Экология Снова в огне

Снова в огне

Забайкалье месяц продержалось без пожаров, но стоило жаркой погоде простоять всего пару дней — леса загорелись сразу в нескольких районах.

Забайкалье месяц продержалось без пожаров, но стоило жаркой погоде простоять всего пару дней — леса загорелись сразу в нескольких районах. К утру 13 июля площадь сразу пяти пожаров превысила тысячу гектаров.

Весной 2014-го пожары в забайкальских лесах напоминали пловца Майкла Фелпса на Олимпийских играх в Пекине — каждый день они исправно били рекорды. Максимальная площадь — 195 тысяч гектаров — была достигнута 30 апреля. Сразу после этого начался резкий спад, который завершился 8 июня, когда были разом локализованы три последних крупных пожара на площади 28 тысяч гектаров.

Ситуация резко изменилась 10 июля, когда наступил первый из обещанных синоптиками жарких дней. Пожар возле села Сивяково, находящегося в 20 километрах от краевой столицы, который начался тремя днями ранее, первым увеличился в размерах до тысячи гектаров. Жители Читы увидели огромный столб дыма, который поднимался из-за Титовской сопки и смешивался с низкими тучами. Вечером вместе к каплями непродолжительного дождя на землю упали обугленные головёшки.

Тогда же — 10 июня — Гослесслужба края опубликовала первый с начала месяца отчёт о пожарах в регионе — их общая площадь составляла более 5 тысяч гектаров. На следующие сутки, когда горело уже 10 тысяч гектаров леса, в Забайкалье прибыл самолёт-амфибия Бе-200 Сибирского регионального центра МЧС.

Часть 1. Почему Забайкалье снова горит

Начальник отдела охраны и защиты леса Гослесслужбы края Сергей Васильев, который согласился прокомментировать текущую обстановку с лесными пожарами в Забайкалье, только освободился после часового телемоста с Москвой.

— И как вы оцениваете обстановку в Забайкалье?

— У нас ничего хорошего нет. На 14.00 13 июля действует 37 пожаров на площади более 17 тысяч гектаров. И погодные условия — вы сами видите, какие.

— То есть вы связываете активизацию пожаров именно с погодой?

— Погода и отсутствие осадков влияет. Горит земля уже. Если весной или в начале лета горючий материал, находившийся на поверхности почвы, быстро прогорал, то теперь огонь углубляется в землю. Весной можно было просто пробежать с ранцевым огнетушителем и убрать пламя, сейчас приходится использовать бульдозеры или руками копать.

Июньская погода, когда непродолжительная жара сменялась дождями, не способствовала возгораниям. Зафиксированная 21 июня площадь пожаров в Забайкалье — 119 гектаров — казалась смешной по сравнению с апрельским огненным адом, двукратное увеличение горящих лесов 24 июня — до 671 гектара — тоже не выглядело страшным.

— В июне ведь тоже было жарко, так почему пожары возобновились сейчас?

— Сейчас стало много грозовой активности. В июне влажность воздуха и почвы была высока, осадки были, а теперь случаются сухие грозы. Трава высохла, влаги нет, поэтому и горит. На сегодняшний день у нас даже берёза вспыхивает при верховых пожарах. Но, сами знаете, есть ещё и человеческий фактор.

— То есть, продолжают поджигать?

— Да, сегодня из обнаруженных шести — два грозовых и четыре пожара, начавшихся по вине человека.

— В июне Вячеслав Ланцев сказал, что пожары потушили люди и погода не при чём. Что изменилось сейчас?

— А что было бы, если бы мы не тушили? Людям тяжело и техника ломается. Тяжело просто находиться на улице при такой температуре, а возле пожара тем более. В жару работает только техника, а люди выходят поздно вечером, утром, стараются и ночью что-то сделать. Пожары трудные, потушить их — не день и не два. Площади тоже быстро растут — этому виной ветер, которого раньше в июле не было.

— Поддержка с воздуха — самолёт Бе-200 — помогает?

— Ну да, он хотя бы сбивает верховое пламя, но работать всё равно можно только с земли: руками, тракторами, бульдозерами и больше никак. Самолёт огонь сбил, и тут же надо всё подхватывать, распиливать. Сам Бе-200 пожар не потушит. Если весной это было возможно, теперь его работа — только содействие наземным силам.

— Какое развитие ситуации прогнозируете, ведь погода в ближайшее время не изменится?

— По погоде ничего хорошего, да. И с грозовыми пожарами понятно — их не предугадать, только бы люди не поджигали. Не будут — справимся, иначе будем... вернее, ничего хорошего не будет.

Часть 2. Привыкание

В 2010 году случились мощнейшие лесные пожары в Центральной России — горело 200 тысяч гектаров. Событие получилось настолько беспрецедентным, что после него в Московской области были возрождены забытые с советских времён лесхозы, свои посты потеряли многие чиновники, а противопожарные службы значительно обновили парк техники. Как итог — уже в 2011 году в Подмосковье не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.

В 2015 году случились мощнейшие лесные пожары в Забайкалье — горело 195 тысяч гектаров. Событие, вероятно, настолько невзрачное, что президент Путин даже не упомянул его отдельно во время прямой линии с населением, а наказанными оказались глава Гослесслужбы Руслан Балагур и ещё несколько чиновников поменьше. Также следственное управление СКР возбудило в отношении пять уголовных дел по фактам халатности, повлёкшей уничтожение жилых домов и ещё одно в Шилкинском районе — по факту халатности, повлёкшей смерть двух человек, но имена провинившихся чиновников названы не были.

Самое страшное, что пожары, кажется, вызвали привыкание и у властей, и у населения. До тысячи гектаров — совсем не страшно, 10 тысяч — тут уже можно бить тревогу и вызывать борт МЧС. Может быть, всё от того, что сообщения о пожарах уже всем приелись и стали обычным делом, а может, немногие понимают, насколько это много — гектар.

Площадь имени Ленина в Чите — 5 гектаров. Чита со всеми пригородами и степями Черновского района — 58 тысяч гектаров. Выходит, в самый критичный момент пожарами была охвачена территория сопоставимая с 39 тысячами площадей Ленина или почти четырьмя Читами.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter