Десять лет назад из Читы ушёл штаб Сибирского военного округа, вызвав у многих ментальное похмелье и понизив имиджевый статус забайкальской столицы до уровня условного плинтуса. Чита вмиг перестала быть центром гигантского военно-административного образования, раскинувшегося от высоких берегов Амура до топких болот Ханты-Мансийска, превратившись в обычный заштатный город.
Тема сегодняшнего исследования проекта «Элиты Забайкалья» — влияние военного ведомства на гражданскую составляющую жизни региона. Мы также составим обобщённые портреты всех генералов, которые с 2010 года командовали 29-й армией и де-факто являются губернаторами Забайкалья. Только губернаторами военными.
Это колонка газеты «Вечорка» с её лучшими материалами. Подписаться на издание можно по индексу: П2259, купить в супермаркетах «Читинка», «Продмикс», «Привоз», фирменных киосках и в редакции газеты по улице Кастринская, 3. Также тексты издания доступны на сайте газеты.
«Шакалы» против семёновцев
История взаимоотношений военных с коренным населением Забайкалья всегда была непростой. На официальном уровне, конечно же, факт наличия в регионе частей сначала Советской, а потом Российской армий вызывал гордость и уважение, воплощённые в газетный штамп «военный форпост России на Востоке». На бытовом уровне военных по-тихому ненавидели, за глаза называя «шакалами» и «кадетами». В конце 90-х, например, им не могли простить такой мелочи, как права на бесплатный проезд в общественном транспорте. Потом стараниями местных энергетиков людей в погонах превратили в некое вселенское зло.
На фоне тотального кризиса неплатежей за коммуналку воинские объекты отключали с особой ненавистью. Это заставляло военных отвечать столь же беспредельной монетой — выставлять вооружённые караулы у трансформаторной будки или на люке теплоузла вдруг «заглохнет» БТР, БМП или даже танк. Потом был девятый вал рэкета у военных. Бандиты безжалостно трясли деньги у контрактников и молодых офицеров во всех гарнизонах края, разве что кроме Читы.
Военные на всё это отвечали взаимностью. Почитайте в интернете воспоминания тех, кто в разное время служил в Забайкалье. Нотки неуважения к местному населению есть практически везде. Забайкальцев называют семёновцами или белогвардейцами, даже не намекая, а прямо говоря о камне, который они держат за пазухой по отношению к армии. В жизнь такое мировоззрение воплощалось, когда выводились войска с так называемой Маньчжурской ветки. Все городки, которые можно было в целости передать местным властями, были безжалостно раскурочены, а потом брошены.
Впрочем, особенности человеческой памяти таковы, что плохое там хранится недолго. Поэтому последние 10 лет в Чите довольно многие продолжают ностальгировать по тем временам, когда у нас был СибВО, а в местные бюджеты текли налоговые реки с высоких зарплат штабных офицеров и генералов. В то же время на ветеранских интернет-форумах бурлит поток тёплых воспоминаний. Отставники вспоминают не дикое Забайкалье, а свою молодость.
Имя им — командармы
С 1 декабря 2010 года, когда Сибирский военный округ был официально упразднён, а на его базе в Забайкалье была сформирована 29-я общевойсковая армия, ей командовали четыре генерала.
Первым стал экс-командир Кантемировской танковой дивизии Александр Романчук. Из всех забайкальских командармов он был самым медийным.
Всё дело в том, что в 29-й армии несколько лет по инерции сохранялась должность помощника командующего по работе со СМИ. Отсюда регулярное общение Романчука с прессой, награждения журналистов и даже большое телеинтервью (факт с тех пор неслыханный) на телеканале «Альтес». Он даже позволил себе покритиковать губернатора Ильковского за его обещания вернуть в Читу штаб СибВО, назвав эту идею бессмысленной.
Как только куратор СМИ ушёл из армии, Романчук почти сразу же прославился на всю страну, попав в крайне неприятную ситуацию на репетиции парада в мае 2013 года. Видеоролик под названием «Пьяный генерал на параде в Чите» до сих пор можно найти на десятках сайтов. На нём можно увидеть командарма Романчука, который ну очень нетвёрдой походкой ходит по площади Ленина. После появления видео, военное ведомство поспешило заявить, что генерал просто… сильно устал.
Летом 2014 года Романчук покинул Читу, успев перед отъездом подарить музею Дома офицеров списанную БМП. Потом он был военным советником в Сирии. Успел отметиться и на Донбассе, но вовсе не в фейках укро-СМИ, а во вполне официальном статусе российского представителя в Совместном центре контроля за прекращением огня на юго-востоке Украины. Сейчас он возглавляет Общевойсковую академию. Последний раз Романчук попал в теленовости зимой нынешнего года. На похоронах бывшего министра обороны Дмитрия Язова, который, кстати, тоже служил в Забайкалье, он нёс портрет последнего советского маршала.
Романчука сменил Алексей Авдеев. В должности он пробыл с июля 2014 по апрель 2017 года. При нём Россия официально начала сирийскую кампанию, и Авдеев весьма значительное время провёл не в Забайкалье, а где-то на просторах пылающей Сирии. Из Читы Авдеева перевели на должность командующего единственной в России танковой армией.
Потом был Евгений Поплавский, приехавший в Забайкалье ещё полковником, успевший покомандовать бригадой в Борзе и несколькими парадами Победы в Чите. В ноябре 2018 года его сменил молодой генерал-майор из Самары Роман Бердников, первый высокопоставленный военачальник Забайкалья, в биографии которого нет службы в Советской армии. Он 1974 года рождения, в 90-е годы, когда он поступал в военное училище, СССР уже был историей.
Бердников на хорошем счету у руководства Минобороны. Как считают информированные источники «Вечорки» в армейской среде, в ближайшее время он может пойти на повышение, а 29-ю армию возглавит новый генерал.
Все командующие 29-й армией редко участвуют в статусных мероприятиях краевого уровня. Когда существовал СибВО, его главы всегда сидели в первых рядах на праздничных концертах в честь Дня рождения Забайкальского края или во время ежегодного послания губернатора. Теперь на такие мероприятия в основном ходят замполиты.
Исключением из этого стало неформальное появление губернатора Осипова, сити-менеджера Сапожникова и командарма Бердникова в «Удокане» вместе с жёнами на премьере популярной российской комедии «Холоп». Редкое фото семейного выхода выкинула в соцсети мимолётный экс-кандидат в губернаторы образца 2019 года Яна Шпак.
Аты-баты, на госслужбу
Самым высокопоставленным военным, когда-либо работавшим на Чайковского, 8, без сомнения, является нынешний вице-губернатор Андрей Гурулёв.
Появление бывшего первого замкомандующего Южного военного округа в кресле зама Александра Осипова, курирующего борьбу с различными ЧС, многими было воспринято с нескрываемым удивлением (впрочем, как и все кадровые решения Осипова) — обычно военачальники такого уровня оседают на тёплых должностях в Москве.
Сам Гурулёв на момент назначения тёмной лошадкой для забайкальцев не был. У него забайкальские корни. Дядя генерал-вице-губернатора долгое время был директором Читинского мясокомбината, а двоюродный брат Михаил возглавлял краевую «Службу единого заказчика». В Борзе Гурулёва помнили как командира 272-го мотострелкового полка, которого как огня боялись отморозки из «пивзаводской» группировки. Все бандитские поползновения в адрес своих подчинённых он выжигал калёным железом.
Из руководителей второго эшелона на ум сразу приходит бывший начальник регионального ГУ МЧС, ныне общественник Борис Песняк (единственный генерал, который не покинул Забайкалье). За ним идут экс-военком Читинской области Василий Порскало (сотрудник губернаторского управления, курирующего взаимодействие с силовыми структурами) и экс-командир полка гражданской обороны Владимир Пестов (сначала начальник областного МЧС, потом советник губернатора Гениатулина). В замах по ЖКХ у мэра Читы Анатолия Михалёва недолго ходил экс-командир 101-й бригады связи Владимир Партин.
Среди действующих чиновников «Вечорка» также отыскала бывшего начальника инженерной службы 212-го окружного учебного центра СибВО Александра Жужурина (ныне начальник краевого департамента по делам ГО и ЧС). Говоря о трудоустройстве офицеров на гражданке, нельзя не вспомнить и человека-легенду Владимира Вербича.
Должность военного коменданта Читинского гарнизона он занимал 22 года — с 1988 по 2010 год, будучи грозой для нескольких поколений солдат-самовольщиков и офицеров-пьяниц. Выйдя на пенсию, он нашёл себя в должности директора Читинского драмтеатра. Сегодня трудится в одном из энергопредприятий Читы и, говорят, тоже не собирается никуда отсюда уезжать.
Военные чудачества
Иногда военные попадают в Забайкалье в историю, но не в прямом, а в фразеологическом смысле слова.
Бывший советник губернатора Гениатулина Эдуард Соломкин, ныне проживающий в Москве, на каком-то светском и очень культурном мероприятии, будучи в приподнятом настроении, едва не побил последнего командующего СибВО Владимира Чиркина. Говорят, что дошло до хватания за грудки и криков: «Ты кто такой? Встать, когда с тобой советник губернатора разговаривает!» История умалчивает, что потом было с распоясавшимся чиновником.
Более круто закончились посиделки трёх командированных полковников в одном из читинских кафе. Сначала у них возник конфликт, а потом и драка с группой молодых людей, которые были в этом же заведении. Последние были спортсменами и, видимо, имели серьёзный криминальный опыт и считали, что легко поставят вояк на место. Всё это им не помогло. Несмотря на численное превосходство соперников, полковники очень профессионально навешали им люлей. Потом разошлись так, что полиция даже убоялась их задерживать. Пришлось вызывать едва ли не весь руководящий состав гарнизонной комендатуры.
Про последний случай, когда в Чите вертолёт случайно из авиационной пушки выстрелил по пятиэтажке на Школе 17, помнят все. Однако не все знают, что в конце 90-х был более вопиющий случай. Тогда в Атамановке с территории 103-го БТРЗ случайно выстрелили из… танка. Очевидцы говорят, что снаряд, к счастью, упал в безлюдном лесном районе.
И уж как не вспомнить вопиющий случай 13-летней давности (шагнём немного в прошлое), который вошёл в криминальную историю России. В мае 2007 года большая группа — более 150 человек — выпускников школы прапорщиков СибВО торжественно убыла из Читы к новому месту службы. Как только поезд отъехал от перрона читинского вокзала, от торжественности не осталась и следа. Прапорщики начали пить. Дикая попойка переросла в дебош. Полностью разнесли два вагона.
В Улан-Удэ на вокзале поезд встречали более 300 сотрудников милиции, ОМОНа и военной комендатуры. Нескольким десяткам задержанных прапорщиков пришлось давать пояснения не только по поводу драки. Дело в том, что их отъезд из Читы совпал с громким ограблением Сбербанка. Следствие поначалу обоснованно подозревало, что преступление в качестве дембельского аккорда могли совершить покидающие Читу военные. Версия потом не подтвердилась.
(Продолжение следует)