20idei
СЕЙЧАС +4°С
Все новости
Все новости

Кому выгодна ликвидация ЗабГОКа и Атамановского плодово-ягодного питомника - в обзоре краевых СМИ

«Сотрудники милиции уверяют, что молодой человек начал биться головой о капот машины, да так, что образовалась вмятина. - Если бы я делал это, то мне нужно было бы встать на капот на руки, судя по расположению ушибов, - объясняет Сергей...»

Студентки отделения журналистики ЗабГГПУ Алана Дзиццоева, Эрмине Арутюнян на страницах «Читинского обозрения» рассуждают причинах и следствиях декабрьских событий на Манежной площади, убеждаясь, что в конфликте виноваты две стороны. Выступающих с националистическими лозунгами девушки считают невеждами, незнакомыми с историей страны и её конституцией. Происходящее для издания комментируют председатель Азербайджанской диаспоры в Забайкалье Аладдин Мамедов, председатель Союза армян Владимир Маркосян и председатель Северокавказской диаспоры в Забайкалье Анатолий Ибрагимов.

В любом конфликте виноваты обе стороны. Наверняка, ком ненависти нацистов нарастает из-за поступков выходцев с Кавказа. Ярким примером неуважительного отношения кавказца к общероссийским ценностям может служить случай у стен Кремля. Студент МГИМО – сын чеченского бизнесмена на своём Land Rover с огромной скоростью влетел на охраняемую территорию. Его машина развернулась на площадке у Вечного огня.

Вандализм.

В России живут около 130 народов и народностей со своей культурой и обычаями, и национальные проблемы здесь были всегда. Но в 90-е годы национальные и расовые конфликты достигли рекордных отметок. Причины этого – усиление миграции, терроризм, нестабильность и низкий уровень жизни в стране. И даже в наши дни болезненное состояние страны не улучшилось. Разве не проявлением фашизма стало событие на Манежной в Москве, когда толпа беснующихся по-фашистски вскидывала руку вперёд?

Интернационал по-читински



В нашем полиэтническом крае в сентябре 2010 года было предъявлено обвинение шести скинхедам, среди которых были даже несовершеннолетние. Они совершили преступления, предусмотренные частью 1 статьи 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» и части 2 статьи 214 УК РФ «Вандализм». В сознание подростков уже вбита мысль о том, что если кто-то на тебя не похож, от него нужно избавиться, унизить. Именно этого юные шовинисты хотели добиться в июле 2007 года, выходя на улицы Читы с националистическими лозунгами и нанося на стены зданий надписи, оскорбляющие людей иной нации и веры.

В декабре на остановке «Метеостанция» появилось объявление, написанное от руки: «Чурки! Убирайтесь из России, если не хотите такого же беспредела, как в Москве». . Но в Чите такие случаи единичны.

В Забайкальском крае проживает более ста двадцати разных народностей. Дабы сохранить свою культуру, её носители с 1999 года начали создавать диаспоры. Киргизская, азербайджанская, армянская, еврейская, северо-кавказская, бурятская... Двери каждого «национального дома» распахнуты для всех.

В крае создана Ассамблея народов Забайкалья по образцу Ассамблеи народов России. Поддерживать мир, сохранять, возрождать и развивать этнокультурные традиции народов, проживающих в регионе, - вот главная задача Ассамблеи. Сейчас в эту организацию входят все руководители диаспор.

- Наша диаспора была создана в 2002 году, - говорит председатель Союза армян Владимир Маркосян. – Сейчас идёт строительство армянской церкви, в котором мы принимаем участие. Ещё несколько лет назад у нас была воскресная школа, где дети могли учить родной язык. Но из-за того, что учителя ушли, школу пришлось закрыть. Но мы планируем открыть её заново, а также уделим должное внимание национальным танцам – пригласим хореографа из Армении. А для того, чтобы гостям из республики было у нас комфортно, в городе строится общежитие.

По словам председателя, в сентябре наступившего года совместно с краевым драматическим театром планируется постановка спектакля «Лунное чудовище», посвященного геноциду армянского народа.

Каждый год в Забайкалье проходят спартакиады, фестивали народов, Дни национальных культур, выставки и круглые столы.

В Забайкалье, как и по всей России, стали традиционными межнациональные свадьбы. Наверное, именно в них ярко и образно выражается синтез разных культур. Нередко русские женятся на армянках, азербайджанки выходят замуж за евреев и т.д. На таких свадьбах ещё минуту назад по-русски хлеб с солью вкушали, чтобы узнать, кто будет хозяином в доме, а уже по армянской традиции лаваш на плечи кладут, как символ благополучия в семье.

- Я так счастлив, что смог найти, да чуть ли не «оторвать кусочек» Армении, - смотря нежно на молодую жену-армянку, говорит русский парень. – Иная культура, нрав, характер... Всё-всё в ней необычно и прекрасно.

Человеком быть не сложно



Сегодня в России нетерпимость представителей разных народов друг к другу стала обычным явлением. Это можно проследить в любой бытовой ситуации. Говоря о человеке с Кавказа, называем его «чуркой», представляем в виде бородатого чёрного мужика с автоматом в руках. Кавказцы же считают всех русских алкоголиками и тунеядцами. Нужно прежде всего избавиться от глупых стереотипов и не судить о всей нации по отдельным её представителям.

Зачастую предвзятое отношение проявляется в человеке из-за воспитания, которое он получил в семье и школе. Если бы каждый родитель прививал ребёнку уважение к людям любой национальности, не вырастали бы скинхеды и фашисты – те, кто ненавидит людей только из-за другого цвета волос и кожи.

В Уголовном кодексе РФ есть статья 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии», мера наказания варьируется от штрафов до 5 лет лишения свободы. Но ясно, что любые проявления экстремизма, национализма, фашизма должны рассматриваться законом как политическое преступление против страны, и мера наказания должна быть строже. Ведь декабрьские события на Манежной площади показали: межнациональная рознь может привести к распаду России.

...На 14-летнего Гагика, который шёл мимо озверевшей толпы со дня рождения, сзади напала толпа разъярённых фашистов. Его били долго и жестоко. Уже в бессознательном состоянии мальчика вели под руки к машине скорой помощи избитые друзья, у кареты с красным крестом пострадавших всеми силами защищали милиционеры. Характерно, что все друзья Гагика – русские, они отстаивали его жизнь ценою своей. На фоне межнациональной декабрьской войны именно этот факт стал олицетворением дружбы, любви и уважения между нациями. Значит, ещё не всё потеряно...

Аладдин Мамедов, председатель Азербайджанской диаспоры в Забайкалье:



- К событиям в Москве отношусь крайне отрицательно. Всё это специально подогревается, чтобы произошел раскол в обществе. У преступления не бывает национальности. Нужна целенаправленная политика государства. Уверен на 90 %, что в Чите такого не произойдёт, сколько здесь живу – такого не помню, если, конечно, не найдутся провокаторы, как в Москве.

Анатолий Ибрагимов, председатель Северокавказской диаспоры в Забайкалье:

- Все мы – носители культуры своих народов: внешность, поведение – всё говорит о нас как о представителях своей нации. При этом мы – жители одной страны, поэтому нужно знать историю соседей, чтобы лучше понимать друг друга. Когда мы обмениваемся особенностями своей культуры, опытом своего народа, получаем взамен втрое больше. Инициатива, прежде всего, должна идти от молодёжи, от нового поколения.

Алана Дзиццоева, Эрмине Арутюнян, студентки отделения журналистики ЗабГГПУ, «Читинское обозрение», №3

Епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий рассказывает Ирине Михайлишиной, перепутавшей Иисуса Христа с Богом, и читателям «АиФ-Забайкалья» о Таинстве крещения. Владыка говорит о волшебных свойствах крещенской воды: «может врачевать телесные и духовные болезни», «ею нужно окроплять жилище, рабочий кабинет, и особенно те места, где бывает много разных людей», «может нейтрализовать отрицательную энергетику ссор», «родители могут окропить своё чадо перед тем, как отправить в детский сад или школу».

- Многие относятся к крещению, как к магическому действу: покрестился, и ты автоматически находишься под защитой Бога. Можно и в церковь не ходить. Правильно ли это?



- В момент таинства крещения человек получает духовно-благодатное зерно. Его нужно взращивать. Если человек не будет создавать своим трудом благоприятных условий для роста, то посеянное погибнет и не принесёт никакого плода. А что это за условия? В первую очередь исполнение заповедей, внимательное отношение к себе, к своим поступкам, словам и даже мыслям. Это, конечно, искренняя молитва, то есть обращение к Богу, ведь без Его помощи человек не справится с таким сложным делом. Господь и Сам говорит: «Без меня не можете творить ничего». И в то же время нужна добрая воля самого человека. Бог не спасает нас без нас! Нужно быть соработником Богу. Необходимыми условиями для роста этого зерна являются благодатные таинства исповеди и причастия, которые укрепляют дух человека. Участвуя в жизни церкви, пользуясь теми возможностями, которые она даёт, можно получить полный колос и ароматный хлебушек. Это процесс спасения души. Не просто спасения от какой-то беды, а процесс совершенствования себя, приближения к Богу.

- Владыка, в день Крещения принято набирать в церкви святой воды. Как правильно пользоваться ею?



- Крещенская вода – это великая святыня. В день своего крещения Господь освятил не только воды реки Иордан, но и все водное естество планеты. Накануне дня Крещения совершается великое освящение воды, которая тем самым получает благодатную силу. Если использовать её с верой, благоговением, то вода может врачевать телесные и духовные болезни. Утром, обязательно с молитвой её нужно принимать натощак, ею нужно окроплять своё жилище, рабочий кабинет, и особенно те места, где бывает много разных людей. Святая вода – это духовно дезинфицирующее средство, способное нейтрализовать отрицательную энергетику, которая остается после ссор, после посещения недобрых людей, и так далее. Родители могут окропить своё чадо перед тем, как отправить в детский сад или школу. Крещенскую воду не нужно хранить, ею нужно пользоваться, но с особым благоговением! Святая вода всегда есть в церкви. Но если она у Вас заканчивается и нет возможности сходить в церковь, то просто долейте в остаток чистой проточной воды и эта вода приобретёт свойства освященной.

Я поздравляю всех забайкальцев с великим торжеством – Крещением Господним! Всем советую побывать в этот день в храме. И не только для того, чтобы набрать воды, но и для того, чтобы помолиться о себе, о родных. Также желаю тем, кто ещё не получил духовного зерна, принять его в своё сердце, покреститься, а крещёным – упорно трудиться на своей духовной ниве и получить добрые плоды.

С праздником!

Ирина Михайлишина

Кстати

В охране общественного порядка в крещенскую ночь будет задействовано 610 забайкальских милиционеров и 80 добровольных помощников.
«АиФ-Забайкалье», №3

Журналист «Эффекта» Анна Хвостова расследует судьбу Атамановского плодово-ягодного питомника. «В посёлке Атамановка плодопитомник содержал консервный цех. Там производились известные далеко за пределами Забайкалья ягодные соки, варенья, компоты и даже плодовые вина. Садоводам-любителям в питомнике никогда не отказывали в совете или помощи. Специально для забайкальских дачников агрономы выращивали адаптированные к климатическим условиям саженцы», - приводит не единственные доказательства успешности предприятия автор материала. Однако в 2010 году плодопитомник был закрыт, часть площадей переданы агрономам из Китая для выращивания помидоров и овощей.

На удивление общественности и наперекор суровым сибирским морозам агроному удалось вывести удивительные яблони. Деревья смогли не только выжить в условиях резко континентального забайкальского климата, но и принести урожай, ничем не уступающий своим южным собратьям. На Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства атамановские яблоки завоевали немало наград.

Кроме яблонь, на площадках плодопитомника агрономы выращивали и множество других, не свойственных забайкальскому климату фруктовых деревьев. Однако главным образом предприятие ориентировалось на культивирование более адаптированных к Сибири деревьев и кустарников. Гектары ранета, облепихи, смородины и крыжовника приносили хороший урожай.

В посёлке Атамановка плодопитомник содержал консервный цех. Там производились известные далеко за пределами Забайкалья ягодные соки, варенья, компоты и даже плодовые вина. Садоводам-любителям в питомнике никогда не отказывали в совете или помощи. Специально для забайкальских дачников агрономы выращивали адаптированные к климатическим условиям саженцы. Все молодые деревца, приобретённые в питомнике, от полукультурки и ранета до яблонь и слив, приживались на новом месте практически со стопроцентной вероятностью.

Новая жизнь



Однажды пришли новые времена. В начале девяностых питомник остался полностью без государственной поддержки. Жизнь по правилам рыночной экономики оказалась ему не по плечу. Один за другим с предприятия уходили специалисты, а к 96-му году ситуация и вовсе стала критической. Руководство приняло решение распустить коллектив, а огромные производственные площади законсервировать. В таком состоянии питомник пробыл десять лет. Однако за это время удалось сохранить не только насаждения, но и электрические и водопроводные коммуникации.

В 2006 году за восстановление знаменитого Атамановского плодово-ягодного питомника взялось ЗАО «Забайкалагробизнес». Оно приобрело то, что осталось от предприятия после десяти лет консервации.

Новые хозяева имели твердые намерения возродить уникальное предприятие. Специально для этого возглавлять работу по восстановлению питомника пригласили специалиста из Улан-Удэ – Людмилу Князькину. Она уже около 30 лет занимается разведением плодово-ягодных культур. Здесь начинать пришлось практически с нуля, ведь срок эксплуатации всех культур давно истёк. Однако даже с имеющихся восьми гектаров посадок смородины сразу удалось собрать 800 килограммов ягод. Хоть это и в 10 раз меньше, чем в годы расцвета, но для начала, казалось, совсем неплохо.

У нового руководителя питомника были огромные планы на его дальнейшее развитие. Она делала всё возможное, чтобы возродить предприятию былую мощь. Под её руководством возобновилась работа по производству адаптированных под забайкальский климат сортов.

Ранет, сливы, вишни, абрикосы, груши – многое пришлось сажать заново. Большинство саженцев хорошо перенесли первую зиму и прижились. Предприятие небезосновательно надеялось на будущий успех. Но, увы, грандиозным планам так и не удалось сбыться.

Плодово-ягодный геноцид



Летом 2010 года без видимых на то причин предприятие перестало существовать. Собранный с трудом коллектив Людмилой Князькиной уволили, а она вернулась в Улан-Удэ. Вскоре место забайкальских агрономов заняли гости из Поднебесной, а огромные площади посадок смородины, крыжовника и облепихи заняли теплицы с огурцами и помидорами.

