Взбудоражили мужской коллектив:
две Елены управляют тяжелыми БелАЗами на Харанорском разрезе
Кажется, тяжелой техникой не управляют нежные женские руки. БелАЗы, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы и другие махины, помогающие добывать уголь, водят только суровые мужчины с темными от пыли лицами. Да и вообще, трудно представить за баранкой того же самого БелАЗа женщину, такой уж стереотип — не та это работа, с которой легко справиться.

Может, оно и так. Но на Харанорском разрезе (входит в компанию СУЭК) совсем недавно у водителей автомобиля БелАЗ появились две коллеги. Тезки Елены отучились на категорию АЗ, стали водителями большегрузных самосвалов и выполняют работу, которая, казалось бы, никогда не была женской. Если вас охватило чувство жалости — отставить, женщины очень даже довольны своим положением и отлично себя чувствуют на новом рабочем месте.
22.02.2023
А что, в этом есть своя романтика. Просторы разреза, мощная машина, синее-синее небо над головой, работа на огромном предприятии и в коллективе мужчин. Они, кстати, по секрету признались, что даже материться в обществе дам перестали — так вот взбудоражился коллектив.
— Мы до последнего считали, что водитель БелАЗа — это чисто мужская профессия: тяжелые условия труда, сложное обслуживание техники. Ну представьте, только для того, чтобы подтянуть гайки колеса, нужна сила, навык и вес человека. Недавно мы обучили трех женщин, две из них сейчас работают у нас в команде. Одна стажировку проходит, а вторая полмесяца уже самостоятельно работает. Было много скептицизма, но мы убедились, что женщины могут работать на БелАЗе, и очень даже неплохо. Нареканий к девушкам нет, могут управлять машиной. Иногда даже получше мужчин, — рассказывает заместитель начальника технологической колонны Виктор Сметанек.
Конечно, говорит Виктор, что нет еще такого четко выработанного навыка, его просто невозможно получить за такой короткий период. Главное, что Елены стараются, и получается у них не хуже, чем у мужчин.
— Наши девочки — первые ласточки в Забайкальском крае, которые получили категорию А3. Нет в истории региона такого. Никто не думал, что это женская работа. Я разговариваю с ними каждую смену, интересуюсь, как дела у них обстоят. Всё нравится, хотя сначала переживали сильно, уйти порывались. Я их переубедил. Работают и будут работать, — сказал зам. начальника.
И важно, что мужская часть коллектива относится к новеньким с большим уважением. Хоть вначале и случалось, что подшучивали над женщинами, но это всё в прошлом.
«Без разницы — легковушка или БелАЗ, просто люблю технику»
Елене Александровне Буториной 45 лет. Улыбчивая женщина, для которой управление БелАЗом — проще простого. Про свои будни говорит сдержанно, как настоящий профессионал:
— Ну а что сказать? Мои будни — работа. Погрузка и отгрузка, погрузка и отгрузка. Так весь день, — рассказывает она, словно улыбаясь глазами.

Елена говорит, что давно мечтала управлять такой мощной техникой и с детства хотела водить большой автомобиль. Оказывается, она еще 10 лет назад училась на категорию АЗ, но в тот момент что-то не сложилось. Теперь же прочитала объявление и сразу же пошла на курсы.

— Вообще, БелАЗ — легкая в управлении машина, мы уже учимся ее ремонтировать, что-то по мелочи. Здорово, что со стороны мужчин нет никаких насмешек, напротив, всегда стараются где-то помочь и подсказать. Опыт придет с годами, я никуда бежать не планирую, останусь здесь.

Кстати, Елена Александровна и легковушкой управляет на ура. И разницы с БелАЗом вообще не видит. Лишь шутит, что можно спутать сцепление с динамическим тормозом. Но с ней такого не случается, вчера, говорит, села за грузовик, и всё в порядке.
— В первые разы за тяжелой техникой волновалась, пугали такие большие габариты машины. Но сейчас уже привыкла. Когда едешь на БелАЗе, тебя покачивает. И даже, бывает, ложишься спать, а укачивать всё равно продолжает.
Техника всегда Елене нравилась. С 13 лет она водила мотоцикл, и с годами увлечение большими машинами брало верх. О своих мечтах говорит твердо и скромно: чтобы дети и родственники были здоровы, а на производстве хочется работать без травм и последствий.
Фото: Ольга Миллер
«В детстве мечтала быть педагогом, но техника всегда нравилась. Наблюдала за маленькими БелАЗами»
Кирилловой Елене Анатольевне 44, она, как и Елена Александровна, мечтала управлять большой техникой. И сейчас она квалифицированный водитель автомобиля БелАЗ, работающий на одном из крупнейших предприятий края по добыче угля. Как говорит Елена, ее день состоит из работы и семьи — как у всех.
— Целый день крутишься — работа, работа, семья, хозяйство, работа. Но всю жизнь хотела ездить на большом автомобиле. Помню, жили тогда рядом с горно-обогатительной фабрикой. И ездили по дороге маленькие 25-тонные БелАЗы. В памяти осталась эта картинка.

Коллеги, говорит Елена, относятся к ней с уважением. Они молодцы — поддерживают и помогают, язык не повернется сказать что-то плохое. Подшучивают, конечно, но в пределах нормы.

— Люди по-разному реагируют, когда узнают, что я водитель БелАЗа. Кто-то удивляется, а кто-то меня знает и, наоборот, спокоен. Главное, что меня поддержала семья, это очень важно и приятно.
Про свой первый раз за рулем такой громадины Елена вспоминает эмоционально: «Было страшно, конечно. Но через пару смен привыкла ко всему, сейчас вожу уверенно, как и легковушку».

В свободное время Елена занимается домом и хозяйством, проводит время с семьей и вяжет.
Фото: Ольга Миллер
Кажется, что такой тяжелый труд совсем не присущ женщинам. Просто сложно представить красивую даму с улыбкой за такой машиной. Но на самом деле всё намного лучше — эти женщины за рулем БелАЗа завораживают. Они сильные и мягкие, нежные и такие решительные. Всё, что остается, — брать пример. Наблюдая за такими историями, понимаешь, что ничего невозможного просто нет, а даже самые необычные мечты могут стать реальностью.
Просмотров: 9 388