СЕЙЧАС +17°С

О борьбе сплошного позитива со сплошным негативом - в обзоре краевых СМИ

...улица имени Лазо раньше называлась Муравьёвской, в честь Муравьёва, который и основал Читу как город. А Лазо никакого отношения к городу не имел: приехал, повоевал и уехал...

«Самое важное в жизни – позитив», - так считает директор телекомпании «Альтес» Карина Канунникова и приводит для «АиФ - Забайкалье» примеры счастливой жизни: «Счастливыми могут быть только те люди, которым хватает того, что у них есть здесь и сейчас. Например, отец Александр и матушка Светлана Тылькевич из Шилки, счастье которым дают дети – родные и приёмные. Или моя знакомая читинская семья персиянки Рубан. В её доме, маленьком, нероскошном совсем, всё дышит любовью и радостью. Или монголка Нахтал, которая лечит людей, отдавая им часть своей энергетики». Жизненные взгляды Карина Владиславовна проецирует на работу, и к рейтингу «Альтес» идёт не скандальными сюжетами, а проектами, посвящёнными Забайкалью.

- Летом прошлого года телекомпания «Альтес» была в центре публичного скандала. Чита обсуждала задержки с зарплатой журналистов, какие-то их личные обиды. Это в прошлом?



- Надеюсь, что в прошлом. На самом деле, всё это затеянное «публичное расследование» с задерживаемыми зарплатами для коллектива, нереализованными мечтами начинающих журналистов только оттянуло по времени стабилизацию хозяйственной ситуации на предприятии. Проблема всё равно решилась бы, мы разработали тогда серьёзную программу, которую и реализовали, в конце концов, разделавшись с долгами. Но вообще-то сегодня только бюджетные организации могут существовать относительно спокойно и стабильно, а мы находимся на рынке, где никто не может гарантировать стабильное настоящее и будущее тем более.

Стакан наполовину пуст?



- Стакан наполовину пуст, нет, стакан наполовину полон! Жители Забайкалья в большинстве своём, как показывает практика, держатся первой части этого известного заявления. Как Вы думаете, почему люди склонны именно к такому восприятию жизни? А как Вы расцениваете нашу жизнь – наполовину пустой или всё-таки наполовину уже полной?

- Наполовину пустым стакан остаётся для тех людей, которые знали, что такое стабильность, а сегодня считают, что это уже в прошлом. Период стабильности в моей жизни был чрезвычайно кратким. В основном это была жизнь в борьбе за выживание. Из этой борьбы надо было выйти только победителем. Иначе – зачем тогда все? Поэтому для меня – стакан всегда наполовину полон, и есть шанс заполнить другую половину тоже.

Комфорт или красота?



- Вы очень большое внимание придаёте внешнему облику, все замечают красивые причёски, стильную одежду. Тест – что Вы выберете – красоту или комфорт?

- Даже если бы я жила на Крайнем Севере и была домохозяйкой, я бы всё равно выглядела так же! У меня всю жизнь был перед глазами один яркий пример – моя мама. Что касается дилеммы «комфорт-красота», конечно, ради каких-то звёздных моментов выберу красоту, даже если придется потерпеть. Кстати, давайте прямо сейчас и измерим, на высоте какого каблука приходится терпеть (канцелярской линейкой замеряем высоту каблука офисных туфель). Вот – 12 см!

- Феминистский вопрос. Играют ли мужчины в Вашей жизни какую-то роль?



- Огромную! (смеётся) Сейчас перечислю их всех: мой папа, мой сын, мой муж, наш мэр, наш губернатор и наш президент.

- Общечеловеческий вопрос, есть ли в Вашем окружении сегодня просто счастливые люди?

- Важно понять главное: состояние счастья не определяется возрастом, положением в обществе, материальным благополучием, вероисповеданием. Можно быть счастливым с одной сотней в кармане, а можно страдать, гуляя по палубе своей самой длинной в мире яхты. Счастливыми могут быть только те люди, которым хватает того, что у них есть здесь и сейчас. Я знаю таких людей. Они живут рядом с нами. Например, отец Александр и матушка Светлана Тылькевич из Шилки, счастье которым дают дети – родные и приёмные. Или моя знакомая читинская семья персиянки Рубан. В её доме, маленьком, нероскошном совсем, всё дышит любовью и радостью. Или монголка Нахтал, которая лечит людей, отдавая им часть своей энергетики. Это – позитивные люди. Несмотря на свой весьма не простой характер, себя я тоже считаю человеком позитивным, а значит, счастливым.

Досье



Канунникова Карина Владиславовна родилась 9 марта 1961 г. в г. Бобруйске (Беларусь).

Окончила в 1983 г. исторический факультет Иркутского госуниверситета. Прошла обучение в международной школе бизнеса «ЛИНК», стажировалась в телекомпаниях США.

На читинском телевидении работает с 1980 года.

Сегодня – генеральный директор ОАО «Альтес», депутат Законодательного собрания Забайкальского края, заслуженный работник культуры Читинской области. Награждена медалью «За заслуги перед Забайкальским краем».

Дарья Михайлова, «АиФ - Забайкалье», №10

«Та же улица имени Лазо раньше называлась Муравьёвской, в честь Муравьёва, который и основал Читу как город. А Лазо никакого отношения к городу не имел: приехал, повоевал и уехал. Улица имени Бабушкина – героя гражданской войны. Он тоже к нам приехал, повоевал, потом его каратели расстреляли. Но для города он ничего не сделал! А раньше-то улица называлась Кузнецовской, в честь основателя нашего музея Кузнецова», - за переименование улиц выступает автор передачи «Московский тракт», «профессиональный историк» Валерий Немеров. В интервью журналисту «Читинского обозрения» Ирине Жигулиной он также высказывает мнение, что есть патриотизм: «У нас Чита окружена лесом, а где он? Выгорает, исчезает, загажен. Чита окружена хребтами Черского, Яблоновым. Но там вершины голые, лишь горельник да трава. Отношение к лесу – это тоже патриотизм».

- 15 лет на читинском экране была прекрасная программа «Московский тракт». Почему её нет сегодня?

- Всё просто: Москва «зарезала». Теперь ЧГТРК делает ставку на новости. А в «Вестях» в рамках двух минут рассказать об истории сложно. Да и кто будет это делать? Снимать там практически некому. Молодёжь говорить-то нормально не умеет – не то что писать да в архивах рыскать. Жаль. «Московский тракт» был единственной целевой программой по истории малой родины не только в Забайкалье, но и вообще в России. И это не слова, а оценки жюри разных фестивалей. В других городах – Благовещенске, Иркутске, Челябинске – делали только разовые передачи.

- То есть патриотизм у нас лишь на словах?

- В стране выросло не одно поколение, не знающее истории России и своей малой родины. Закрываются музеи. Очень трудно их содержать. Самоокупаемость? А что дадут доходы от экскурсий по музею в каком-нибудь отдалённом районе? Сейчас стоит вопрос о передаче музея Декабристов епархии. Но в Чите пять храмов! Неужели они под завязку заполнены верующими? У нас их столько попросту нет. Да, в дореволюционной Чите было два собора, десять церквей, но тогда и население было в основной массе верующим. Забывает наша епархия о том, что музей Декабристов – памятник истории XVIII века. Эту церковь не то что страшно трогать. В ней дышать страшно! Какие уж тут службы и свечи... Одумайтесь, власть предержащие, ведь это единственный такой музей не только в России – в мире.

- А что Вы скажете об объявленной реконструкции площади Декабристов? Совсем рядом, рукой подать от дома, где Вы живёте с младенчества.

