Проходящий в эти дни Парижский автосалон рискует войти в историю. Он стал переломной точкой для автопрома, ведь если до сих пор главными шоу-стопперами выставок были традиционные автомобили или абстрактные концепт-кары, то теперь инициативу перехватили электромобили. И перехватили, судя по всему, всерьез и надолго.
Бойкот и консерваторы
Удивительно, но ряд ведущих автопроизводителей решил пропустить парижский автосалон или принять участие в усеченном формате. Так, Ford предпочел автосалону серию клиентских тест-драйвов, Volkswagen отказался от традиционной «Ночи премьер», а также не пустил в Париж бренд Lamborghini. BMW участвует в выставке, но в отсутствие глав концерна, которые собрались для обсуждения электромобильной стратегии. Aston Martin и Rolls-Royce решили проигнорировать событие, а Volvo участвует в «лайт» варианте.
Подобное отношение показательно: с одной стороны, компании как будто разочаровались в самом формате автосалона, с другой – их отвлекает новый тренд, о котором речь ниже.
Упомянем несколько премьер, значимых и для России: правда, они относятся в основном к премиум-сегменту. Так, Audi показала новый Q5, который получил пневмоподвеску с возможностью увеличения клиренса на 60 мм. BMW презентовала концепт-кар спортивного кроссовера X2, причем серийная машина, скорее всего, будет переднеприводной (или полноприводной). Land Rover решился на радикальную смену своего бестселлера Discovery, а Lexus показал концепт компактного спорт-кроссовера с весьма агрессивным дизайном UX.
Но подобное мы видели и раньше, а подлинная сенсация автосалона в том, его впору переименовывать в электросалон.
Volkswagen I.D.
Главное следствие дизельгейта – Volkswagen меняет концепцию и, минуя стадию гибридов, сходу переходит на разработку электромобилей. Вслед за показанным ранее Budd-e концерн привез в Париж концепт I.D.
Впрочем, нас ли удивить концептом электромобиля – сколько их было с 70-х годов прошлого века? Но Volkswagen показывает не просто какой-то электромобиль, а фактически замену своей основной модели Golf.
Это не абстрактная концепция для заманивания публики на стенд – это электромобиль, на который Volkswagen готов поставить если не жизнь, то свое благополучие. В основе созданная специально под электромобили «текучая» платформа MEB, допускающая почти произвольное масштабирование. VW планирует сохранить свой большой опыт в постройке унифицированных моделей, но привнести в него чужеродную пока электрификацию (хотя у концерна уже есть квартет мелкосерийных электромобилей на базе массовых авто).
Компактность силовой установки I.D. развязала компоновщикам руки, поэтому VW не стесняется в прокламациях: размер меньше «Гольфа», вместительность больше «Пассата».
Характеристики тоже впечатляют: двигатель мощностью 170 л. с. за счет «электровозной» тяги обеспечивает разгон до сотни за 7 секунд: почти уровень горячих хетчей.
Самым интересным заявлением, пожалуй, является пробег на зарядке в районе 400–600 км и скорость пополнения батарей за 15 минут от специальной розетки, что делает электромобиль более-менее сравнимым с нормальным транспортом. Предвидя колоссальный спрос на литий-ионные батареи, VW инвестирует в строительство аккумуляторной гига-фабрики в США, бросая таким образом вызов Tesla.
Не забудем и анонсированное ранее сотрудничество VW с китайской JAC, нацеленное на скорейшее освоение рынка электромобилей – Поднебесная, видимо, станет основным потребителем подобных машин.
А вообще уже в 2025 году VW планирует продавать по 1 млн электромобилей в год, что составит порядка 8–10% от общего объема выпуска.
Новый бренд «Мерседеса»
Mercedes шагнул еще дальше и анонсировал отдельный суб-бренд Mercedes-EQ, которым будут обозначать будущие электромобили компании, поголовье коих к 2025 году должно достичь 10 моделей. Пока же на стенде компании представлен концепт компактного кроссовера Generation EQ с впечатляющими характеристиками: два электромотора мощностью 400 л. с. обеспечивают разгон до 100 км/час менее чем за 5 секунд! При этом емкость батарей в 70 кВт·ч обеспечивает пробег до 500 км.
Как и Volkswagen I.D., серийный электро-«мерс» появится не ранее 2019 года, однако достаточно глубокая проработка проекта говорит о том, что на него готовы сделать ставку. Тем более главный конкурент в лице BMW уже несколько лет активно раскручивает электромаховик с вполне себе серийными BMW i3 и i8.
Эра ампера
Но если электрические Mercedes-EQ и I.D пока существуют в виде жирных обещаний, то Opel Ampera-e – это автомобиль на базе Chevrolet Bolt, который готов к выходу на рынок. Что интересно, в США цена «Болта» с учетом госсубсидии уложилась в $30 тысяч, а это сулит электромобилю перспективу спроса. Да, за 30 тысяч в Штатах можно купить упакованную Camry, но ближайшие конкуренты «Болта» дороже.
Кроме того, Bolt и Ampera-e имеют весьма заманчивые характеристики для серийных электромобилей. Например, пробег на одной зарядке составляет порядка 380 км. Мощность двигателя при этом 204 л. с., причем с учетом электровозной тяги разгон до сотни укладывается в 7 секунд, а это – заметно лучше среднестатистического уровня (10-12 секунд). Скорость зарядки, как водится, зависит от типа устройства, и для «прямоточных» систем есть вариант «полбатареи за полчаса». Зарядка от переменного тока 16А для любого электромобиля займет минимум всю ночь, а для рекордсменов, вроде Tesla, может длиться сутками.
Ложка дегтя
Понятно, что пока мы говорим, скорее, об обещаниях. Хотя справедливо заметить, что раньше и обещания были скромнее. Заявленные 400–500–600 км измерены в щадящих сертификационных циклах, и при езде «по холодку» будет не 400, а 200, но и это уже прогресс, потому что, за исключением Tesla, серийные электромобили современности способны пройти в жестком режиме от силы сотню-полторы километров.
Да дело даже не в этом. В прежние времена электромобили возили на выставку в качестве приправы. Иногда ей подчеркивали заботу об экологии, иногда передовые технологии, а то просто анонсировали концепт с электромотором и неясными перспективами. Но все чаще электромобили представляют не актерами второго плана, а флагманами модельных рядов, и в этом, пожалуй, основная разница в интонациях. Если раньше ставили на черное, то теперь – на зеленое.
Впрочем, до эйфории еще далеко. Даже при выполнении заявленных характеристик электромобили VW, Mercedes-EQ и GM еще находятся на полпути до автомобилей с точки зрения почти всех значимых характеристик, кроме динамики разгона.
Даже прогнозируемые объемы продаж пока не позволяют говорить о смерти автомобилей в 2015 году: им придется потесниться, но не более того. Тем не менее статус перспективных разработок автомобиль с традиционным ДВС рискует потерять уже в ближайшие годы. И может быть, нынешний парижский автосалон мы будем цитировать в таком ключе: помните, именно тогда мы поняли, что все серьезно?
Фото: Фото производителей