Всё начинается с магического портала. Или, может, высокотехнологичного телепорта. Пять минут назад мы были в ухоженном районе — горбольница, Wildberries, красивая Ленина на перекрёстке с Баргузинской. Но вот два квартала вниз и чуток налево... и гетто. Здесь, из-под Батарейной сопки, Читинским гарнизонным районным судом и чем-то вроде промзоны или свалки начинается одна из центральных улиц Читы — Амурская.
Проект «Прогулки по городу» стартовал на «Чита.Ру» ещё в 2013 году. Мы прошли по городу и его улицам зимой, весной, летом и осенью. Позже из этого проекта выросли новые - «Городские мелочи», «Незастроенная Чита», «Окраина», «Прогулки по времени» и другие. Мы не перепечатывали энциклопедические статьи о городе. Мы описывали его таким, каким видели сами. Где-то неуютным, не обустроенным, небрежно застроенным, но всё равно, безусловно, родным и любимым.
Спустя восемь мы вновь пройдём по Чите. Посмотрим, изменился ли город. Стали ли ровнее дороги, уютнее парки, выше деревья, счастливее лица прохожих. Пойдёмте вместе.
Здание гарнизонного суда эклектичное. Здесь вот так начали ремонтировать, а тут эдак — и вроде нигде до конца не довели. Раньше было веселее, кажется.
Двое мужчин в форме грозят, что здание правительственное, им вторит вывеска: ей не лень повторять дважды.
Прощаемся со злачным районом. На углу с Баргузинской — магазин, который был «Океаном» когда-то. Потом побывал «Привозом», а теперь с одной стороны — вновь «Океан», с другой — Prodmix.
А через перекрёсток — уже не на Амурской, но очень видная — церковь баптистов «Антиохия». Вокруг бродит молодёжь. А недалеко домишко, в котором, несмотря на мусор вокруг, есть спутниковое что-то.
Гостиница «Столица» приглашает в конференц-зал, тренажёрку и кафетерий. Похоже здание гостиницы скорее на тюрьму или больницу.
Каждый раз, оказываясь на Амурской, на этих её перекрёстках, ощущаешь и эту самую глубину сибирских руд, и гордое терпение. Ведь терпят эти здания и дурацкий осовремененный ремонт, и уродующие фасады белые стеклопакеты и кондиционеры... терпят и остаются благородными под этим всем. И если вертеть головой влево-вправо, можно вновь попасть в телепорт.
Вот ветнадзор — с элегантной вывеской. Чуть дальше — потёртый военкомат. Тут не просто так, тут тоже есть сердитые вывески, чтобы кто попало не ходил. А только чтобы прибывшие отдать долг Родине — и не где-то, а с Амурской заходили, где положено. В следующем доме же торгуют свежим мясом... (Все совпадения случайны — прим. авт.)
Возле заброшки по адресу то ли Амурская, 20, то ли 22 — ждёт кого-то почтовый ящик. Ещё восемь лет назад бывшую инфекционку начали превращать в социальную гостиницу. Но не получилось.
Минсельхоз и Россельхозбанк мирно делят серый основательный дом. И дальше становится веселее: ведь впереди Сквер любви и верности. Похорошел!
Здесь тоже появился книжный шкафчик с небогатым, но пёстрым набором экспонатов.
В доме №36 соседствуют «Привоз» и «Котокафе» — мой спутник тут же рассказывает, что котики там ему показались замученными и озлобленными.
Раньше тут была позная, сейчас кондитерская. Цвет отреставрированного здания из-за пасмурной погоды стал сложным и изысканным.
Чуть в глубине улицы таится Забайкальский краевой суд. Вот откуда к нам приходят истории проекта «Дело прошлое»! Дерево возле суда не избежало участи стандартизации.
Центр борьбы со СПИДом и «Удача» — с годами они не меняются.
А вот канал пересох. Место здесь прелестное, если его привести в порядок — была бы сказка. Пока же приходится смотреть расфокусированно, чтобы видеть красоту, а мусор не видеть. Импровизированная смотровая площадка чуть дальше почти ничего не даёт рассмотреть: застроили обзор.
Дальше идут новые чудеса благоустройства, вечнозелёные буквы про ремонт, старенький, но живучий травмпункт, не менее живучий наркологический диспансер. Усилия не думать о запустении и разрухе разбиваются об очередной огрызок тополя, иронично торчащий на фоне жизнерадостного баннера.
Древность переползает в современность и иногда сливается: доходный дом Онучиной, кафедра психиатрии, юрфак, сауна, магазины товарищества братьев Самсоновичей, они же Party bar...
«Центавр» жив и зовёт смотреть на любимых героев. А у прокуратуры загадочная аркада и всего в достатке на фасаде.
Взывают к тем, кто захочет благоустроить, и вывеска, и дерево. Восемь лет назад камни стояли кругом, а место навевало чуть меньше ассоциаций с одержимыми домами и болотами где-то на задворках. Зато теперь здесь есть высоченные скамейки.
Внезапная монументальность через дорогу и памятник геологу, знаменитый отсутствующей запятой.
Один из первых ночных клубов, «Золотой Олимп» (в который я ни разу не попала), теперь квартирует товары для всей семьи. Зато магазин «Сапфир» явно намерен пережить всех и вся. Немного заземляет диспансерное отделение Кандинки — и начинается «подземный переход, базар, вокзал».
Храм сияет и звонит — кажется, руками прихожан.
Здесь как ни пройдёшь — каждый раз новое кафе. То ли счастливое место для общепита, то ли не очень. А дальше многое меняется, но Egoist и «Четыре глаза» как стояли, так и стоят.
Деревья как бы говорят нам, что неа, не сдадимся.
Амурская начинает потихоньку превращаться в Кастринскую, а действительность вокруг снова становится пёстрой и контрастной.
Министерство образования немного осыпалось, зато на другой стороне улицы оптимистичная вывеска для любителей домашних заготовок.
Объектом культурного значения с внушительной пикой, а дальше — забором, за которым прячется малый дацан, заканчивается эта дождливая пасхальная прогулка по Амурской. Возможно, мы вернёмся ещё через несколько лет.