врачи по призванию
СЕЙЧАС +16°С
Все новости
Все новости

Непотушенная реформа

25 января состоялось заседание региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), посвящённое пожароопасному сезону в лесах, который традиционно для Читинской области начинается в конце марта – начале апреля.

25 января состоялось заседание региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), посвящённое пожароопасному сезону в лесах, который традиционно для Читинской области начинается в конце марта – начале апреля.


В ходе совещания председатель КЧС, первый заместитель губернатора области Владимир Окунев заявил, что Управление лесами в Читинской области не выполнило поручений, которые Окунев давал ещё в сентябре 2007 года. В числе прочего, по словам председателя комиссии, Управление лесами не подготовило необходимую нормативно-правовую базу для существования и полноценного финансирования областного государственного учреждения (ОГУ) «Забайкальский лес», которое, судя по всему, и будет основным подрядчиком на выполнении всех хозяйственных работ в лесу, в том числе и на тушении пожаров.

Для того, чтобы понять, о чём говорит Окунев, надо обернуться назад и вспомнить, какие реформы пережила лесная отрасль за последние несколько лет. Основа изменений – новый лесной кодекс, который вступил в силу 1 января 2007 года. До этого момента вся система управления лесным хозяйством – имущественный комплекс, лесхозы, органы управления находились в федеральном подчинении. Федеральное агентство лесного хозяйства в регионах представляли его подразделения. В нашем случае – Агентство лесного хозяйства по Читинской области. С 1 января 2007 года, согласно новому лесному кодексу, вся система управления лесным хозяйством была передана на уровень субъектов федерации. Леса при этом оставались в федеральной собственности.

С 1 января 2007 года региональная администрация создала Управление лесами в Читинской области – орган исполнительной власти, ответственный за исполнение управленческих и хозяйственных функций в лесах. Условия, в которых происходило формирование этого органа, передача имущественного комплекса лесхозов, – тема для отдельного разговора. Федеральный центр дал регионам слишком мало времени для того, чтобы прийти в себя после принятия нового лесного кодекса. Так или иначе, Управление лесами было создано и в своей первоначальной форме просуществовало год – тушило пожары, выписывало лесобилеты, по мере сил боролось с незаконным оборотом леса, разрабатывало законы и делало многие другие полезные вещи.

С 1 января 2008 года в силу вступили очередные изменения, прописанные в лесном кодексе. В частности, в федеральном законе сказано, что до 1 января 2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством. Преобразование это заключается, в том числе, и в разделении хозяйственных функций и функций управления.

Хозяйственные функции, то есть «мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов», согласно закону, осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым дано право проводить тендеры на выполнение разного рода мероприятий. Например, на тушение лесных пожаров.

Лесхозы как таковые перестают существовать. Функции управления сохраняет за собой Управление лесами, которое на базе бывших лесхозов представлено отделами – участковыми лесничествами.

Ключевой вопрос, которому было уделено пристальное внимание в ходе заседания КЧС – выполнение именно хозяйственных функций. Как бы регион ни организовывал эту работу, кого бы к ней ни привлекал, охрана, защита и воспроизводство лесов – это функции субъекта федерации, и за ненадлежащее, к примеру, тушение пожаров, будет отвечать регион и его руководство. В ходе заседания КЧС сложилось ощущение, что Окунев и руководитель Управления лесами Вячеслав Ланцев по-разному понимают задачи, стоящие перед органами исполнительной власти на этом направлении.

Для выполнения хозяйственных функций по инициативе Управления лесами создано ОГУ «Забайкальский лес». Предполагается, что ОГУ выиграет тендеры и будет заниматься деятельностью от тушения пожаров до воспроизводства лесов. Уверенность областных властей в том, что у этого предприятия не будет конкурентов, основывается на практике расчётов федерального центра с субъектом, а субъекта – с подрядчиками. Так, в 2007 году на тушение пожаров, которое, по закону, финансируется за счёт средств федерального бюджета, потрачено 134,8 млн рублей. Возмещено государством – 83,4 млн рублей. Долг в 50 млн рублей – это долг перед подрядчиками. Федеральный бюджет возвращать его не собирается, а для выделения этих денег из бюджета областного нет оснований. Мало того, учитывая, что лесхозы прекратили своё существование, было не совсем понятно, кто долг обязан вернуть, то есть к кому обращаться с судебными исками.

Понятно, что в этих условиях рассчитывать на участие в тендерах каких-то сторонних организаций весьма самонадеянно. О чём и сказал Окунев: «Мы для того и создали «Забайкальский лес», чтобы эта организация выполняла 100% работ, а получала за это 20% от причитающейся суммы». Понятно, что заместитель губернатора утрирует, но проблема после этих его слов становится ещё более очевидной. В условиях постоянного дефицита финансирования – в 2008 году, к примеру, Федеральное агентство лесного хозяйства выделит Читинской области на тушение пожаров целых 25 млн рублей – рассчитывать на заинтересованность каких-либо структур, в том числе и из других регионов в тушении читинских пожаров не приходится. То есть надеяться нужно только на собственные силы. Иначе говоря – на ОГУ «Забайкальский лес».

Основная претензия, озвученная Окуневым, касалась отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую составляющую «Забайкальского леса» - организации, которая, толком даже не начав своей деятельности, уже захлёбывается в проблемах. Окунев отметил, что в настоящий момент у администрации области нет основания для выделения денег на финансирование ОГУ, которое, по закону, должно зарабатывать деньги самостоятельно. Точно так же нет основания для выделения денег на покрытие существующей задолженности перед подрядчиками. Никто не смог сказать Окуневу, сколько денег необходимо для существования ОГУ. Хорошо известен только фонд оплаты труда этой организации, а сколько денег необходимо на исполнение полномочий, которые на неё собираются возложить, – никто не знает. Окунев трижды подчеркнул, что поручения по всем этим вопросам он давал ещё в сентябре 2007 года, что отражено в соответствующих протоколах.

Кроме того выяснилось, что в регионе некому тушить степные пожары – у бывших лесхозов нет на это полномочий, а у муниципалитетов нет денег: «Половина лесных пожаров приходит из степи. А лесники сидят в лесу и ждут, когда к ним придёт пожар. Муниципалитеты говорят – у нас нет денег, так что сидите и ждите, когда к вам придёт пожар. А потом тушите», - эмоционально, но, думается, довольно точно обрисовал складывающуюся ситуацию Окунев.

Итогом КЧС стало поручение Управлению лесами разработать экономическое обоснование работы ОГУ «Забайкальский лес», в течение недели, то есть к 1 февраля, разобраться с тем, кто и как будет тушить пожары. В случае, если ситуация с финансированием «Забайкальского леса» не решится в ближайшее время, Окунев пообещал инициировать вопрос о роспуске ОГУ. Учитывая, что необходимость существования подобного рода государственной структуры ни в одном законе не прописана, ничего несбыточного в столь грозном обещании Окунева нет. А по поводу долгов за тушение пожаров в 2007 году председатель КЧС рекомендовал обращаться непосредственно к Управлению лесами в Читинской области.

Тимур Куприянов

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter