Лучшая дорога жизни — БАМ. Делимся фотоисторией Читинского участка магистрали

На архивных снимках — жизнь участников ударной стройки СССР
Что для меня БАМ? Это фотография плачущего Александра Бондаря в день настоящей стыковки на Балбухте 29 сентября 1984 года — мой первый снимок, победивший в конкурсах журнала «Советское фото» и ЦК ВЛКСМ и подаривший мне поездку на XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. БАМ — это мечта школьного детства, неожиданно ставшая явью, а каждая командировка туда в роли фотокора — всё равно что подарок судьбы. В 80-е годы, снимая движителей великой стройки СССР, я прошел пешком и исколесил на попутках весь Читинский участок магистрали и сейчас, в рамках празднования 50-летия с начала строительства БАМа, рад поделиться частицами фотоистории с вами.

Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект
«О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
На фото ниже — два знаменитых бригадира комсомольско-молодежных бригад монтеров пути СМП-596 и СМП-581, Герои Социалистического Труда Иван Варшавский и Александр Бондарь. Красноречиво о значимости БАМа в их жизнях говорит последнее желание Бондаря. Он завещал после смерти развеять его прах над Балбухтой — там, где случилось главное событие в его жизни.
По притрассовой автодороге на своем «немце» Magirus с треснувшим стеклом нас вез водитель Серега. Сколько было поездок на таких попутках за время наших бесконечных командировок! Мы точно знали, к кому и куда мы едем, но, когда доберемся до пункта назначения, всегда оставалось загадкой.
На снимке рядом — «дежурная мама» (такое название фотографии давали на выставках) с пеленками и ползунками на бельевой веревке, натянутой во дворе между бамовскими балка́ми. Какие они молодые — мамы и папы! А рядом с ними ребятишки, в свидетельстве о рождении которых написано: «Читинская область, Каларский район, посёлок Куанда».
Или Сюльбан. Или Новая Чара. Икабья. Леприндо.
А надо мной — бесконечно высокое голубое небо, вокруг величественные вершины Удокана и Кодара, от которых невозможно оторвать взгляда, и просто безумное количество фотокоров из всесоюзных газет, бегающих за местными красавицами и снимающих одни и те же объекты. И я, 23-летний — такой смешной, худой, голодный, но счастливый. Упоенный горным воздухом, запахом поднятой бульдозером вечной мерзлоты, выхлопных газов дизеля и креозота от шпал, делаю в отражении зеркала «Магируса» то, что называется сейчас модным словом «селфи» — на память.
«Бичевоз» — так называли технический поезд Тында — Чара, несколько старых плацкартных и купейных вагонов, перевозивших рабочих по завершенным перегонам магистрали. Ночь в плацкарте, где соседи слушают на повторе одну-единственную песню Валерия Леонтьева: «Исчезли солнечные дни и птицы улетели…», и ты в Тынде. А потом ещё сутки до Читы.
Рельсы выкрашены золотой краской, и к шпалам прибита надпись: «Работай, БАМ, на коммунизм». За спинами гостей на трибунах, приехавших на «золотую» стыковку, висят портреты Ленина и членов Политбюро ЦК КПСС. А где-то в поселке стоит стенд «Трудовая слава БАМа» с портретами передовиков производства, который сооружали в спешке перед праздником.
Незадолго до этого — Сюльбан. Ребята-комсомольцы несут обтянутый красным ситцем деревянный ключ, который сделали по проекту жившего в поселке художника. Затем для монумента поставят четыре столба, закрепят там его вертикально и назовут ключом от БАМа.
Что для меня БАМ? Мужики, читающие газеты «Правда» и «Комсомолец Забайкалья». Воробьи, ворующие пирожки в столовой. Магазины, поражающие многообразием товаров, которых было не найти в Чите. Собака, в 50-градусный мороз греющая лапы, стоя на зачехленном мотоцикле у бамовского балка́. Мне всегда нравилось заходить в эти дома и вдыхать запах свежепостроенного временного жилья. Это было так уютно, так тепло, по-домашнему. Это было так давно. А самое главное, БАМ для меня — это настоящая стыковка на Балбухте 29 сентября 1984 года.
История Байкало-Амурской магистрали ещё не заканчивается. Полным ходом идёт укладка второго пути. И я продолжаю писать в фотографиях эту историю. В день выхода фоторепортажа выезжаю в Тынду — «столицу» БАМа, где пройдёт большое празднование 50-летия с начала строительства. Получившиеся там фотографии ищите в моих группах во «ВКонтакте» и в Telegram.
Фото и текст: Евгений Епанчинцев