CHITA
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Чите

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

0 м/c,

687мм 12%
Подробнее
USD 92,59
EUR 100,27
Реклама
Культура Страна и мир Версаль из пустыря

Версаль из пустыря

«Бутинский сад не имеет себе соперника во всём Забайкалье. Чего тут только нет: и оранжереи, павильоны разные, и гроты, и киоски, и «Самсон» не один, и тропические растения, и статуи Аполлона».

Нерчинск узнаваем благодаря дворцу купца Бутина. Он стоит в центре города и выглядит там как оазис роскоши среди разбитых зданий старинной усадьбы и заросшего кустами пустыря. На деле этот пустырь - Бутинский сад. «Он не имеет себе соперника во всём Забайкалье, - писала в 1877 году газета «Сибирь». - Чего тут только нет: и оранжереи, павильоны разные, и гроты, и киоски, и «Самсон» (ветхозаветный судья-герой) не один, и тропические растения, и статуи Аполлона». В годы советской власти это разнообразие было утеряно, казалось, безвозвратно, но в 2017 году может снова появиться.

Мода на садоводство

Садоводство в Нерчинске было популярным ещё до появления Бутинского дворца. По данным замдиректора Нерчинского краеведческого музея Александра Литвинцева, основоположником садоводства в Нерчинске считается барон Иван фон Клебек, служивший в 1794-1795 годах председателем уездного суда. Есть данные, что «этот седой старик» был настолько ревнивым, что, дабы оградить молодую жену от посторонних прозорливых глаз, поселился с ней в доме за городом на острове в устье Нерчи. Остров из-за этого получил название Баронка и носил его до начала XX века. Барон на своём участке разместил зверинец, пашни и сад. Нерчинский краевед Иван Юренский писал, как ещё в середине XIX века здесь можно было встретить «дерновые столы и скамьи, романтически теперь заросшие розовым шиповником, красивым ильмом, ягодной яблоней, иглистым корявым боярышником и красным деревом, составляющим в некоторых местах непроходимые чащи». При этом, отмечал Юренский, красное дерево нигде больше в окрестностях Нерчинска не росло.

Другой заядлый садовод в истории Нерчинска жил в середине 1840-х годов - это Михаил Зензинов. Его оранжерея состояла в основном из растений даурской флоры, преимущественно лекарственных, почему и получила название «ботаническое заведение». Зензинов переписывался с российскими видными естествоиспытателями, обменивался с ними саженцами и семенами, потому пробовал культивировать в Нерчинске нетипичные Забайкалью растения, например, амурские и даже волжские дубы.

Последователем Зензинова был его родственник Иван Юренский, но тот больше тяготел к огородничеству. Юренский стал одним из первых в городе, кто успешно культивировал картофель - вслед за ним это стали делать священник Симеон Пляскин, госпожа Суханова (вероятно, дочь или внучка протоиерея Суханова), окружной судья Портнягин и мещанка Кириллова.

Там же на Баронке в 1870-1890-е жил Ксаверий Кобоско. Он имел не только пивоваренный завод и небольшой пароход собственной постройки, но и увлекался садоводством, а в большом огороде выращивал дыни, арбузы, также несвойственные сибирскому климату деревья и кустарники.

Однако самым красивым и известным в истории Нерчинска садом был и остаётся сад Бутиных.

История Татьяны

Благоустройством сада в основном занималась младшая сестра купца Михаила Бутина Татьяна Мауриц. Девушка родилась в 1837 году, росла без матери, а к 18-летию лишилась отца. Вышла замуж Татьяна за офицера Владимира Заблоцкого и стала ездить по Забайкалью вместе с ним. Она объехала всю границу, писала заметки о быте и культуре населения, запоминала впечатления. Заблоцкий трагически погиб в Чите в 1867 году, поэтому, схоронив мужа, Бутина вернулась домой в Нерчинск к своим братьям, которые к тому моменту как раз возводили здания усадьбы с центральным «Палаццо» (дом-дворец в Италии, но Михаил Бутин так называл и свою усадьбу). Литвинцев приводит данные, что сестра, судя по всему, никогда не занималась торговлей, но нашла успокоение в украшении усадьбы – в создании сада и огорода. Местные дамы были ошарашены тем, что Бутина, одетая в грязный рабочий комбинезон, копалась в земле, не боялась испортить нежную кожу рук, терпела боль от ран и ссадин.

Дом Н. Д. Бутина
Дворец М. Д. Бутина. Оранжерея.
Усадьба Бутиных. Сад.
Усадьба Бутиных. Сосновая аллея.
1 из 5

В 1871 году в Нерчинск на гастроли приехал австрийский подданный Маврикий Мауриц, и Михаил Бутин предложил ему остаться в городе, чтобы помочь в создании музыкальной школы и оркестра. Мауриц не смог отказаться, в том числе и потому, что влюбился в Татьяну Бутину. Между ними возник роман, а вскоре Татьяна вышла за музыканта замуж. Они вместе часто ездили в путешествия по всей Европе, где Мауриц гастролировал, а Татьяна набиралась опыта в садоводстве, покупала семена для своей оранжереи.

Счастливый брак продлился недолго - муж заболел чахоткой и умер в 1879 году. Вдова осталась одна наедине с садом, полностью погрузившись в его благоустройство.

«Версаль» - так называли сад - поражал гостей. Была там звезда оперной сцены Дарья Леонова - солистка Мариинского театра в Санкт-Петербурге и Большого театра в Москве: «Предложил мне Бутин по приезде моём в Нерчинск помещение у себя. Признаюсь, что, когда я вошла в квартиру, то испытала ощущение, которое уже давно не приходилось испытывать. Мне отданы были две роскошно меблированные комнаты с балконом в сад, который мог сравниться только с замечательными садами Европы».

Был в Бутинском дворце журналист и писатель Джордж Кеннан, автор книги «Сибирь и ссылка», первоначально запрещенной в России, японский генерал Фукусима Ясумаса и японский адмирал Эномото Такэак. В 1891 году почтил визитом сад наследник Цесаревич Николай.

Садоводство стало для Татьяны Мауриц не просто хобби. Она вела переписку с русским биологом и селекционером Иваном Мичуриным, делилась с ним семенами, а статьи её были опубликованы во многих журналах по садоводству и огородничеству. В 1902 году Мауриц добилась статуса члена-корреспондента Русского общества садоводства.

От шишек до сочных арбузов

У Бутиной в саду росло более 90 наименований деревьев, кустарников и цветов. В «Юбилейном справочнике журнала «Плодоводство» за истекшие 1890-1914 годы» оранжерея и сад описывались так:

«Привязалась всей душой к цветоводству и садоводству. В труде этом находит развлечение и интерес. Развела от семян в своём саду много кустарников и древесных пород: облепиху - она растёт в Иркутском округе; теперь Татьяна Дмитриевна с этого кустарника собирает каждую осень в сентябре спелые ягоды, белую сирень - их она собрала на Амуре, по реке Бурее, а теперь имеет более двух десятков больших кустов, прекрасно цветущих в июне; семена созревают в сентябре, амурский климатис - даёт тенистую живую красивую изгородь, цветёт с июня до сентября. Из семян Татьяна Дмитриевна вырастила десятка два елей. Они в августе дают вполне зрелые шишки. Делала опыты посева семян местных пород, а именно: яблони, черёмухи, персика (абрикоса), тараножки, смородины разных сортов, малины, шиповника, акации жёлтой, боярки и разных сортов тавиложника. Породы тальника почему-то от семян не всходят, их приходится разводить черенками. Все вышесказанные растения по мере роста рассаживаются по лужайкам и аллеям сада. Года два назад Татьяна Дмитриевна получила в апреле из Сызранского Отдела Императорского Российского Общества Плодоводства от Александра Воейкова четыре деревца культурной яблони и столько же вишни, которые тогда же были посажены в грунт. Летом они развили густую листву и свежие побеги. На зиму они были обёрнуты рогожами, а корни засыпаны сухой листвой и чернозёмом. Но, к сожалению, они не выдержали здешних морозов; к тому же зима была бесснежная, и деревца весною оказались засохшими. Огородные овощи всех сортов удаются здесь хорошо. Арбузы и дыни бывают порядочной величины, сладкие и сочные. Тыквы в хорошее лето бывают плодородны, на одну гряду в две квадратные сажени Татьяны Дмитриевны садит девять корней, осенью снимает с неё до двадцати и более штук. Некоторые из них достигают трёх пудов веса. Цветы садовые растут прекрасно. Цветут до десятого сентября, а более крепкие сорта и дольше».

Но Татьяна Дмитриевна жила не только садом, ей помогал брат Николай Бутин. «Все теплицы с тропическими растениями не миновали рук его. Он твёрдо знал название каждому растению. Сад постоянно орошается и теперь водой, которая с журчанием переливается по желобкам.. Если бы не настойчивые труды, если бы не любовь к произрастанию Николая Дмитриевича и Татьяны Дмитриевны, то не было бы этого чудного уголка в городе Нерчинске, этого сада с тенистыми аллеями, пирамидальными лиственницами, цветущей черёмухой, яблонь и прочих деревьев, роскошными клумбами всевозможных цветов, громадным огородом, теплицами», - писал редактор газеты «Нерчинская жизнь» Александр Зензинов.

1 из 2

Первоначально сад был доступен для местных жителей, воспитанники городских училищ приходили туда, чтобы готовиться к урокам или поиграть на лужайках. Но после смерти Михаила Бутина в 1907 году сад закрыли для публики и выставили охрану. Такие меры пришлось предпринять якобы «против всё тех же гимназистов, которые ранее имели свободный вход, делали непристойные надписи и мяли цветы».

Кроме своего сада, Бутины заботились о городском сквере, занимающем, по данным газеты «Сибирь», «три квадратных десятины».

«Они одни посадили деревья в нём, одни же и поддерживают: в 1876 году, например, им пришлось до 2 тысяч засохших деревьев заменить новыми», - писал журналист газеты. Горсад стал популярным местом отдыха, были устроены фонтан, беседки, скамейки, летний павильон, аллеи с соснами, берёзами и кустарниками. Летом кружок любителей музыки и литературы и заезжие гастролёры устраивали выступления, играл духовой оркестр.

Но городской сад в пору торгового кризиса в Сибири и сложной финансовой ситуации в делах Бутиных начал приходить в упадок. «Сад пустует: неохотно собирается публика, разве только заглядывают и бродят, как тень, потому что совершенно некуда деваться. Никому не придёт мысль оживить этот сад как публичное место какой-либо музыкой или хотя бы граммофоном», - писал нерчинский корреспондент газеты «Байкал» в начале двадцатого столетия.

Дом Татьяны Мауриц
Аллея
ПКО 1952г
1 из 3
Дом Татьяны Мауриц

После этого городское управление взялось за участок и начало облагораживать территорию - насаждать деревьями, поливать, создавать уют, потому что в городе больше не было мест для отдыха. Были поставлены скамьи, хотели там сделать колодец, но как решился этот вопрос история не знает.

Когда все близкие родственники уже умерли, Татьяна Дмитриевна в одиночку боролась с властями, судилась и пыталась опротестовать завещание брата, решившего оставить часть состояния Нерчинску. Сестре этого сделать не удалось, во время революции её выселили из сада, и он всё же стал достоянием нации.

В её доме сначала устроили детский сад, затем столовую. В итоге он сгорел. Татьяна Дмитриевна ютилась одна в домике неподалёку от сада, где и умерла. Приходила только служанка Вера Клочихина, работающая у соседей - купцов Рыжковых, приехавших в начале века Нерчинск из Одессы. Бутина перед смертью подарила своей помощнице 100 рублей и шубу из австралийского кенгуру – это всё, что у неё осталось.

Умерла Мауриц на 88-м году жизни 29 января 1924 года. Когда-то роскошная «знатная дама» была тихо похоронена на городском кладбище. Могила оказалась никому не нужна, поэтому вскоре и вовсе сравнялась с землёй. И сейчас никому точно неизвестно, где покоится творец великого сада.

Советский шик

В XX веке здания складов и конюшен были переделаны, уничтожены мавританская беседка, оранжерея, фонтаны, теплицы, исчезли статуи из сада и декоративные вазы, ограждения вместе с большей частью чугунных пролётов. Деревья в саду вырубили во время Великой Отечественной войны, часть их уничтожило молниями. На месте сада был организован городской парк, засаженный обычными тополями и акациями, с летним кинотеатром, эстрадой, аттракционами и киосками, коммунистическими статуями - Ленина, Сталина, Ворошилова, женщины с веслом и рабочих.

На территории городского сада появился стадион. Когда-то напротив размещалась усадьба Алексея Рыжкова и сад - на его месте возвели помещения Производственно-монтажного комплекса. Сквер у Казённого винного склада сначала разделили на две части железной дорогой, а к началу 2000-х годов и вовсе вырубили.

ПКО танцплощадка
Пионерский слёт 1955 г
детсад
ПКО аллея
1 из 7

Необходимость в городском парке у гостей и жителей Нерчинска оставалась. Журналист Зензинов в своей газете «Нерчинская жизнь» ещё 113 лет назад, написал о мечтах иметь хороший горсад, и слова до сих пор не потеряли актуальности:

«А приятно было бы, и даже полезно, если бы дети раннего возраста собирались в летнюю пору в городском саду под присмотром старших или нянек. Это бы имело и воспитательное значение для детей и, кроме того, не у всякого при доме есть то, что ребёнок находит в саду: свежую зелень, прохладу. И не роется в песке или пыли, а играет на зеленушке, находит себе товарищей по себе и незаменимо делается общительным, так как приятно и всецело проводит время в кругу таких же малышей, как и он сам. Он, делаясь старше, незаметно свыкается с тем обществом, в котором он ежедневно вращается, и потом будет сам искать это общество. Таков уж закон природы – из такого ребёнка потом выработается уже не дикарь, какими у нас бывают большею частью. Будучи взрослым, когда сама жизнь заставляет идти в общество, общительный человек в жизни много выигрывает: на людях и смерть красна. И приятно бы это было, и полезно для будущих деятелей, и после они бы нам сказали большое и большое спасибо, что мы об них благоразумно позаботились, сохранив их здоровье».

В саду Даурского Версаля. Наши дни

В 2015 году Нерчинский краеведческий музей выиграл грант Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко (крупнейший фонд в России, направленный на поддержку проектов в сфере культуры) на создание проекта «Нерчинская социальная сеть» - это серия баннеров, на которых видные деятели переписывались друг с другом по образу современных соцсетей. Проект не только повысил статус музея как организатора облика города, но и полюбился горожанам. Прошло полтора года, но вандалы баннеры не трогают. Продолжением темы, со слов замдиректора музея Александра Литвинцева, стало участие музея в фестивале городской среды с площадкой «Улица купеческая», где герои Сети играли с населением и гостями Нерчинска в культурные традиции. Это же позволило оживить заброшенные уголки города, где давно не проходило никаких мероприятий.

«Как показывает практика последних 2-3 лет, жители истосковались без уютного места для отдыха, поэтому с энтузиазмом относятся к разбивке скверов, газонов и цветников, установке лавочек и фонарей, уличным выставкам. Ещё лет 10 назад, когда мы попытались предпринять первые шаги по восстановлению всё того же парка, эта идея воспринималась в штыки и помощников нам не удавалось найти. Сегодня же одно только строительство фонтана на центральной площади вызвало массу положительных откликов», - рассказывает Литвинцев.

1 из 4

Отсюда родилась идея создания проекта «В саду Даурского Версаля», ставшего одним из 20 победителей закрытого конкурса «Культурная мозаика: партнёрская сеть», организованного Фондом Тимченко. В основе – восстановление заброшенного сада и дальнейшее введение его в полнокровную культурную жизнь города, включая организацию ежегодного фестиваля в стиле позапрошлого века. Благодаря собранным архивным данным и эскизам ландшафтных дизайнеров заброшенный парк начнёт превращаться в сад купцов и золотопромышленников Бутиных конца XIX века, а через 3-5 лет — в постоянно действующий интерактивный музей. В саду начнут работать арт-площадки, можно будет побывать на «Ярмарке старинных ремесел», появится спортивная зона с гимнастами, борцами, тяжелоатлетами, где все смогут попробовать свои силы.

Предлагаемый проект должен закрепить за Нерчинском звание культурной столицы Забайкалья, а само событие в перспективе, по расчётам организаторов проекта - приобрести серьёзный масштаб и стать одним из самых значимых не только в Забайкалье, но и на соседних территориях.

«В последние годы власти региона всё больше говорят о превращении Нерчинска, имеющего богатейшую историю, в один из ведущих туристических центров Забайкальского края. Поэтому нам нужны события, способные привлечь в город туристов. Ведущую роль в этом должны сыграть сами местные жители, общими усилиями которых и планируется реализовать данное начинание. Речь идёт о том, что горожане «присваивают» себе идею «Мы – жители культурной столицы Забайкалья» и становятся её проводниками, поэтому одна из задач первого этапа – хорошая PR-кампания, «внедрение» в головы жителей мысли, что это, прежде всего, нужно самим нерчинцам, а туристы станут следствием», - объяснил Александр Литвинцев.

Вариации на тему Бутинского сада Елены Чикичёвой, 2006 год
Вариации на тему Бутинского сада Елены Чикичёвой, 2006 год
Вариации на тему Бутинского сада Елены Чикичёвой, 2006 год
Вариации на тему Бутинского сада Елены Чикичёвой, 2006 год
Вариации на тему Бутинского сада Елены Чикичёвой, 2006 год
1 из 5
Вариации на тему Бутинского сада Елены Чикичёвой, 2006 год

Осенью и зимой 2016 года учащиеся школ и жители города сами убрались на территории бывшего Бутинского сада. Вывезти пришлось несколько машин бытового мусора. Деревья в саду высажены бессистемно, и, в основном, это либо сосны, либо какие-то кусты, разрастающиеся быстро. Складывается ощущение, что сад стал способом активистов поупражняться в общественной деятельности – ведь посадить дерево для многих кажется весьма полезным делом. Красоты это не приносит, портит грунт, да и близко посаженные друг к другу деревья не могут ужиться, отчего погибают.

Пока ландшафтными дизайнерами из Читы – супругами Морозовыми - разрабатывается проект будущей планировки сада с различными тематическими зонами: аллеями для прогулок, цветниками, участком редких и несвойственных Забайкалью растений, «аптекарским огородом», площадками для культурно-массовых мероприятий, детскими аттракционами.

У нерчинских музейщиков уже есть соратники – этот костяк сформировал координационный совет, который управляет проектом. В его составе есть городские власти, уже гарантированно заложившие в бюджет следующего года солидную долю софинансирования.

На реализацию первого этапа проекта - сентябрь 2016-го – сентябрь 2017 года - авторы уже получили от Фонда Тимченко 700 тысяч рублей. Столько же получат и на второй этап, если первый окажется успешным и найдёт отклик у горожан и тогда Нерчинск будет известен не только благодаря Бутинскому дворцу, но и саду, сохранившему историю.

Редакция выражает благодарность Нерчинскому краеведческому музею за предоставленные фотографии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления