Культура «Студия Шоколат»: Мы самоучки, по большому счёту - выскочки»

«Студия Шоколат»: Мы самоучки, по большому счёту - выскочки»

«Некоторые, например, говорят, что «Аватар» - фуфло. В том, что такое мнение есть, нет ничего страшного. Я, например, тоже не прыгаю от «Аватара». Мне больше нравится «Кинг-Конг» Питера Джексона.

1 из 8

Победители конкурса короткометражных фильмов на II Забайкальском международном кинофестивале в Чите - студия «Шоколат» - рассказали ИА «Чита.Ру» о слезах, мечтах и фанатах и улетели в Москву на выигранный мастер-класс.

- Ролик о Чите сразу после появления в интернете вызвал настоящий шквал самых разных комментариев. В некоторых вас обвиняли в нежелании снимать «настоящую» Читу – ту, где есть страшное КСК, бомжи и пьяные студенты. Хочется отвечать на такое?

Денис: А ещё нам за это заплатили! (смеётся)

Катя: У нас разные мнения. Я очень эмоциональный человек, и меня всё это, конечно, расстраивает. Но расстраивает не то, что нас критикуют, а то, что у нас много людей, которые недовольны буквально всем. Например, построили бассейн, написали об этом, немедленно появляются люди, которые пишут о том, что не нужно было строить бассейн, надо было, например, построить много лавочек или раздать вообще деньги людям.

Если говорить об оценке самого ролика, то мне важно получить удовольствие от работы, реализовать свой творческий потенциал, а оценки уже на втором плане.

Иначе просто невозможно. Как человек творческий? Ты должен удовлетворить свои собственные желания, вырасти профессионально. Мы ставим для себя такие задачи, и стараемся их выполнять.

Денис: Я расстраиваюсь, когда Катя расстраивается. Я говорю ей – не вступай в дискуссии с неадекватными комментаторами. Ну, есть мнение у человека, но это совсем не говорит о том, что с ним по поводу этого мнения необходимо дискутировать. Если есть какой-то внятный вопрос, то я стараюсь отвечать.

Катя: Мы стараемся отвечать вменяемым людям. Но я постоянно попадаюсь на троллей, с которыми развожу совершенно бесполезные дискуссии (смеётся).

- Ждали такой реакции?

Денис: Наверное, да.

Катя: А какая она ещё должна быть? Такого, чтобы твоя работа нравилась вообще всем, не бывает.

Денис: Некоторые, например, говорят, что «Аватар» - фуфло. В том, что такое мнение есть, нет ничего страшного. Я, например, тоже не прыгаю от «Аватара». Мне больше нравится «Кинг-Конг» Питера Джексона. Это вовсе не говорит о том, что «Аватар» плох.

«Мы просто не работаем с теми, кому не нравимся»

- Вы делаете любимую работу, которая ещё и приносит деньги – настоящая мечта. Когда всё начиналось, вы думали, что так будет?

Денис: На старте не думали. Вначале был бизнес, связанный с розничной торговлей. Сейчас его нет - и слава богу. Что-то продали, что-то закрыли, и это немедленно дало возможность самореализовываться, не отвлекаясь ни на что.

Мы не думали, что творческая деятельность станет именно бизнесом. Хотя у нас и сейчас очень мало проектов, которые мы делаем только ради денег. Я совсем недавно, например, отказался от съемки рекламы, потому что мне не понравился заказчик. Мне сразу сказали – так не делается. А где так не делается? Думаю, что нормально на этапе знакомства понять хочешь ты работать с этим человеком или нет.

Год назад отказались бы от рекламы?

Денис: Летом 2011 года я не смог отказаться. Это был переломный момент. Мы сделали рекламу, которую очень долго согласовывали. В итоге из ролика, который нам нравился, получился продукт, который не нравился вовсе. Но это был единственный прецедент. На первом же этапе нам не удалось доказать, что при таких-то ценах на наши услуги нам можно доверять. После него мы просто не работаем с теми, с кем не находим взаимопонимания с самого начала.

- Меняется в Чите уровень заказчиков на рекламном рынке, хотят ли они получать более качественную рекламу?

Денис: Наверное, да. И тут надо сказать спасибо не только нам, но и нескольким небольшим независимым компаниям, видеографам, которые понемногу развивают рынок снизу. Хотя мне часто клиенты постоянные говорят, что нужно попроще. Мол, я знаю, что вы этого так не делаете, но можно, всё же, сделать? Я же говорю о том, что мы работаем на определенную целевую аудиторию, которой нравится то, что делаем мы. В основном, это молодые прогрессивные люди, хотя возрастные рамки постепенно расширяются - хватает и взрослых людей.

Какая реклама вам самим больше всего понравилась?

Денис: SoundPark. Грабители.

Катя: Её показывали бесплатно по телевизору.

Денис: Да. Мои друзья попросили разместить ролик на телевидении. Я пришёл на телеканал, где мне сказали: «У нас есть кабельное телевидение, давай мы погоняем там ролик бесплатно?» Конечно, мы согласились – гоняйте на здоровье.

Конечный рекламный продукт ориентирован на телевидение?

Катя: Конечно, мы размещаем ролики в интернете, но, в основном, для своего портфолио.

Конечно, основная площадка – это телевидение.

Денис: В Чите рынка вирусной рекламы (метод распространения рекламы, при котором распространителями информации являются сами потребители – Е.Ш.) практически нет. Вот клип о Чите был, пожалуй, именно вирусной рекламой. И это был откровенный позитив, которого здесь мало. Плюс всегда находятся недоброжелатели, которые чаще всего пишут анонимно.

«Мы самоучки, по большому счёту - выскочки»

- Много недоброжелателей?

Денис: Из тех, что мы знаем – трое (смеются).

- А конкурентов?

Денис: Конкуренция – это хорошо, и в Чите она есть. Но вообще ниша, которую мы заняли, достаточно специфична. С кем-то мы, конечно, пересекаемся, но явно не мешаем друг другу.

Катя: А по мне так конкуренции нет.

Денис: В рекламе это, например, Рома Хлюстов. В изготовлении презентационных фильмов – «Альтес» и ГТРК. Хотя нас очень сложно сравнивать. Мы до сих пор не можем точно определиться, кто мы - мы не рекламное агентство, не телевизионная студия ... Есть даже идея провести ребрендинг – чтобы слова «студия» и «Шоколат» остались, но добавилось что-то ещё, что раскрывало бы суть нашей деятельности более полно.

Катя: Если сравнивать нас с телевидением, то «Шоколат» серьёзно не воспринимали на старте. У нас ведь нет образования. Мы самоучки, по большому счёту - выскочки. Но сейчас ситуация нормализовалась. Может, это связано с победами в конкурсах. Плюс мы стараемся адекватно реагировать и на критику и на всё остальное.

«Короткометражки будем делать до тех пор, пока одна из них не выиграет Канны»

- Чем занимаетесь кроме рекламы?

Денис: Реклама – не основное. Есть телевизионная передача «Город молодых». Три передачи 10-минутных вышло как рубрика программы «Чайковского, 8». После этого я встретился с руководителем телекомпании «Альтес» Кариной Каннуниковой, и мы договорились давать передачу в эфир раз в две недели. Но это очень серьёзные временные затраты. Мы работаем вдвоём, и прекрасно понимаем, что если делать «Город молодых» раз в две недели, что неделя будет уходить на одну на передачу, ещё одна неделя будет оставаться на всё остальное. В итоге решили делать раз в месяц.

Катя: Такие передачи как «Город молодых» должны быть под чьим-то крылом, но мы делаем сами. Никому такое не нужно. Плюс нужно помогать самим молодым, о которых мы делаем передачи. Этого тоже не происходит.

Денис: ЗабГУ периодически помогает нам в создании передачи. Но это точечно.

- Реклама, «Город молодых», что ещё?

Денис: Презентационные фильмы. Например, к 10-летию какой-либо компании. Клипы... и, наверное, всё. Остальное – это кино. Кино в приоритете, и мы стараемся всё снимать именно так, как снимаем кино.

- Вдвоём работаете?

Катя: Да. Привлекаем ассистентов, когда нужно помочь. Например, когда фильм снимаем.

Денис: У нас есть короткометражки, на которых мы набиваем руку и будем делать это до тех пор, пока одна из них не выиграет какие-нибудь Канны или Венецию. Кстати, последнюю работу», «Твой сын», оценили хорошо, сказав, что это уровень «Кинотавра».

- Говорили гадости про последнюю работу?

Денис: Нет.

Катя: Делали замечания. Хотя есть такие, которые говорят гадости намеренно. Есть, например, у меня антифанат на Украине. Мы встретились онлайн на украинском фестивале. Он начал со мной общаться, мы советовались, а потом так получилось, что мы выиграли, а он нет, и у него снесло крышу. Он систематически пишет мне гадости. Я, где могла, закрыла ему доступ, но он ищет новые возможности. К вам, вот, на «Чита.Ру» зашёл, написал.

Денис: Но это нормально, такие люди всегда есть.

- Чьи оценки для вас важны, на кого вы ориентируетесь?

Денис: Всех не перечислишь – обязательно кого-то забудешь. Конечно, чаще всего это мнение людей успешных и состоявшихся. Например, Борис Хлебников. Мы с ним встретились во время забайкальского кинофестиваля под видом интервью. Мы не опоздали, но он был уже на месте. У нас был час. Мы сразу раскрыли карты, сказали, что мы победители фестиваля. Он сказал, что саму работу не видел, но ее хвалят. Мы за 20 минут записали интервью и 40 минут очень продуктивно и полезно поговорили.

В Чите есть такие люди, чьё мнение для вас важно?

Катя: Конечно, и их много. Начиная с родных...

Денис: Когда папа плачет от фильма, значит, что всё хорошо. Но технические вещи…

Катя: Успешный режиссёр ведь никогда не скажет, что это плохо. Скажет, что это твоё творческое виденье.

Есть настрой на позитив?

Денис: Да. Если говорить о негативе, то у нас был эксперимент с мини-сериалом «Семён», но он натолкнулся на неразрешимую проблему времени. Чтобы делать сериал злободневным, нужно было постоянно следить за развитием событий, стараться максимально быстро делать что-то актуальное.

Представь, например, что я не спал 39 часов. Например, на часах полночь, ты проснулся перед этим рано утром, тебе сдавать работу через 12 часов, но ты видишь, что работы ещё часов на 20. И вариантов нет – приходится быстро работать. Если появляется что-то злободневное, то уже просто не до этого.

Специально вы снимаете кино так, чтобы люди плакали?

Денис: Да. Может, потому что мы сами смотрим такое кино. Мы не смотрим комедии.

Катя: В работе мы отдаем энергию, нужно её где-то брать. Поэтому мы смотрим драмы, психологические триллеры, чтобы как-то «подёргать» себя.

Можно ли снять полнометражную картину в Чите?

Денис: Да. Главная проблема – актеры. Киноактёров в принципе нет. Театральные актёры – у них своя специфика. Мы благодарны двум театральным актёрам, которые снимались в нашем фильме «Твой сын» бесплатно совершенно. Меня спрашивал режиссёр фестиваля – а какой бюджет у «Твоего сына»? Я говорю – его нет, ноль рублей. Натура вся по родственникам, по домам, по знакомым, девочки с людьми договорились.

А если для полнометражного фильма 20 актёров… Ведь даже две минуты в кадре, даже минуту – их нужно нормально отработать.

Катя: Если относиться к фильму как к развлечению - с друзьями поприкалываться, то легко. А если по-настоящему, то это совсем другое.

Фильмы бывают фестивальные и те, на которых зарабатываешь деньги. На фестивальные люди не ходят. Надо честно говорить, что на многих картинах кинофестиваля в Чите были полупустые залы. Фестивальное кино не для массового зрителя – многие его не понимают.

А вы какое кино хотите снять?

Денис: Фестивальные продукты – это реализация творческих начинаний. Бюджетное кино не будет коммерчески успешным в 99% случаев. Мы же не хотим снять один фильм, мы не говорим, что цель заработать деньги или выиграть фестиваль, после чего остановиться.

После победы на фестивале к тебе обращаются продюсеры, что рано или поздно приводит тебя в коммерческое кино.

В коммерческом кино в России нужен – утрированно – миллион долларов и поддержка телеканала, который всё это будет пиарить.

Борис Хлебников снял фильм последний за, кажется, 100 тысяч долларов. На 200 копиях он станет коммерческим, это реально – нужно, чтобы 3 тысячи зрителей пришло в кинотеатры. Но кто тебе 200 копий сделает?

Катя: Мы понимаем, что можем уже снимать кино. Но так же мы понимаем, что нужно совершенствовать короткий метр. Пока ты не доведёшь до идеала короткий метр, бессмысленно двигаться дальше.

Денис: Вот и ответ про цель – выиграть Канны коротким метром, после чего снять большое кино.

«Моё собирание свалить никак не влияет на итоговый результат»

- В интернете, особенно интернете читинском, очень серьёзный процент пользователей акцентирован на необходимости куда-то «свалить». Тема очень больная и крайне редко подаётся взвешенно. Что вы думаете по поводу перспектив жизни и работы в Чите, и надо ли «сваливать»?

Денис: Это очень сложный вопрос. Я не ожидал, что вопрос будет звучать, - надо ли. Если бы спросили – собираетесь ли, то большинство скажет, что собирается. Тем не менее, моё собирание свалить никак не влияет на итоговый результат. Допустим, я хочу снять кино полнометражное и собираюсь это сделать. Но когда я соберусь это сделать по-настоящему – завтра, через год или через 10 лет – это отдельный вопрос.

Конечно, есть люди, которые говорят, что у них здесь бизнес, они хотят тут жить, платить здесь налоги. Кто-то, наоборот, перевел бизнес в Москву. Кто-то уехал, оставив работающий бизнес здесь. Если говорить о нас, то мы очень сильно зависим от заказов. Творчество – творчеством, но вопрос денег остаётся.

В Чите потолок заказов низок. Я бы не стал себя хвалить и говорить, что мы пихаемся в этот потолок и поднимаем его. Не хочется, но это так. Мы действительно выше среднего уровня спроса на нас.

Приведу пример – нам давно хочется снять клип для группы, которая делала бы хорошие песни. Но хитов нет в Чите, во всяком случае я не слышал.

Катя: Группы, которая бы сама сочиняла песни, а не исполняла каверы. Я понимаю, что все творческие люди ранимые, но у нас почти все не могут здраво оценить своё творчество. Многие уезжают – те же «Маргинал-Шоу». С ними можно было работать, но они уехали и разбежались.

Денис: Мы готовы снимать клипы. В кино у нас были вопросы по звуку, но в клипах этот вопрос не стоит – он уже есть, готовый. Мы готовы прыгнуть выше головы, снять клип даже без бюджета.

Мы говорим - сделайте клевую песню, запишите её клёво, и мы снимем вам клип. Я не обращаюсь с предложениями что-то скидывать, но мы можем сделать такой клип просто так – для шага вперёд, для портфолио, для собственного удовольствия. К тому же мы понимаем, что у музыкантов часто или мало денег, или их вовсе нет.

А приносят не то, мы сразу понимаем, что за просто так мы это не будем снимать – не тот случай. Говорим: «Не вопрос, мы это снимем. Цена, например, 50 тысяч рублей». Нам говорят – да ну, давайте вот за 3 тысячи? На этом разговор заканчивается.

«Мы пишем. Садимся и пишем, пишем, пишем»

- Есть у вас оговоренное разделение обязанностей?

Денис: Оговоренного нет. Идея чья угодно может быть, но дорабатывается всё совместными усилиями.

Катя: Не бывает такого, что идея внезапно приходит в голову кому-то одному. Мы пишем. Садимся и пишем, пишем, пишем. Написали, обсудили, двигаемся дальше.

Денис: Просто озадачены этим.

Катя: В конце нельзя сказать, кто это придумал.

Денис: Идея и сценарий - вместе. Катя больше писаниной занимается, потому что у неё с запятыми лучше. К последнему фильму мы написали настоящий киносценарий. Его можно было продавать.

Катя: Там всё очень серьёзно с оформлением, мы всё это учитывали.

Денис: Мы учились на платных онлайновых курсах сценаристики. Не закончили, потому что надо было работать, но информацию всю усвоили, и перечитываем периодически.

Так вот. Написали сценарий, обсудили диалоги, обыграли их. Потом нашли ассистентов, хлопушки. Дальше съёмка - на мне, Катин монтаж – 80% она монтирует.

- Дома работаете?

Денис: Да, всё дома. У нас угол, огромный стол, два мощных компьютера.

Катя: Дома ещё и потому, что мы ночью работаем – в полночь часто начинаем только. А, во-вторых, в офисах работают дисциплинированные люди.

Чем снимаете?

Денис: Фотоаппаратом. Сейчас все снимают так. Сейчас это доступно и недорого. Качество картинки отличается очень сильно от качества телевизионной камеры. Например, «Город молодых» мы снимаем на фотоаппарат. Это видно на телевизионном экране – зрителю кажется, что снятое на фотоаппарат ярче и красивее.

Катя: Тот же «Доктор Хаус» снимался на фотоаппарат. Не всё, но часть.

«Нить, связывающая людей, у нас очень короткая»

- Мне кажется, или Катя всё время ходит за наградами, а Денис сидит в зале?

Денис: У неё это тоже вызывает какие-то вопросы. Но режиссёр - это автор. Плюс она монтирует. Хоть это и работа после съемочной площадки, но это авторское видение. Ещё есть такой момент, что мы часто участвуем в молодёжных фестивалях, а мне 32 года. Если авторство будет за мной, то работа уже на молодёжный фестиваль не попадёт.

- Не устаёте и работать, и отдыхать вдвоём?

Катя: Нить, связывающая людей, у нас очень короткая. Мы постоянно вместе, и нам очень сложно расставаться. Он идёт в гараж, прошёл 10 метров, уже звонит.

- Что приятнее всего было выигрывать?

Денис: Забайкальский международный кинофестиваль. Потому что дома. И это единственный фестиваль, на котором мы были очно.

У «Деда» 17 наград – где-то гран-при, где-то второе место, или приз за лучшего актёра или режиссёра. Но всё это заочно. И призы часто не присылают.

Катя: Да, часто не присылают, представляете (смеётся). Организаторы себе призы оставляют, присылают только дипломы. Но, и то не всегда.

На днях, к примеру, мы выиграли международную премию. Приз - тысяча евро, награждение в Германии. Мы стали искать человека, люди стали отзываться, наши земляки. В конце концов нашли девушку, которая получит за нас приз.

«Разрешения родителей нет, так что с ЖЖ отношения не сложились»

- Что интересно для вас в интернете? Что читаете, что комментируете?

Денис: Социальные сети – больше для работы, для души это плохо.

Катя: Я с айпадом не расстаюсь. «Чита.Ру» всё читаю, вместе с комментариями. Форум читаю читинский. В социальных сетях есть подборки с хорошим видео, роликами.

Есть аккаунт в «Живом журнале», читаете кого-то постоянно?

Денис: В ЖЖ я пытался зарегистрировать «Студию Шоколат». В дате рождения написал 2010-й год. Система сообщила, что, так как ещё нет 18 лет, нужно разрешение от родителей. Разрешения нет, так что с ЖЖ отношения не сложились.

Катя: С твиттером сложились.

Денис: В игры в онлайновые играю иногда. Вот, играл в последнее время в несколько игр. Одна – футбольный менеджер. Раз в день зашёл, выстроил коммуникации, натренировал людей, и всё – вариант для занятых людей. Вторая игра начала время отнимать. В итоге я раздал ресурсы, сказал, что ухожу, удалил ссылку из избранного. И это хорошо, я даже горжусь этим. А то сидишь ведь как дурак играешь… А я стараюсь играть в хорошие игры.

«Не умеешь делать сам – учи других!»

- Существует ли потребность кому-то рассказать и научить тому, чему вы научились сами?

Денис: Если зовут, мы стараемся встречаться. Но вообще нас недавно спросили, как сделать то-то и то-то. Я ответил, что в интернете можно всё это найти, кратко описал суть. Человек в ответ пишет: «Вы уроды, пишете про обмен опытом, а сами не говорите ничего».

Так вот вопрос в том, одно ли и то же опыт и знания? Опытом мы готовы делиться. Знаниями, наверное, пока нет. Да и опыта со знаниями пока не много. И так тяжело они даются, что пока жалко отдавать.

Например, я не зная английского языка, сам переводил какие-то уроки из интернета. Я готов сказать, где эти уроки лежат - пожалуйста. А со знаниями, которые получены легко, легко и расставаться.

Катя: Мне не нравятся все эти открывающиеся бесконечные школы. Я не понимаю их смысла. Если, конечно, это крутой ас, то, да, я в рот ему буду смотреть. Но я - не ас. Если это мастер-классы, встречи с ребятами, то да, я согласна. Но нам говорят часто – откройте видео-школу. А я думаю - вы что, ребята, какая школа?

Денис: Ну, разве что ради денег. (смеется) Но мы по этическим соображениям сделать этого не можем – многого ведь слушателям не дадим. Конечно, можно сказать – 10 тысяч за два месяца, студия «Шоколат» открывает школу! Много набежит народа или нет – не знаю, но какое-то количество будет однозначно.

Катя: Мне кажется, что это просто сбор денег.

Денис: Да, а мы предпочитаем делать, а не учить.

Катя: Есть такая поговорка: не умеешь делать сам – учи других.

Мы, кстати, часто говорим о том, что самообразование у нас на коне. Бессмысленно, например, поступать во ВГИК, потому что там многие преподаватели работают так же, как у нас в училище культуры – закончил, и без практики там же остался работать.

...На самом деле мы ощущаем, что создаём рынок. После первого «Города молодых» мы почувствовали, что что-то стало меняться – появились обсуждения, кто-то что-то стал делать. В интернете появились проекты любительские молодежные про жизнь города. Теперь мы сделали ролик про Читу, и я очень хочу, чтобы появились другие ролики, чтобы это вызвало какую-то реакцию.

Фото: Леонид Казарин

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления