Алёна Мальтина, Ольга Миллер
«Работать в школе сложно из-за бюрократии, но работа с детьми — призвание». Рассказ учителя истории Людмилы Краус
Людмила Владимировна Краус окончила институт и пришла в школу не в самое лёгкое время. Шёл 1995 год, полный кризис в стране, невыплаты заработной платы, маленький ребёнок на руках. Нужно было на что-то жить, и кроме как в школу, идти работать по специальности было некуда. Тогда Людмила Владимировна пришла в школу №47 города Читы, которую закончила сама, и работает в ней уже 25 лет.





«МОЙ ТРУД — ЗАБАЙКАЛЬЮ» — НОВЫЙ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «ЧИТА.РУ» И РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ». МЫ РАССКАЖЕМ О ЛЮДЯХ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ, ЧЕЙ ТРУД УВАЖАЕМ, ПОЧЁТЕН, НЕЗАМЕНИМ. А САМИ ОНИ ДОВОЛЬНЫ ДОРОГОЙ, КОТОРУЮ ВЫБРАЛИ, И ТВЁРДО СТОЯТ НА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ.

Выбор профессии — серьёзный шаг для каждого школьника
Людмила Владимировна сделала свой благодаря педагогам и учителям школы №47. В сложное советское время о многих вещах не говорили, а известные теперь литературные произведения только-только появлялись из сумрака на свет божий. Тогда учитель литературы открыла детям новый мир и познакомила с «Жизнью и судьбой» Василия Гроссмана, «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова, другими книгами. Позже в школу пришёл молодой учитель истории Константин Борисович Молчанов. На первом же уроке он отодвинул учебники в сторону и раскрыл детям совсем другую историю, где были секретные протоколы, пакт Молотова — Риббентропа и ещё много того, о чём никто не говорил.
Так, открывая для себя новую историю, Людмила Владимировна закончила школу и решила пойти учиться в Читинский государственный педагогический институт. Успешно сдала экзамены и поступила на исторический факультет. Будучи студенткой, вышла замуж, на третьем курсе родила дочку, в результате ушла в академический отпуск. Спустя год Людмила Владимировна пришла восстанавливаться на обучение, в деканате пошли навстречу и посоветовали перевестись на заочное отделение, сдать экстерном недостающую часть экзаменов, чтобы восстановиться сразу на четвёртый курс и не терять год.

— Сложно было сдавать после перерыва недостающие предметы?
— Были очень короткие сроки, за две недели я закрыла около 30 экзаменов.

— Такое вообще возможно?
— Как оказалось, возможно. В тот момент я чётко ощущала, где находится мозг и что он может болеть: мне казалось, что он просто не вмещается в черепную коробку. Но я справилась, восстановилась на четвёртый курс и окончила институт — вместе с ребятами, с которыми начинала учиться, но только на заочном отделении.
Людмила Владимировна в юности занималась в Забайкальской малой академии наук, позже в институте серьёзно увлеклась археологией и была уверена, что станет работать где-то в архивах или на раскопках. Но сложное время 90-х решило иначе. В 23 года Людмила Владимировна пришла работать в родную школу №47. На тот момент ставки историка не было, и директор предложил вести географию.
— Вы же историк, согласились на географию, потому что не было выбора?
— Я очень люблю географию, в школе сдавала её в качестве выпускного экзамена, к тому же у меня мама — преподаватель географии очень высокого класса, поэтому особо проблем с предметом не было.

— А помните свой первый урок?
— Конечно. Это был 5-й«Б» — я тогда очень переживала, готовилась почти сутки и по секундам учила материал. Позже с этими детьми сложились хорошие отношения, они часто прибегали на перемене, иногда даже спрашивали совета.
Накануне, 1 сентября, их классный руководитель ушла в декретный отпуск, и я уговорила дать мне руководство в этом классе. Дети ещё не знали об изменениях. Когда пришли 30 августа на встречу с учителем, я увидела их на улице и сообщила новость. Ребята тогда так завизжали и закричали от радости, что у директора в кабинете даже лопнуло окно.
Особый подход, взаимное уважение и умение заинтересовать детей заметила директор школы. Предложила Людмиле Владимировне стать вожатой и заниматься воспитанием и детским объединением в школе. В ноябре 2007 года практически без права выбора учителю истории предложили стать заместителем директора по воспитательной работе.

— Не очень я хотела быть заместителем директора, поскольку должность подразумевает работу с учителями и классными руководителями, а мне всё же интереснее с детьми.
— Получается, вы сейчас работаете с детьми только на своих уроках, классного руководства нет?

— Заместитель директора не может быть классным руководителем, это было большой проблемой, когда меня назначили на должность. Я вела класс, и с большим трудом мне разрешили его оставить. В 2009 году окончил школу мой второй выпуск, и больше классного руководства у меня нет. Но есть другие дети, с которыми мы совместно ведём активную внеклассную жизнь, правда, выпускать их приходиться гораздо чаще.
Школа — это не просто место, где дают знания, здесь всё как во взрослой жизни. Помимо учёбы дети могут проявить себя, попробовать свои силы в новых направлениях, получить бесценный опыт, учатся нести ответственность не только за себя, но и за того, кто слабее. Внутри школы есть много маленьких организаций, если можно так выразиться, например, совет детского объединения, совет старшеклассников, почётный караул. И Людмила Владимировна принимает непосредственное участие в жизни этих маленьких, но таких важных коллективов.
— Чем занимаетесь в свободное время? Или всё время забирает работа?
— Неправильно, когда работа занимает всё время, должно быть и личное. Я очень люблю готовить, люблю печь и всегда радуюсь, когда есть кого всем этим угостить, поскольку сама выпечку ем очень мало.

— Готовите для семьи?
— В основном для мужа, дети — дочь и сын — уже взрослые и не живут в Чите. Балую, когда приезжают в гости.

— А коллег угощаете выпечкой собственного производства?
— Коллег нет, детей да. Дело в том, что я работаю не просто с детьми. Когда они приходят в совет старшеклассников или почётный караул, они делают свой осознанный выбор. И здесь появляются уже совсем другие отношения, строящиеся на взаимном уважении, к тому же среди детей есть должностные лица, и это опять же общение не просто ученик-учитель. Этот год, например, выдался очень тортовый, на дни рождения все просили тортики. Я готовлю их с удовольствием, и это знак уважения к конкретному ребёнку, ведь мы делаем одно дело.

Помимо кулинарии, Людмила Владимировна прекрасно шьёт. Себе — довольно редко, а для дела — с удовольствием. Так, форму для девочек из почётного караула она изготавливает сама. Несколько лет назад мама заместителя начальника караула сделала лекала и помогла в пошиве шести костюмов. Сейчас их уже 14. Та девочка, заместитель начальника караула, выпустилась, и теперь всё шитьё на Людмиле Владимировне.

Проработав в школе 25 лет, учитель истории и обществознания, заслуженный работник образования Забайкальского края научилась находить подход к любому ребёнку. Часто можно услышать, что сейчас плохие дети, поколение изменилось, но Людмила Владимировна считает: необходимо правильно выстроить отношения, дети всё чувствуют и понимают, и с ними нужно разговаривать, как со взрослыми.
— Как вы выстраиваете отношения с учениками?
В чём секрет?
— Школа — это маленький социум, где действуют все те же законы и правила, та же политика, сферы деятельности и структура управления, что и в большом мире. При этом педагогика строится на противоречивых отношениях. С одной стороны, мы хотим, чтобы ребёнок оставался ребёнком, когда учитель выше, а с другой стороны, мы хотим видеть детей самостоятельными. Но так не бывает. Когда ребёнок становится самостоятельным, он уже несёт ответственность за себя, а возможно, и за того, кто этой ответственности не имеет. Так постепенно растёт и становится на равных с учителем. Существует очень тонкая грань: недопустимо попустительство, учитель не может и не должен опускаться до уровня ученика, а должен помочь подняться. Отношения с учениками нужно выстраивать на взаимном уважении, и именно тогда взаимодействие будет эффективным и качественным для всех.
— Людмила Владимировна, а есть у вас выдающиеся выпускники?
— Я могу сказать так: за время моей работы были выпускники, которые спустя время вернулись в школу уже педагогами по разным предметам. И теперь уже коллег я могу с уверенностью назвать выдающимися людьми, ведь принять осознанное решение учить детей, зная, насколько это сложная профессия, в том числе и с экономической стороны, могут только выдающиеся люди.

— Вы говорите, что профессия очень сложная. Сами не хотели уйти из школы?
— Уйти в другую школу? Нет, никогда не хотела. Уйти из образования? Да. Но в порыве таких желаний — это всегда была история не про детей. Мне с детьми интересно — мы учим их, а они учат нас, но когда были мысли уйти — это всегда было связано с несовершенством системы, большим количеством ненужных мероприятий, на которые тратится невероятное количество времени. Ну и бюрократическую составляющую никто не отменял.








Каждый раз, выпуская детей из школы, учителя говорят: «Таких больше не будет». Но Людмила Владимировна и педагоги школы №47 в Чите точно знают, что придут новые дети — хорошие, заинтересованные, любознательные и непременно выдающиеся. Ведь принцип: «Нас просто меняют местами», — действительно работает.

Прочитать другие тексты проекта «Мой труд — Забайкалью» можно здесь.