Бизнес Забайкальский край — три года до банкротства?

Забайкальский край — три года до банкротства?

...люди так же будут уезжать из Забайкальского края. И лучше жить мы не станем, если не изменится политика федерального центра по формированию бюджета края...

Депутаты регионального Законодательного собрания 4 декабря в первом чтении приняли закон «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годы». Из 42 народных избранников, присутствовавших на пленарном заседании, «за» проголосовали 29, в основном, это были депутаты от «Единой России». Фракции КПРФ и ЛДПР голосовали «против».

Социально-ориентированный

Министр финансов Андрей Кефер, выступая перед депутатами, предупредил, что бюджет на 2014 год «будет одним из самых сложных, потому что практически нет возможности для бюджетного манёвра». Пространства для манёвра действительно нет - дефицит бюджета составляет 15% от объёма собственных доходов, это определённый Бюджетным кодексом потолок.

Доходы бюджета в 2014 году составят 40,37 миллиарда рублей, из которых 25,78 миллиарда, или 63,9%, приходится на собственные доходы, остальное — безвозмездные поступления из федерального центра. Расходы составят 44,24 миллиарда рублей, дефицит, соответственно, 3,87 миллиарда рублей.

«В этом году проект бюджета как никогда детально рассматривался и обсуждался. При формировании бюджета стояли задачи — ограничить бюджетные расходы по ряду направлений и выполнить все взятые социальные обязательства в полном объёме. Максимально возможный дефицит объясняется недостаточностью налоговых и неналоговых доходов, опережающим ростом расходной части бюджета, в том числе, в связи с принимаемыми на федеральном уровне решениями по повышению заработной платы. Это привело к необходимости увеличения дефицита, а также необходимости обеспечения его сбалансированности за счёт заимствований, что ведёт к увеличению объёма госдолга», - говорил Кефер.

По словам министра, федеральный центр в 2013 году выделил дополнительные деньги на повышение зарплат бюджетникам. Из требовавшихся 5,6 миллиарда рублей, Москва выделила 3,3 миллиарда: «Подход такой — партнёрский, федерация говорит: «Мы вам помогаем, но ответственности с вас никто не снимает». Исходя из этого, оставшуюся часть средств мы изыскиваем за счёт собственных источников».

Помимо значительных трат на исполнение майских указов Владимира Путина, рост дефицита объясняется ещё и передачей средств в дорожный фонд. В 2014 году на его формирование предлагается направить 3,7 миллиарда рублей.

Собственные доходы в 2014 году на 98,1% будут состоять из налогов, 1,9% приходится на неналоговые доходы. В налоговых доходах почти половина - 46,8% - приходится на налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль организаций – 17,8%, налог на имущество организаций – 13,4%, акцизы – 13,3%, налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, – 4,9%, налог на добычу полезных ископаемых – 2,3%. На прочие налоги приходится 1,5%. В 2014 году рост НДФЛ превысит плановый показатель, заложенный в закон о бюджете на 2013-2015 годы, на 17,1% - связано это в первую очередь с ростом зарплат у бюджетников. Налог на прибыль организаций в 2014 году, наоборот, будет значительно ниже плановых показателей — на 32,6%, что связывают с сокращением поступлений от крупнейших налогоплательщиков, прежде всего от Забайкальской железной дороги.

При постоянном росте расходов собственные доходы края, несмотря на опережающий рост НДФЛ, падают. Кроме этого, субсидии из федерального бюджета по сравнению с 2013 годом уменьшили на 900 миллионов рублей, они составят 9,3 миллиарда рублей.

«Безусловно, проблемы федерального бюджета так или иначе накладываются на бюджеты региональные. Мы видим, что бюджет Забайкальского края носит социальный характер. Есть трудности, которые сейчас испытывают все регионы, в плане выполнения майских указов президента отчасти и потому, что федеральный бюджет урезал систему финансирования региональных бюджетов. Задача депутатов и сенаторов и заключается в том, чтобы работать с профильными федеральными ведомствами и министерствами, инициировать различные программы. Но, конечно же, для этого должна быть база, основа, которой как раз и является главный финансовый закон региона», - сообщил журналистам после принятия бюджета края депутат Госдумы от Забайкальского края и Республики Бурятия, эсер Иринчей Матханов.

Говоря о том, что бюджет края имеет социальную направленность, Матханов не преувеличил - 72% расходов или 31,6 миллиарда рублей будут направлены именно на социальную сферу. О больших вливаниях в инвестиционные проекты и развитии промышленности говорить пока не приходится.

Наибольший удельный вес в структуре расходов занимают расходы на образование — 31,1%, социальную политику — 20,4%, национальную экономику — 14,4%, здравоохранение — 18,3%.

Не рассчитывая на быстрый промышленный скачок, правительство края пытается искать другие способы пополнения дефицитного бюджета. Кефер видит решение проблемы в «принятии комплекса мер экономического и административного воздействия по легализации теневой заработной платы», что позволит увеличить сборы НДФЛ. Второй вариант предусматривает вливание больших средств в развитие малого и среднего бизнеса - программы поддержки предпринимателей в 2014 году будут профинансированы на 100%. Это около полумиллиарда рублей. Вопрос здесь, в основном, в том, насколько эффективно будут использованы эти деньги.

«Лучше жить мы не станем»

Вряд ли заксобрание 4 декабря пошло бы на то, что не принять закон в первом чтении. Но, проголосуй ещё четыре депутата против, и новое правительство региона в первый год работы столкнулось бы с повисшим в воздухе бюджетом - при минимуме в 26 голосов (больше половины от 50 избранных депутатов) бюджет получил 29. Не исключено, что против главного финансового документа голосовали даже отдельные единороссы. На этапе обсуждений в комитетах и общественных слушаний, многие депутаты от оппозиционных партий критиковали бюджет, заявляя, что в таком виде они его не примут. Но, как говорится, «собака лает - караван идёт»: председатель профильного комитета по бюджетной и налоговой политике, единоросс Владимир Хорохордин после голосования ожидаемо заявил, что решение было продиктовано необходимостью. Надо отметить, что в конце ноября решение о принятии бюджета на следующий финансовый год всегда продиктовано необходимостью.

«Понятно, что бюджет напряжённый и не все с ним согласны. Фракция «Единой России», в том числе и профильный комитет, понимает всю сложность бюджета. Есть, безусловно, проблемы, но в заключении комитета мы постарались изложить все наши предложения и замечания, которые максимально будут учтены в ходе исполнения бюджета. Не принимать проект закона о бюджете, основном финансовом документе, по которому живет регион, это очень печально, об этом можно долго говорить, но все депутаты понимают, насколько негативны последствия этого», - подчеркнул Хорохордин.

Голосовавшие против депутаты от КПРФ и ЛДПР были более категоричны.

«Бюджет, конечно, сложный. Понятное дело, что он – социально ориентированный, понятно, что приоритет сейчас, прежде всего, направлен на выполнение майских указов президента, но, вместе с тем, у нас к нему много вопросов и замечаний. Нам кажется, что региональные власти должны более активно отстаивать интересы региона в вопросах финансирования федеральным центром повышения зарплат работникам бюджетных учреждений. В этой связи в бюджетном кодексе страны чётко зафиксирована финансовая ответственность федерального бюджета. Там прямо указано, что Москва должна в полном объёме финансировать те решения, которые она принимает», - сетовал руководитель фракции ЛДПР Юрий Волков.

По его словам, Забайкальскому краю сейчас денег выделяется недостаточно, и по этому вопросу регион должен занять крайне жесткую позицию: «Если федеральный центр будет выполнять свои финансовые обязательства, соответственно, и в региональном бюджете часть высвободившихся средств удастся перераспределить на решение каких-то экономических, инфраструктурных проблем. Сейчас пока не получается это сделать».

Коммунисты, в лице руководителя фракции КПРФ Николая Мерзликина, также раскритиковали федерацию за недофинансирование и пренебрежительное отношение Москвы к Забайкалью: «Мы можем сколько угодно говорить о том, что нужно улучшать администрирование, увеличивать доходную часть бюджета. Однако представленный прогноз социально-экономического развития края свидетельствует о том, что дотации федерального центра уменьшаются, а собственные доходы явно переоценены и не будут достигнуты на фоне спада в экономике, который мы сегодня наблюдаем. Кардинально изменить ситуацию в этих условиях невозможно. Как живём, так и будем жить, люди так же будут уезжать из Забайкальского края. И лучше жить мы не станем, если не изменится политика федерального центра по формированию бюджета Забайкальского края. Если мы хотим поднять регион, надо создать условия для формирования достаточного бюджета, чтобы районы могли жить, чтобы мы указы президента могли исполнять, чтобы мы могли инвестировать в реальную экономику, в сельское хозяйство, в горнорудное дело. Надо остро ставить эти вопросы и решать их вместе с федеральным центром».

Единоросс Игорь Лиханов, возглавляющий комитет заксобрания по социальной политике, напротив, увидел в принятии закона о бюджете положительные моменты, которые помогут сдвинуть с места проблему задолженности в сфере здравоохранения: «Бюджет края, несмотря на дефицитность, социально направленный. Правительство Забайкальского края старается выполнить социальные обязательства. При этом у нас, конечно, есть озабоченность по поводу того, что сохраняется кредиторская задолженность в сфере здравоохранения, которая сегодня составляет более миллиарда рублей. Если не будут приняты дополнительные меры по погашению этой задолженности, то в 2014 году сохранится такая же ситуация. Но мы видим, что правительство Забайкальского края в настоящий момент принимает все возможные действия для погашения долга в этом году, чтобы получить дополнительное финансирование из федерального центра на 2014 год. Но без принятого бюджета эту проблему решить не удастся».

Кредиты - в дело

Председатель контрольно-счётной палаты края, до 2013 года возглавлявшая региональный минфин, Светлана Доробалюк, более критично подошла к проблемам принимаемого бюджета: «Считаю, что одна из существенных недоработок представленного проекта — это неприведение бюджетного законодательства края в соответствие с действующей редакцией Бюджетного кодекса РФ, в который в текущем году было внесено значительное количество существенных поправок. В частности, поправки коснулись регулирования межбюджетных отношений в крае — хотелось бы больше прозрачности, чёткости, стабильности, качественности расчётов при распределении межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями региона».

Она подчеркнула, что при всей важности и социальной направленности бюджета, средства должны работать не только на решение текущих государственных задач, но и стимулировать экономический рост, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений в краевой и муниципальные бюджеты, а незначительный объём планируемых бюджетных инвестиций и мероприятий, направленных на господдержку предприятий, может вызвать риски при достижении основных производственных макроэкономических показателей.

«Кредитные заимствования оправдывают себя только тогда, когда они направлены на финансирование капитальных проектов. Решение текущих вопросов за счёт заёмных средств — путь в никуда. Предлагаемый к утверждению дефицит бюджета на 2014 год рассчитан в предельном объёме, на 2015 и 2016 год - близко к максимальному. Если мы с вами не примем действенные меры, а это, прежде всего, строгое ограничение принятий новых расходных обязательств и направление полученных дополнительных доходов на снижение дефицита бюджета, то к 2016 году наш долг превысит уровень собственных доходов. Как следствие, субъект станет банкротом», - заявила Доробалюк.

Признать регион банкротом по закону невозможно, эта процедура в законодательстве не прописана. Но на фоне растущих региональных долгов процедуру эту могут узаконить. Грозит это передачей полномочий регионального минфина федеральному Министерству финансов, которому эта телега не нужна. В лучшем случае при таком раскладе в регионе сохранят все социальные обязательства и отрежут любые расходы, которые не связаны с поддержанием социальной стабильности. О развитии, о котором так печётся Кефер и Доробалюк, в этом случае придётся навсегда забыть.

Пока что о банкротстве Забайкалья можно говорить, как о крайней мере, после которой жизнь, конечно, не закончится, но лучше точно не станет. Однако тот факт, что проект закона о бюджете принимается с формулировкой «потому что надо», наводит на самые печальные мысли. Остаётся надеяться, что заявленная стратегия по поиску дополнительных средств не за счёт субсидий из центра, а за счёт роста собственных доходов, рано или поздно принесёт свои плоды.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления