Р!
22 АПРЕЛЯ 2021
20 апреля 2021
Динозаврия

Психолог: Иногда мультфильмы авторитетнее родителей

Большую часть информации дети получают из мультиков, и задача родителей – выбрать из всего многообразия наиболее интересные, полезные и познавательные. Как мультфильмы помогают воспитывать и учить детей, ИА «Чита.Ру» рассказала педагог и психолог Валентина Колчина.

Валентина Колчина – специалист психологического центра «Кодар», ведущая детского клуба психологической грамотности и общего развития «Колумб».

– С какими трудностями родители и дети чаще всего обращаются к психологу?

– Распространены проблемы с внимательностью, когда дети пытаются усвоить материал, читают его, а спустя пять минут не могут ответить ни на один вопрос. Встречается расстройство адаптации – ребятам бывает сложно общаться со сверстниками, гиперактивность, когда ребёнок не может усидеть на месте. Нередко психологи сталкиваются и с отсутствием мотивации в учёбе. Если мы в своё время прекрасно осознавали, зачем ходим в школу и чего хотим этим добиться, то у наших детей этого понимания нет.

– Могут ли мультфильмы это исправить?

– Безусловно. Сейчас у родителей нет возможности проводить много времени с детьми – это не хорошо и не плохо, это данность. Чтобы много зарабатывать, нам приходится много работать и находиться вне дома. Ребята в какой-то мере предоставлены сами себе, в свободное время они смотрят мультфильмы, и задача взрослых – составить выборку из сюжетов, которые чему-то научат ребёнка, ответят на вопросы.

– В эту выборку попадут современные мультфильмы или они уступают советским и не могут положительно повлиять на ребёнка?

– Современные истории однозначно могут положительно повлиять на ребёнка. Как бы мы не хвалили старые мультики, но они не соответствуют темпу, в котором живут наши дети. Почему для них герой не Буратино, а Супермен? Потому что «Буратино» долгий и скучный, а Супермен спасает мир и в воздухе, и в воде, и на земле.

Те же «Фиксики» улучшают мотивацию, ведь в них простым языком объясняются сложные вещи. Но чтобы закрепить полученные знания, нужно разбирать с ребёнком мультфильмы. Сам малыш не сможет расставить акценты или сделает это по-детски. Чтобы помочь ему правильно понять сюжет и сделать выводы, стоит задавать вопросы: «Что ты понял из этой истории? Что запомнил? Что это означает», – а после донести свой взгляд на ситуацию.

– Вы говорите, что старые мультфильмы для современных детей слишком долгие и скучные. То есть, они не могут смотреть длинные сюжеты, устают, теряют к ним интерес?

– Зависит от возраста и развития ребёнка. Нельзя сказать, что все дети могут выдержать сорок минут и не могут полтора часа. Всё индивидуально, но в принципе сейчас достаточно развитые маленькие дети спокойно смотрят фильмы в кинотеатре. Главное, чтобы им было интересно.

Например, моя четырёхлетняя дочь с трёх лет целиком смотрит «Рапунцель» и – вы не поверите – советскую «Собаку Баскервилей», все серии от начала и до конца. С другой стороны, что она понимает в «Собаке Баскервилей»? Сюжет надо разбирать, объяснять, раскладывать по полочкам.

Кроме того, у каждого ребёнка своё понимание истории. У меня дети четырёх, восьми и двенадцати лет – всем нравится один мультик, но объяснять его им нужно по-разному. И в конце, чтобы развивать мышление, обязательно спрашивать у ребёнка: «Мультфильм закончился определённым образом. А как ещё он мог закончиться? Почему? С кем из героев ты себя ассоциируешь?».

– Сейчас снимают не только воспитательные, но и познавательные мультфильмы – скажем, о том, как правильно переходить дорогу. Как всё-таки ребёнку легче усваивать информацию: через экран или в беседе с родителями?

– Иногда мультики являются большим авторитетом, чем родители. Взрослые могут ежедневно менторским тоном говорить: «Дорогу надо переходить на зелёный сигнал светофора. Незнакомым дверь не открывай». Ребёнку «приедаются» такие замечания, и он легче усвоит информацию через мультик, где всё показано на примерах и в развлекательной форме. Родителю останется только напомнить о правиле и даже привести мультфильм в пример.

Кроме того, современные дети – визуалы. Они не читают, а смотрят, получают информацию с экрана телевизора или компьютера. Важно понимать это и как можно чаще показывать детям полезные фильмы, мультфильмы, игры, обсуждать их.

– Могут ли мультфильмы привлечь внимание ребёнка к какому-то школьному предмету?

– Безусловно. Опять же потому, что в мультиках информация высказана в доступной форме. Современные дети надолго задерживаются в детстве, и им проще объяснить всё через игру. Кроме того, они мыслят короткими ситуациями – это так называемое клиповое мышление, — а потому быстрее усваивают небольшие конкретные сюжеты мультфильмов.

– Образовательные мультфильмы, которые показывают в сферическом кинотеатре «Динозаврии», нельзя назвать короткими. Например, в «Тайнах деревьев» зрителю полчаса рассказывают о растениях глазами божьей коровки и светлячка. Не сложно ли детям воспринимать такой достаточно длинный фильм?

– Нет, потому что это нестандартно – показать мир глазами насекомого. Для ребёнка чем необычнее подача, тем интереснее. Скажем, дети в нашем клубе смотрели мультфильм о пыли и из всего мультика запомнили только один момент – когда человек шёл и с него падала кожа. Ситуация выглядела не так страшно, как звучит, а выглядела забавно. Так создатели мультфильма визуально объяснили, что пылью становятся и ороговевшие чешуйки кожи. Когда мы писали тестирование по просмотренному материалу, все дети описали именно этот фрагмент.

Если информация преподнесена необычно и красиво, то ребёнку будет интересно. В случае с «Тайнами деревьев» он представит себя на месте светлячка или божьей коровки, задумается, каково быть ими.

– Такие мультфильмы надолго увлекут ребёнка или интерес к теме будет сиюминутным и вскоре пройдёт?

– Для начала хорошо бы спросить у ребёнка, что ему интересно. Родителям стоит обращать внимание на то, что цепляет детей, и уже исходя из этого предлагать им мультики и фильмы. Нельзя создать увлечение с нуля: если ребёнку не интересна математика, то единственное, что вы можете – сделать её понятной и доступной.

– А если и дети, и родители не понимают какой-то предмет?

– Можно обратиться к репетитору или попытаться заинтересовать ребёнка через те же мультфильмы. Если информация будет подана просто, интересно и красиво, то дети запомнят её и применят полученные знания в будущем.

– Зрители планетария смотрят фильмы полулёжа и в наушниках – может такое необычное положение в пространстве сделать сюжет привлекательнее?

– Конечно. Я столкнулась с этим, когда планировала занятия в детском развивающем клубе. Мы не знали, сколько ребят придёт, и долго думали, как их рассадить. В итоге взяли матрасы, принесли проектор и обнаружили, что когда ребёнок смотрит фильм, лёжа, стоя, вверх ногами, то легче усваивает материал. Не помеха, если изображение находится над тобой или вокруг тебя – наоборот, дети запомнят сюжет именно потому, что историю показывали не на обычном экране, а, скажем, на потолке. В планетарии эффект полного погружения усиливает профессиональное оборудование, огромные размеры экрана, мощный звук. Дети как наяву могут побывать в космосе или в джунглях. А если ещё и обсудить фильм, то он надолго сохранится в их памяти.

– Нужно ли объяснять материал подросткам или это касается только детей младшего возраста?

– С подростками 12-15 лет нужно обсуждать фильмы на равных. Избавьтесь от менторского тона и внимательно слушайте их, отвечайте, дайте своё объяснение происходящему на экране, но попробуйте понять и взгляд своего ребёнка. Если вы не будете вести себя с ним, как с малышом, то подросток с удовольствием обсудит с вами любой сюжет, хоть «Машу и медведя».

О сферическом кинотеатре я узнала недавно, но уже думаю сводить на один из фильмов всех своих детей от 4 до 12 лет. Я знаю, что старшим будет интересен сюжет, а младшая наверняка придёт в восторг от самого пространства, его объёмов. Тем более, что сейчас многие дети и родители пресытились игровыми зонами. Им нужно и развлечение, и развитие. Планетарий отвечает этим потребностям, так как сочетает образовательные нотки с лёгкостью подачи материала.

* * *

Сферический кинотеатр в тематическом парке развлечений «Динозаврия» – единственное место в Чите, где найдётся интересный и полезный фильм для любого возраста. Малышам понравится красочный увлекательный мультфилм «Гопал. Принц планеты коров», снятый по мотивам древней индийской истории о холме Говардхане. Ребята постарше придут в восторг от виртуального межпланетного путешествия «Космическая Опера», во время которого исследуют солнечную систему и пространство за её пределами. А впечатления от образовательного мультфильма «Клетки! Клетки! Клетки!» вы можете прочитать уже сейчас.

Следите за расписанием и уточняйте подробности на сайте сферического кинотеатра.

 
  • 8 914 502 0820
НазадВперёд
4 отзыва
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Чтобы много зарабатывать, нам приходится много работать! Не фраза, а шедевр аля Кличко.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

True story ведь)

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Моя рука открыта для вас! - тоже он!

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошая статья, интересная точка зрения! со многим согласен!