- Сейчас её ограду, чугунную, уже по ночам распиливают. Вероятно, бомжи. На лом. Потом сдают и пропивают деньги. Но ведь любой город имеет зелёную зону. Вспомните, раньше у нас была прекрасная площадь Ленина – деревья, акации, тенёк в жаркие дни. Сейчас в Чите эти функции выполняет площадь Декабристов. Да, хилая: всего несколько деревьев. Но надо довести её до ума: нормальные аллеи разбить, благоустроить. И будет где ребятишкам гулять. А копать на месте погоста нельзя.

Площадь раньше называлась Старособорной. Там стоял храм Казанской иконы Божией Матери, была прекрасная берёзовая роща. Николай Второй, ещё будучи царевичем, во время своего проезда по Чите поразился, что у нас есть такой прекрасный сад.

- В начале 90-х некоторым улицам в Чите вернули дореволюционные названия: Амурская, Кастринская... Почему не пошли дальше?

- Многие улицы носят имена советских героев. Но та же улица имени Лазо раньше называлась Муравьёвской, в честь Муравьёва, который и основал Читу как город. А Лазо никакого отношения к городу не имел: приехал, повоевал и уехал. Улица имени Бабушкина – героя гражданской войны. Он тоже к нам приехал, повоевал, потом его каратели расстреляли. Но для города он ничего не сделал! А раньше-то улица называлась Кузнецовской, в честь основателя нашего музея Кузнецова. А ещё раньше звалась Бульварной. От неё, кстати, пошло название параллельной улицы – Новобульварная.

У нас очень красивые названия были. Все улицы с запада на восток носили названия рек: Амурская, Ангарская, Зейская (Чайковского), Енисейская (Заб. Рабочего). А с юга на север – носили названия городов или хребтов: Столярова была Чарской, Богомягкова – Мариинской, Бутина – Софийской. Старые названия улицам надо возвращать. Понимаю, нужны средства на новые таблички, изменения в документах. Но постепенно, за 20 лет, можно было давным-давно всё сделать.

- А какая у Вас любимая улица?

- Как ни странно, 9-го Января. Этот квартал – 9-го Января, Амурская, Полины Осипенко – торговый центр старой Читы. Там были все гостиницы, доходные дома. Там сейчас, заметьте, ни одного современного здания. Только вывески современные. Магазин «Угловой» - магазин Игнатьева. «Центр сохранения культурного наследия» - дом Игнатьевой. Рядом с ним был Русско-азиатский банк, там сейчас тоже банк. В старом «Угловом» были торговые ряды купца Красикова. Через перекрёсток был доходный дом Петра Бадмаева, медика императора Николая Второго. Там, где сейчас музыкальное училище, - гостиница «Гранд Отель», одна из лучших в городе.

- Ваш дом торцом выходит на улицу Островского. А раньше это была...

- Якутская. Там дома Короткова, дом купца Соловьёва. И между улицами Чкалова и Бабушкина несколько старых домов сохранилось по нечётной стороне. В одном из них в 1904 году размещалась подпольная типография «Забайкальского рабочего». Возможно, и этих домов не станет. У нас же всё жгут и сносят. Я понимаю, если это развалюхи. Но вот недалеко от моего дома стоял старый деревянный особняк. Двухэтажный, добротный, купеческий, там и резьба на фасаде была. Сломали. Зачем?

- Вы часто сравниваете Читу: старую и нынешнюю. А как горожане жили раньше?

- Неторопливо. Хотя были и заботы, и хлопоты. Но жизнь была размеренная. С 9.00 до обеда – на работе, в присутствии. Так и говорили: присутственный день. А после обеда отдыхали. Куда-то выезжали, отдыхали... А мы сейчас как отдыхаем, куда выезжаем? А как они относились к лесу! Дедушка мой рассказывал, как он пошёл на Кайдаловку, сломал там черёмуху, принёс букет бабушке, и за это своим отцом, моим прадедом, был высечен. У нас Чита окружена лесом, а где он? Выгорает, исчезает, загажен. Бедные сосны на ладан дышат, но ещё отдают нам кислород. Чита окружена хребтами Черского, Яблоновым. Но там вершины голые, лишь горельник да трава. Отношение к лесу – это тоже патриотизм.

- Чем занимается сейчас, о чём пишет Валерий Немеров?

- Днём я «работаю» дедушкой. Нянчусь с двухлетним внуком Славой. Когда он спит, успеваю за компьютером поработать. И ночью пишу, когда дом угомонится. Готовлю книгу «325 лет на карте России» - путеводитель по Чите на русском и английском языках. Можно сделать его и на китайском, но нужен хороший литературный переводчик. Есть ещё два предложения: опубликовать в журнале «Слово Забайкалья» роман «Сказ о Петре Бекетове, хане Гантимуре и беспокойном времени» и два буклета о Чите – современной и исторической. Пишу сценарии для телевидения – про Бекетова, Бутина, Бутинский дворец.

- А есть ещё тема, за которую хочется взяться?

- Забайкалье связано с Чингисханом. О нём самом много написано, а вот о местах, где он бывал, - почти ничего. Чаша Чингисхана в Цасучее стоит, Алханай... Можно найти интересные материалы. Но для этого нужны средства: на поездки, на фотографии. Но где их взять?..

- А кого в Немерове сегодня больше: исследователя, публициста, писателя?

- Прежде всего, я историк-профессионал. Всё-таки образование историческое, аспирантура, учился у академика Окладникова в Новосибирске. Алексей Павлович очень много мне дал, научил писать. Писать так, чтобы научную статью было интересно прочитать обывателю – вот его требование. А журналистом я стал, работая на телевидении.

- Где Ваши корни? Чей Вы будете?

- Мой прадед Матвей Немеров был из шилкинских тунгусов, купец второй гильдии. Дед Митрофан Матвеевич – купец первой гильдии, избирался гласным, депутатом по-нашему. Читинской городской Думы. Дедовский дом был недалеко от моего – на углу улиц Островского и Амурской. Там размещался в своё время детский сад. Лет десять назад его снесли, вырыли котлован и всё…

Беседовала Ирина Жигулина, «Читинское обозрение», №10

Мария Пономарёва подробно рассказывает в «Читинском обозрении» о Великом посте: от списка «разрешённых продуктов» до смысла в ограничении в еде, развлечениях и делах. «Но смысл поста не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться, - рассуждает библиотекарь кафедрального собора Елена Ульзутуева. – Если не понимать истинного смысла поста, он может сделаться вредным: в нас появится раздражительность, озлобленность, нетерпеливость, гордость... А ведь постом мы как раз и пытаемся избавиться от этих греховных качеств». «Пост – это средство, а не цель. Средство для достижения душевной чистоты», - добавляет настоятель храма святителя Иннокентия Сергий Комков.



Многих интересует, прежде всего, чего нельзя есть. На первый взгляд Великий пост лют и строг: запрещаются мясные, молочные, яичные и рыбные блюда, спиртное, даже растительное масло (оно может появляться на столе лишь в субботу и воскресенье). В некоторые дни - по средам, пятницам и на Страстной неделе, - вообще предписывается сухоядение (пища сырая и не подогретая). Рыбу едят лишь на Благовещение и на Вербное воскресенье, икру – в Лазареву субботу.

Иногда могут освобождаться от строгого поста пожилые, больные, дети и беременные или кормящие женщины, возможны послабления для путешествующих, для военных, для учащихся, ведь, по слову св. Тимофея Александрийского, пост существует для обуздания тела, а когда оно слабо, то нуждается не в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу.

В пост возрастает значение домашних заготовок: солении, квашений, варений, ягод, грибов, орехов, зелени, овощей, бобовых и злаков. И раньше, и сейчас массу изумительных постных рецептов создавали и хранили монастыри. Когда-то иностранцам даже советовали приезжать в Россию именно Великим постом, когда стол самый изысканный.

