Производственный кооператив «Беклемишевское» поит молоком практически всю Читу. Именно это предприятие является одним из главных поставщиков Читинского молочного комбината. Но вот уже 4 года оно находится на грани выживания. Многотысячное стадо сокращено до 600 голов, общая сумма долгов превышает 64 миллиона, последние несколько месяцев работники не получают зарплату. Руководство Читинского молокозавода заявляет о готовности переходить на сухое молоко, потому что не хватает обычного. Но кооператив борется за предприятие, людей, животных и землю с верой в доброго инвестора.
На прошлой неделе депутаты комитета по аграрной политике и природопользованию Законодательного собрания Забайкальского края встретились с председателем «Беклемишевского» Анатолием Николаевым и гендиректором молочного завода Владимиром Томских, чтобы составить маршрут по выходу предприятия из дремучего леса.
Туда «Беклемишевское» попало 4 года назад. Сначала его подкосила двухлетняя засуха, потом — наводнение. Потери были многомиллионные. К этому всему добавилась болезнь животных. Более 40% от стада было поражено лейкозом крупного рогатого скота.
Только сейчас отступили все внешние катаклизмы, которые обрушились на кооператив. В итоге осталось 600 голов скота, работают 2 фермы — одна в Беклемишево и Шишкино, вторая — в Иргени. Удалось накосить достаточно грубых кормов, но не хватает концентрированных, которыми обязательно нужно кормить животных для хороших удоев. Сейчас технология кормления нарушена. Отсюда малые надои — по 2 литра в день от коровы, а должно быть порядка 10 литров, но с учётом недостатка кормления загадка заключается в том, что молоко всё-таки есть.
В кооперативе, несмотря на долг по зарплате более 2 миллионов рублей, трудятся 70 человек. Общий долг предприятия — более 64 миллионов рублей. В 2017 году его хотели объявить банкротом, но удалось подписать мировое соглашение по реструктуризации долгов. Соблюдать условия непросто: сейчас закрыты платежи включительно по сентябрь, но на дворе уже декабрь.
При всём этом председатель «Беклемишевского» Анатолий Николаев нацелен на сохранение предприятия и не допускает никаких иных вариантов.
«Безвыходных ситуаций не бывает. Я в этом уверен. Несмотря на всё, я не продал ни одного гектара. У нас достаточно техники, чтобы работать. Но нам нужна помощь», - говорит он.
Есть и варианты спасения.
Первый: Получить субсидию
Сельское хозяйство, тем более в таких климатически неблагополучных регионах, получает помощь в виде субсидий от государства. ПК «Беклемишевское» тоже неоднократно такую поддержку оказывали. Но последний раз это было ещё в 2017 году, и та помощь была за 2016-й — 5 миллионов рублей.
Сейчас у минфина и минсельхоза практически связаны руки. При всём желании помочь финансово они не могут этого сделать, потому что по федеральному законодательству те предприятия, у которых есть долги по налогам, не могут претендовать ни на какую субсидию.
К тому же разовое вливание не решит всех проблем кооператива. Поддержка должна быть комплексной.
Второй: Продать землю
Действительно, земли «Беклемишевского» пользуются спросом. Но часть возможных покупателей так и заявляет: сейчас вы обанкротитесь, и земля достанется нам почти бесплатно.
«Не дождутся», - отрезает Николаев.
Часть желающих купить участок дальше общих разговоров не идут. Сейчас, по словам председателя кооператива, есть один потенциальный покупатель, который готов взять в аренду или приобрести в собственность порядка 2 тысяч гектаров.
«Но он китайской национальности. Овощи хотят выращивать, но земле же вред будет. Я сам себя уважать после этого перестану», - говорит Анатолий Николаев.
И в этих словах его позиция. Хотя можно привести миллион аргументов против. Это сделали депутаты.
Третий: Дополнительное производство
На заседании присутствовал Евгений Кравцов — исполнительный директор научно-производственного кооператива «Гея», который предложил на базе ПК «Беклемишевское» выращивать зелёное сено и запустить производство травяной муки.
По его словам, в этой продукции заинтересованы китайцы и готовы покупать её за хорошие деньги. Со сбытом проблемы не будет. Но в этот проект нужны миллионные вложения, которых нет. Сам научно-производственный кооператив выступить инвестором не может.
Четвёртый: Помощь от молокозавода
Генеральный директор Читинского молочного завода Владимир Томских заявил, что предприятие не готово оказывать большую поддержку ПК «Беклемишевское», потому что сами 3 года назад взяли кредит в 50 миллионов для закупки современного оборудования. Сейчас его гасят.
Конечно, по мере сил и возможностей руководство молочного комбината пытается поддерживать и «Беклемишевское». Но выступить инвестором кооператива, конечно, не могут.
Томских отметил, что производство молока падает по всему краю.
«Ставлю всех в известность, что молочное производство по краю заметно падает каждый год. Вот в Беклемишево за последние 3 года упало на 26,8%. Упало производство молока по Улётовскому району и по Нерчинску. Комбинат готовится переходить на производство молочной продукции из сухого молока», - сказал он.
Владимир Томских добавил, что сейчас предприятие работает далеко не на полную мощность — загруженность всего на 38-40%.
Пятый: Антикризисный менеджер
Этот вариант предложил заместитель спикера заксобрания Дмитрий Тюрюханов.
«Вам нужен менеджер с современным мышлением, владеющий тонкостями рыночной экономики. Без этого можно хоть сколько денег государственных заземлять, но будет хождение по тем же граблям», - сказал Тюрюханов.
У предприятия есть так называемые непрофильные активы — постройки, жильё. И всё это, по мнению депутата, необходимо оптимизировать и найти управленца, нацеленного на бизнес.
Когда смотришь на Анатолия Николаева, на его натруженные руки, морщинистые щёки и честные глаза, то вариант с антикризисным менеджером с рыночным мышлением кажется бесчеловечным. Но это, конечно, лирика. И оптимизация предприятию необходима.
Депутаты предложили провести независимый аудит и избавиться от лишнего.
Шестой: Инвестор
Желательно добрый и богатый. Готовый вложить большие деньги и не ждать мгновенной окупаемости.
Это самый идеальный вариант, на который надеется министерство сельского хозяйства. Министр Денис Бочкарёв говорит, что ведомство окажет всяческую поддержку такому инвестору. Рассмотрит варианты возможных компенсаций, покажет прибыльные и самодостаточные молочные фермы, которые работают в других регионах.
«Необязательно инвесторы должны быть из сельского хозяйства. Готовы сесть и прописать весь алгоритм поддержки. Показать фермы, как это правильно должно работать. Можно создать рентабельное предприятие», - говорит Бочкарёв.
Но инвестора нет. И перспективы его появления призрачные.
«Беклемишевское» надо спасать. Это понимают все - и руководство предприятия, и депутаты, и, скорее всего, жители региона. Терять крупное сельскохозяйственное предприятие во время, когда и так многое потеряно и мало что создаётся, недопустимо. Сам Анатолий Николаев говорит, что нужно волевое решение, иначе всё останется на уровне заседаний, разговоров, дорожных карт и рабочих групп. Это не тот случай, когда «обанкротили и забыли». Это тот случай, когда надо выручать.