Бизнес интервью «Я спонсора не ищу». Кандидат наук создала в Чите школу шитья для избранных

«Я спонсора не ищу». Кандидат наук создала в Чите школу шитья для избранных

Ученая степень не удержала ее на пути к мечте

Юлия Мелихова стала кандидатом педагогических наук, но нашла свое призвание в шитье

Читинка Юлия Мелихова еще несколько лет назад была уверена, что посвятит жизнь математике и геометрии, однако ученая степень не удержала ее на пути к мечте. Сейчас Юлия шьет эксклюзивную одежду по индивидуальному заказу и обучает швейному мастерству. Линейку она сменила на сантиметровую ленту, а геометрия отлично пригодилась при конструировании платьев. Юлия рассказала нам про свою дорогу в бизнес, моду на тихую роскошь и VIP-клиентов.

«Шитье — смесь математики и геометрии»

— Родилась и училась я здесь, в Забайкалье. С детства очень любила шить, но настоящая большая любовь у меня была к математике и геометрии. Окончила физико-математический лицей с медалью. Это были 90-е годы, и я выбрала то, что у меня очень хорошо получалось, — математику. Конечно же, я поступила в ЗабГУ (тогда еще ЗабГПУ) на математику-информатику.

— А шитье?

— Шила я всё время. И тогда это были вещи для себя, для родственников и друзей. Не за деньги.

«У меня была мечта закончить аспирантуру, и даже не было вариантов, что будет иначе»

Я начинала с низов — младшим научным сотрудником при кафедре. Потом три года аспирантуры, и я уже старший преподаватель. Появился диплом, стала кандидатом педагогических наук. На тот момент я уже не шила, все мои знакомые начали говорить: «Юля, давай, расскажи людям о том, что ты умеешь!» Меня как раз позвали в университете на кафедру, где преподавались дисциплины, связанные с дизайном одежды и имиджелогией.

Я понимала, что надо было повышать квалификацию. Тогда я прошла подготовку в Высшей школе экономики, получила диплом о высшем образовании в области дизайна одежды. Это всё — 2007 год. И я начала серьезно работать в этом направлении на кафедре, поэтому это не какое-то там кустарничество. Я ведь знаю, что такое федеральные образовательные стандарты, учебный план, как должна распределяться нагрузка.

Я шила и преподавала. В институте мне предложили арендовать швейную мастерскую и вести курсы. У нас ведь на кафедрах и сейчас приветствуется коммерческая деятельность бюджетных организаций.

— Это была первая ваша группа? Тогда сразу поняли, что нашли главное дело своей жизни? Математика ведь осталась в прошлом.

— Математика никуда не исчезала, ведь шитье — смесь математики и геометрии! Шитье как раз про измерение, точность, расчеты.

Юлия обучалась в итальянской школе конструирования одежды

Уже тогда я была не как все и понимала — надо действовать профессионально. Многие ведь ограничиваются журналом «Бурда». Я нашла дистанционные курсы и начала учиться в итальянской школе конструирования одежды, потому что люди, работники ателье и преподаватели стремятся к тому, чтобы шитье было несложным. Вот школьники спрашивают: «Зачем мне математика?» Так ведь это самое основное. В швейной индустрии точно. Если ты не умеешь строить, то ты будешь как все.

«Почему я выделяюсь? Потому что я не просто шью, как во Дворце пионеров»

— В чем преимущество этой итальянской швейной школы?

— В том, что фигуры россиянок более близки к фигурам итальянок, поэтому лекала итальянской методики конструирования подходят нам больше. У меня сразу всё стало хорошо получаться. Курсы стали прибыльными. Я веду финансовый учет и понимаю, что с этого я получаю лишь около 30%. Пять лет я отработала так и решила открывать свое дело. У меня появился статус предпринимателя.

— Было страшно?

— Немного страшно было. Но мое имя уже было на слуху. Конечно, пришлось много работать бесплатно, я сотрудничала с модельными агентствами, была в жюри всевозможных конкурсов. Я была везде, куда меня приглашали, не ленилась. Ведь это нужно было для расширения круга знакомств, это было развитие моего личного бренда. Я была там, где было слово «одежда». Плюс я оставалась на кафедре, ведь она давала мне отличную базу. С 2007 года я уже занималась дисциплинами, связанными с индустрией моды, красоты, дизайна одежды. Я ушла с кафедры математики туда, где преподают технологию.

— Получается, вы стали первопроходцем? Ведь прежде в ЗабГУ не было индустрии моды и красоты.

— Да, тогда это всё там возрождалось. Я была куратором у первых курсов. Была одна с образованием, которое позволяло преподавать такие дисциплины.

«Мы никогда не будем столицей моды»

— Вы согласны с тем, что швейная индустрия сейчас и 10–20 лет назад совершенно разные?

— Конечно, как и медицина, всё идет вперед и совершенствуется. В России есть только единая методика конструирования одежды. Она едина для всех вузов и колледжей, но по факту никто ею не пользуется. Продолжают шить по «Бурде», просто от незнания. То есть по стандартам прописано шить по ней, а эта методика очень-очень сложная. А вот дети, студенты, продолжают защищаться по «Бурде». Почему так происходит? Да потому что мода никогда не была нашей сильной стороной, мы никогда не будем столицей моды.

— Ну а про Читу что можно сказать?

— А что про Читу, примерно всё то же самое.

Есть платные программы САПР (система автоматизированного проектирования одежды. — Прим. ред.), где можно создавать автоматизированные лекала одежды, но университеты вряд ли их купят.

Но тот, кто серьезно интересуется шитьем, знает, что есть такие ресурсы, как, например, выкройки от Виктории Ракусы. Эта девушка одна из первых основала бренд готовых выкроек. Особенность в том, что лекала имеют хорошую посадку по фигуре. Это как раз те самые современные лекала, о которых я так много говорю.

«Вот и получается, что так можно постепенно обучаться — от одного изделия к другому, либо пойти на платные курсы»

Но это сделают только те, кто хочет развиваться и идти в ногу со временем. Должна же еще быть технологическая карта. Это как рецепт блюда. И если этой карты нет, то шитье становится кустарничеством.

— Раз уж мы заговорили о моде, как вы относитесь к моде на оверсайз?

— Оверсайз очень плотно вошел в жизнь практически всех людей. Но сейчас рынок им уже перенасыщен. Почему это коммерчески успешная модель? Потому что юбка по фигуре подойдет не всем. Люди, которые монетизируют создание одежды, стараются разработать коммерчески успешные изделия, подходящие большинству женщин — от 42-го до 46-го размера. А выглядит такая одежда не очень красиво. Брендам невыгодно создавать другое. Ведь у нас всех нетиповые фигуры.

А насчет ткани, я не думаю, что это выгодно — ее ведь тратится в разы больше. И вообще сейчас же все ателье массово закрываются. Людям проще и дешевле купить вещи на Wildberries, чем заказать ткань, платить за работу. Кто-то остался и шьет, но я не думаю, что на этом зарабатывают. Кстати, многие ткани сейчас почти недоступны из-за санкций.

«Я спонсора не ищу»

— Сейчас ваша школа шитья — для избранных, ведь человеку со средним достатком ваши наряды и ваши курсы не по карману?

— Определенно. Я ушла в этот сегмент. Я реализую два направления — преподавание и индивидуальный пошив. Заказчики — люди, которые готовы платить. И они готовы на реализацию моих творческих замыслов в том числе. Ведь я должна показывать как художник, на что способна. И для этого нужен спонсор. У меня альтернатива — я спонсора не ищу, люди приходят, мы вместе придумываем что-то необычное. Потом я составляю свое портфолио. Вот этим летом, к примеру, я очень много шила для свадеб.

— Какие сейчас свадебные тенденции?

— Летом шила белый брючный костюм-тройку для невесты. Очень актуальны жилеты. Теперь заказчица сможет носить его и с юбками, отдельно верх, низ и жакет, миксовать с блузками, водолазками. Главный запрос читинок: «Хочу, чтобы наряд можно было носить и в пир, и в мир». Конечно, актуальны платья, как и во все времена. Но это платья по фигуре. Их тоже можно носить по самым разным случаям.

Брючный костюм-тройка необычен для Читы

— А в Чите вообще какая одежда востребована?

— Не как у всех. И такая, чтобы не замерзнуть, у нас ведь очень холодно.

«Мне нравится, что многие читинки одеваются ярко. Этот классный способ внести краски в серость вокруг»

— Знаю, что вы шьете наряды Дарье Сульженко — чемпионке Европы по бодибилдингу и фитнесу.

— Да, но с Дарьей мы начали работать еще до того, как она увлеклась спортом. Тогда шили сказочные платья для нее и дочки, сейчас образы для чемпионатов. Мы — пример идеального творческого союза.

Дарья Сульженко

«Надел очки — ты умный»

— Какие советы можете дать читинкам?

— Важно определиться со своим имиджем и понять, каких целей вы хотите достичь — показать себя настоящего или обмануть. Ведь разновидностей имиджа много:

  • габитарный — то, как мы одеты, как выглядим;

  • кинетический — речь, прическа, одежда;

  • вербальный — речь;

  • средовой — наши друзья, окружение;

  • овеществленный — какие у нас гаджеты, на какой машине мы ездим.

Это очень мощный инструмент, ведь сначала понятие имиджа возникло в психологии, потом в политике. И только после — в моде. Пусть ваш имидж открывает вас настоящего. Всегда говорю студентам: у имиджа есть обратная сторона. Главное, чтобы он был гармоничным.

— То есть «хочешь быть начальником — одевайся как начальник» — это правда?

— Да. По внешнему виду многое считывается. Надел очки — ты умный. Это всё работает, важно соответствовать своему образу. Поэтому я всегда говорю, как важен внешний вид, особенно для политиков.

— Наверное, вы иногда что-то покупаете из одежды в магазинах?

— Я приверженец минимализма. Поэтому у меня нет большого количества одежды.

«Вообще важно соблюдать баланс, избегайте перенасыщенности. Тихая роскошь всегда в моде»

Если яркий макияж, то неброская одежда. И если акцент, то один. Не нужно страз, вышивки. Лучше просто добавьте аксессуар, к примеру, красивую сумку. Если вы чувствуете, что вам нужна помощь, то не стесняйтесь обращаться к специалистам по имиджу. У нас в Чите такие люди есть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления