждены работать, несмотря ни на что?
- Не всегда. Всё зависит от личности и характера самого крановщика. Напрямую заставить человека лезть на кран невозможно. Вот и действуют в обход. Подходит прораб и говорит: «Ну, что ты? Понятно, что ветер. Но он же не постоянный. Пока порыва нет, ты залезь, подними что-нибудь, как порыв пойдёт – остановись». Ни работодатели, ни китайцы не понимают, что когда идёшь с 5-7 тоннами груза на стреле, ветер не будет спрашивать, когда налететь.
Одни крановщики уговорам поддаются и молча лезут на кран, невзирая на опасность. Другие могут потребовать от прораба бумагу о том, что в случае ЧП он берёт на себя всю ответственность. Однако на моей памяти никто такую бумагу никогда не давал.
- Были ли на твоей памяти случаи, когда работодатели сами говорили: «Так, мужики, сегодня ветер. На кран никто не лезет».
- Бывало такое. Приезжает инженер или главный инженер и говорит, что из-за сильного ветра к крану подходить никто не должен. Но потом он уезжает, и ты остаёшься один на один с китайцами. Они опять звонят директору. Тот выходит на прораба. И опять начинаются уговоры. Стоит дать слабину и поднять наверх что-нибудь одно, как на тебя насядут, и будешь работать дальше.
- Сколько получают машинисты кранов?
-100-120 рублей в час. Когда кран стоит на ремонте, оплата снижается на 25-30 процентов. Оплата за простой из-за ветра не предусмотрена. Вот и приходится людям выбирать, чем рисковать – жизнью или деньгами. У всех семьи, дети. Поэтому ставить на кон зарплату никто не хочет. О плохом при этом думать не хочется.
Работа крановщика сменная. Где-то двое суток через двое, где-то четверо через двое. Если с работы не вылазить, то в месяц может набежать тысяч 40 зарплаты. Однако, в большинстве случаев зарплата машиниста башенного крана в Чите – около 20 тысяч рублей.
- Китайцы крановщиками не работают?
- Редко, но бывает. Работодателем выгодно иметь в строительной бригаде китайца-крановщика. Если поджимают сроки строительства, работа на стройке идёт и ночью. Вот для того, чтобы не оплачивать нашим крановщикам сверхурочные, и нужны китайцы. Хотя, работать они могут только на своих кранах. К российским китайцев допускать нельзя. Не умеют они на нашей технике работать. Моторы сжигают постоянно.
- Что по технике безопасности необходимо делать с краном в сильный ветер?
- Работать на кране запрещено при силе ветра свыше 12 метров в секунду. Кран надёжно закрепляется со всех сторон тормозными башмаками. Стропы по технике безопасности должны быть подняты до упора вверх. При этом с самой башней ничего делать не надо. Пусть вращается.
- О техсостоянии кранов что можешь сказать?
- Полностью исправных башенных кранов в Чите нет. Это даже не скрывается. После того, как Ростехнадзор принимает собранный кран, больше никто проверками состояния кранов не занимается. Нет такой возможности. В технадзоре подъёмными механизмами занимаются всего четыре человека, это на весь край.
Вот и получается, если потерялся огнетушитель или аптечка – это вообще в порядке вещей. Если не работает звонок, предупреждающий о маневрах крана, и есть какая-то другая мелкая неисправность, на неё дипломатично закрывают глаза. Самое главное - сдать дом, а краном можно заняться потом. Иногда это выходит боком…