За лето с чьего-то молчаливого разрешения жители ближайших деревень вырубили посадки облепихи. От гигантского сада остались небольшие островки деревьев, чудом избежавших топора. Плантации смородины и вовсе не различить в высокой траве. Однако жизнелюбивые кустарники растут, несмотря ни на что. 30 гектаров мелиоративной земли в лучшем случае отошли новым собственникам (в числе которых Атамановский женский монастырь), а в худшем – поросли травой.

Почему закрыли питомник – так и осталось загадкой. По словам специалистов краевого министерства сельского хозяйства, он оказался нерентабельным, а на период ликвидации у предприятия накопился долг в 500 тысяч рублей. Однако читинские садоводы-любители так не считают. Ведь только здесь они могли приобрести плодовые и декоративные саженцы по доступной цене и полностью адаптированные под местный климат.

«Спрос на плодовые деревья у дачников всегда есть, - отзывается о ситуации председатель Забайкальского союза садоводов и огородников Тамара Кобина. – Без торговцев саженцами не проходит ни одной сельскохозяйственной выставки. После закрытия питомника его место на торговых рядах быстро заняли представители аналогичных предприятий Иркутской области, Алтайского края и республики Бурятия».

За тот же ассортимент плодовых деревьев, что когда-то представлял Атамановский плодопитомник, читинские садоводы-любители теперь вынуждены платить кратно больше. При этом выращенные в соседних регионах саженцы в большинстве случаев не могут выжить в суровом забайкальском климате.

Список потерь



Кроме всего прочего, с закрытием Атамановского плодово-ягодного питомника Забайкалье потеряло уникальную научно-исследовательскую площадку. Студентов Читинского аграрного института больше некому обучать премудростям садоводства, а молодым агрономам негде проверять свои знания на практике. Кому и зачем было выгодно уничтожить целый пласт научно-рационализаторской деятельности в сельском хозяйстве Забайкалья – до конца непонятно. Ведь в то, что китайские овощи оказались важнее многолетних традиций местных садоводов, верить как-то не хочется.Анна Хвостова

Справка «Эффекта»

«Атамановский питомник», государственное унитарное предприятие. Усадьба расположена в посёлке Атамановка Читинского района. В 1927 году организован опытный участок при Читинском отделении географического общества, в 1935 преобразован в лесодекоративный питомник, в 1939-м – в плодово-ягодный питомник, в 1962-м – в плодопитомнический совхоз. К 1980 году общая площадь достигла 2 тысяч гектаров, под сады и ягодники занято 416 гектаров, под питомник – 100 гектаров. В совхозе выращивали яблоки – ранет, полукультурку и крупноплодные сорта, культивируемые в стелющейся форме. Ранет занимал 182 гектара. Сорта: «Сеянец Пудовщины», «Лалетино», «Ранетка пурпуровая», «Непобедимая Трепля». Полукультурки занимали 33 гектара, сорта: «Сеянец Кравченко», «Жёлтый челдон», «Ермак». Крупноплодные сорта занимали всего 4,5 гектара, сорта: «Грушовка московская», «Боровинка», «Анис полосатый», «Анис алый». Из ягод преобладала чёрная смородина, небольшие площади занимали крыжовник, малина, облепиха. В Атамановке построен завод по переработке плодов на сок и варенье. Совхоз снабжал население Забайкалья плодами и ягодами, обеспечивал саженцами плодовых, ягодных и декоративных растений. Максимальный объём достигал 500 тонн ягод и плодов, 500 тысяч саженцев в год.

«Эффект», №3

«Забайкальский рабочий» продолжает следить за развитием событий, связанных с Забайкальским ГОКом, в частности, с его дочерним предприятием ООО «Рос-Шпат». «В данном случае инициатором дела о банкротстве ЗабГОКа стала компания ТГК-14. Чтобы выйти из тупиковой ситуации, генеральный директор «Рос-Шпата» Ю.В. Дорошенко, руководствуясь Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и исполняя обязанности, возложенные на него законом, подаёт в арбитражный суд Забайкальского края заявление о признании предприятия банкротом и о введении процедуры наблюдения, которое подразумевает финансовое оздоровление предприятия», - поясняет суть дела внештатный корреспондент Артём Сужин. Однако, суд, проходивший с нарушениями, объявил действия директора неправомерными.

Последовала череда судов. Они длятся по сей день. Бывшие акционеры и инвесторы требуют вернуть им долги. И долги немалые. Кто бы возражал? Комбинат готов рассчитаться с должниками и поступить по закону. Только как это сделать, если заморожены счета, если деньги, поступающие на них от потенциальных инвесторов-партнеров «НефтеХимМаша», идут не на развитие производства, а на погашение налоговой задолженности?

Такая же участь постигла и дочернее предприятие ЗабГОКа – ООО «Рос-Шпат». В данном случае инициатором дела о банкротстве ЗабГОКа стала компания ТГК-14. Чтобы выйти из тупиковой ситуации, генеральный директор «Рос-Шпата» Ю.В. Дорошенко, руководствуясь Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и исполняя обязанности, возложенные на него законом, подает в арбитражный суд Забайкальского края заявление о признании предприятия банкротом и о введении процедуры наблюдения, которое подразумевает финансовое оздоровление предприятия.

Зачем? Неужели, чтобы похоронить комбинат? Вовсе нет. Процедура банкротства предполагает несколько стадий этого процесса, и первая из них – процедура наблюдения. В этом случае приостанавливаются все имущественные взыскания, размораживаются счета, как бы на некоторое время предоставляются «финансовые каникулы». Они и нужны комбинату, чтобы вырваться из долговой ямы – тот самый лишний месяц, которого так не хватило летом прошлого года.

На первом заседании, состоявшемся 2 декабря 2010 года, были представлены документы, которые свидетельствовали, что «Рос-Шпат» отвечает признакам банкротства: имеется серьёзная задолженность по налоговым обязательствам и платежам перед кредиторами, открыто сводное исполнительное производство. Это означает, что предприятие не может осуществлять хозяйственную деятельность, и, как следствие, не в состоянии погасить задолженность по заработной плате. На тот период она достигла 23 млн. рублей. Все эти обстоятельства подтверждены документами и представлены суду.

Однако прежний владелец ЗабГОКа, приложивший немало усилий к его развалу, занял другую позицию. По его мнению, комбинат надо банкротить сразу и навсегда, продать ликвидные основные фонды, а что будет с посёлком Первомайский и его жителями – да хоть трава не расти.

Правда, уже в ходе этого первого судебного заседания обнаружились некоторые странности. К участию в процессе были допущены юристы, формально представляющие интересы ООО «Техпромстрой», но являющиеся штатными сотрудниками основного кредитора – компании ТГК-14. Вопрос: как они оказались в своё рабочее время в помещении суда, а не в офисе родной компании? Согласно действующему законодательству, в делах о банкротстве могут участвовать лишь те, кто имеет доверенность, выданную по решению общего собрания участников предприятия, в данном случае, «Рос-Шпата».

А у этих «представителей» имелась только доверенность от «Техпромстроя», который не является лицом, участвующим в данном деле.

Более того, выданные этим «представителям» доверенности не наделяют их специальными полномочиями, обязательными для участия в подобных процессах. С такими «филькиными грамотами» они могут лишь сидеть в зале и слушать. Однако судья И.А. Гениатулина это требование закона проигнорировала.

Но главные странности начались на втором заседании арбитражного суда, состоявшемся 21 декабря минувшего года. Судья вдруг «обнаружила» - так сказать, «задним числом» - что генеральный директор «Рос-Шпата» Ю.В. Дорошенко, якобы, вообще не имел права подписывать заявление о банкротстве руководимого им предприятия. Дескать, его на это не уполномочило общее собрание участников.

На деле же руководитель должника просто обязан обратиться с заявлением, результатом чего является запуск процедуры наблюдения, согласно статье 9 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». При условии, если: удовлетворение требований одного из кредиторов ведёт к невозможности исполнения обязательств по уплате налоговых платежей и уплате платежей другим кредиторам; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможным хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, и при наличии некоторых других условий.

Закон прямо указывает, что руководитель имеет полное право обращаться в суд с заявлением о банкротстве! А в некоторых случаях даже обязан это сделать. Почему этой очевидности и однозначности не разглядела судья? Может быть, ей помешали представители «Техпромстроя» и ТГК-14, вопреки требованиям закона допущенные к судебному заседанию? Которым куда милее ликвидация, а финансовое оздоровление предприятия – нож острый.

Подчеркнем ещё раз: посторонних на суд пустили, а гендиректору «Рос-Шпата», обязанному обратиться в суд с заявлением о банкротстве, суд в этом праве отказал.

В результате обнародуется вердикт Арбитражного суда. Оказывается, «генеральный директор предприятия злоупотребил своими должностными полномочиями, пренебрег возложенной на него обязанностью действовать добросовестно». Это стало одной из основных причин, чтобы оставить заявление ООО «Рос-Шпат» без рассмотрения. Такое определение консервирует ситуацию, не позволяет предприятию разблокировать счета и осуществлять хозяйственную деятельность. То есть прямо ведёт всё к той же ликвидации «Рос-Шпата». А следом и всего ЗабГОКа.

Грядёт третье судебное заседание – уже суда апелляционного. Битва вокруг «Рос-Шпата», а значит, и ЗабГОКа продолжается. От того, кто победит в ней – ликвидаторы или те, кто хочет возродить сильное эффективное предприятие, - зависит и судьба посёлка Первомайский.

Артём Сужин, внешт. корр., «Забайкальский рабочий», №6

На закон «О передаче религиозным организациям имущества…» уповает еврейская община Читы. В трёхэтажном здании бывшей синагоги на Ингодинской, построенном в 1907 году на собранные «потомками Авраама» средства, сейчас располагается масса всевозможных управ. Об этом пишет Илья Баринов в «Экстре». По его словам, в ответ на письмо главного раввина России Берла Лазара, губернатор края заявил: «Собственник вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению». Со вступлением в силу нового закона представители общины надеются, что глава региона мнение поменяет.

Сможет ли повлиять на чиновников Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный Президентом Медведевым и вступивший в силу 3 декабря 2010 года?

Места осёдлости



Первые упоминания о читинских евреях можно найти уже в мемуарах декабристов. И хотя наш город не относился к «местам общей осёдлости евреев», их численности здесь непрерывно росла, а еврейские переселенцы, которых к 1872 году было в Чите уже более четырёхсот, занимали прочные позиции в экономической и общественной жизни областного центра. Открыв «Старую Читу» Владимира Лобанова, можно обнаружить, что чуть ли не большинство архитектурных ценностей забайкальской столицы построили евреи! Берковичи, Шлезингеры, Самсоновичи, Китаевичи, Фейгины – эти и другие семьи формировали образ Читы как «русско-еврейского» города. Алмазом же в иудейской короне стала трёхэтажная синагога, выстроенная в 1907 году по проекту архитектора Никитина. Средства на её возведение были собраны исключительно «потомками Авраама».

Пережив и февральскую революцию, и октябрьский переворот, и годы правления атамана Семёнова, синагога сдала под напором большевиков: в 1922 году одна её часть была отдана под артиллерийский склад, другая – под пролетарский клуб. В третьей же верующие продолжали собираться до января 1930 года, выдерживая непрерывное глумление местных властей. «Лишь десять-двадцать чудоковатых стариков занимают такое большое здание!», - писал в 1929-м «Забайкальский рабочий». Под давлением прессы иудеи отступили: построенное за их счёт здание было национализировано и превращено в «проходную» многочисленных советских учреждений. Служащие общества беженцев КВЖД, лесотехникума, педрабфака, лесорабфака, облземуправения и даже конторы «Главсахар» высчитывали дебет-кредет в залах, предназначенных для чтения Торы. Число всевозможных учреждений, располагавшихся в этом здании, росло как на дрожжах, пока в середине «нулевых» синагога не стала приютом для 30 различных управ.

Годы борьбы



Возрождение иудаизма в Забайкалье началось в конце 1990-х, а в 2002 году была зарегистрирована еврейская община города Читы во главе с Борисом Ерёминым.

- В это здание евреи вернулись в 1998-м, - рассказывает Борис Леонидович. – Вначале мы арендовали одну комнату, затем две. Сейчас в нашем распоряжении 350 квадратных метров и освобождение от арендной платы. Мы много раз просили вернуть здание и восстановить историческую справедливость, ведь то, что это строение до сих пор находится в госсобственности, удивительно: большинство православных церквей верующим возвращены, а мусульмане – давно хозяева мечети.

В 2003-м при синагоге была открыта воскресная школа, где еврейские дети обучаются ивриту и знакомятся с национальными традициями. Создан и молодёжный клуб, еженедельно собирающий подростков. Занимаются здесь и благотворительностью: каждый месяц продуктовую помощь получают до двухсот человек, а медицинскую – около 50. В тесных комнатках первого этажа встречают религиозные праздники, поют песни, разыгрывают спектакли на темы из Торы.

- В 2002 году я принимал участие в семинаре иудейских общин, проходившем в Красноярске, - вспоминает Геннадий Кравцов – адвокат еврейской общины Читы. – Узнав о нашей ситуации, другие участники сильно удивились, так как в Сибири евреям уже отданы все культовые здания, которые им ранее принадлежали.

В июле 2006-го в борьбу за читинскую синагогу включился главный раввин России Берл Лазар, приславший Равилю Гениатулину письмо с просьбой вернуть верующим религиозное сооружение: «Чувство глубокой обеспокоенности вызывает факт, что, несмотря на многочисленные обращения общины, здание синагоги передано сторонней организации… Лишить общину духовного центра означает прервать живую нить времён, пренебречь памятью о людях, испокон веков населяющих Читинскую область, перечеркнуть их усилия по воссозданию уклада еврейской жизни». На это губернатор ответил: «Собственник вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению».

- В настоящее время в Чите официально проживает около 2500 евреев, пятьсот из них регулярно посещают синагогу, - говорит раввин Довид Блох, с 2004 года курирующий местное собрание. – Таким образом, читинская община – одна из крупнейших на востоке страны. Я слышал, что власти отказываются возвращать это здание, поскольку в Чите нет своего раввина. Но это - глупость, так как в отсутствие раввина его функции выполняет председатель общины.

Буква Закона



Как кажется, конец перипетиям вокруг «памятника архитектуры и градостроительства местного значения» должен положить Закон «О передаче религиозным организациям имущества…».

- Наша организация уже много лет поддерживает читинских евреев в их стремлении вернуть здание синагоги, - утверждает заместитель председателя Ассамблеи народов Забайкалья Михаил Кутузов. – Это требование неоднократно отражалось в различных обращениях к региональным и федеральным властям, оно стало и одним из пунктов резолюции Всероссийской конференции «Гражданское общество: история и современность», прошедшей в 2007 году. Я знаю, что на это строение, помимо еврейской общины города Читы, претендуют ещё две иудейские организации. Но, на мой взгляд, лишь община во главе с Борисом Ерёминым имеет права на синагогу, поскольку только она представляет в Забайкалье Федерацию еврейских общин России (ФЕОР) – ведущее еврейское объединение нашей страны, охватывающее более двухсот общин и находящееся под руководством главного раввина Берл Лазара.

- В конце декабря 2010 года ФЕОР подал в соответствующие учреждения список из 42 синагог, так и невозвращённых иудеям. В их числе была и читинская, - рассказывает Борис Ерёмин. – Так что мы надеемся, что вскоре, наконец, станем собственниками здания и сможем привести его в должный вид. На реставрацию, по нашим подсчётам, потребуется около пяти лет и 120 миллионов рублей. Финансовую помощь готовы оказать евреи России, Израиля и США. В том числе, потомки тех, кто когда-то возводил этот молитвенный комплекс. Мы восстановим исторический облик здания, вернём на него разрушенный большевиками купол и возвратим читинцам былой шедевр.

Согласно новому закону, осуществлять процесс передачи будет Управление федеральным имуществом по Забайкальскому краю, в ведении которого синагога сейчас находится.

- Заявление, поданное ФЕОРом, мы ещё не получали, - говорит руководитель этой структуры Надежда Елохина. – После его поступления, мы в течение месяца обязаны будем рассмотреть эти документы и вынести свой вердикт, который, я думаю, будет положительным. Остальное, как говорится, дело времени: нужно решить вопрос с находящимися в здании подразделениями, выбрать форму передачи, привести в порядок документацию…

Так что теперь это не вопрос совести отдельных чиновников, а осуществление ими буквы Закона, за соблюдением которого, как известно, следит прокуратура.

Илья Баринов, «Экстра», №3

Неоднозначный случай произошёл 4 ноября в Нерчинском Заводе: на инвалида I группы 21-летнего Сергея Гребенькова завели уголовное дело за применение насилия, не опасного для здоровья, в отношении представителя власти. В свою очередь ему отказали в заведении дела против сотрудников милиции за избиение и превышение полномочий. Журналист «Экстры» Юлия Скорнякова пытается разобраться, выстраивая в хронологическом порядке произошедшее.

О политическом противостоянии в Акше «Земля» писала в 51 номере. Председатель районного совета Олег Янцевич и прочие признали работу главы района Юрия Корнакова неудовлетворительной. В свежем номере газеты Юрий Корнаков комментирует сложившуюся ситуацию. «Я принял район с 47-ю миллионами внутреннего долга. Сейчас мы его весь погасили, к счастью, на льготных условиях. Теперь никто не скажет, что район – банкрот. (...) До сих пор нам приходится платить налоги за 2006-й, 2007-й год, загасили 3,7 миллионов различных долгов по исполнительным листам, это все долги не мои, долги прошлых лет. Только сейчас я подхожу к своим налогам. В такой ситуации в 2004 году я район не сдавал», - утверждает глава района.



Ну, снова выборы в 2009-м году, и снова я решил идти в главы. Что тут началось! Говорили: изберёте члена КПРФ – денег не дадим, будете нищими! Народ слушал-слушал, да и избрал меня, я победил с большим отрывом, а представитель «Единой России» тогда занял четвёртое место из шести. Возможно, мне пора уходить по возрасту, но и у них нет достойных фигур на выборы.

Теперь у меня пытаются найти нарушения финансовой дисциплины, пока не получается. Несколько раз предлагали уйти «по-хорошему»: я сказал – до марта доработаю и буду думать. Семья мне советует уходить, говорят: зачем тебе это нужно? А мне неудобно как-то.

Есть цивилизованный способ – два раза поставить главе неудовлетворительную оценку, вот его и используйте!

О предшественнике



- Оппоненты и чиновники высокого ранга обвиняют меня в том, что район экономически слабый. Я соглашаюсь: район крайне экономически слабый, а кто, уважаемые товарищи, его таким сделал? Сначала приватизировали мясокомбинат, потом его обанкротили, сдатчики мяса всё-то ходят по инстанциям – выбивают долги. На авторемонтном предприятии работали 90 человек, его приватизировали, в результате предприятие стоит без работы. В районе было 4 сельскохозяйственных кооператива, теперь нет ни одного. Две тысячи гектаров сеял один только «Могойтуй» - прекрасное предприятие, но из-за 200 или 300 тысяч рублей долгов его решили обанкротить. Всё имущество забрали, часть его распродали, потом увели скот. Когда я сдавал район, кооперативы сеяли почти 6 тысяч гектар, сегодня только 1200.

Мои оппоненты в те годы работали в администрации района. Спрашивается: что же они раньше правительство не критиковали, «неуд» не ставили? Председатель думы в те годы был членом совета директоров мясокомбината. Этот совет сначала решил взять в кредит 5 миллионов рублей для комбината, а потом вообще закрыл комбинат. Где теперь эти пять миллионов? Работникам мясокомбината до сих пор не выдали долгов по зарплате, сдатчики сырья уже перестали надеяться, что им вернут деньги за мясо.

Я принял район с 47-ю миллионами внутреннего долга. Сейчас мы его весь погасили, к счастью, на льготных условиях. Теперь никто не скажет, что район – банкрот. Внутренний долг не может быть больше собственных доходов, а у нас 20 миллионов собственных доходов, а консолидированных – 30 миллионов будет. До сих пор нам приходится платить налоги за 2006-й, 2007-й год, загасили 3,7 миллионов различных долгов по исполнительным листам, это все долги не мои, долги прошлых лет. Только сейчас я подхожу к своим налогам. В такой ситуации в 2004 году я район не сдавал.

О проверках



- Финансовая проверка вице-премьера краевого правительства Алексея Кошелева в прошлом году прошла нормально, грубых замечаний нет, мы входим в число районов, где нецелевых расходов по администрации не найдено. Но очень сложной остаётся ситуация с ООО «Коммунальник», сегодня там практически нет угля, и мы им всё помогаем и помогаем, в этой связи и было нарушение. Теперь мы согласовываем с вице-премьером все финансовые движения.

Самые большие нарушения были по культуре. Весной решено было уволить заведующую отделом культуры, но был митинг, на который пришли 86 человек, и увольнять этого человека я не стал. Однако финансовая проверка краевого правительства нарушения подтвердила.

О партии



- В 23 года я вступил в КПСС. Мне приходилось часто ругаться с членами КПРФ, но я благодарен партии – она меня воспитала, вырастила, научила. Я не буду бегать из одной партии в другую – характер не тот. Никто меня в эту партию не загонял, я вступил в неё добровольно. Партия, как женщина, уж если выбрал – какая есть, такая есть – с ней и живи.

О будущем района



- За два года я не выведу район в передовые, любой другой – тоже. Это кропотливая работа в течение 5-ти, а может и больше, лет. Собрать район после Юрия Николаевича (Карлин Ю.Н. – глава Акшинского района в 2004-2008 гг – прим. авт.) стоило больших трудов. Сейчас мы научили людей работать, объяснили им задачи, рассказали, что такое бюджетная роспись, дотации, субвенции и т.д. Провели оптимизацию расходов, пошли на крайние меры – сократили многих, хотя это не приносит политических дивидендов, но высвободили свободные средства.


Отремонтировали Акшинскую школу – вошли в федеральную программу и получили 10 миллионов рублей. Акшинское поселение участвует в 185-м законе по капитальному ремонту домов – так привлекли в бюджет ещё 10 миллионов рублей. Два года подряд покупаем коммунальную и автотранспортную технику, тщательно следим за всеми субвенциями и дотациями по сельскому хозяйству – они увеличиваются. Скоро увидите по телевизору, как мы начали электричество на чабанские стоянки подводить. Открыли гостинично-развлекательный комплекс – здание стояло годами, теперь в нём будут гостиница, ресторан, центры развлечения для детей и молодёжи. Я ставлю задачу сохранить соцкультбыт, сделать определенные подвижки по сельскому хозяйству, ведь промышленности в районе практически нет.

Мы добились того, чтобы у нас в районе находился узел связи, которому подчиняются Кыра, Онон, Дульдурга и Агинск. Наше ДЭУ тоже работает на Агинск, наши электросети работают и на Кыру, и на Акшу, регистрационная палата у нас, наше казначейство посильнее, и лесхоз посильнее. Но у нас нет промышленных предприятий, вот в Кыре есть «Бальджа», и она приносит в бюджет дополнительно 4-8 миллионов в год. Нашему району тяжелее, ведь мы ни одним боком не входим в программы по юго-западному ходу, остаётся ждать, что на нас обратят внимание, как на пограничный район. Поэтому сами думаем, как выживать.

Акшинский район – не самый последний в области, но и далеко не самый первый. Надо развивать занятость людей в сельском хозяйстве и предпринимательстве. 8 человек в районе получили краевые фанты от 250 тысяч рублей и более. Благодаря малому бизнесу у нас открылись магазины, станции по ремонту автомобилей, столовая, кафе, ресторан, два цеха по выпуску хлеба и полуфабрикатов. В марте готовим к открытию ещё один цех по выпуску полуфабрикатов – пельменей, поз, котлет и т.д. Надо продолжать работать. Но если бы мешали меньше, можно было бы сделать больше.

Записала Татьяна Решетникова, «Земля», №3

Восемнадцать вулканов насчитывается в особом, вулканическом районе на севере Забайкальского края. В Каларском районе, как рассказывает соб.корр. «Забайкальского рабочего» Анатолий Снегур, находится и самый эффектный вулкан Сибири - Чепе. Автор статьи цитирует первооткрывателя: «…у него большой плосковершинный конус с кратером, имеющим глубину около 120 метров при диаметре до полукилометра...на склоне вулкана ледяные, насыщенные углекислым газом струи рассыпаются по крутым уступам, окрашенным оранжево-золотистой охрой». Рассказываются и истории, когда горы сдвигались в сторону на 30-40 и опускались на 60-70 метров.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter