«Если надел белый халат, то не снимешь до конца жизни»
Что врачи думают о профессии и зачем идут этому учить
Своими историями поделились детский врач-гастроэнтеролог и заведующая отделением ультразвуковой и функциональной диагностики ЧГМА
«Если надел белый халат, то не снимешь до конца жизни»
Специальный проект, приуроченный ко дню медицинского работника
Говорят, в медицине нет случайных людей. Считается, что в нее идут по призванию, а сам труд называют благородным. Быть медиком — значит самоотверженно работать на благо других, постоянно обучаться, проявлять эмпатию и заботу. Не потому, что надо, а потому, что милосердие и доброта — важные части личности.

Еще одной благородной профессиональной сферой называют педагогику. Ведь, чтобы взращивать новых специалистов, нужно гореть этим делом, хотеть делиться опытом и знаниями, помогать и поддерживать тех, кто смотрит на тебя с восхищением.
Бывает и так, что обе сферы — медицина и педагогика — становятся призванием одного человека. В ЧГМА работают такие профи — врачи, которые продолжают практику и помогают будущим медработникам расправить крылья.

Своими историями решили поделиться Марина Чистякова — доктор медицинских наук, доцент, заведующая отделением функциональной и ультразвуковой диагностики в поликлинике ЧГМА — и Валентина Перегоедова — кандидат медицинских наук, доцент, врач-гастроэнтеролог в педиатрическом отделении клиники ЧГМА.
2024
Марина Чистякова
Валентина Перегоедова
«В профессии с детства»
Медик — часто династийная профессия. Кажется, что большинство врачей решили пойти по стопам своих родителей или других родственников.
— Моя мама — Поломошных Анна Семеновна, ведущий хирург-онколог, заслуженный врач Забайкальского края. Она нередко брала меня с собой на дежурство. С самого детства я видела всю ту помощь, которую оказывали тяжелым и экстренным больным. Видела глаза благодарных пациентов. Это меня и вдохновило. Благодарю родителей, что поддержали меня, когда я решила стать врачом, — рассказывает Марина Чистякова.
Часто мечты о медицине зарождаются в детстве. Даже если перед глазами не было примера. А искорка желания помогать людям — была.
— Связать свою жизнь с медициной я решила еще в дошкольном возрасте. В 5 лет я сказала маме, что хочу быть медсестрой, которая завязывает ленточки новорожденным в роддоме при выписке. В семь лет я мечтала ставить детям прививки. И только в восьмом классе я твердо решила стать детским врачом. Начиная с девятого класса, готовилась к поступлению в медакадемию. И вот в 2004 году я наконец увидела свою фамилию в списке поступивших на педиатрический факультет, — говорит Валентина Перегоедова.
Обучение на врача считается одним из самых сложных — студенты-медики денно и нощно изучают теорию, совмещают обучение с практикой, работают, чтобы получить ценный опыт. А еще же нужно выбрать специализацию, которой хочется посвятить, можно сказать, всю жизнь. Иногда решение приходит сразу, иногда оно становится результатом череды разных жизненных событий.

Вот что рассказывает о своем выборе Марина Чистякова.
— Специальность выбрала, наверное, тоже с детства. Меня всегда интересовала анатомия сердца, как оно работает. Хотя, когда училась в мединституте, подрабатывала медсестрой в хирургии и одно время даже хотела стать хирургом.
Но ближе к окончанию вуза я увидела, как обследовали сердце человеку. Тогда однозначно решила, что буду врачом-диагностом.
Мой стаж — 26 лет. Мыслей бросить профессию никогда не было и считаю, что если ты надел белый халат, то ты не снимешь до конца жизни его.
А вот путь к заветному призванию Валентины Перегоедовой, по ее словам, пошел по незапланированному сценарию.
— После третьего курса у нас была практика в качестве среднего медицинского персонала. Проходила ее в центральной районной больнице. После чего я твердо решила, что моя миссия — работать участковым врачом-педиатром в родном районе. В итоге всё пошло не по запланированному сценарию. После окончания академии я поступила в клиническую ординатуру по специальности «педиатрия». Через год меня командировали в тот самый район работать врачом-педиатром на участке в летний период. Было сложно. Приходилось показывать знания и в области терапии, хирургии, инфекционных болезней. К примеру, на дежурствах привозили пациентов с инфарктом миокарда, осложненным кардиогенным шоком, с колото-резаными ранениями, клещевым энцефалитом, отравлениями.
Важным событием в карьере Валентина Николаевна называет судьбоносный разговор со своим наставником, Богомоловой Ириной Кимовной, которая предложила поступить в аспирантуру по педиатрии и прийти преподавать на кафедру. Сейчас доктор Перегоедова работает врачом-гастроэнтерологом в детском отделении клиники академии.
О вдохновении
Медицина и наука не стоят на месте, поколения врачей сменяются, в здравоохранение приходят новые люди. Этот круг вечен и неизменен. И в нем важную роль играют те, кто с радостью передает свой опыт и знания будущим медикам. Ведь одно дело — быть практикующим специалистам, другое — совмещать эту роль с педагогикой.

Оба врача работают на кафедрах ЧГМА. Марина Чистякова — доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры функциональной и ультразвуковой диагностики, Валентина Перегоедова — кандидат медицинских наук, доцент, работает на кафедре педиатрии, лечебного и стоматологического факультетов.
— Мы обучаем врачей, ординаторов, курсантов специальности «ультразвуковая и функциональная диагностика». С первых дней садим их за аппарат, ставим руку, как говорят, работаем с каждым индивидуально, в каждого вкладываем душу. Моя цель и моих коллег — в том, чтобы с кафедры вышли хорошие, грамотные врачи. Наши выпускники работают не только в Забайкальском крае, но и в других регионах России. Кроме того, я занимаюсь научными исследованиями. У меня есть свои ученики, врачи-аспиранты. Сейчас мы с ними работаем над темой поражения сердца у больных, перенесших коронавирусную инфекцию, — делится доктор медицинских наук, доцент, заведующая отделением функциональной и ультразвуковой диагностики в поликлинике ЧГМА Марина Чистякова.
Как отмечает Валентина Перегоедова, преподавание в медвузе — ответственная, сложная, но в то же время интересная, многогранная деятельность. Бывает и так, что участие наставника кардинально влияет на путь специалиста.
— Я пришла работать на кафедру педиатрии, лечебного и стоматологического факультетов в 2016 году. Работаю здесь и сейчас. До этого вела практические занятия со студентами во время обучения в ординатуре и аспирантуре — в течение 5 лет. Заведует кафедрой доктор медицинских наук, профессор Богомолова Ирина Кимовна. В жизни каждого человека есть люди, которые играют важную роль в их становлении. Для меня таким человеком стала Ирина Кимовна — мой учитель, наставник, научный руководитель, профессор. Она открыла для меня мир педиатрии, привила любовь к науке, научила писать статьи, читать лекции.
Каждое новое поколение студентов сравнивают с предыдущими, и часто сравнение оказывается не в пользу молодежи. Однако это лишь домыслы, ведь реальную оценку современному студенту-медику может дать только практикующий педагог.
— Подрастающее поколение студентов-врачей — это грамотные, целеустремленные, серьезные, отзывчивые люди, которые готовы служить своему делу.
В медицине не бывает случайных людей,
Марина Чистякова:
Работа у меня очень интересная и увлекательная. Вдохновляет возможность приносить пользу пациентам, видеть их благодарные глаза — это окрыляет, и ты понимаешь, что живешь не просто так.
Валентина Перегоедова:
Что вдохновляет? Когда выполняешь свою работу и получаешь от этого удовлетворение, когда видишь радостный взгляд своих маленьких пациентов. Я люблю свою работу, с удовольствием иду на нее каждое утро, мне нравится приносить людям пользу.
«Студент — это не сосуд, который надо наполнить. Это факел, который нужно зажечь»
а если и есть, они отсеиваются на младших курсах медакадемии.
Система образования однозначно стала лучше. Сейчас благодаря интернету можно получить очень много информации за секунды, участвовать в онлайн-олимпиадах и конференциях, — оценивает своих учеников Марина Чистякова.

Соглашается с коллегой и врач-педиатр:
— Современные студенты — активные, прогрессивные ребята, у которых мы, преподаватели, тоже многому учимся. Если сравнивать наше студенчество и современное, можно сказать, что им намного проще учиться в плане доступности любой литературы. Но в то же время в потоке этой информации нужно уметь выделять главное.
Очередной учебный год подошел к концу, и скоро Читинская государственная медицинская академия примет новых студентов, которые решили посвятить свою жизнь врачеванию и служению другим людям.
Опытные наставники, педагоги и практикующие врачи дали будущим докторам теплое напутствие
Марина Чистякова:
Всем, кто хочет пойти в медицину, хочу сказать, что это очень благородная профессия. И помимо того, что нужно постоянно учиться, нужно быть честным, порядочным человеком. И быть всегда готовым помочь людям.
Валентина Перегоедова:
Желаю, чтобы вы взращивали в себе постоянное желание самосовершенствоваться. Следуйте за мечтой, какой бы неосуществимой она ни казалась, ставьте цели и смело их достигайте!
Также, по словам доктора, невозможно заниматься педагогикой, не имея опыта практикующего врача.
— Основная ценность любого преподавателя — гореть самому. Во время ведения практического занятия я стараюсь рассказывать не просто сухую теорию или спрашивать по шаблону. Выслушиваю мнения студентов, пытаемся разобраться в сложных случаях вместе. Врачебная практика, безусловно, помогает в преподавании, так же как и преподавательская деятельность улучшает врачебную.
Просмотров: 3 454