Из «Круга» — в профессоры ГИТИСа.

История жизни режиссёра из Читы Михаила Чумаченко

Как-то раз в 90-м году Миша пришёл ко мне в фотолабораторию на шестом этаже здания издательства «Забайкальский рабочий», и мы вместе печатали мои фотографии военных. Он хотел вдохновить ими перед будущим спектаклем актёров театра Советской армии в Москве, в котором он работал режиссёром уже несколько лет... Это было только начало его карьеры. В следующие годы ему предстояло стать одним из режиссёров общественно-политической программы центрального телевидения «Взгляд», профессором кафедры режиссуры Российского института театрального искусства (ГИТИСа), поставить порядка 60 спектаклей и объехать около 80 стран мира. Последние три с половиной года Михаил Чумаченко возглавляет Московский областной театр драмы и комедии. Но я помню его ещё с тех пор, когда он был худруком и режиссёром небольшого, но весьма заметного в городе самодеятельного театра «Круг».
Редакция «Чита.Ру», фотокорреспондент Евгений Епанчинцев и журналист Екатерина Ерёменко продолжают проект «О чём молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Театральные коллективы в советское время формировались и в других учебных заведениях города: политехническом колледже, медицинской академии, но театр-студия «Круг» при Читинском пединституте был по-своему уникальным. Это был не просто кружок по интересам, а настоящая творческая семья. Актеры относились к своему хобби с особым азартом и в некотором роде даже дерзостью. Могли до одури сидеть в актовом зале на втором этаже или в маленьком кабинете на первом (который сами превратили в двухуровневое помещение), перекрашивать стены, репетировать, слушать песни «Машины времени» и Бориса Гребенщикова (признан иноагентом в РФ) и дискутировать о том, что есть творчество.
Они не беспокоились о технике безопасности, устанавливая на сцене механизм для «полёта» актёров; не стеснялись после фильма «Мы из джаза» (12+) в кинотеатре «Родина» всей компанией подойти к Карену Шахназарову и чуть ли не за ручку привести его в студию, чтобы просто говорить с ним шесть часов подряд, или стучаться в гостиничный номер к отдыхающей после концерта Елене Камбуровой и говорить: «Нам так нравятся ваши песни. Пойдёмте к нам».
«Круг» стал местом притяжения для многих любителей театрального искусства. В нём ставили такие пьесы, которых не было в репертуаре драматического театра. Конечно, большей частью успех студенческого объединения зависел от руководителя. Будущий, как он тогда считал, преподаватель кафедры теоретической физики Михаил Чумаченко создал театр сам в 1979 году — на месте оставленной прошлым руководителем студии при литературном факультете. Путешествуя по другим городам, Михаил и его товарищи собирали и переписывали вручную сценарии к новым спектаклям. Первыми в Советском Союзе ребята поставили пьесы «Утренняя жертва» и «Царство мира» Владимира Малягина, вторыми — «Прищучил» Барри Киффы, в первой пятёрке театров — «Две стрелы» Александра Володина.
За пару месяцев до защиты магистерской диссертации по физике Михаил Чумаченко подался в ГИТИС — на режиссёрский факультет. Когда при поступлении он сказал, что у него за спиной было 17 поставленных пьес, ему не поверили. Доказательством стали премии комсомола Забайкалья, заметки из газет «Забайкальский рабочий» и «Комсомолец Забайкалья» и выговор по партийной линии за спектакль про Владимира Высоцкого…
Увидев в описании курса имя некоей М. Кнебель, Михаил не сразу понял, к кому попал, что избавило от лишней тряски при поступлении. Мария Осиповна, как и другие педагоги — Леонид Ефимович Хейфец, Наталья Алексеевна Зверева, Олег Львович Кудряшов — оказались целой страницей театральной истории.
Один урок Кнебель Чумаченко запомнил на всю жизнь. «Театр — это субстанция, которая занимается пространством-временем, — говорила она. — Когда мне было четыре года, я сидела на коленях у Льва Толстого. Лев Толстой был на похоронах у Александра Пушкина. От вас до Пушкина — два человека». Тогда прочувствовать эту связь со временем для Михаила было особенно важно, ведь театр, как он осознает позже, — это лакмусовая бумажка общества, которая показывает, какие проблемы терзают ум народа сейчас. А люди театра, как и все люди искусства, нередко начинают чувствовать и отражать эти колебания задолго до того, как их осознают массы.
Теперь, соединяя в себе опыт предшественников и современников, Михаил Чумаченко передаёт это пламя другим — своим студентам и уже действующим актёрам театра. Когда я был в Москве в декабре 2022 года, мне даже довелось увидеть, КАК он это делает: при мне Миша провёл в ГИТИСе занятие по тренировке памяти у будущих кинокритиков. Было удивительно наблюдать за тем, как они, заворожённые, выполняют все его указания и с полными удивления глазами постигают новые для себя грани работы мозга. В тот момент я поймал себя на мысли, что был бы совсем не против и сам поучиться в Российском институте театрального искусства, если бы у меня вёл такой профессор.
Если вы спросите, что же случилось с «Кругом» и его участниками после ухода Михаила Чумаченко, то ещё пару лет его возглавлял один из самых деятельных актёров студенческой труппы Леонид Горинштейн, а позже коллектив распался. Большая группа ребят осталась работать в Чите педагогами. Кто-то подался в художественную сферу: так же, как и бывший худрук, окончил театральное или стал журналистом. Прошло уже много лет, но выходцы из «Круга» до сих пор периодически пишут друг другу и по возможности встречаются. Как можно забыть то, с чего у многих начинался путь в большое будущее?
Ростов-на-Дону, Челябинск, Таллин, Москва, 76 стран, куда приглашают провести мастер-классы… Мог ли представить без нескольких минут преподаватель точных наук, принимая решение создать и возглавить «Круг», куда занесёт его колесница жизни? Вернее сказать, куда только не занесёт. Когда в конце 2021 года Михаила Чумаченко пригласили в Мособлдраму, она, как и маленькая театральная студия в Чите чуть больше сорока лет назад, находилась на грани распада. Театр болел, и на терапию нужно было время.
Сейчас жизнь театра наконец начала разгоняться: долгожданное пополнение в коллективе, премьеры, несколько фестивалей, регулярные капустники, вечера читки пьес, лаборатории и не исчезающие с лиц артистов улыбки благодарности. Сегодня Московский областной театр драмы и комедии стал единственным драматическим театром при министерстве культуры Московской области. Как говорит сам Чумаченко, с одной стороны, это накладывает на коллектив серьёзные обязательства, а с другой, стимулирует работу. Постепенно заведение переходит от развлекательно-коммерческой области к сложному русскому психологическому театру.
Чуть больше недели назад, 27 марта, в Мособлдраме отмечали профессиональный праздник — День театра, а ещё через десять дней, 15 апреля, будут отмечать новый — юбилей любимого художественного руководителя Михаила Чумаченко. Он встретит своё 65-летие. Возможно, эта дата, круглая, как и название его первого в жизни театра, станет поводом исполнить давнюю мечту и после долгих странствий по миру вновь оказаться в Чите.
Фото: Евгений Епанчинцев
Текст: Екатерина Ерёменко, Евгений Епанчинцев.
Просмотров: 3657
CHITAЛоготип sgp

Информация о возрастных ограничениях в отношении информационной продукции, подлежащая распространению на основании норм Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Некоторые материалы настоящего раздела могут содержать информацию, запрещенную для детей.