А ведь изобилие – пусть и не скоромное, - духу поста как раз не соответствует. Цель поста – обретение навыка воздержания, притом не только в пище. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Постящиеся не смотрят в пост телевизор, не ходят на концерты, в театр, не планируют на это время турпоездки, ограничивают себя в гневе и празднословии, а супруги довольствуются лишь поцелуями.

Пост – это радость, это пир души, её праздник. Недаром православные приветствуют друг друга в эти дни «поздравительно»: «С постом!»

Христианин видит свою жизнь путешествием, цель которого встреча с Христом. Пост – это как бы марш-бросок, человек за время его может продвинуться вперёд очень значительно. И коль скоро мы отправляемся в путь-дорогу, нелишне будет набросать дорожную карту.

Первая седмица (неделя) – время говения, усиленной подготовки к таинствам исповеди и причастия. В её первые четыре дня вечером в храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского – произведение, пронизанное чувством осознания человеком своей греховности и покаяния, в нём поэтически переплетено и осмыслено множество образов Ветхого и Нового Завета, житий святых.

Во время поста литургия Иоанна Златоуста совершается лишь по субботам и воскресеньям, но желающие могут причаститься также в среду и пятницу – на литургии преждеосвящённых даров. Первое воскресенье – Торжество православия, вспоминается победа над ересью иконоборчества. Второе – святитель Григорий Палама. Четвёртое – Иоанн Лествичник. Вторая, третья, четвёртая субботы – родительские, в них поминают усопших.

Третья неделя опять строгая – Крестопоклонная: в центре храма для поклонения устанавливается распятие. В народе пекут особое печенье – «кресты». Не путать с «жаворонками» (их выпекают 22 марта, в день Севастийских мучеников). В четверг вечером на пятой неделе – Мариино стояние: полностью читается канон Андрея Критского и вспоминается путь падения и восстания великой блудницы и великой пустынницы Марии Египетской. А в субботу читается особый акафист – это день Похвалы Богородицы.Шестая неделя завершается Лазаревой субботой и Входом Господним в Иерусалим, когда люди приносят в храмы ветви (на Востоке и в Италии это пальмы, лавр, цветы, у нас – вербы).


Последняя седмица зовётся Страстной: в среду православные переживают предательство Иуды, в четверг – тайную вечерю: утром за литургией стараются причаститься все члены Церкви, а вечером в храме читается 12 отрывков из Евангелий, описывающих последние часы земной жизни Христа. Верующие стоят с зажжёнными свечами, затем уносят их домой в заранее приготовленных фонариках, чтобы начертать «четверговым огнём» защитные кресты на своих дверях и окнах.


Наступает Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Постящиеся ничего не едят и не пьют. В центре храма полагается плащаница. Суббота посвящена хлопотам – приготовлению и освящению куличей, яиц, творожных пасх, а в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, в этот день сам собой возгорается благодатный огонь, которым первые минуты можно даже умываться – он не опаляет! – его тут же на самолётах развозят по всему миру.

«В передней стоят миски с солёными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост.


Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки... будет мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох мочёный, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва...


А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу! А миндальное молоко с белым киселём, а киселёк клюквенный с ванилью, а...» (мысли мальчика Вани из «Лета Господня» Ивана Шмелёва)Елена Ульзутуева, библиотекарь кафедрального собора:

Это доказательство нашей любви к Богу

- Начинать Великий пост нужно, очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, отношениях с Богом. Поэтому православные просят прощения у родственников, друзей, знакомых в Прощёное воскресенье. Часто мы складываем свои обиды в мешок и тащим весь этот мешок на себе всю жизнь, сгибаясь под его тяжестью. А как же можно идти к Пасхе, не умея прощать, замечая соринку в глазу другого, не ощутив бревна в своём?
В первую очередь, мы должны спросить себя: кому я сам причинил боль? С кем у меня немирные отношения? И что я могу сделать для изменения этого? Для начала нужно просить прощения и самому простить. Но речь не о прощении как о каком-то однократном принятом решении, а о труде, хорошей привычке прощать и любить ближних всю свою жизнь. Когда прощаем, то и жить просто.

К сожалению, сейчас многие неправильно истолковывают понятие поста. Врачи часто рекомендуют пост как диету, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. «Пост и вообще постническая жизнь - лучшее средство к сохранению здоровья и процветанию его», - писал и святитель Феофан Затворник. Но смысл поста не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Тот же святитель называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».


Если не понимать истинного смысла поста, он может сделаться вредным: в нас появится раздражительность, озлобленность, нетерпеливость, гордость... А ведь постом мы как раз и пытаемся избавиться от этих греховных качеств. Ошибается тот, кто не ест мяса в пост, но «поедает» людей, обижая их.

Сергий Комков, настоятель храма святителя Иннокентия:

Пост – это духовная вес

- 24 апреля православные христиане отметят праздник Пасхи – Воскресения Христова. Чтобы достойно подготовиться к этому великому событию, установлен Великий пост.Сей период Церковь называет временем духовной весны для каждого верующего человека, потому что на поприще Великого поста мы можем искоренить в себе множество недостатков, грехов, страстей, а вместо них засеять ниву своей души добродетелями. Пост – это наша посильная и добровольная жертва Богу, разумное воздержание от скоромной пищи и искренняя покаянная молитва в эти благословенные дни.
Важно не забывать, что пост без молитвы является соблюдением некоей диеты. Пост – это средство, а не цель. Средство для достижения душевной чистоты. Очищение души и тела мы получаем от Бога, если разумно ограничиваем себя не только в пище, но и в мыслях, чувствах.
Великий пост помогает нам осознать смысл нашей жизни на земле: успеть за период земной жизни облагородить нашу душу. Соблюдение постов является самым действенным способом к выполнению этой жизненно важной задачи. Когда мы просим у Бога прощения наших грехов, наша жизнь ощутимо изменяется в лучшую сторону.

Подготовила Мария Пономарёва, «Читинское обозрение», №10

«Почему СМИ «кормят» людей «духовной жвачкой» выясняет корреспондент «Экстры» Илья Баринов у профессора кафедры журналистики ЗабГГПУ Ирины Ерофеевой. Собеседник издания объясняет засилье сообщений о негативных событиях в журналистских текстах простотой их обработки. Ирина Викторовна считает, что рассказ о культурном или научном событии требует мастерства. Профессор также отвечает, так уж ли необходима профессиональная подготовка журналистов в вузах: «Своим студентам всегда говорю: либо вы рождены для журналистского творчества, либо нет. Тем не менее, журналистика – это профессиональная деятельность, которая подразумевает знание методов, приёмов и технологий работы».

- На ваш взгляд, общество формирует СМИ или наоборот?



- Это взаимный процесс. Работники СМИ, конечно, ориентируются на потребности публики. Но диалог между производителем и потребителем никогда не будет равным: один говорит, другой слушает; один захватывает внимание, другой – отдыхает перед телевизором или компьютером. СМИ – самый эффективный проводник идей, догм и ценностей, но одна из ключевых проблем современных журналистов в том, что мы слишком плохо думаем о среднестатистическом потребителе. Среди медиамагнатов распространенна точка зрения, что читателю интересны только деньги, секс, скандалы и тщеславие. С научной точки зрения это не так: существенной частью массового сознания являются ментальные представления об истории и культуре своей страны.

- В конце февраля мэр Читы Анатолий Михалёв подвергся критике за своё высказывание об «отстреле бомжей». Произошедшее является показательным линчеванием, необходимым, чтобы чиновники впредь следили за речью, или это была высосанная из пальца новость, гипертрофированная Интернетом?



- Мэр Читы угодил всем: политическим конкурентам, радетелям за чистоту чиновничьих рядов, «акулам пера». Для журналистов – это замечательный информационный повод в регионе, который не радует неожиданными событиями. С профессиональной точки зрения, конечно, негоже с трибуны вещать о том, о чём лучше подумать вечером на кухне. Но ведь в Забайкалье масса социально-экономических проблем, о которых не пишут и не говорят журналисты с обостренным чувством справедливости, быстро реагирующие на вербальную неудачу мэра.

- Как вы оцениваете современное состояние местных СМИ?

- Региональная журналистика – особое поле деятельности. Здесь, как правило, есть плюсы и минусы. Основные издания и каналы, в сравнении с центральными СМИ, менее подвержены жёлтому налету бульварщины, но, с другой стороны, проигрывают в технологическом плане: в использовании информационных технологий. Мне тяжело это говорить, как преподавателю отделения журналистики, но профессионализма нам не хватает. Кстати, приятное исключение – газета «Экстра».

- Дежурный вопрос: есть ли у нас свобода слова?



- В современных социально-экономических условиях СМИ очень уязвимы. У них, как минимум, два господина – власть и общественное мнение. Кто платит, тот заказывает музыку. СМИ часто вынужденно ангажированы, создают заказные материалы, уделяют особое внимание рекламе. Коммерциализация массмедиа порождает ложную свободу выбора: если мне подробно рассказывают, чем я могу кормить свою кошку – это не свобода и не плюрализм. Когда я включаю новости, у меня нет необходимости переключать с канала на канал: информационный поток весьма схож.

- Ирина Викторовна, многие корифеи жанра не имели журналистского образования. Есть ли в нём первостепенное значение для человека, стремящегося работать в СМИ?

- Это один из самых спорных вопросов в практике журналистского творчества. Я не имею прямого отношения к обучению журналистскому мастерству, этим на нашем отделении занимаются практики. Но своим студентам всегда говорю: либо вы рождены для журналистского творчества, либо нет. Тем не менее, журналистика – это профессиональная деятельность, которая подразумевает знание методов, приёмов и технологий работы. Изобретать велосипед в информационном пространстве XXI века глупо, как для самой журналистики, так и для карьеры автора.

Илья Баринов, «Экстра», №10

Редактор «Земли» Алёна Комогорцева считает, что народ «живёт одинаково – безрадостно, в общем-то, и безнадёжно». А поэтому ему всё равно, что говорит губернатор Забайкальского края в послании Законодательному собранию, куда Алёна Комогорцева попасть не смогла. Дело в том, что она забыла именное приглашение на рабочем столе, а удостоверение почему-то в этот день не давало право присутствовать на мероприятии. Журналист предполагает, что пускали, учитывая и другие критерии: «Наверное, потому что застрявший в пробке «Лексус» однозначно перевешивает застрявшую в этой же пробке маршрутную «Газель».



Не забыли, прибыли, но опоздали. Заседание уже три минуты как началось, красивая глянцевая бумажка осталась на рабочем столе, а путь в зал, набитый депутатами, общественностью, членами правительства и прочими важными гостями, преградили милиционеры. Простите, полицейские. «Ваше удостоверение для нас не документ», - заявили люди в форме. - Покиньте помещение. Или покажите приглашение. Есть вы в списке гостей?» - осведомились на всякий случай. До проверки списка дело не дошло, поскольку у полицейских терпение иссякло, а у меня окончательно исчезло желание слушать послание.

В списке непропущенных бдительными стражами порядка оказался ещё один редактор краевой газеты. У него тоже не было пригласительного. А до того бдительные стражи порядка не пускали журналистку газеты «Эффект», потому что в списках почётных гостей её имя не значилось.

То есть допуска по профессиональной принадлежности уже не было, проводилась чёткая идентификация личности по пригласительным красивым карточкам. Напоминало это процедуру отбора по паспортам и аккредитационным спискам, когда наш край посещают без пяти минут мультличности – Путин или Хлопонин, например.


Мы не ропщем. Дело не в том, что вопреки всякому здравому смыслу, СМИ не пускали послушать губернатора. Речь не идёт даже об ограничении свободы слова - потому что её не ограничивали. Но формально отказали во входе, и сложилось впечатление о формальности предприятия вообще. Почему?

Присутствовать на послании острой необходимости не было. Там тоже обещали, что всё у нас будет прекрасно – ресурсов много, «надо только эффективно использовать экономический потенциал». Это цитата из отчёта губернатора края, который, по словам очевидцев, ничем не отличался от текста послания Заксобранию. По идее, это было посланием и жителям края – депутаты-то выбраны как раз нами. Не уверена, что все они с точностью воспроизведут не столько сами принципы, вполне понятные и предсказуемые, а механизмы: как вожделенного благополучия достичь?

Но для кого было это послание? Для депутатов, которые полным составом, понятно, не присутствовали? Для СМИ, пускать – не пускать которых решала почему-то милиция-полиция? Для важных дяденек в дорогих кожаных пальто, которые тоже опоздали, но в зал-таки вошли? Наверное, потому что застрявший в пробке «Лексус» однозначно перевешивает застрявшую в этой же пробке маршрутную «Газель». Для народа было это послание? Он и до него жил и после живёт одинаково – безрадостно, в общем-то, и безнадёжно.


Кстати говоря, на посту среди стражей порядка оказались лица, знакомые коллеге-редактору. Ему потом перезвонили и сказали буквально следующее: «Ты приходи один, и тебя пропустят». Отличное дополнение ко всем прочим краскам...

Никому не стало жить лучше или хуже после этого послания. Цены не устремились вниз, в край не пожаловали инвесторы, а перспективы на будущее так и остались туманными. Мы поехали делать свои дела в редакциях, остальные устремились в кабинеты, на совещания, заседания. Жизнь потекла своим чередом. И, по большому счёту, и власть имущим и власть не имеющим всё равно – кто был на очередном светском собрании, а кто не был.

Алёна Комогорцева, «Земля», №10

Алексей Будько в колонке редактора «Эффекта» проявляет завидную мужскую несолидарность: «Праздничный стол зачастую перерастает в восьмимартовскую пьянку, позже даже в чисто мужской компании. Тосты типа «За милых дам» могут подниматься вовсе без женского общества». Автор с сожалением отмечает, что нежный весенний праздник оброс формальностями и «дежурными знаками внимания», в то время как есть примеры смелых идей и достойных поступков ради любимой. Начинать редактор предлагает с малого – дарить цветы без всякого повода.

9 марта наступает похмелье (телесное и душевное), а затем перерыв до следующего марта, где все опять будет по отработанной схеме. Без всякого креатива, полёта мысли и доли авантюризма.

К счастью, люди, благодаря которым 8 Марта продолжает оставаться действительно главным праздником весны, а не просто красным днём календаря, когда прекрасной половине человечества надо вручать дежурные подарки и оказывать не менее дежурные знаки внимания, всё же есть.

Хорошей мужской завистью завидую молодому читинцу, который первым в городе сумел додуматься до простой, но очень сильной вещи – разместить поздравление подруге на придорожном баннере площадью 18 квадратных метров. Потом это стали делать многие. Но первопроходец жанра достоин всяческого уважения.

Нельзя не снять шляпу перед парнем, который сумел договориться и организовать свадьбу с любимой девушкой на борту самолёта.

Оригинальный сюрприз в канун 8 Марта – это приятно и волнительно. Любая представительница прекрасной половины человечества это подтвердит. Но вместо этого год от года поздравления идут по давно отработанной формальной схеме...

Об этом, причём в самую точку, - крылатая фраза из бессмертной «Иронии судьбы»: «Мы разучились делать большие хорошие глупости. Мы перестали лазить в окно к любимым женщинам».

Не нужно сразу сломя голову покупать сверхнавороченный подарок или планировать импровизацию с вычурным сюрпризом. Начните с малого.

Дарите женщинам цветы! И не по поводу, а по настроению, не только 8 Марта, но и всегда...

Алексей Будько, редактор, «Эффект», №10

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter