Чтобы анонсировать этот проект, мы выпустили наборы из 17 карточек. На одной стороне карточек — фотографии, которые нам присылали читатели, а на другой — забайкальские слова с пояснениями. Эти карточки можно собрать для себя или отправить тому, кто давно уехал из края и скучает по родным местам.
Привет! Ты на странице проекта «Чита.Ру» о забайкальцах — всех нас, наших семьях и других близких. В нем мы не просто собираем фотоархив забайкальской жизни. Мы собираем истории и воспоминания о разных годах и людях, которые жили и живут на нашей земле.
Мы хотим дать читателям возможность поделиться ценными фотографиями и историями своей семьи. Знать, кто ты, откуда и какие люди живут рядом, — это важно.
ЭТО МЫ.
Проект «Это мы» запускается к Народной премии, во время которой мы выбираем лучшие компании Читы, но жить он будет и после того, как пройдет вручение наград 22 сентября. Уже сейчас вы можете принять участие в голосовании и выбрать те читинские компании, которые считаете лучшими в своей сфере.
ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАРТОЧЕК? • ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАРТОЧЕК? • ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАРТОЧЕК? • ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАРТОЧЕК?
Скоро мы начнем публиковать тексты, в которых расскажем истории читателей и покажем фотографии из семейных альбомов. Если вы тоже хотите поделиться с нами своими воспоминаниями или просто отправить фото, смело пишите на info.chita.ru@gmail.com.
Кто попал на карточки? • Кто попал на карточки? • Кто попал на карточки? • Кто попал на карточки?
17
отобранных фотографий и станут основой первого текста в проекте «Это мы».
01
02
Валя, 1960-е
Валентина Тюкавкина
фото предоставлено внучкой Ксенией
«На этой фотографии я в Чите на смотре художественной самодеятельности. В наше время часто проходили такие слеты учительских коллективов с привлечением учеников. Я хорошо пела и потому тоже везде принимала участие. После победы утанского коллектива нас направили в Читу с программой. Я пела песню о Ленинграде: "Город над вольной Невой..." В это время меня кто-то сфотографировал — мне было 16–17 лет. Была я в то время Валя Вологдина, а сейчас Тюкавкина Валентина Арсентьевна.

Сейчас мне 75 лет, всю жизнь я проработала в школе после Иркутского педагогического института, в течение 40 лет. Теперь я занимаюсь репетиторством, хожу в кружки, тружусь на даче. Жизнь продолжается».
Нина Плетёнкина, студентка, 1960-е
Дарья Кливенкова
о своей бабушке
«Эта фотография будто со страниц старого журнала. Когда мы с мамой нашли ее в бабушкином альбоме, то чуть ли не хором так сказали. При этом снимок очень живой. Бабушку сфотографировала ее лучшая подруга. Мне кажется, в этом всё дело — в глазах смотрящего, в любви и дружбе, крепко связавших их на всю жизнь.

Я люблю рассматривать старые фотографии своих близких — это волшебный способ, позволяющий увидеть, что же ты пропустил в их жизни, пока тебя и на свете еще не было.
Мы все продолжаем историю своих семей, и кто-то крепко связан с Забайкальем. Мне кажется, что в свои 32 года я только начинаю нащупывать и понимать, что это значит — быть забайкалкой. Для меня — это быть человеком с открытой душой и понимающим сердцем. Таким, чтобы тебе сказали не раз: "Ты мояточка"».
«В памяти всплывает, как жили мы на Шилова, 99 — в то время мне года 4, может, 5, это не так важно. Вокруг тепло и уютно, у нас живет собака Гера, кошки какие-то, Бася, еще один пес, боксер. И в рабочее время я в квартире всегда один. Так уж вышло, что в садик я особо не ходил, а если и посещал, то максимум на 3–4 дня, потом заболевал и сидел недели три дома.

Сам себе готовлю обед, пельмени жареные в основном, конечно, или яичницу там, но сам.
А у желтой собаки крутится один глаз, второй еще пришит как положено и не шевелится, и офигеть как на ней удобно валяться.

С самой игрушкой воспоминаний не так уж и много, больше про атмосферу того времени: развлечений немного, но у меня есть "Сега", книжка про динозавров с 3D-очками, и серия книг "Сборников мифов". Да, я уже читал в то время, умным рос. Даже писать умел, хоть и с ошибками (тоже история моей самостоятельности). Хотели во второй класс сразу брать, мама не разрешила.

Еще помню, что солдаты с соседней части приносили сгущенку на продажу, тушенку. В общем, все выживали как могли. Но самое крутое было молоко, замороженное такое, большими кругами».
Яков, 1996–1997
03
04
Семья семейских, начало 20 века
«Моя прабабушка Елена по материнской линии была семейской. Сама я бабу Лену не застала, но она для меня как живая по маминым рассказам. Жила моя родня на Черновских. Мама вспоминает, что вечерами бабульки собирались у дома и пели — это было то самое народное многоголосие, очень мелодичное.

"Семейшина дурная", — вот так прабабушка шутливо говорила про себя и земляков. Так и я про себя говорю, потому что мне приятно сохранять это, совсем без религиозного подтекста, просто это мои корни, и я за них держусь. Когда люди видят вот то фото, где мои семейские предки, часто говорят, что я на них похожа. В детстве я любила повесить на шею много-много разных бус и так ходить. А потом увидела на фотографии, что все эти девушки в сарафанах и многочисленных ожерельях. И поняла, что это своеобразная память предков, наверное. Как и то, что совсем маленькой я спрашивала у мамы, где мои лошади, где мой погреб с припасами.

Не хочется уходить в мистику, но для меня всегда важно, что за спиной стоят мои предки-забайкальцы, которые жили на этой земле, были сильными, музыкальными, выносливыми».
Яков Вайс
о себе и фотографии, которую нашел специально для проекта
«Это мы»

Фото предоставила и всё о нем рассказала Варвара Лебедева
«Я, когда был совсем маленьким, любил ездить с родителями куда угодно. А особенно если с нами была бабушка — баба Лиза. Она в тот раз с нами была, и я именно у нее "отобрал" этот инструмент. Сейчас понимаю, что баба Лиза меня любила больше всех. Мы с ней и времени проводили много, родители на работе, у старшего брата свои дела. Так что бабушка тогда — самый близкий человек.

Я помню, что ограничивали тогда детей: это нельзя, то нельзя, на картошку поехали — лопату и тяпку тоже нельзя. Я взял тяпку, сфотографировали меня, посмеялись, быстро отобрали... Чувство было такое: скорее бы вырасти и буду делать что захочу! Только бабушка меня понимала и всегда меня поддерживала. И это чувство тоже осталось».
Рома, 1980
05
06
Петр Мантров, 1944
«К сожалению, я мало что знаю о дедушке. В то время, когда дед ушел на фронт в 1941 году, отец был очень маленький. И ничего мне практически не рассказывал потом. Сам папа родился в 1934 году. Я знаю, что дедушка родился в 1904 году, искал сведения о нем в интернете — нашел информацию о медали "За отвагу", установил номер части, узнал, что служил он в истребительном противотанковом полку. И по полку я уже отследил боевой путь этой части, нашел листок убытия, в котором указано было, что деда убили в провинции Германии Бранденбург. Там его и похоронили.

Больше я, к сожалению, ничего не знаю. Только то, что родился он в Аннинском районе Воронежской области. Моя бабушка с моим отцом и тремя детьми уехала в Забайкалье. Было тяжелое военное время, и мой прадед забрал ее вместе с сыновьями, каким-то образом перевез. Как, я не знаю.

В связи с последними событиями возникает чувство дежавю — всё это мы уже проходили. Я горд, просто горд и счастлив, что он принимал участие в освобождении Одессы и положил свою жизнь — простой русский мужик, которых, наверное, были миллионы. Можно заметить, что никаких выдающихся вещей на фотографии нет: обыкновенные погоны и серая шинель. С виду и не скажешь, что он герой».
Игорь,
внук Петра Мантрова
Роман Амплеев о себе и бабушке. На обратной стороне карточки с фотографией Романа написано: «Мы могём!»
07
Время на фотографии — весна, это было началом большого летнего пути: с весенних каникул мы начинали выходить во двор, начинали скакать на скакалке и играть в классики. Потом были прятки! Рядом был лесок, который сейчас стал Шахматным парком. А тогда это был наш лес и наши сосны, наши кустики.

Еще были казаки-разбойники и выжигала. Во дворе у нас были горка, качели, стол для тенниса, карусели. Судя по фото, мы все шли с какого-то мероприятия. Рядом был Дом культуры Машзавода, и там проводились детские мероприятия, концерты, взрослые тоже, выборы те же. В ДК любили ходить наши родители, мы танцевали, а нашим отцам нравилось сидеть в буфете.

Фотография вызывает ассоциации с очень спокойным детством, мы там только пошли в школу или готовимся пойти. Мы — девчонки, не замороченные одеждой, проблемами какими-то, готовые жить, играть и нежданному фотографу попозировать. Это явно какой-то фотограф Машзавода нас поймал».
08
Ира, Лена, Марина и Оля, 1980-е
«Сделана фотография была во дворе малосемейки Машзавода по улице Журавлева, 100б. Это был дом, квартиры в котором давали молодым специалистам и рабочим машиностроительного завода, все семьи были с детьми.
Прабабушка и прадедушка Сергея Чаплыгина, год неизвестен
Сергей Чаплыгин
«Первый раз фото это увидел. На нем изображены прадедушка и прабабушка. Никаких подробностей, даже имен я не знаю».
Фото предоставлено Натальей Лобановой. Она помнит имена всех дворовых друзей и Читу 1980-х
09
10
Катя, 1985–1986
«Мое детство прошло в поселке Амазар Читинской области. Фотографировал меня мой дядя, папин брат. Мы жили тогда на улице Строительной. Я смутно помню дом, возле которого меня фотографировали.

Самое яркое воспоминание [из того времени] — когда случилось короткое замыкание и загорелась проводка. Мама очень испугалась, быстренько собрала меня с двумя сестрами и отвезла к бабушке. Вскоре мы переехали в другой дом».
Любовь, 1974
«Это Люба Лескова, двоюродная сестра отца. Тогда мы чаще общались, потом было долгое затишье, так как мы с мамой уехали. Потом я вернулась в Читу уже с семьей, легкую связь поддерживаем.

То время для меня, ребенка, было сказкой, но недолгой. Эта фотография вызывает воспоминания о родственниках, которые были доброй семьей с достатком. Но жизнь распорядилась иначе: всё длилось недолго для меня и для них. Но я благодарна этому, так как жизненный опыт тоже много значит. На фото атмосфера беззаботности, счастливых мгновений, любви окружающих. Это бывает только там, в детстве».
Екатерина Серазеева
Фото предоставлено Надеждой Гавриленко, двоюродной племянницей
11
12
Компания из дома на углу Ленина и 9 Января, 1950-е
«Четыре молодых человека на фоне "Темпа" — начало 1950-х годов. В 1948 году достроили башню темповскую и заселили к 1950 году. Моя семья и их соседи проживали в большом деревянном доме на углу Ленина и 9 Января, где здание миграционной службы сейчас. На фото мои дяди: Сазонов Валерий Павлович (крайний слева) и Сазонов Игорь Павлович (второй справа). Остальные двое мужчин — их друзья, жившие во дворе. На заднем фоне внизу видно трубы — идет строительство Дома быта (сегодня это здание Минэкономразвития)».
Кир Шайдуров, 1950-е
«Мой прапрадед Шайдуров Кир Григорьевич — станичный атаман из деревни Абрамовка (Аркия).
Фото примерно начала 1950-х, я точно не скажу. Умер он в начале 1960-х, был уже старенький. Это его единственное фото у нас».
Фото предоставлено
Натальей Шульгиной
Праправнучка Лена
13
12
Отхончики, 1950-е
Еще одна компания! О фото мало что известно, кроме того, что это команда из одного двора. Фотография сделана где-то в 1953 году.
Праздник в детском саду, 1970-е
Все остальные фотографии — работы сельского учителя Бориса Димова. Его дочь Ольга Тебенькова рассказала нам об отце очень много — мы посвятим его фотоальбому и его жизни отдельный текст в проекте. Фото сделаны в селе Казаковский Промысел Балейского района.

На этой изображен его сын
Олег в компании своих одногруппников в детском саду.
Предоставлено Дарьей Кливенковой
Ольга Тебенькова
15
16
Проверка в детском саду, 1960
«Сельские ясли. С проверкой пришла председатель сельсовета Антонина Логиновская. Ребенок на ее руках — мой маленький брат Олег».
Свадьба, 1963
«Моя мама Димова Нина Савельевна, секретарь сельсовета, расписывает семью Фоминых. Молодая учительница русского языка Лариса — из Москвы. Она выходит замуж за сельского парня-моряка. Будущий муж приехал к матери в Казаковский Промысел, и они встретились. А еще он работал в разведке — так называлась в народе геологическая партия».
Ольга Тебенькова
Ольга Тебенькова
17
1 Сентября, 1967
Первосентябрьский Казаковский Промысел.
Тоже фотография Бориса Трофимовича Димова.
Ольга Тебенькова
Спасибо, что дочитали! Надеемся, что вам по душе наш проект. Ловите карточки по городу и выигрывайте билеты на «Народную премию»!
Все подробности — в наших социальных сетях.