Искусство становится ближе к людям — это не только известные музеи или картинные галереи, доступные и понятные лишь узкому кругу ценителей. Любоваться художественным произведением, вышедшим из-под руки мастера, можно и тогда, когда оно нанесено на дом или здание. Такие произведения принято относить к стрит-арту, и если раньше это направление было представлено в основном граффити, которые не всегда по душе большой массе народа, то сейчас время муралов. Уж они-то способны произвести неизгладимое впечатление и чаще получают положительные оценки.
Стрит-арт уже давно вышел за рамки нелегального искусства, художники несут свои творения в массы — на стены домов, зданий — туда, где их смогут увидеть больше людей. Так и жители Новой Чары, которая находится в Каларском округе Забайкальского края, теперь стали ближе к уличному искусству и могут наслаждаться им не в интернете или по телевизору. На 5 домах поселка красуются яркие и знакомые по сюжету каждому забайкальцу огромные картины.
Их автор — молодой, но весьма известный стрит-арт-деятель Александр Демкин, который работал в команде с коллегой — художником Андреем Калугиным. Александр рассказал о проекте, процессе работ и смыслах, которые он закладывал в создание муралов в далеком поселке Новая Чара.
Их автор — молодой, но весьма известный стрит-арт-деятель Александр Демкин, который работал в команде с коллегой — художником Андреем Калугиным. Александр рассказал о проекте, процессе работ и смыслах, которые он закладывал в создание муралов в далеком поселке Новая Чара.
Мурал — вид крупноформатной живописи на стенах домов, зданий и других архитектурных сооружений. Это слово произошло от испанского muro, что в переводе означает «стена».
Александр Демкин — стрит-арт-художник из Рязани, увлекшийся граффити в середине 2000-х. Он закончил художественное училище, среди работ Александра есть и картины, написанные маслом. Но, как отмечает герой, уличное искусство привлекает его своей свободой, тем, что оно доступно многим. С 2015-го Демкин стал активно работать на фасадах, его арты украшают не только здания и стены родной Рязани — картины можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, даже в Испании. А теперь и в Новой Чаре.
Александр Демкин — стрит-арт-художник из Рязани, увлекшийся граффити в середине 2000-х. Он закончил художественное училище, среди работ Александра есть и картины, написанные маслом. Но, как отмечает герой, уличное искусство привлекает его своей свободой, тем, что оно доступно многим. С 2015-го Демкин стал активно работать на фасадах, его арты украшают не только здания и стены родной Рязани — картины можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, даже в Испании. А теперь и в Новой Чаре.
От идеи до воплощения: как Новая Чара стала важной главой в истории российского уличного искусства
Создание серии муралов — идея компании «Удоканская медь». Амбициозный и необычный проект — часть программы благоустройства территории, где предприятие ведет свою деятельность. В 30 километрах от Новой Чары находится Удоканское медное месторождение, где компания возводит горно-металлургический комбинат.
— Я согласился из-за интересной локации и захватывающей идеи. Скажу честно, серия из 5 муралов, которые складываются в один большой концепт, призванный раскрыть историю местности, — уникальный проект для России. По крайней мере, я ничего подобного не видел.
Свою миссию Александр определяет так: ему хотелось создать у людей настроение, вдохновить их, мотивировать и побудить к изменениям территории, их родного поселка.
— Большую часть времени здесь холодно, суровый климат. Яркие и эффектные картины должны поднимать жителям поселка настроение, приносить радость в любое время года.
Работа над сюжетами проходила совместно — и художник, и представители компании «Удоканская медь» провели настоящий мозговой штурм, перед тем как концепция оформилась в тот вид, в котором реализовалась. Было решено изобразить 5 ключевых и важных для района сюжетов.
Каждый сюжет — частичка родины
Художник рассказал о смыслах и идее каждого мурала новочарской серии.
На первой масштабной картине изображена компания веселых комсомольцев, которые приехали на великую стройку — Байкало-амурской магистрали. От картины так и веет теплом: здесь и горы, и лес, цветущий багульник и люди, которые делают большое дело. А мимо них проезжает поезд, следующий по БАМу. Интересный факт: в доме, на котором изображен сюжет, до сих пор живут люди, причастные к строительству магистрали.
На первой масштабной картине изображена компания веселых комсомольцев, которые приехали на великую стройку — Байкало-амурской магистрали. От картины так и веет теплом: здесь и горы, и лес, цветущий багульник и люди, которые делают большое дело. А мимо них проезжает поезд, следующий по БАМу. Интересный факт: в доме, на котором изображен сюжет, до сих пор живут люди, причастные к строительству магистрали.
С другого мурала на нас смотрит хозяин тайги — величественный медведь. В основе сюжета — реальная гора Медвежий перевал — через нее пролегает пеший туристический маршрут. Выглядит медведь, несмотря на размеры, довольно добродушно, как бы говоря: «Со мной вы в безопасности».
Мурал с багульником должен в любое время года напоминать жителям поселка о весне, о том, какой бы суровой ни была зима, после нее всегда наступит тепло. Это работа о надежде, об уникальности природы, о ее первозданности.
Удоканское медное месторождение — важная точка на карте Каларского округа. Одна из работ Александра посвящена геологам, которые открыли месторождение. Мурал выполнен в стиле сюрреализма — у каждого будет поле для фантазии, основные цвета — оттенки медной руды. Он напоминает жителям об истории края, о смелых профессионалах, которые по удивительной случайности нашли в районе крупнейшие залежи меди в стране.
Еще одна картина отправляет к Чарским пескам — уникальному природному явлению Забайкальского края. Через эту пустыню кочевали эвенки — коренное население местности. Есть на картине и величественные олени, которые всем своим видом показывают, насколько суров и разнообразен Каларский округ.
На создание одного мурала художникам потребовалась примерно 1 неделя, на один фасад ушло около 40 литров краски. Как отмечает Демкин, работать с поверхностью домов было непросто — у нее очень глубокая и неровная структура, поэтому валики, которые традиционно используют для такой работы, не справлялись. Но мастера нашли выход и стали использовать краскопульты. Конечно, для таких масштабных произведений потребовались и подъемники. Всем необходимым художников снабжала компания «Удоканская медь».
Под благоустройством принято понимать установку лавочек, фонтанов, спортивных площадок, озеленение. Нужен ли стрит-арт в Новой Чаре? На этот вопрос ответил Александр.
Под благоустройством принято понимать установку лавочек, фонтанов, спортивных площадок, озеленение. Нужен ли стрит-арт в Новой Чаре? На этот вопрос ответил Александр.
— Стрит-арт и такие масштабные проекты должны работать в комплексе с общим благоустройством. В Новой Чаре как раз так — есть скверы, площадки, озеленение, и муралы отлично вписываются в общий контекст. То есть у людей не возникает вопросов о том, что у них нет места для отдыха, но зато на фасадах есть картина. В Чаре всЁ органично.
— Ближе к концу работы стало понятно, что большинству жителей проект всё-таки нравится. К нам стали подходить, выражать мнение, оценивать муралы. Было видно, что картины на фасадах дарят людям хорошее настроение. Конечно, все по-разному оценивали муралы: кому-то по душе теплый сюжет с комсомольцами и БАМом, кто-то в восторге от «Медвежьего перевала» и изображения оленей.
Художник отмечает, что встретили команду довольно сдержанно, возможно, даже с неким недоверием. Поначалу от жителей не было вообще никакой реакции, но когда часть картин уже была завершена, отклик пошел — искусство растопило сердца новочарцев.
Главные ценители — жители поселка. Какой была реакция?
А вот что говорят сами жители о масштабных картинах? Многие жители сходятся во мнении, что дома станут визитной карточкой района, выражают благодарность и организаторам, и художникам.
— Я очень довольна преображением поселка. Каждая картина отражает историю нашего района, очень приятно, что дети и гости будут это видеть, это останется в памяти, — делится жительница поселка Юлия Порохина.
— Любо-дорого посмотреть! Фасады домов стали красивые. Как здорово, что наша Чара стала так преображаться: строят новые садики, школы, парки. Главное, чтобы люди берегли всё это — и будет наш поселок процветать, — отмечает Наталья Серова.
Свой комментарий дала и директор музея Новой Чары Наталья Бастрыкина: «Мне очень нравится разнообразная тематика муралов, связанная с историей нашего района. Отличная идея — изобразить основные вехи прошлого этой местности. Художники с задачей справились на ура — картины зрелищные и красивые, работа сделана качественно. Прониклись историей, изучили информацию об округе. Важно отметить, что в процессе создания муралов мастера попутно зашпаклевали, заштукатурили поверхность фасадов — об этом мало кто задумывается, но ребята провели комплексную и важную работу».
Сегодня муралы занимают важное место в мировом искусстве, они помогают создать настроение жителей, привлекают туристов и позволяют художникам выражать свой талант. Идея компании «Удоканская медь», реализованная Александром Демкиным и Андреем Калугиным, позволила поселку Новая Чара, во-первых, преобразиться, во-вторых, стать заметной точкой на карте отечественного стрит-арт-искусства.