Город Отбитая охота

Отбитая охота

Весенний сезон охоты на водоплавающих птиц в Забайкалье запрещён по причине засухи, снижения численности гусей и птичьего гриппа.

27 апреля на пресс-конференции руководитель Госохотлсужбы Александр Пурбуев рассказал о причинах запрета охоты на водоплавающую дичь весной 2009 года. Помимо Пурбуева ситуацию прояснял его заместитель Виктор Кудин и министр природных ресурсов и экологии Александр Тарабарко.

Причин для запрета, по словам Пурбуева, всего три. Первая из них – засуха, властвующая в регионе с 2000-го года и иссушившая до 95% водно-болотных угодий. Из-за исчезновения озёр численность некоторых видов птицы за восемь лет сократилось в 50 раз, а некоторые виды вовсе перестали пролетать над Забайкальем.

Пурбуев сказал, что в 1999 году специалисты проводили исследование, которое показало, что через регион перелетают 1,38 миллиона птиц. В 2008 году их количество сократилось до 13,6 тысяч. Девять лет назад в Забайкалье гнездились 132 тысячи птиц, сегодня - 2,5 тысячи.

Второй причиной запрета стали погодные особенности региона. Руководитель Госохотслужбы отметил, что проживающие в Забайкалье птицы садятся на гнездование в двухнедельный период, начинающийся с четвёртой субботы апреля. В это же время начинается сезон охоты и напуганные выстрелами птицы могут бросить своё гнездо вместе с яйцами. «Хотя на региональном уровне можно перенести открытие сезона на две недели, большой роли это не сыграет. Начать сезон раньше нельзя, так как птицы ещё не прилетели. Позже начинать сезон тоже бессмысленно – местные птицы уже начинают гнездиться», - сказал Пурбуев. Третьей, весьма незначительной причиной, Пурбуев назвал возможность распространения в Забайкалье птичьего гриппа, который бушует в юго-восточных странах.

Помимо трёх причин на решение о запрете охоты повлияли умозаключения специалистов разных ведомств и учреждений. По словам Пурбуева, с запретом на охоту согласились сотрудники Министерства природных ресурсов и экологии, специалисты Ветслужбы, Россельхознадзора, Института природных ресурсов, экологии и криологии. Работники Росприроднадзора предложили прекратить весенний сезон на три года, а экологический центр «Даурия» и вовсе воззвал запретить весеннюю охоту в регионе. В письме сотрудники «Даурии» указывали на мировой опыт и объясняли, что в этот период животные и птицы, готовящиеся к размножению, наиболее уязвимы.

Не согласились с запретом на охоту только члены Областной общественной организации охотников и рыболовов. На пресс-конференции организацию олицетворял фотограф «Забайкальского рабочего» Александр Калашников, который вёл полемику с Пурбуевым.

«Я понимаю, общество охотников не согласилось потому, что для них это бизнес – выдача билетов, продление лицензий, продажа боеприпасов. На них это скажется. Но думаю, что жители Забайкальского края с пониманием отнесутся к данному решению и обстановка будет нормальной, - прокомментировал ситуацию Пурбуев. – Я не думаю, что мы как то ограничили право охотников, ведь в прошлом году охота была разрешена с 15 августа до 15 февраля. Можно было охотиться на дичь и на птицу. Охотники, которые хотели удовлетворить свои потребности – это сделали. В 2008 году выданы лицензии на добычу примерно 25 997 животных».

Александр Тарабарко тоже осветил ситуацию, но несколько с другой стороны. Он напомнил, что Министерство природных ресурсов занимается ведением Красной книги, в которую занесены гусь-сухонос и гусь-гуменник.
«Их очень трудно отличить от птиц, не занесённых в Красную книгу, поэтому сухоносов и гуменников погибает много. Кроме того, птицы летят с юга и сформировали свои пары. И если охотники убивают одну птицу, то вторая уже не находит себе «супруга» и не выводит потомства. Они как люди привязаны друг к другу. Поэтому, убивая одну птицу, мы убиваем несколько неродившихся птенцов. Нужно иметь в виду», - рассказал Тарабарко.
Помимо этого он напомнил, что положение нашего края особенно. Птица, по его словам, летит со всей юго-восточной Азии, и останавливается отдохнуть и прокормится в пойме Аргуни и на Торейских озёрах, а затем летит дальше. Министр показал присутствующим схему, на которой маршруты перелётных птиц были отмечены разноцветными стрелочками и продолжил: «Специалисты называют это место «бутылочным горлышком». Убивая тут птиц, мы снижаем популяцию не только в Забайкалье, но и на территории всей Сибири».

Последняя фраза Тарабарко пробудила в фотографе Калашникове бурю негодования. «Мы у себя запретим охоту, а в других областях этих птиц стреляют», - отметил Калашников жизненную несправедливость.

После замечания охотника Пурбуев заявил, что власти Забайкалья не могут запретить охоту в других регионах, поэтому убитые там птицы остаются на совести охотников. «На следующий год мы совместно с коллегами из Бурятии и Амурской области проведём исследование и будем принимать консолидированное решение о запрете весенней охоты. Однако надо отметить, что в Бурятии не пересохло ни одно болото. Там не такая сильная засуха, и лес не так рубят, и, возможно, в озёрах ключи бьют», – ответил глава Госохотслужбы.

Эти его слова заставили поверить, что бурятские охотники будут продолжать стрелять уток. То, что охота в других регионах продолжается, очень сильно беспокоит забайкальских охотников.

Руководитель Читинской областной общественной организации охотников и рыболовов Николай Миронов с запретом на открытие сезона не согласен, о чём рассказал ИА «Чита.Ру». Своё мнение он обосновывает постановлением правительства РФ от 10 января, согласно которому в других регионах, соседствующих с Забайкальем, весенний сезон открыт.

По словам Миронова, весенняя охота никак не может повлиять на гнездование местных птиц, что подтверждено учёными и охотоведами.

«Сейчас нет травы, в которую можно спрятать кладку, – утверждает Миронов. – Птицы – умны и знают, что незащищённое гнездо разорят другие хищные птицы. Сейчас гусь сидит на Аргуни и ждёт наступления тепла. Гнездование у него начнётся в северных районах в конце мая. Поэтому на 16 дней правительство разрешает нам охоту».
Сомнение у главы общества охотников вызвали слова руководителей о запрете охоты в связи с птичьим гриппом: «У нас на дорогах гибнет больше народу, чем от гриппа. А в других регионах, где его угроза более вероятна, охоту почему-то не закрыли».

При пожароопасной ситуации, сложившейся в Забайкалье, было бы правильнее ограничить охоту на боровую птицу. Возгорание в лесу может случиться и по вине браконьеров, количество которых наверняка увеличится в связи с запретом.
«Решение властей я абсолютно не понимаю, - сказал Миронов. - Особенно после того как губернатор показал неуважение к своим землякам, сказав, что желающие поохотиться могут ехать в другие регионы. Ведь есть же постановление правительства РФ об открытии охотничьего сезона с четвёртой субботы апреля», - говорит Миронов.

С решением регионального правительства не согласен и глава Приаргунского района Сергей Пичкуренко. В своём письме к Равилю Гениатулину и Николаю Миронову он попросил губернатора установить жёсткий контроль над деятельностью «охотничьих» чиновников.

Миронов рассказал, что Пичкуренко, защищая интересы жителей, напомнил, что для приаргунцев охота является основным развлечением в жизни. Немногие из них могут уехать на курорт и поэтому, несмотря на запреты, будут продолжать стрелять дичь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления