Нашли медь и участвовали в строительстве БАМа
Душевные истории настоящих геологов родом из СССР
Это сейчас, в 2025 году, на территории Забайкалья действуют промышленные гиганты, на месторождениях работают исполины БЕЛАЗы, в недра земли вгрызаются ковши экскаваторов. По БАМу курсируют поезда, перевозя грузы и пассажиров.
Сложно представить, что каких-то 50−70 лет назад здесь всего этого не было. Но были люди с азартом в глазах, которые строили железную дорогу, проводили поиск и разведку месторождений в глухой тайге. Именно благодаря профессионалам и энтузиастам стали возможны БАМ и освоение Удоканского медного месторождения.
Но задача экспедиции была не только в разведке медного месторождения: например, Чарская и Магистральная геологоразведочные партии занимались поиском, оценкой и разведкой общераспространенных полезных ископаемых, строительных материалов и подземных вод для Читинского участка Байкало-Амурской магистрали.
Пик открытий Удоканской геологической экспедиции пришелся на 1966−1974 годы. Благодаря ей были значительно расширены перспективы минерально-сырьевых ресурсов края: предварительно оценены Чинейское, Катугинское, Бурпалинское, Ункурское, Сакинское, Правоингамакитское месторождения, Сюльбанская, Чарская группы, Намингинское и Ингамакитское месторождения подземных вод — для водоснабжения Удокана.
Людмила Петровна Столярова, участница Удоканской экспедиции, рассказывает, что ее проведение стало не только геологическим, но и культурным феноменом. В этот период писали стихи и песни о Севере Забайкалья, которые известны и сейчас. Слова песни «Седой Удокан» авторства Эдуарда Францевича Гринталя, руководителя Удоканской экспедиции, знакомы не только геологам и горнякам, но и многим жителям края.
Делится Людмила Столярова и воспоминаниями о работе в Удоканской экспедиции.
Старшего геолога вызывают в Читу для написания отчета, а я остаюсь одна. У меня 2 участка: первый — по правому берегу Ингамакита, а чтобы добраться на второй, нужно было перевал перейти. Вот я поднимаюсь по ключу, тишина, солнечный осенний день. И вдруг мне переваливает навстречу медведь.
Уезжая, мне геолог Игорь Овсянников оставил наган. Я его закинула в рюкзак за ненадобностью. Вижу мишку — первая мысль: «Что делать?» Ветер от хозяина тайги на меня, он меня не чувствует, спускается, а я поднимаюсь. Села, достала наган. А как стрелять-то, меня не научили. Состояние — паника, аффект, но не кричишь. Взяла наган за дуло и думаю: ну подойдет — я его в лоб буду бить.
Но медведь оказался разумней. Когда он почувствовал меня, я уже сидела. Остановился, рявкнул и боком ушел в сторону. Такой интересный случай. Но мне ничего не оставалось, как продолжить дальше маршрут.
С 1975 года начался новый этап геологической экспедиции в Каларском округе в связи с решением о строительстве БАМа. Об этом рассказал Михаил Дегтярев.
В Каларский район со всех уголков страны съезжались разные профильные специалисты: геологи и строители, буровики и монтажники. Многие из них видели здесь перспективы развития и возможность послужить будущему своей страны.
Среди них — Михаил Иванович и Татьяна Сергеевна Дёгтевы, которые в Удоканской экспедиции не только нашли свое призвание и место силы, но и друг друга.
— Это, по-моему, самые счастливые моменты в моей работе. То было золотое время в нашей жизни: азарт, настроение очень хорошее, нам ни денег, ничего не надо было. Работы и задач, конечно, было много.
— Михаил Иванович, расскажите о своих впечатлениях об Удоканской экспедиции. Когда вы слышите о ней, что сразу вспоминаете?
— Расскажите, пожалуйста, об этой романтике: тайга, горы…
— Романтика начинается сразу, как только поступаешь на геолога. Потому что чем лучше учишься, тем стараешься дальше залезть в тайгу. Я и сейчас никак не могу налюбоваться нашими горами, озерами. То, о чем мечтали, получили сполна — таежную жизнь, бездорожье, много работы и замечательных людей вокруг. Очень хорошее время.
В то время, когда здесь работали, здесь не было ни дорог, ни БАМа — ничего. Начали появляться изыскатели, первые отряды. Я устроился сразу в партию, которая должна была пройти все шесть будущих станций. По читинскому участку для их водоснабжения мы искали воду практически по тайге. В то время мы бурили на воду станками ударно-канатного бурения.
— В основном работали на участке. По-разному скрашивали свободное время. Вот, допустим, один раз я попал на озеро Читканда, там первая станция должна была быть — Хани. Мы искали воду для будущей станции БАМа.
— Как вы проводили дни во время экспедиции?
— Семья и друзья — всё с того времени?
— С женой познакомился в первый же год, когда здесь начал работать. Оба приехали сюда в 1976 году. Она гидрогеолог, я буровик. И дети здесь появились. А теперь и внуки здесь живут.
— Это, знаете, такая добрая зависть. Я смотрю на эти машины, бульдозеры экскаваторы — думаю: вот бы нам в то время такую технику. Хорошо, что кто-то из наших геологов на самом деле увидел плоды своего труда. Особенно — которые работали на западном направлении. Завидно, но мы уже свое отпахали.
— Сейчас, когда вы видите, как Удокан работает, какие у вас ощущения?
— Если бы вы встретили себя молодого, что бы вы сказали этому человеку?
— Я ни о чем не жалею. Очень доволен той жизнью, которую здесь прожил. Может, иной раз где-то гложет такое чувство, что мог бы дать детям и жене более комфортную жизнь. Хотя, зная ее характер — тоже геологический, — нисколько не жалею. Так что, Михаил Иванович, вперед! Делай то же самое, что делал я.
— Конечно, обрадовались. Всё это тянулось на протяжении стольких лет. Такое громадное месторождение — его надо разрабатывать, чтобы стране приносило пользу.
— Когда вы услышали, что запускается Удоканский проект, начинается стройка и разработка, какие были у вас впечатления?
— Мы все всегда мечтали о разработке Удокана, Ведь первый Удоканский проект датирован 1961 годом, когда были защищены первые запасы. Начальником Удоканской партии был мой муж — Столяров Владимир Аркадьевич. В 1974 году началась проходка первых штолен и строительство социальных объектов в посЕлке Наминга, — поделилась инженер-геолог Удоканской партии.
Строительство Читинского участка Байкало-Амурской магистрали (БАМ) — один из ключевых этапов развития транспортной инфраструктуры России. Проект БАМа был амбициозным и сложным начинанием, став символом стремления страны к освоению обширных и зачастую труднодоступных регионов Дальнего Востока. И покорение Удоканского медного месторождения шло параллельно со строительством БАМа.
В 1952 году появилась Удоканская геологическая экспедиция, открывшая России богатства севера Забайкалья.
В то время, когда здесь работали, здесь не было ни дорог, ни БАМа — ничего. Начали появляться изыскатели, первые отряды. Я устроился сразу в партию, которая должна была пройти все шесть будущих станций. По читинскому участку для их водоснабжения мы искали воду практически по тайге. В то время мы бурили на воду станками ударно-канатного бурения.
«Один на один с медведем»
«Нам ни денег, ничего не надо было»
— В первый год наша партия была поисково-разведочнОЙ: мы должны были лето отработать в поле, а на зиму вернуться в Чару на камеральные работы (обработка и анализ данных, собранных в поле). И вдруг в октябре мы получаем приказ по рации о том, что нас оставляют на зиму.