Аббревиатуру ТОР слышали все. Но не все знают, что территория опережающего развития (ТОР) способна дать колоссальные преференции и государственную поддержку не только крупным инвесторам, но и представителям малого и среднего бизнеса. Как стать резидентом ТОР и воспользоваться всеми льготами даже простому предпринимателю рассказал руководитель Комитета по планированию и развитию Забайкальского края Михаил Чуркин.
— Так что же такое ТОР?
— Территория опережающего развития — это набор дальневосточных мер поддержки. Прежде всего, это налоговые льготы, возможность подведения инфраструктуры за счёт государственного бюджета, это возможность получить льготный кредит, это помощь в привлечении рабочей силы. Это ограничение деятельности контрольных и надзорных органов — все проверки должны будут согласовываться с Минвостокразвития РФ. В общем, это целый механизм развития дальневосточного бизнеса, который теперь и нам стал доступен.
— Теперь у нас две ТОР, верно?
— Да, «Забайкалье» и «Краснокаменск». Раньше у нас была только ТОР «Краснокаменск» — недальневосточная — и за 4 года её существования реализовали только один проект. Оставшиеся пять даже не начали свою реализацию. Это связано с тем, что должны быть специальные люди, в чьи задачи входит территорию развивать. Но ни у муниципалитета, ни у якорного инвестора нет компетенций, чтобы это делать.
Сейчас у нас есть Корпорация развития Забайкальского края, которая помогает инвестору на ранней стадии работы: делают на основе идеи бизнес-план, финансовую модель, готовят все документы для получения кредита, подачи заявки в ТОР.
Есть Управляющая компания ТОР, которая даёт статус резидента и поддерживает на всём дальнейшем пути, решает проблемы, выделяет земельный участок, решает вопросы инфраструктурного обеспечения.
Также у нас есть Агентство по развитию человеческого капитала. Это как раз тоже дальневосточный институт развития, который, помимо выдачи дальневосточного гектара, занимается привлечением трудовых ресурсов. В том числе сейчас они проводят для нас обучение около 500 сотрудников.
— Что означает «стать резидентом ТОР»?
— Резидент ТОР — это любой предприниматель или организация, решившие реализовывать проект с суммой инвестиций от 500 тысяч рублей и нуждающиеся в мерах поддержки. Сюда не входит деятельность, связанная с торговлей и акцизными товарами. Любой может стать резидентом, достаточно желания.
— То есть от заявителя нужна только идея?
— От предпринимателя нужна идея, понимание, где он хочет реализовывать свой проект: земельный участок, помещение, цех. Также у него должна быть минимальная сумма, достаточная для софинансирования. В остальном государство поможет.
— В каких районах можно стать резидентом?
— В любых. Просто некоторые участки уже входят в ТОР, а другие нет. Но включение участка в границы ТОР — это всего лишь процедура. В течение примерно двух месяцев мы это делаем. Сейчас около 20% территории края входят в границы ТОР.
— Какую деятельность можно вести резидентам?
— Любую, кроме, как я уже сказал, торговли и акцизных товаров. На каждую деятельность разные налоговые ставки. Больше всего льгот получают люди, занимающиеся переработкой.
Что очень важно — это должен быть новый инвестиционный проект. Нельзя перерегистрировать старое производство. Это может быть уже зарегистрированное юридическое лицо, например, компания решила модернизировать оборудование. Такое тоже возможно. Главное, чтобы инвестиции были новыми.
— Какие преференции получают резиденты?
— Льготы, на самом деле, очень существенные. Прежде всего, страховые взносы на 10 лет составляют 7,6% — для всех остальных 30%. Нулевой налог на прибыль в течение 5 лет, на землю — 3 года, на имущество — 5 лет, а далее сниженный. Важно понимать, что меры поддержки рассчитаны на любой бизнес, это не обязательно должно быть крупное предприятие с сотнями работников. К нам заходят пекарни, кондитерские производства, забойные цехи с инвестициями на один, пять миллионов. Ничего фантастического делать не нужно.
— А есть у нас уже истории успеха в Забайкалье?
— Да. Например, завод «Инновация» запустил проект по производству пеллет, и мы ожидаем, что будет очень хорошее развитие. Также сейчас начинает развиваться завод по производству фронтальных погрузчиков. Строятся и частично уже введены в эксплуатацию цеха по производству кондитерских изделий. И про большие проекты, я думаю, тоже все уже слышали. Это Байкальская горная компания, которая разрабатывает Удоканское месторождение меди.
— Есть ли положительная динамика, заинтересованность бизнеса в статусе резидента ТОР?
— Наша цель сейчас в том, чтобы средний и малый бизнес Забайкалья тоже смог всеми преференциями воспользоваться. Поэтому мы выстроили конвейерную работу, которая функционирует всё лучше с каждым разом. Если месяц назад мы выносили на Наблюдательный совет, который и принимает окончательное решение, всего два проекта, то сейчас вынесли уже 11, а в конце года планируем ещё 20.
Мы выстраиваем отношения с бизнесом по принципу одного окна. Хоть это и набившая оскомину формулировка, но она отражает нашу работу точнее всего. Мало кто понимает, что у нас есть несколько институтов по развитию. Но мы максимально сейчас убираем между ними стены, работаем как одна команда.
Например, инвестор приходит в Корпорацию развития Забайкальского края, которая, по совместительству, является Агентством федерального привлечения инвестиций и поддержки экспорта. Коллеги готовят все документы, сами отправляют в Фонд развития промышленности либо ищут ему банк, готовый проект профинансировать. Сами же оформляют заявку в ТОР. В общем у нас сейчас задача выстроить такой конвейер, чтобы все стадии проходили максимально быстро.
Ещё очень важно, что это не только региональные, но и федеральные структуры. Некоторые проекты требуют поддержки на федеральном уровне. Например, обеспечение мощностями, включение в федеральную программу. Вернёмся к заводу «Инновация»: какое-то время пеллеты были исключены из списка субсидируемых товаров для перевозки. Обратившись в федеральные структуры, мы получили в этом вопросе поддержку для нашего проекта.
Хотелось бы отдельно сказать про ТОР «Краснокаменск». Это город со славной историей, стоящий у истоков советской атомной промышленности. Сейчас там реализуется несколько проектов «Росатома», в частности, «Рудник №6». Хочется, чтобы бизнес там тоже работал, люди не уезжали. Поэтому мы с рабочей группой поедем туда в ближайшие дни, встретимся с предпринимателями, выслушаем их идеи, посмотрим, что мы конкретно можем сделать для реализации их идей. Нужно, как сказал губернатор, чтобы Краснокаменск стал не просто формальным преференциальным режимом, а экономической точкой развития.
— Сколько времени занимает процесс оформления документов?
— Сроки сейчас серьёзно уменьшились. Раньше это занимало месяц примерно. Сейчас мы с коллегами процессы ускорили. Недавно компания пришла с одной только бизнес-идеей, никаких расчётов не было. Мы за неделю подготовили всю документацию, подобрали земельный участок, ещё за неделю отработали с Управляющей компанией и Минвостокразвития. Через две недели после обращения уже прошёл Наблюдательный совет, и теперь эта компания войдёт в ТОР.
Но мы на этом останавливаться не собираемся, будем ещё ускоряться, тем более, что министерство идёт к нам навстречу.
— Каковы сейчас ключевые цифры по ТОРам?
— Мы взяли хороший темп, наша ТОР «Забайкалье» сейчас вторая по Дальнему Востоку по числу привлечённых инвестиций. Мы рассчитываем всех победить и стать первыми. Сейчас у нас в работе 15 проектов и 152 миллиарда рублей. Из них фактически вложено 25 миллиардов и создано 678 рабочих мест.
— Где можно найти подробную информацию о ТОРах?
— На сайте, в Корпорации развития Забайкальского края или можно прийти прямо ко мне.