Город Управляющие компании ответят за «внутрянку»

Управляющие компании ответят за «внутрянку»

Члены комиссии высказывали опасения - как бы не получилось так, что управляющие компании будут собирать дополнительные деньги за обслуживание внутридомовых тепловых сетей, а делать ничего не будут.

В последние дни 2013 года ТГК-14, являющаяся главным поставщиком тепловой энергии потребителям Читы, и мэрия Читы подписали соглашение о передаче ответственности за обслуживание внутридомовых тепловых сетей от ресурсоснабжающей организации управляющим компаниям (УК) города. Груз ответственности за так называемую «внутрянку» лёг на них уже с 1 января 2014 года. С этого же времени, по приказу забайкальской региональной службы по тарифам, коммунальный тариф за тепло для населения снизили, при этом плата за жилищные услуги, которую взимают управляющие компании — увеличилась.

Подстраховка на месяц

«На протяжении двух лет мы пытаемся привести управление нашим жилищным фондом в соответствие с действующим на территории России Жилищным кодексом, - рассказала начальник управления регулирования цен и тарифов читинской администрации Татьяна Гулько на заседании постоянной комиссии градостроительства и реформы ЖКХ. - То есть всё, что находится внутри дома, - должно обслуживаться управляющими компаниями. Обслуживание внутридомовых сетей (ВДС) по электроснабжению мы передали с 1 января 2013 года. В этом году мы приводим в соответствие обслуживание ВДС отопления и горячего водоснабжения. Вопрос сейчас на строгом контроле у мэра».

И если раньше, скажем, в случае прорыва трубы в доме, жильцы должны были звонить в диспетчерскую ТГК-14, то с 2014 года все вопросы, связанные с устранением аварийных ситуаций, а также проведением капитальных ремонтов внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления собственники жилья должны решать со своими управляющими компаниями.

К слову, обслуживанием внутридомовых сетей ТГК-14 занималось с 2004 года. По информации пресс-службы компании, изношенность внутридомовых коммуникаций в Чите сегодня составляет более 60%. Финансовые средства, заложенные в тарифе на тепловую энергию, не компенсировали даже те расходы, которые несла ТГК во время устранения аварийных порывов. В пресс-службе также привели слова директора филиала «Читинский энергетический комплекс» Михаила Орлова, который отчитался в конце 2013 года, что всё-таки, за «внутрянкой» следили, пусть и по мере сил.

«Благодаря перераспределению средств внутри филиала, мы изыскивали резервы для проведения капитальных ремонтов внутридомовых сетей теплоснабжения. За 10 лет обслуживания было заменено более 215 тысяч метров внутридомовых сетей, проведены ремонты водоподогревателей в 219 домах, заменено более 300 секций водоподогревателей, порядка 1,5 тысячи задвижек и более 17 тысяч вентилей на системах теплоснабжения в жилых домах», - отметил Орлов.

Последнее, что могла сделать ТГК-14 для управляющих компаний, отдавая им ВДС горячего водоснабжения и отопления, это подстраховать УК на первых порах, а вернее — первый месяц нового года.

«Для минимизации последствий переходного периода на срок с 1 января по 1 февраля 2014 года заключены договоры аварийного обслуживания между управляющими компаниями Читы и ОАО «ТГК-14», - сообщали в пресс-службе.

Ну, а дальше, мол, действуйте сами.

Финансовый вопрос или 1,5 рубля за квадрат

Региональная служба по тарифам, зная о грядущей передаче внутридомовых тепловых сетей от ТГК-14 управляющим компаниям, разработала приказ, в котором чётко указала, что с 1 января 2014 года стоимость одной гигакалории тепла будет снижена более чем на 5%, то есть упадёт размер платы за отопление для населения — с 24 рублей 51 копейки за квадратный метр до 23 рублей 37 копеек, а также снизится плата за подогрев горячей воды - с 50 рублей 77 копеек за кубический метр до 48 рублей 40 копеек.

«Решение было принято сразу — насколько будет снижен тариф на тепловую энергию для населения, настолько увеличим размер платы, которую горожане вносят управляющим компаниям. Произвели все расчёты и, исходя из того, что утвердила РСТ, размер платы для населения за обслуживание ВДС отопления и горячего водоснабжения составил 1,5 рубля на квадратный метр. С одного кармана забрали, в другой положили. Для населения в абсолютных цифрах никакой разницы не будет. Может быть, кто-то будет на 5-6 рублей платить меньше, кто-то на эту же сумму больше, разница очень минимальна», - рассказывала в мэрии Татьяна Гулько.

Начальник управления регулирования цен и тарифов города подчеркнула, что в декабре 2013-го все управляющие компании Читы были приглашены на совещание к заммэру Читы Олегу Кузнецову, и многие собравшиеся представители УК заверили, что готовы обслуживать «внутрянку» сами — кто-то силами своих специалистов, кто-то будет нанимать подрядные организации. Городской комитет ЖКХ обязал руководство компаний донести до собственников жилья информацию о вступающих в силу изменениях и указать телефоны аварийных служб в объявлениях, которые надо было бы расклеить во всех подъездах.

«Конечно, некоторые управляющие компании делали и свои расчёты, учитывая то состояние ВДС, которое сейчас есть. Утверждали, что 1,5 рубля для них маловато. Когда считали, у них выходило 2,65 рубля, чтобы, по их словам, нормально было эксплуатировать внутридомовые сети, подтянуть их, содержать слесарей. Но учитывая то, что правительство следит за ростом платы граждан за услуги ЖКХ, мы не могли просто решить вопрос по другому», - добавила Гулько.

Две стороны жилищной медали

Мнения руководителей управляющих компаний Читы о нововведениях с «внутрянкой» действительно неоднозначны. Одни справедливо считают, что по действующему законодательству УК, получающие плату с граждан за содержание и текущий ремонт общего имущества, так и так должны отвечать за ВДС, другие уверены, что получили от ТГК-14 «кота в мешке».

«Конечно, это правильно. Всё просто привели в правовое русло. Большинство домов в Чите обслуживается управляющими организациями, а такая форма управления и подразумевает обслуживание всех внутридомовых сетей и поставку всех коммунальных ресурсов непосредственно до собственников, до конечного потребителя. Наша компания всегда обслуживала внутридомовые сети. И то, что сейчас 1,5 рубля прибавили нам к тарифу — это только плюс. В 2013 году, когда передали нам ВДС по электроэнергии, мы и тогда обслуживали дома в рамках существующего законодательства. А те, кто говорят, что не могут обслуживать - у них либо неквалифицированный персонал, либо они сами не разобрались в жилищном кодексе. А ещё руководители УК просто побоялись взять на себя ответственность за «внутрянку» и собирать с населения эти деньги, думая, что они нарастят себе дебиторскую задолженность перед ресурсоснабжающими организациями», - считает руководитель управляющей компании «Северный» Игорь Войтюк.

А вот его коллега — директор управляющей компании «Прогресс» Владимир Кубасов - о нововведении отзывается не так лестно.

«Передачи ВДС как таковой не было, несмотря на нашу просьбу сделать её официально. Не были составлены акты передачи, акты приёмки, технического состояния сетей. Мы приняли всё в одностороннем порядке. И буквально с первых дней ТГК-14 стала выступать контролёрами и понесли предписания о том, что сети находятся в худом состоянии. Нам сбросили и нам же несут предписания. Вот теперь крутимся. Добавленные к тарифу 1,5 рубля — это мелочь, на которую можно только содержать людей, зарплату платить, затыкать дыры. Буквально, не хватит ни на материалы, ни на какие дела, чтобы привести сети в порядок. ТГК-14 предлагала заключить с ними договор за 2,7 рубля на метр, а нам в тариф дали 1,5 рубля. Хотя, например, внутридомовые сети холодного водоснабжения и водоотведения, примерно в 2,5 раза меньше, чем тепловые, по протяжённости, по наличию арматуры, а тариф на них — 1,34 рубля. Исходя из таких сравнений, тариф за обслуживание ВДС отопления и горячего водснабжения должен доходить до порядка трёх рублей. Но тут никуда не денешься, специалистов набрали — работаем. А люди с 1 января все претензии предъявляют к нам», - сетует Владимир Кубасов.

Лукавые УК

О первых подобных претензиях уже известно и ИА «Чита.Ру». Так, к нам в редакцию обратился представитель жильцов дома №53 по улице Бабушкина, где в пяти квартирах уже почти неделю не греют несколько батарей. Обращения в аварийную службу местной управляющей компании, по словам собственников жилья, к положительному результату не приводят. Да, мастер приходит по вызову, да, признаёт, что есть проблема, но сделать почему-то ничего не может. Обещают проблему решить в ближайшее время, но а пока из-за «неработающих задвижек» люди мёрзнут.

Между прочим, именно о подобных ситуациях и говорилось на заседании постоянной комиссии градостроительства и реформы ЖКХ при мэрии Читы. Члены комиссии высказывали опасения - как бы не получилось так, что управляющие компании будут собирать дополнительные деньги за обслуживание внутридомовых тепловых сетей, а делать ничего не будут. В итоге, возможно, это будет приводить к срыву отопительных сезонов в каждом отдельном доме.

А что же тогда делать собственникам жилья — ответ очень прост. Согласно Жилищному кодексу РФ, собственники обязаны контролировать деятельность управляющих компаний, создавая советы дома. Только они могут заставить УК делать свою работу, могут принять решение перераспределить деньги, которые платят управляющей компании, со второстепенных услуг, например, на обновление или замену ВДС, и вправе получить отчёт о проделанной работе.

Но так уж сложилось, что собственники жилья в Чите обычно ведут себя пассивно, советы домов не работают — людям просто лень или некогда. Но если всё же совет создан и требует с УК выполнять свои обязанности, а та по-прежнему ничего не делает, жильцы дома могут просто сменить управляющую компанию и будут иметь на это законные основания.

Нельзя также упустить из внимания ещё один интересный факт, который озвучила на заседании комиссии Татьяна Гулько. По её словам, многие управляющие компании немного лукавят, заявляя о тотальной нехватке денег.

«Сколько бы мы ни проверяли УК по выполнению своих обязательств, у них всегда на том или ином доме есть невложенные деньги из тех, что они собрали с населения. По 200, 300, а то и по 500 тысяч рублей должны были быть направлены на текущий ремонт, а они их просто не направили — это подтверждают заключения комитета по тарифам Читы. Говорят, у нас нет денег, а куда они делись, вот население вам 500 тысяч дало. На каждом доме есть экономия средств, которые никуда не деваются. И если вам не хватает 1,5 рубля на ремонт внутридомовых сетей - берите из сэкономленных», - прокомментировала ситуацию Гулько.

Очевидно, что вся проблема лишь в отсутствии тщательного контроля со стороны жильцов, которые зачастую не знают, куда и как вкладываются их деньги. Что ж, выходит, ситуацию можем изменить мы сами — нужно только захотеть.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter