«Чита – это…»: Дворец культуры железнодорожников
Забайкалье – один из тех регионов, которые невозможно представить без железной дороги. Это уже история целых династий, это влиятельность, сила, мощь. И если «лицо», парадный фасад этой организации – здание управления, то сердце, несомненно, дом культуры железнодорожников в Чите.

Дворец культуры железнодорожников – это большое двухэтажное здание по улице Карла Маркса, 65, с хорошей парковкой и прилегающей территорией. Как только заходишь за ограждение, ритм времени как будто меняется: то ли от того, что сюда люди не приходят торопиться, а идут отдыхать, то ли от того, что кругом – история.

Дворец железнодорожников сегодня
Сегодня он праздничный, уже украшенный к 9 Мая. Это одно из тех немногих зданий, куда даже при огромном желании трудно влететь в дикой спешке: сначала нужно подняться по широким ступеням, потом пройти под аркой в небольшой дворик с покрытыми лаком лавками, старинными фонарями и фонтаном, в котором поблёскивают мозаичной чешуёй рыбы. И только потом – открыть дверь.
Этот ремонт во дворике, кстати, сделали к очередному юбилею в начале двухтысячных.

Дворец культуры железнодорожников в Чите является самым крупным на Забайкальской железной дороге, его площадь составляет 1458,6 квадратных метра.
Сразу за порогом – холл и вход в большой зрительный зал на 600 мест.
В соседнем зале, который поменьше, недавно установили сцену.
Есть здесь и отдельное помещение с выходом, где могут отдохнуть известные гости, например, во время массовых гуляний.
Сейчас в штате работают чуть больше 40 человек, раньше коллектив был поменьше. Не было такого технического отдела: видеоинженера, светоинженера, инженера по лазерному шоу. «Раньше было просто: лампочку включил, да и пошёл», шутят работники.

Вечера «Кому за 30» проводятся в ДК уже 12 лет. Народу приходит много, иногда человек 40-60, а иногда больше ста, когда уже и посадить негде.

- У нас было три пары, которые друг друга нашли. Одна женщина познакомилась тут с мужчиной, таким седоватым красавчиком, он её потом в Москву увёз, - рассказывает Надежда Слепухина, отработавшая в ДК железнодорожников 35 лет. - Оказывается, сюда к родственникам приезжал. Живут. Вторая пара: мужчина лет 25, а женщине 60 лет. Они сидели-сидели у нас, поженились и стали жить вместе. И молодой человек с девушкой, приходят иногда: «Мы 3 года вместе прожили, 4 года». Мы им столик ставим, шарики, радуемся вместе с ними, что семья создалась.

В малом зале на втором этаже сейчас проводятся бальные танцы. Здесь же бывают юбилеи или какие-то другие праздники. Рядышком - музыкальный класс.

Налево по коридору - костюмерная.

Дальше - студия записи группы «Вневременье».
Вся жизнь - здесь
- Я приехала сюда из Улан-Удэ, - рассказывает Надежда Александровна, у которой во Дворце железнодорожников много лет был хор. Это один из самых лучших специалистов своего дела в крае. - По распределению в Норильск предлагали поехать, в Ленинград в академию, но у меня уже мама одна была. Думаю, как я мамочку оставлю. Дворец культуры здесь только открылся в 1975 году. Тогда он был просто домом культуры вместо «Красного октября», который на первой Чите находился.
Надежда Слепухина здешняя, забайкальская, а вот родители приехали в Читинскую область непросто: до 1937 года они жили на западе, и «сбежали в шахту в Балее», как говорит Надежда Александровна, после раскулачивания. Суровые были годы.
- У нас когда-то был очень хороший народный театр. Он сейчас есть, но понятно, что совсем другой. Здесь было чуть ли не 40 кружков, в том числе «Знайкина школа» для маленьких, - вспоминает Надежда Александровна. - Мы даже детский садик дневной здесь организовывали, на первом этаже оборудовали комнатку. Надо родителям куда-то в субботу или воскресенье – они могли ребёнка к нам привезти. Даже летний лагерь был. В столовую в галстуках пионерских под барабан в отделение дороги ходили.

Збруев приезжал с женой, молоденький, красивенький. У нас раньше сюда много знаменитостей приезжало. Я Пьеху чаем вот там угощала, сидели мы, говорили. Толкунова была, Караченцов с «Юноной и Авось» вот прямо на этой сцене. Потом уже пошли современные: Николаев и другие.

Евгений Жариков
- Здесь, в ДК, была торжественная регистрация новорожденных, завзагсом была тётя Зина.
Перебираем тома с сотнями фотографий: «А это мы на демонстрации ходили: все наряжались в костюмы».
Коллектив дворца культуры часто устраивали в Чите и районах праздники двора: приезжали к какому-нибудь дому, звали жителей, пели, танцевали.
- Картошку, капусту, морковку раньше ездили сами копали. Люди в поле работают, а мы приехали и прямо в поле для них концерт сделали: сели, и как под гармошку рванули! – Надежда Слепухина смеётся, как будто развернулась и отгремела гармонь только секунду назад.
Было у артистов и много зарубежных командировок: Китай, Монголия, Япония, Швеция – мир тогда смотрели жадно до впечатлений, а жизнь была по-настоящему чемоданной.
«Красный октябрь»
Дом культуры железнодорожников в Чите открыли в 1975 году. До него сосредоточием политической, социальной и культурной жизни был созданный в 1918 году в здании бывшего железнодорожного собрания клуб «Красный октябрь», который просуществовал до 1968 года.
«На маёвку 1905 года мы решили привлечь не только рабочих Читы первой и города, но и жандармерию и полицию. С этой целью я и двое моих товарищей решили водрузить красное знамя между городом и Читой первой. В ночь на 1 мая забрались в лес, тогда ещё окружавший памятник, сколотили лестницы, добрались до верхушки, представлявшей двуглавого орла, разбили её вдребезги и разбросали вокруг памятника, а вместо двуглавого орла водрузили большое красное знамя. Не удовлетворившись этим, все трое направились в железнодорожное собрание, где происходило большое гуляние. Перебравшись через крышу на балкон, мы во время хода пьесы, когда в зале было темно, спустили на головы дождь летучек (листовок)».



Один из старейших большевиков Читы Г.П.Гоберник, умерший от тифа в мае 1922 года.
Комсомольско-легкоатлетическая секция, 1924 год
Летом 1918 года, когда к Чите подходил атаман Семёнов, клуб превратили в штаб, где формировались красногвардейские отряды. Там же ежедневно проходили митинги и собрания. В августе 1918 года Семёнов захватил город, и «Красный октябрь» на время приостановил деятельность. После возвращения советской власти в город работу клуба возобновили.
Цыганский ансамбль песни под руководством Гулященко.
В 1922 году здесь прошёл 1-й Дальневосточный краевой съезд профсоюзов, на котором присутствовали представители профсоюзных движений Англии, Франции, Южной Африки, Австрии, Норвегии и острова Ява.

ИА «Чита.Ру» и автор материала благодарят службу корпоративных коммуникаций Забайкальской железной дороги и коллектив Дворца культуры железнодорожников за помощь в создании материала и предоставленные из архивов снимки.