Общество Человек труда «Человек труда»: Ни одного опоздания за 42 года

«Человек труда»: Ни одного опоздания за 42 года

1 декабря пойдёт 43-й год на заводе. С тех пор, как в 1970-м Александр Семёнович пришёл в 88 ЦАРЗ слесарем сборочного цеха. Более 40 лет он по привычке приходит на работу к 7.30 – без опозданий. И ни одного прогула. Рабочий день - с 8.00 до 17.

Голос старшего контроля мастера 88-го центрального автомобильного ремонтного завода Александра Семёновича Романова, сильный, густой, не тонет в заводском гуле. Бархатным баритоном он на диктофонной плёнке рассказывает, как мальчишкой бежал на завод к своему дядьке, хотя отец работал на железной дороге – «но тут техника, всё». Как летом пропадал в первом цеху, а за работу получал новые удочки для семейной рыбалки, велосипед. Приученные к труду руки.

1 декабря пойдёт 43-й год на заводе. С тех пор, как в 1970-м Александр Семёнович пришёл сюда слесарем сборочного цеха. Более 40 лет Романов по привычке приходит на работу к 7.30 – без опозданий. И ни одного прогула. Помнит, как расписание перестраивалось, бывало, и с 9.00 до 18.00 работали, а теперь с 8.00 до 17.00: «Домой приходишь засветло. Там по хозяйству надо ещё поделать. Огород 12 соток, курочек держу».

- Ну, пришёл слесарем в 70-м году. Выпускали тогда, да вы и не знаете уже, наверное, ГАЗ-51, ЗиЛ-150, ЗиЛ-151, ЗиЛ-157, начали постепенно осваивать Уралы. Потом КАМАЗы, которые до настоящего времени собираем. Тогда в месяц выходило 75 машин, и ещё были товарные агрегаты для войсковых частей - порядка 150 в месяц. Было тогда и две производственные линии, как мы считали, солдатская и гражданская. Соревновались друг с другом, конечно. А потом по работе – производственным мастером был, старшим производственным мастером. Ещё же раньше все начальники цехов, начальники отделов были военные, и вот как-то одного офицера не оказалось, назначили начальником первого цеха меня. Два месяца я принимал, руководил им, а потом опять через 3 месяца пришёл военный, и я сдал полномочия. Но к тому времени я уже много прошёл. Последние где-то 27 лет я был на приёмке автомобилей. Что это – вот пригоняют машины, я их осматривал, описывал, составлял приёмо-сдаточные акты.

Мы проходим в цех, где Александр Семёнович объясняет нам технологический процесс. Сюда с пятого цеха поступают двигатели, разбираются, проходят мойку, дефектовку. Отреставрированные запчасти вновь поступают на линию сборки – сцепления, компрессоры, головки, коленвалы. Ни один двигатель не поступает обезличенным, детали не перемешиваются, а маркируются, чтобы снова вернуться в исходный агрегат. За этим следит Александр Семёнович, записывая в журнал мелким убористым почерком номера шасси, размеры валов и прочие характеристики.

По окончанию испытания он выписывает паспорт качества, где указаны параметры работы двигателя. На двигатели ставят термопломбу. Нужна она для контроля за правильностью эксплуатации. Бывает, приезжают клиенты – двигатель, мол, заклинил. А термопломба рассчитана на 104 градуса. И если она выплавилась, значит, неправильно эксплуатировали, перегрели.

Пока рабочее место Александра Семёновича находится прямо в цехе – наверху оборудована конторка, куда ведёт железная лесенка. На гладких ступеньках вместо зазубрин – сваркой выбиты фамилии заводчан. На столе царит идеальный порядок. Но место временное:

- В самом разгаре реконструкция. Проводится ремонт помещений, раздевалок, появились душевые, - водит нас по обновлённому заводу Романов. – Раньше была котельная здесь и баня. По субботам, воскресеньям работники ходили с семьями мыться. Нынче – душ. Оборудованы кухонки. Открываются кабинеты, тоже скоро переезжать. А в 90-е, у нас вообще было ужас, как мы выжили… Но это спасибо руководству, что не опустились руки, начали принимать заказы от гражданских, а потом пошли «Гураны». Сделали сборку. Андрей Геннадьевич Яковлев, я помню, мальчишкой пришёл в пятый цех. Потом – начальник цеха, производства, теперь вот генеральный директор. Благодаря ему живём – шевелится, беспокоится об нас.

1 из 3

В здании управления завода стенды с фотографиями «как было и как стало». Новые станки в цехах, новое оборудование. Выпуск грузовиков «Гуран» различных модификаций – вплоть до самосвалов, ремонт техники крупных предприятий края и частных лиц, обслуживание заказов министерства обороны. Например, сервисное обслуживание техники на утилизации боеприпасов – Степь, Цугол, 71-й разъезд. Александр Семёнович в этом году дважды бывал в командировках по 18 дней начальником бригады.

Вспоминает, как ездил по стране, был на курсах повышения квалификации – 20 дней в Киеве в 80-м году. Он тогда шёл на контрольного мастера. А вообще-то начинал после 8 класса учиться на токаря в ГПТУ №1 – железнодорожном училище на Чите-I. Но не закончил, потому что в 1968-м году призвали в армию. Служить довелось в Монголии, военная специальность по окончанию – старший фельдъегерь. Романов при почте секретную документацию возил, давал расписку на 30-летнее неразглашение военной тайны. Отслужил и пришёл в ЦАРЗ. И семь лет спустя получил диплом механика. Тогда же пошёл на повышение.

1 из 2

- Со мной вот начинали сборщик Владимир Жерлов, он 38 лет на заводе, Валя Комиссарова, нормировщик, скоро 41 год она здесь. По турпутёвкам объездил весь Союз – Омск, Смоленск, Вильнюс, Рига, Псков, Новгород, Москва, Ленинград, Хабаровск, Владивосток. С ребятишками уже на Арей. Только на юге не был, как-то не приходилось. Да и на испытаниях машин ездили по 500 километров всегда.

- А с супругой на заводе познакомились?

- С супругой я со своей ещё в школе с третьего класса учился, в ноябре был 41 год совместной жизни... Вы не курите? Ну, тогда и я не буду.

1 из 3

Александр Семёнович стал лауреатом премии Забайкальского края, ему были дарованы часы от губернатора. У ворот завода – историческая «полуторка» 1938 года выпуска, ровесница завода. Александр Семёнович – её штатный водитель. Тоже своеобразный живой символ 88 ЦАРЗ. На дни города, на военные парады ставят аккумулятор и заводят. На стенде фотография – Александр Семёнович за рулём на 60-летие Победы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления