Город Сила Головатый: Про корень зла, бездарную молодёжь и новый соус для бизнеса

Сила Головатый: Про корень зла, бездарную молодёжь и новый соус для бизнеса

Начать свой бизнес — дело не из лёгких. Ещё сложнее — стать лучшим, стать примером, стать объектом для изучения.

Начать свой бизнес — дело не из лёгких. Ещё сложнее — стать лучшим, стать примером, стать объектом для изучения. Как подняться вверх по витиеватой лестнице бизнеса, знает только тот, кто прошёл её сам, не перепрыгивая через ступени, не присаживаясь передохнуть и не спускаясь вниз. Знает тот, кто изучил каждый уголок своей сферы и продолжает совершенствоваться. Знает тот, кто уже стал лучшим. И сегодня это Сила Головатый и его команда.

- На прошлой неделе вы стали лучшим предпринимателем региона в номинации «Медиабизнес». Проводило этот конкурс Забайкальское отделение общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России». Почему вы начали заниматься бизнесом?

- У меня выбора не было. Был такой период, когда ходил по улицам – искал брошенные монетки, чтобы купить «Роллтон», потому что денег не было. С тех пор этот сухпаёк видеть не могу (смеётся). Я получал пенсию от государства по утере кормильца - 600 рублей в месяц. Тысячу я зарабатывал в «Альтесе», куда ездил с 10 класса после уроков три раза в неделю. Понятно, что занять какую-либо высокооплачиваемую должность я не мог, а блата не было. Поэтому я решил научиться, после чего стартанул дальше – продал свою однокомнатную квартиру и купил профессиональную видеокамеру. Получилось один в один. А первые деньги я заработал ещё лет в 12 – расклеивал объявления, за что был награждён двумя синенькими сторублёвками.

1 из 3

- В социальных сетях было просто огромное количество положительных отзывов о вашем выступлении на мероприятии «День бизнеса». Зачем нужно было делиться опытом с будущими и молодыми предпринимателями?

- Я помню, чего мне ужасно не хватало в начале пути. Мне не хватало знаний. Мне не хватало опыта. Не было понимания, как и что делать. Всё проходило традиционным методом проб и ошибок. И я прекрасно понимаю, насколько важно получить толчок под мягкое место, чтобы сделать первый шаг. Делиться своим опытом – это же нереальное удовольствие! После «Дня бизнеса» у меня страница «ВКонтакте» завалена вопросами и просьбами дать совет. К сожалению, не всегда могу ответить вовремя, так что прошу у всех прощения за это. И да, среди выступавших были и другие предприниматели нашего города, которые с радостью готовы были поделиться своим опытом – Агата Карасёва, Дмитрий Бажул, Сергей Кисляков и другие. Это лишний раз подтверждает, что бизнес готов помогать молодым, просто до сих пор не было подобной площадки в регионе. Если бы Саша Кашпар с командой не взялся всё организовывать, этого не случилось бы никогда.

- Почему?

- Это первый случай в регионе, когда тусовку для молодых предпринимателей сделали сами молодые предприниматели. Это нереальный прорыв. К сожалению, то, что организуется чиновниками, сделано для чиновников. Для отчётов. Для галочки. После подобных мероприятий не то, что бизнес открыть, жить в России не хочется. Нельзя сказать, что в профильных структурах власти работают только глупые и равнодушные люди. Это было бы неправдой. Просто у нас в стране бюрократия не говорит на внятном и понятном гражданину языке. И как она говорит, так и делает: непонятно и невнятно. Молодому предпринимателю не нужно пафосных напутствий о большой роли бизнеса в будущем страны. Ему надо подсказать, помочь советом. Это такой образовательный элемент, мастер-класс от практика. И зачастую это - самое главное. Можно тратить миллиарды на поддержку и гранты, но результат явно будет желать лучшего.

1 из 2

- Но ведь многие учатся на предпринимателей в институтах годами?

- Здесь нужно определиться. На предпринимателей не учатся. Учатся на экономистов, управленцев и прочих. Предприниматель – это тот, кто предпринимает что-то. Кто вносит новизну, улучшает рынок. Предпринимательству невозможно научиться – это либо дано, либо нет. Оно не зависит от образования.

Страх в том, чтобы просто начать

- Конкуренты в регионе – для многих это основная причина страха начать свой бизнес. Что нужно было сделать, чтобы стать лучшим?

- Мне кажется, что всё же причина страха начать своё дело - не боязнь конкуренции. Страх в том, чтобы просто начать. Здесь могут помочь только близкие и родные вам люди, которые способны как никто воодушевить и поддержать. Мне, например, очень в этом повезло. Сегодня родители зачастую боятся, что их дети начнут идти по этому рискованному пути – не случайно же у нас в регионе прекращают свою деятельность тысячи индивидуальных предпринимателей, закрываются предприятия. Старшее поколение предлагает сначала получить образование, поработать в крупных компаниях (типа РЖД, Читаэнерго, ТГК-14) или чиновником, а лишь потом открывать своё дело. Честно говоря, я бы посоветовал делать то же самое. Особо активные ребята всегда приводят в пример Стива Джобса и Билла Гейтса (первый бросил колледж, второго исключили). Есть ещё миллиардер Элон Маск – прототип героя Роберта Дауни-младшего в «Железном человеке». Тот вообще сбежал из колледжа спустя два дня от начала занятий. Но всё же этих людей можно посчитать по пальцам одной руки, а сколько ещё молодых людей бросали учёбу, думая, что станут новыми иконами бизнеса? И кем они стали? Тут же дело не в корочках, а в самообразовании. И все вышеперечисленные миллиардеры пахали с утра до ночи, вникали в мельчайшие детали, изучали новые направления. Самое главное – верить в себя, выбрать нишу, предварительно рассчитать свои затраты – и вперёд!

1 из 2

- Как вы выбирали свою нишу?

- Я выбрал то, в чём считал, что разбираюсь. Работа на телевидении – это как наркотик, от этого, как ни захочешь, не уйдешь. «Альтес» для меня - это такая большая производственная площадка. Мне очень повезло, что я работал в этой компании. Ведь самое ценное в любой организации – это люди. Люди, которые могут поддержать и объяснить основы профессии. Смотришь, как работают Оксана Жданова, Галина Миртова, Вера Ивановна Селезнёва, Лариса Комиссарова, и видишь свои ошибки. Как на площадке выбрать лучший ракурс – это «властители камер» Сергей Миртов, Дмитрий Пинигин, Эдуард Симашов. Логику монтажа, звука и даже операторские заморочки – это от режиссёров. Владимир и Ирина Прокопьевы, Женя Шойдокова и Тая Дегасюк. Критика этих людей дорогого стоит. И отдельное спасибо Карине Владиславовне, которая позволила школьнику работать на настоящей работе.

1 из 5

- А учёба, вуз?

- После школы поступил в ЧИ БГУЭП на направление «Экономика предприятия и предпринимательская деятельность». Думал, что поможет, раз я уже руководитель компании. Но на первом же курсе понял, что преподаваемый материал очень далёк от моих потребностей. Это не вопрос к преподавателям, это, наверное, вопрос к самой системе, которая не ориентирована на непосредственное использование полученных знаний. Поэтому пошёл по простому для себя пути – поступил на журналистику. После окончания была магистратура технолого-экономического факультета - «Менеджмент образования». И добил я это всё юридическим образованием. Сейчас пишу диссертацию по управлению системой образования.

- Образование юриста – важно для бизнесмена? Или просто сопутствующее?

- Я для себя понял простую вещь. Наше бесплатное образование (да и платное тоже) – очень дороги. Дороги тем, что ты вкладываешь в них самое ценное – своё время. Это ваша личная инвестиция, и она очень крупная. Я выбирал то, что может быть мне – именно мне – полезно. Поэтому удавалось успевать так много. Было просто интересно. Самое главное, что я вынес из юрфака помимо знаний – понимание того, что надо в любом спорном случае сразу искать узкоспециализированного юриста (смеётся)

- А как связана предпринимательская деятельность в медиасфере и рекламе с образованием?

- Честно говоря, у меня - никак. Я выбрал этот вид бизнеса, поскольку ничего другого делать не умел. Выбрал нишу в соответствии со своими навыками. Было понятно, что это позволит мне обрести важные знакомства, окупит мои затраты, и я получу бесценный опыт руководителя.

Игра по-крупному

- Что сегодня представляет собой мастерская «Сила Головатый»?

- У нас несколько направлений. Производство медиаконтента, управление рекламным бюджетом, видеоролики и дизайн. Подробнее всё здесь и здесь. Мы - одни из крупнейших игроков на этом рынке. Команда небольшая, но все ребята талантливые, каждый из них привносит в работу свой взгляд, своё отношение к жизни. С ними можно идти в разведку, поэтому работать с такими профессионалами в удовольствие!

1 из 6

- Название компании на слуху, а вы сами много средств вкладываете в саморекламу?

- Как бы это странно ни звучало, у нас нет как такового рекламного бюджета. Здесь изюм в особенности подхода к рабочему процессу. Мы работаем в основном по рекомендации, потому что так, откровенно говоря, нам проще. Ведь клиенты уже готовы признать тебя специалистом в вопросах рекламы, пиара. Им не нужно ничего доказывать и преодолевать естественное для Читы неприятие тебя как рекламщика. Ведь все предприниматели сталкивались с такими «спецами», задача которых была просто «освоить бюджет». Бывает, сталкиваемся и с этим. Но сапоги должен тачать сапожник. А мы существуем почти 10 лет - это достаточный срок, чтобы говорить о нашей состоятельности на этом рынке.

- А если в компанию приходит клиент, выполнить задачу для которого очень сложно, нужно много обдумать, провернуть, сойти с ума, чтобы сделать... И в это же время — три других клиента, для которых «сделал и забыл». Кому предпочтение?

- Одному сложному клиенту. Потому что я работаю не ради денег, мне должно быть интересно. Чем сложнее задача - тем больше удовольствия, когда она решена с твоей помощью. Это ведь тоже опыт! Что хорошо в моем деле - я изучаю бизнес других изнутри. Мы ведь не просто подходим к человеку и говорим: «Давай нам 100 тысяч рублей за ролик и гуляй». Нет, мы делаем исследования. Например, по заказу нескольких сетей супермаркетов проводили опросы покупателей, в которых приняло участие более 30 тысяч человек. Теперь мы знаем не только, что смотрят-слушают-читают эти люди, но и знаем, какая публика в эти супермаркеты ходит. Мы поднимаем цифры, статистику, экономику. Одному предприятию делали аналитику, выяснили, что если они продолжат распыляться на множество производимых продуктов, а не выберут один, самый рентабельный и перспективный с нашей точки зрения, производство ждёт крах. Наш анализ был закинут на верхнюю полку, а через полгода производство встало. С 2005 года нашими клиентами стало такое количество организаций, что мы уже можем давать советы руководителю любой компании об улучшении её деятельности. Не с точки зрения управления, а с точки зрения маркетинга, конечно.

- Говорят, что современная молодёжь ничего не хочет – сплошные бездари и бездельники. Вы, как представитель молодого поколения предпринимателей, – согласитесь с этим или нет?

- Нет. У нас с молодёжью в крае всё в порядке. Огромное количество классных ребят, молодых специалистов, предпринимателей. И не их вина, что они уезжают из края. Они хотят развиваться, хотят видеть перемены вокруг себя, им нужны новые знакомства, собственная реализация. К сожалению, далеко не всегда все эти желания можно удовлетворить в Забайкалье. Я преподаю в ЗабГУ уже несколько лет, и группы всегда делятся на тех, кто просто пришёл для получения корочек о высшем, вообще до третьего курса не определился со своим будущим и просто зубрит темы, а есть действительно звёздочки. Причём у последних зачётки могут пестреть тройками, но это не отменяет их талантов. Вряд ли это сильно отличается от того, что было двадцать лет назад. Встречается неприспособленность ребят к практической жизни, и это проявляется даже в быту. Тут еще надо иметь ввиду, что у нас точка сосредоточения молодёжи – это клубы, пабы. Других притягивающих центров практически нет. Есть «Мегаполис», но его мало. И очень здорово, что появляются объединения молодёжи по интересам, которые организуются ими самостоятельно.

- Предприниматель – это жизнь, посвящённая деньгам?

- Совсем нет! Деньги – это доказательство того, что твоя работа эффективна. Настоящий предприниматель не зациклен на «зелёных» бумажках. Ему важен процесс – поднять завод, открыть крупнейшую клинику, построить крупнейшую сеть, произвести уникальный продукт. Достижение такого результата приносит наибольшее удовлетворение. Интересно наблюдать за представителями бизнеса, которые переходят на госслужбу – там всё очень забюрократизировано, принятие решений происходит туго, общественность практически никогда не поддерживает такого чиновника. Предприниматель в России, пожалуй, занимает первое место в списке антипатий населения.

- А вам не хотелось бы пойти на госслужбу?

- Возможность не исключаю. Дело в том что сфера моих научных интересов – система образования. Чем больше смотрю на ситуацию в стране, тем больше чувствую, что все наши беды — именно в системе образования. Так сказать, корень зла – в её развале. Образование — это ведь не просто школа с понедельника по пятницу, ЕГЭ, институтская жизнь и всё. Образование начинается с семьи, практически с рождения ребёнка. Детский садик, начальная школа – они закладывают в детей любопытство и желание получать ответы. Без этого школьник становится зубрилой или двоечником, а студент – пустышкой. В результате вырастает пустое поколение, в голову которого можно заливать любой бред и манипулировать им в своих интересах. Не зря Виктор Гюго говорил: «Тот, кто открывает школу, закрывает тюрьму». Без образования, как чётко выстроенной системы, мы получаем бездарного врача, глупого преподавателя, скачущего по вершкам журналиста и самоуверенного чиновника (без знаний основ экономики и законодательства, творящего чёрт знает что). Необразованность - корень зла. Мне решение этой задачи кажется очень амбициозным и имеющим практический результат для страны на долгие годы.

- А есть что-то в Чите, чем ещё хотелось бы заниматься? Может, какой-то бизнес?

- Это было бы явно не производство, хотя именно им мне хочется заняться.

- Почему?

- Производство в нашем регионе будет обречено на работу только внутри региона. Из-за высокой себестоимости конечного продукта. Электроэнергия, дороги, тепло – значительно проще развиваться в другом регионе, где помимо расценок на эти составляющие есть главное – большое количество людей. Это вопрос сбыта. Да, и вот ещё пример: когда мы опубликовали объявление о поиске партнёров в печатном издании одного из ведущих регионов страны по привлечению инвестиций, на следующий же день позвонили из профильного министерства и спросили, чем они могут быть нам полезны. Это тоже играет свою роль. Чем наш регион может быть силён? Добыча полезных ископаемых? Это явно работа не по моим возможностям, к тому же она не имеет чёткой перспективы развития – сегодня одна цена на медь, завтра другая. Перевозки? Рынок и так насыщен компаниями такого рода, из крупных - группа компаний «Сибирь», например. Сельское хозяйство? Его развитие - это социальный фактор; это, скорее, семейный бизнес с небольшой рентабельностью. Тема с рапсом очень крутая, дай Бог удачи её реализовать. Разве что информационные технологии, работа с которыми не требует серьёзных затрат. Учитывая, что в Чите есть очень крутые программисты, работающие на компании из списка «Forbes», это вполне возможный вариант.

- В каком бизнесе у нас в регионе пока свободная ниша? Где может начать своё дело молодёжь?

- Чтобы понять, какая ниша свободная, надо их изучать и прорабатывать. Так сразу не скажешь. Самое главное - заниматься тем, в чём ты разбираешься лучше других. Не важно, заняты ниши или нет, важно делать лучше, чем все остальные. Понятное дело, если вы откроете новейшее направление, это принесёт свои дивиденды. Но следом за вами придут другие, которые повторят ваши успехи и вряд ли ошибки (ведь вы их уже набили). У нас поле для деятельности есть везде. Наше больное место - это сервис. Придумай что-то старое, но под новым соусом, и предложи клиенту лучшее или отличное от других обслуживание - и он твой. Поэтому даже в высоко конкурентных сферах можно делать бизнес, и он будет прибыльным.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления