Город обзор Их трудно найти и легко потерять - в обзоре краевых СМИ

Их трудно найти и легко потерять - в обзоре краевых СМИ

Кроме шуток, запаха кабаков или домашних закусок, угаданных подарков, одинаковых концертов по ТВ, прикосновений, любви, танцев, признаний и смеха, есть ещё кое-что.

Перед 23 февраля многие привычно шутят про носки, дезодоранты и кружки, а кто-то продолжает сервизно-текстильную традицию инициации защитников Отечества. Но помимо шуток, запаха кабаков или домашних закусок, угаданных подарков, одинаковых концертов по ТВ, прикосновений, любви, танцев, признаний и смеха, есть ещё кое-что. Что-то по-настоящему героическое.

«Аргументы и факты. Забайкалье» встретились с мамой Евгения Эпова Валентиной. В интервью она рассказала о том, каким Герой России, накрывший своим телом гранату ради спасения сослуживцев, был в детстве и юности, и почему не мог поступить по-другому. Это, конечно, не руководство по воспитанию героев, но здесь есть важная мысль о патриотизме, сострадании и любви к Родине, которому надо учить и учиться.

Узнать героя поближе

Шаг в бессмертие

Евгений Эпов погиб, спасая сослуживцев.

Накануне Дня защитника Отечества о мужестве, патриотизме и боевом братстве рассказывает Валентина Кожуховская, мама Евгения Эпова, посмертно награждённого званием «Герой России».

«Всё хорошо, мама»

– Валентина Ивановна, думали ли вы, что Евгений совершит поступок, равный подвигу Александра Матросова?

– Да нет, конечно! Не думала я и не гадала, что сын станет героем России. Тем более - посмертно... Он так любил жизнь, радовался каждому дню, планы строил на много лет вперёд. Рос добрым, отзывчивым. Поэтому в той ситуации, когда накрыл собой гранату, он не мог поступить иначе.

Я его всегда учила: «Не обижай никого. Ставь себя на место другого человека». Он кивал в ответ... А когда вырос, однажды заметил мне: «Лучше бы учили меня драться!»

Он был неприхотливым, не вредничал, не говорил, например, что это надену, а вот это нет. Помните, как мы в 90-е годы жили? Это сейчас в магазинах много красивой одежды и большой выбор продуктов. А раньше как было? Деньги есть, а полки в магазинах пустые. Женя с малых лет помогал по хозяйству. Я зоотехником на ферме работала, и муж там же. Мы очень рано на работу уезжали. Так вот сын уже в пять лет и у коров стайки чистил, и щепки для печи собирал.

Бабушку Женя очень любил. Бывает, приедет в отпуск и первым делом к ней бежит. Я не обижалась.

Уже после школы, когда учился в училище, он записался в секцию бокса. Никогда не был инициатором конфликтов и драк.

– Вы были против его службы в войсках?

– У меня не было в мыслях отговаривать его от срочной службы. А вот когда на контракт решил остаться, была, конечно, против. Говорила: «Оставайся дома, на работу устроишься!». По где отговоришь?! Нравилось ему в армии, не хотел в деревню возвращаться.

Я была и против его командировок в «горячие точки». Тем не менее Женя несколько раз выезжал и в Чечню, и в Дагестан. Никогда не жаловался ни на службу, ни на жизнь. О чём не спрошу, всегда отвечал: «Все хорошо, мама».

Осенью 2011-го ему присвоили звание сержанта, ещё и квартиру получил. Жениться хотел - у него была невеста Настя. Я говорила ему: «Откажись, не надо ехать!», а он: «Мама, парни едут, я тоже должен».

Урок мужества

– 27-го января, в тот трагический день, он брату Грише позвонил. И уже утром, 28-го, племянница Эля сообщила нам: «Женя-то погиб». Я ничего понять не могла, не верила. Да и как поверишь, если ещё вчера слышала его голос...

– Подвиг Евгения подтверждает: не оскудела земля наша патриотами.

– Думаю, больше всего настоящих патриотов в глубинке. Неизбалованные мальчишки в деревне вырастают защитниками, проявляют свои лучшие качества - преданность Отечеству, готовность служить Родине. У нас в деревне все мальчишки охотно идут в армию. И сын наш младший, Гриша, тоже служил, хотя мне в военкомате говорили, что, учитывая ситуацию, можно не идти по призыву. Гриша сказал: «Мой брат служил, и я пойду!»

Патриотов надо воспитывать. Через встречи с ветеранами, вечера памяти героев, классные часы в школах. Меня часто приглашают на разные встречи, просят рассказать про Женю. Всегда приятно видеть, что слушают внимательно, подходят потом и благодарят за то, что воспитала достойного сына Отечества. Сердце щемит, когда мальчишки мне говорят: «Я в спецназ пойду, как ваш Женя», или «Я бы также поступил, как Женя!»

– Пять лет прошло со дня той трагедии, но, мне известно, что сослуживцы не забывают вас, приезжают в гости...

– Каждый год 27 января приезжают Женины сослуживцы. Очень благодарна им за это.

Память о подвиге Жени бережно хранят и в школе, которую он окончил в 2003 году. На её территории своими руками учитель Александр Андреевич Мичурин с ребятами сделал памятник. В Чернышевске сеть мемориальная доска, впрочем, как и на здании Челябинского железнодорожного института, куда успел Женя поступить за год до гибели. Значит, не очерствели душой забайкальцы.

...Хоронили Женю веем селом. Не было человека, который бы не пришёл проводить его в последний путь... Принимая чужую боль за свою, забайкальцы проявляют лучшие качества - сострадание, сочувствие. Это и есть любовь к Родине, к своему народу.

Подготовила Елена Лоскутникова. «Аргументы и факты. Забайкалье» №8 от 22 февраля

Любят некоторые говорить, что настоящие мужики перевелись и всё такое. Но это, конечно, абсолютно субъективное и не подтверждённое фактами утверждение. Ниже - факт того, что есть такие, как Иван Непомнящий, о котором пишет «Земля». Вся семья забайкальца занята в хозяйстве и производстве экологически чистой продукции на всё село Орсук и Петровск-Забакальский заодно.

Убедиться, что и в селе хорошо, когда руки золотые

Семейный подряд Непомнящего

Ивана Непомнящего в Орсуке Петровск-Забайкальского района знает всякий, и не потому, что живёт в селе всего 230 человек. А потому, что крестьянско-фермерское хозяйство Ивана вот уже десять лет подкармливает молоком и мясом односельчан и жителей Петровска.

Из киномехаников – в фермеры

Деревенский парень, родом из Орсука, он с детских лет познал нелёгкий крестьянский труд и простую истину, что без труда от зари до зари, терпения и желания, на селе не прожить и не прокормиться. Отец многодетной семьи Непомнящих – Григорий Иванович – 45 лет отработал трактористом в Тарбагатайском совхозе (раньше эти земли принадлежали совхозу), в семье после его кончины бережно хранят множество медалей, грамот – трудовые награды. Отслужив в Монголии срочную службу, молодой Иван Непомнящий не знал иного пути, как на малую родину. Поначалу подался в районную культуру. Вечерами и по выходным «крутил» кино односельчанам в сельском клубе, позже стал его директором. Встретив и полюбив девушку Надежду, приехавшую в Орсук из Хилка, женился (было это более тридцати лет назад), и, зажив своим домом, понял, что без подсобного хозяйства будет трудно. Особенно, когда один за другим, родились их дети – три дочки и два младших сына.

На подворье Непомнящих замычали бурёнки, завизжали поросята, закудахтали курочки-несушки. Поначалу живность держали для себя, своей семьи, в которой во все времена на столе были и молоко, и мясо, и яйца. Но это не мешало всей семье махнуть на пару-тройку дней в Иркутск – в гости к родственникам, например, на Новый год, когда в клубе начинались новогодние ёлки для юных селян, чтобы отдохнуть, развеяться, сменить обстановку. Свободного времени было больше, не то, что сейчас.

Один за другим взрослели дети, росли запросы и расходы семьи. Надежда работала дояркой на первом отделении совхоза «Тарбагатайский», Иван – в культуре. Всё чаще они подумывали об увеличении поголовья скота на подворье. А потом и вовсе решили создать своё крестьянско-фермерское хозяйство. К тому времени совхоза уже не стало, а земельными паями орсукцы распорядились каждый по-своему. Непомнящие же, организовав своё КФХ, продали их Тарбагатайскому поселению, взяв в аренду у государства 379 гектаров земли, на которых пашут, сеют луговую зелёнку, пасут животных, содержат ферму за рекой.

Поначалу всё делали сами: доили, кормили, убирали в коровниках… Со временем подросли дети и стали помогать родителям. Потом появилась возможность создать новые рабочие места в хозяйстве, принять помощников. Сегодня Иван Григорьевич и Надежда Гавриловна крепко стоят на ногах, потому что на двух фермах (одна расположена на территории фазенды, другая – за рекой Хилок, в семи километрах от села) более 150 голов крупного рогатого скота мясо-молочной симментальской породы, где 30 дойных коров, 100 голов молодняка, есть бычки-производители, табун лошадей – объезженных для пастьбы стада в летнее время и выращиваемых на мясо. Хрюкают на подворье свинки, кудахчет шесть десятков кур-несущек. Молодые телята и лошади на дальней ферме, за рекой, здесь всё по-хозяйски обустроено: утеплённый, покрытый профлистом коровник, есть баня, гараж, подсобное помещение для рабочих, скважина. Можно с уверенностью сказать, что Непомнящие – настоящие «рукастые» хозяева.

К дому примыкает большая обустроенная территория, где есть место животным на выгуле, просторный коровник, помещение для новорождённых телят, святая святых – молочное отделение, сенник, большой огород, на котором семья выращивает два гектара картофеля – на питание себе и на корм скоту. В хозяйстве для работы вся необходимая техника: трактора с граблями, косилками и плугами, пресс-подборщик, автоматически собирающий сено в тюки, два автомобиля. Три раза в неделю Иван Григорьевич и Надежда Гавриловна ездят в город со свежей продукцией своего крестьянско-фермерского хозяйства, где творог, сметану, сливки, молоко, говядину и конину с удовольствием за умеренные цены раскупают работники центральной районной больницы, жилищно-коммунальной службы, местной культуры, пенсионного фонда и просто горожане. Вся продукция – экологически чистая, вкусная и полезная для здоровья, а цены вполне разумные.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

День, когда журналист побывал в Орсуке и посетил крестьянско-фермерское хозяйство Непомнящих, был обычным трудовым днём крестьян: ранний подъём, кормление животных, утренняя дойка, уборка помещений и множество других дел, которые отработаны до автоматизма. Всему своё время, свой час.

Приятно удивили приветливость и открытость хозяев, скрывать им нечего: всё по закону, всё на виду. Не застанут врасплох ни санитарные, никакие другие проверки, потому что в молочном отделении, небольшом, светлом, очень тёплом помещении, идеальная чистота и порядок. Только что молодые работницы Рита Персидская и Катя Губенина на электрическом сепараторе перегнали свежее молоко на сливки, после расфасовав, определили в большой холодильник. Одна из них уже процеживала во фляги парное молоко, поступающее с вечерней дойки из коровника, другая – готовила творог.

Завтра эта продукция, проделав более пятидесяти километров, ранним утром будет доставлена в город, где её уже ждут постоянные покупатели. Две фляги молока по сорок литров каждая разойдутся в один момент. Обожают горожане и другую продукцию орсукских фермеров: творожок, сметану, сливки. От свежего парного мяса тоже не откажутся. Будут к обеду на столе горожан наваристые щи и гуляш из сочного душистого мяса. Покупатели давно знают, что в КФХ Непомнящих все животные привиты, здоровы, а молочная продукция переработана с соблюдением технологии и всех санитарных норм. В 2012 году, в Дни муниципалитета, фермеры Непомнящие в числе других представляли Петровск-Забайкальский район в столице Забайкальского края. Быстро раскупили тогда на ярмарке жители Читы их молочную продукцию, овощи. И, думаю, не пожалели об этом.

Пройдя по многочисленным добротным помещениям, приятно дивишься их основательности, чистоте, теплу и сытой жизни животных. Коровки мирно жевали сено, пока молодые доярки занимались вечерней дойкой. Здесь же, в коровнике, на насестах дремали курочки-несушки красивого окраса. Бодрствовал и довольно воинственно встретил незнакомцев глава куриного семейства – горластый, яркого окраса петух. В телятнике в этот день находилось семеро новорождённых телят, которые уже стояли на своих ещё тоненьких дрожащих ножках и пытливо изучали незнакомцев. Но, заслышав призывный стук большой чашки – это Иван Григорьевич принёс им только что сваренный корм, оживились, закрутили красивыми головками, учуяв запах съестного, нетерпеливо потянули шеи к кормушкам. Малышам – лучшее. Хотя и молодым мамашам-коровушкам прикорм обеспечен.

Долгие месяцы лета и начало осени мужчины семьи Непомнящих находятся на покосах. Чтобы животные жили в сытости, здесь готовят столько сена, зелёнки и картофеля, чтобы их хватило до той поры, когда бурёнки окажутся на пастбище. Постоянно покупают добавки: дроблёнку, гранулы, другие необходимые подкормки для животных, рассказывает Надежда Гавриловна, чтобы не понижались удои, и животные не теряли вес.

Где родились – там и пригодились

Непомнящие сажают овощи, выращивают цветы, ягоды для себя, для семьи, которая с годами увеличивается. В Петровске живут две старшие дочери – Наталья и Татьяна, работающие одна – в местном здравоохранении, другая – в социальной службе. Ирина, дочь, вместе с годовалой Кариной приехали погостить к родителям из села Харагун, она – железнодорожница. Пока в декретном отпуске, с удовольствием живёт в отчем доме, помогает по хозяйству, потому что тоже приучена к труду с детства. Младшие в семье – сыновья Владимир и Григорий – живут в Орсуке своими семьями, ожидая в скором времени пополнения. Невестки Непомнящих – Вера и Ирина – весной станут мамами, и к шести внукам этой замечательной семьи прибавятся ещё двое, по прогнозам докторов – мальчик и девочка.

Пока мы мирно беседовали в уютном тёплом доме Ивана Григорьевича и Надежды Гавриловны, их взрослые дети не сидели, сложа руки. Володя, сев за руль автомобиля, был в поисках запчастей для трактора – не за горами пахота. А самый младший – Гриша, ещё одна радость в семье, в эти дни регистрирует своё крестьянско-фермерское хозяйство, он тоже без пяти минут фермер. Посоветовавшись, родители отдали начинающему фермеру 109 гектаров земли, пусть встаёт на ноги, становится самостоятельным, на селе тоже должна жить и работать молодёжь. Не всем же подаваться в большие города. Хотя Непомнящие-младшие нашли бы и там себе применение: Володя по профессии кадастровый инженер, Гриша – инженер-механик сельхозмашин. Остаться после армии в родном селе (один из них служил в спецназе, другой – в десанте) было их вполне осознанным решением.

В семье почитают традиции, любят семейные праздники. Вот только в некоторые из них, как, например, Новый год, «не вписываются». Режим диктует беспокойное хвостато-рогатое и пернатое хозяйство: ежедневный подъём ровно в половине пятого утра, и целый день дела-дела и поездки. Всю полученную продукцию нужно реализовывать. Зимой удои меньше, поэтому «молочка» расходится влёт. Летом труднее, ведь не так давно в городе закрыли местный молокозавод, куда раньше Непомнящие сдавали излишки молочной продукции. Исправно платя налоги, хочется заботы государства, чтобы работали принятые законы, люди не уезжали из села в поисках лучшей жизни, а достойно строили её на родной земле.

Татьяна Городецкая. «Земля» №7 от 21 февраля

В «Земле» же история села Тонтой с его старожилами, тяжёлым прошлым и светлым, кажется, будущим.

Читать о трагедиях и комедиях Тонтоя

Большой Тонтой: большая история

Село Большой Тонтой Шелопугинского района непростое. На первый взгляд та же серость, та же безнадёга и разруха, но приглядись чуть внимательнее и чувствуется, что крепче других стоит на земле Тонтой.

Эхо далёкой истории

Тонтой пережил много славных и трагичных периодов. Очень рано в селе открылась школа. Церковно-приходская давала приличное образование, ребятишки ходили пешком из Шивии, а это, ни много ни мало, тридцать километров!

В 1948 году, когда в Большой Тонтой перевели из Шивии детский дом, жизнь села значительно изменилась. Только воспитанников прибыло к новому месту жительства больше сотни. А ещё преподаватели, воспитатели, подсобные рабочие. То была большая и шумная община, которая вела серьёзное подсобное хозяйство, обеспечивая себя всем необходимым. Внесла она разнообразие и в жизнь сельчан. Способствовали просвещению населения преподаватели. Система распределения молодых специалистов давала свои благодатные плоды. Из Ленинграда, Саратова, Новгорода, других городов центральной России приезжали работать в сельские школы учителя.

Значительную роль в жизни села играл директор детского дома Леонид Иванович Белянин. До сих пор добрым словом вспоминают о нём сельчане. Педагог мог сплотить вокруг себя не только воспитанников, но и охотно занимался с местной ребятнёй, участвовал в жизни села. Сам воспитанник детского дома, он не растерял душевного тепла и всем сердцем отдавался работе. Организатор и затейник от природы, виданное ли дело, научил ребят жонглировать факелами, аккомпанировал детскому хору, а из обычной бумаги мог изготовить такую маску, что на школьном спектакле приходили в восторг от создаваемых им образов не только дети, но и взрослые.

Мальчишки и девчонки из детского дома не просто учились в школе, их готовили к взрослой и сложной жизни. В те времена и не задумывались о правах ребёнка – учили труду, дисциплине, стойкости перед жизненными трудностями. Потому и выходили в жизнь не приспособленцы и потребители, а настоящие готовые к преодолению любых преград, люди. Брось сейчас клич, эхом отзовётся он во всех уголках страны. Врачи, педагоги, инженеры, высококлассные рабочие из Большого Тонтоя живут от Тихого океана до Калининграда, с теплотой и любовью вспоминая своего первого наставника и командира.

А Леониду Ивановичу не повезло. Случилась трагедия – погиб воспитанник. И хотя не было в том вины и уж тем более, участия директора, вышестоящее руководство разбираться не стало. Сняли с должности и дело с концом.

По жизни рядом с родным селом

Сейчас село изменилось до неузнаваемости. Разрушенными усадьбами зияют улицы, разъезжается молодёжь, от совхоза остались лишь руины, воспоминания, да запылившиеся уже ордена и медали за трудовую доблесть. Только дома, молчаливые свидетели истории, выстроенные на высоких фундаментах из каменного плитняка, иные заброшенные, но готовые ещё служить людям, подтверждают, что было время, жили люди…

Александр Алексеевич и Валентина Филипьевна Литвинцевы в селе старожилы. Детство, молодость, вся жизнь прошла в Большом Тонтое. Александру Алексеевичу с детства пришлось узнать и на себе прочувствовать, что такое «сын врага народа». Вспоминает: «Мне лет семь было, когда глубокой ночью пришли к нам чужие люди, увели отца. Нас с братишкой, как старших в семье, подвешивали за ноги, чтобы про отца выпытать, какие он злодейства против колхоза и Советской власти замышляет. С той поры мы его не видели больше, расстреляли батю где-то под Сретенском, без суда и следствия. Меня как сына врага народа в школу не принимали, потому с десяти лет и началась моя трудовая деятельность. Коней пас, боронил, бывало и самого в плуг запрягали, всю войну в колхозе ребятишки только и работали. Фронту помогали». «Вспоминать страшно», – смахивает слезу Александр Алексеевич. – До чего тяжко нам приходилось, полураздетые, голодные, чуть живые, а работы непочатый край. То посевная, то пары готовить надо, то на уборку отправят. Между полевыми работами перерывов не было – сенокос, заготовка веников, план по заготовке крапивы на корм скоту не выполнить было нельзя».

После войны Александра Алексеевича направили на трёхмесячные курсы ветеринаров. Специалистов в хозяйстве не хватало, поголовье скота увеличивалось, нужно было готовить свои кадры. «Днём животин в колхозе лечил, – говорит ветеран труда, – а ночами во вторую смену прицепщиком работал. Из колхоза и в армию ушёл. Там опять моё происхождение аукнулось. На сверхсрочную службу остаться не позволили и подался я вместо дома на рудники, за длинными рублями охотиться. Несколько лет проработал, потом рудник закрылся, и Судьба направила меня домой, в родное село. Здесь и старушку свою встретил, всю жизнь с нею и прожили».

– Ну-ну, понесло тебя, старого, – одёргивает мужа Валентина Филипьевна, отряхивая руки от муки, приготовленной для пельменей, – сама всё расскажу!

Чувствуется, атаман Валентина Филипьевна в семье. «Всем нам наряды выписывает», – говорит о ней супруг. Не удивительно, шестерых детей воспитали Литвинцевы, четверо из них в селе, рядом с родителями живут, а двое сыновей до сих пор своими семьями не обзавелись, зато хозяйство ведут толково, в технике разбираются, скот держат, за главного в семье всё же жена и мать – Валентина Филипьевна. «Мне тоже в жизни хватить лиха пришлось немало, – вспоминает женщина. – Тяжело жили. С 1957 года работала в Тонтойской школе техничкой. Это труд немалый. Школа была в восьми зданиях. Приходилось топить по пять-шесть печей, дрова подвезти, уборку сделать. Пока от «красной» школы до «чёрной» доберёшься, устал уже».

За заботами о доме, о детях жизнь пролетела незаметно. Сейчас бы жить да радоваться, да условия у наших пенсионеров не те. Нет в селе телефона, хлеб предприниматели привозят из районного центра через день, лекарства можно приобрести у фельдшера в медпункте. «Продукты в нашем магазине дорогие, – жалуется моя собеседница. – Мы торговаться на ту сторону реки ходим, там цены поменьше, а выбор побольше. Врачи давненько к нам не заглядывали. Бывало, приедут, давление измерят, лекарства пропишут – всё поддержка организму. В остальном живём, как придётся. Выручаем друг друга по-соседски, поддерживаем. Без этого сейчас не выжить, уж больно жестокая нынче жизнь».

За разговором не заметили, как солнце стало катиться за горизонт. Как по команде затопили сельчане печи, из труб повалил густой дым. Небывало морозная выдалась нынче зима, никак не отпускают морозы. Похлопотали по хозяйству, накормили-напоили скотину и в дом – к тёплой печке, чтобы с восходом солнца вновь пойти по-прежнему кругу, не изменяя раз и на всю жизнь заведённому укладу, не изменяя родному селу.

Галина Балагурова. «Земля» №7 от 21 февраля

Не без грусти в газетах на неделе. Игры вроде «Синего кита» и групп смерти в социальных сетях, якобы доводящие детей до самоубийства, около года обсуждаются в СМИ. До регионов волна только докатилась и сразу накрыла с головой. Но всё лучше тыканья пальцем в небо конкретные вещи, вроде интервью с психологом об опасных маркёрах у детей, понимании и способах помочь - в «Читинском обозрении».

Читать о подростковых суицидах

Уйти из жизни молодым

Как уберечь своего ребёнка от моды на самоубийство

Шокирующие призывы к подросткам кончать жизнь самоубийством наводнили интернет. В западню, как правило, попадают те, кто уже вынашивал мысли о суициде. Как уберечь своё чадо от роковой ошибки?

Об этом мы поговорили с читинским психологом, Официальным преподавателем Профессиональной психотерапевтической лиги, членом Европейской ассоциации транзактного анализа Максимом Раздобреевым.

По данным УМВД России но Забайкальскому краю, в 2014-2015 годах 29 подростков покончили жизнь самоубийством. В 2016 - 21. Неблагополучными в этом смысле являются Борзинский, Шилкинский районы и краевой центр - Чита.

– Максим, почему суициды распространены именно среди подростков?

– Суицид - это некая дезадаптация, то есть частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. В таком случае наступает некий конфликт между внутренними ресурсами и происходящим. Всегда есть два момента. Есть ситуация, которая провоцирует, и есть особенности личности, в связи с которыми человек определённым образом реагирует на происходящее.

Существует метафора, что тело так же, как и человек, хочет жить всегда. Но бывает что-то, что сложно вынести, возникает желание уйти от проблем. Нормально, если мы в этой ситуации обращаемся за помощью к другим людям. Понятно, что взрослому человеку может быть не к кому обратиться. Например, родители умерли. Подростку же, если он живёт в семье, как правило, есть кому рассказать о своих переживаниях.

Другой вопрос - дети из детского дома, они в группе риска. Внутренний стержень у них может быть нарушен. Ребёнок, оставленный родителями, может думать, что с ним что-то не так. Жизненной силы у такого ребёнка может быть меньше.

Одна из особенностей подросткового суицида в том, что у тинейджеров не всегда есть понимание того, что попытка убить себя приведёт к смерти. Происходит это по ряду причин. У подростка может быть не сформировано понятие конечности жизни. Или самоубийство молодой человек воспринимает как некую демонстрацию, привлечение внимания. Также, к примеру, идёт проекция с компьютерных игр, где можно «сохраниться». Возможно, ребёнок не сталкивался в своей жизни с понятием смерть. Его не брали на похороны, не говорили о конечном исходе человека. Это необходимо делать в определённом возрасте.

– В последнее время в социальных сетях появились целые сообщества, призывающие к уходу из жизни. Представляют ли опасность такие страницы для неокрепшей психики подростка?

– Пропаганду суицидов в социальных сетях мы обсуждали с коллегами-психологами и пришли к единому мнению, что масштабы проблемы преувеличены СМИ. Подвигнуть человека на суицид практически невозможно. Все мы так или иначе хотим жить. На такие странички в социальных сетях и сообщества реагируют те, кто уже думает окончить жизнь самоубийством. Интересно, что в некоторых пабликах, на первый взгляд, с пессимистичным настроем, на самом деле даются советы и призывы, которые психологи размещают в рамках антисуицидальной работы.

– Кто, но вашему мнению, стоит за созданием интернет-аккаунтов тина «Маша Суицид»?

– Не думаю, что за этим стоят какие-то специальные структуры или люди с параноидальными мыслями. Этим могут заниматься психически не здоровые взрослые или подростки. В случае с последними это некая форма самовыражения.

– Как родителям уберечь своих детей от роковой ошибки ухода из жизни?

– Задача родителей не шпионить за детьми, а создать с ними тёплые, доверительные отношения. Если есть понимание между поколениями, во всех сложных жизненных ситуациях можно найти какой-то выход. Хорошая профилактика суицидальных мыслей - поддержка. Чтобы ребёнок знал, что, несмотря на двойки, проигрыш в соревнованиях, мама и папа его любят. Контакт с ребёнком - это то же самое, что контакт с самим собой. Несколько веков назад о психологии не знали, но успешно воспитывали своих детей. Я думаю, что эти знания есть внутри каждого человека. Когда мы в контакте с самим собой, мы и в контакте со своим ребёнком. Доверие строится на том, что «Я готов тебя принять таким, какой ты есть». По при этом нужно отделять личность и поведение. Например, родитель может сказать: «Мне не нравится, что ты потерял телефон, что ты получил двойку, но, несмотря на это, я всё равно тебя люблю».

– Какие тревожные звоночки могут • быть? На что родителям обращать внимание?

– Среди так называемых маркеров - различные расстройства. Первое - это расстройство сна. Или подросток слишком много спит, или, наоборот, страдает бессонницей. Второе – расстройство пищевого поведения. Здесь точно также - либо чрезмерно много ест, либо наоборот - нет аппетита. Насторожить может комплексное завершение каких-то дел, прощание с людьми, пренебрежительное отношение к своему внешнему виду. Проявляется это в том, что подросток перестал мыться, стал ходить в грязной одежде. Плюс к этому появилась замкнутость, полное игнорирование контакта с родителями. Частое желание уединиться тоже может быть одним из показателей. И, пожалуй, одно из самых главных: дезадаптация. Проверить нужно, не нарушено ли общение со сверстниками. Не бросил ли подросток свои увлечения. Чтобы делать выводы, должна быть сумма этих признаков. По одному из них нельзя сказать, что у ребёнка суицидальные мысли.

Яна Легун. «Читинское обозрение» №8 от 22 февраля

«Эффект» на неделе тоже пишет о подростковом - ЕГЭ. Тут вам и про заглушки на экзамене, рассуждения о давящей на психику заокеанской методе оценки знаний, натаскивании и затратах. В любом случае, это самая важная часть общеобразовательного процесса, либо открывающая дверь в вузы, либо захлапывающая её прямо перед носом. Полезно почитать и родителям, и детям.

Прочитать и не испугаться ЕГЭ

«Заглушки» для нерадивых

200 миллионов рублей дополнят список затрат на проведение ЕГЭ

Рособрнадзор подготовил и опубликовал проект предварительного расписания сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2017 год.

По официальным данным, единый государственный экзамен в 2017 году остаётся приоритетным при получении сертификата по итогам школьной годовой аттестации, Из года в год вносятся изменения в проведение ЕГЭ для того, чтобы, по задумке разработчиков методики, оценки стали более объективными и справедливыми, а поступление в высшие учебные заведения (вузы) более доступным для всех потенциальных абитуриентов, невзирая на их социальное положение и место проживания.

Так чего же ждать новым выпускникам в 2017 году при сдаче ЕГЭ, в какие сроки они будут сдавать единый госэкзамен? Изменятся ли минимальные баллы по предметам в 2017 году? В каких предметах произойдут существенные изменения в ЕГЭ 2017? И сколько сдавать обязательных предметов в 2017.году одиннадцатиклассникам? Прежде чем ответить на поставленные вопросы, хотелось бы совершить экскурс в недавнюю историю.

...Все было впервые и вновь

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ состоялся в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по 8 предметам. Уже в следующем году «подопытных» регионов насчитывалось 1 б, а в 2003 году в эксперименте участвовали уже 47 субъектов России. С введением ED на «законных основаниях» в стране начался по-настоящему массовый психоз.

На протяжении всего года педагогические коллективы только тем и занимались (и занимаются по сей день), что «натаскивали» выпускников на заполнение бланков (не дай Бог допустить ошибку: компьютер не зачтет ответ!). На уроках постоянно выполнялись задания из тестов прошлых лет. Учителя (их можно понять) сами волновались и нервничали. Еще бы! От результатов экзаменов зависела (и зависит!) не только репутация школы, но и реакция вышестоящего начальства.

Поэтому педагоги лишний раз и убеждали учеников в том, что ЕГЭ - это нечто сложное и трудновыполнимое, делая акцент на том, что проверять результаты будет компьютер. А это не близкий человек в лице знакомого учителя. Поэтому велика вероятность даже отличнику получить низкую оценку. Такое постоянное запугивание низкими баллами держало в напряжении и без того разнервничавшихся старшеклассников. В итоге при пробной весенней сдаче ЕГЭ даже самые способные ученики показали весьма скромные результаты. И чем ближе был «день икс», тем чаще учителя напоминали, что высокие баллы набрать будет очень сложно.

Понятно, что в ходе подобной психологической обработки с негативным подтекстом ученики находились в постоянном нервном напряжении. Их состояние передавалось родителям... Вообще, очень даже удивительно, что при подобном мандраже никто не съехал с катушек (хотя, возможно и были прецеденты, но история об этом тактично умалчивает). Поэтому это - не факт.

Но бесспорным фактом является то, что экспериментальная задумка Минобраза осуществлялась в России под руководством американских советников. Про ведение ЕГЭ, в его подавляющих психику формах, в принципе и стало возможным по большей части потому, что в конце 90-х годов прошлого столетия заокеанская модель, в том числе и образования, стала приоритетной.

Впрочем, на пустом месте ничего не возникает. Раз система утвердилась и здравствует, значит, были тому основополагающие предпосылки. По большей части касающиеся финансовой составляющей. Это у нас такая национальная традиция для чиновников всех мастей - удовлетворять свой материальный интерес в ходе проведения любой федеральной программы. В данном случае, за 16 лет получаются просто астрономические цифры, затраченные на проведение ЕГЭ! И не только.

В нынешнем году предполагается потратить без малого 200 миллионов рублей «целевыми» на приобретение «заглушек» для всевозможных мобильных устройств и гаджетов, которые, предположительно могут использовать экзаменуемые во время проведения экзаменов. И это не предел затрат!

На протяжении всего периода существования ЕГЭ в его аномальной, ныне действующей, форме ведутся бесконечные дискуссии на тему «Быть ему или не быть?» Сама идея-то содержит рациональное зерно: успешно сдал экзамены - поступил в вуз. Вопрос в том, на предмет каких и насколько необходимых знаний сдаётся один из важных в жизни экзаменов? Вообще, найдёт ли в практике последующей жизни та теория, которая содержится в экзаменационной программе?.. Наряду с этим возникает и следующий вопрос: а устраивается ли выпускник вуза с дипломом высшего образования в кармане по специальности? Но это уже дело каждого. И следует отметить, что с введением ЕГЭ в нашей стране стали смещаться и профессиональные приоритеты. Родители, а вслед за ними и дети, научились подсчитывать экономическую составляющую предстоящих перспектив. Немаловажным фактором выступает здесь и международное молодёжное движение «WorldSkills», показавшее, как одним хлопком достигаются сразу 2 цели: среднее образование и будущая, довольно перспективная профессия одновременно получаются в одном месте. Причём путёвка в жизнь выдаётся без лишней нервотрёпки.

Ведомственные перетасовки

Но вернёмся к тем, кто, придерживаясь стандартных принципов, невзирая на предстоящие трудности, будет сдавать ЕГЭ в нынешнем году.

График сдачи госэкзамена уже подготовлен. Ещё в конце лета 2016 года был представлен проект расписания, сроков сдачи ЕГЭ в 2017 году. Это новый формат представления нового календаря ЕГЭ 2017, поскольку раньше выпускники точные дни сдачи экзаменов узнавали весной или уже ближе к лету, когда начинался досрочный период сдачи ЕГЭ.

Итак, Рособрнадзор подготовил и опубликовал проект предварительного расписания сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) на 2017 год.

По информации пресс-службы ведомства, экзамены традиционно пройдут в два этапа: досрочный и основной. Досрочный этап — с 14 марта по 7 апреля, основной этап — с 29 мая 2016 года по 30 июня. «Июльская волна», как и в 201 б году, не предусмотрена. Но предлагается провести дополнительный осенний период для сдачи ЕГЭ 2017.

Самый массовый предмет по выбору — обществознание — пройдёт в специально выделенный день.

Предусмотрены резервные сроки проведения экзаменов по отдельным предметам. Кроме того, будет выделен резервный день для проведения экзаменов и экзаменов в 9-х классах по всем учебным предметам, которым смогут воспользоваться школьники, не сумевшие по каким-то причинам (совпадение двух выбранных предметов в один день или отсутствие по уважительной причине) участвовать в основной или в резервный день.

ОГЭ для выпускников 9-х классов также пройдёт в три этапа: досрочный - с 20 апреля по 6 мая, основной - с 26 мая по 24 июня и дополнительный - с 4 по 21 сентября.

Следует отметить, что проект расписания менялся дважды. На настоящий период обсуждение сроков сдачи ЕГЭ и ОГЭ в 2017 году практически завершено. Так были предложены два варианта от 3 октября и 15 декабря 2016 года. В середине декабря на официальном сайте Рособрнадзора появилось сообщение о том, что подготовлен обновлённый проект расписания ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ на 2017 год.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) - форма государственной итоговой аттестации для выпускников 11 классов служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ будет проводиться по единым правилам, с использованием контрольных измерительных материалов стандартизированной формы и единой методики оценивания выполненных работ.

В любом случае остается пожелать будущим экзаменуемым ни пуха ни пера. А главное - настроя на позитив!

Ирина Бусарова. «Эффект» №8 от 21 февраля

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления