Когда рождается недоношенный ребёнок, за всеми его жизненными показателями следит специальная аппаратура — прикроватный монитор. Они бывают и для взрослых пациентов, но именно в случае с детьми особенно важны технические характеристики — прибор должен измерять уровень выдыхаемого углекислого газа, следить за частотой сердечных сокращений, измерять температуру. Новая техника в начале января 2022 года поступила в Забайкальский перинатальный центр в Чите на Коханского, 16. Разбираемся, почему эта поставка может показаться спорной.
Китай по цене Европы
Начальная максимальная цена контракта составляла 13,9 миллиона рублей. Начальник отдела госзакупок перинатального центра Валерий Орловский объяснил мне, что рассчитывалась цена исходя из коммерческих предложений от минимум трёх поставщиков из разных городов.
— Мы не из головы эти цифры брали. Ориентировались на европейских производителей, думали, что закупим на 13–15 миллионов.
Поставщик снизил начальную цену на 25% — это составило порядка 3 миллионов. Мониторы закупили у архангельской компании «Русмед групп», всего 10 штук по цене миллион с копейками. Производитель аппаратов — китайская фирма Shenzhen Comen Medical Instruments. По данным официального сайта, основана в 2002 году, выступает ведущим мировым производителем медицинского оборудования, в том числе прикроватных мониторов пациента, реабилитационной техники, дефибрилляторов, хирургических ламп. В перинатальный центр приехали мониторы марки Comen WQ-002, 2021 года выпуска.
Владелец и директор «Русмед групп» — Альберт Терликов, также владеющий компанией «Комен-Мед» — судя по всему, эта компания наряду с другими партнёрами представляет китайскую фирму Comen в России. Прибыль «Русмед групп» — 3,2 миллиона на 2020 год, выручка на этот же год составила 60,1 миллиона. За 2021 год компания заключила пять контрактов по госзакупкам на 56,6 миллиона рублей.
В том числе поставляла прикроватные мониторы для Дальневосточного центра лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций минздрава Хабаровского края — на 8,5 миллиона рублей. Подобную технику поставляли для Детской областной больницы Калининградской области на 18 миллионов рублей.
Почём мониторчики?
Мониторы от Comen представлены в розничной и оптовой продаже на разных сайтах-поставщиках медтехники. Давайте посмотрим на цены по данным на 13–25 января 2022 года:
• medbyer.ru — 435 027 рублей;
• medsist.ru — 450 000 рублей.
Доставка до Читы — в районе 500 рублей. Выходит, перинатальный центр в Чите закупил мониторы вдвое дороже?
Альберт Терликов на просьбу рассказать о причинах такой разницы в стоимости сначала сказал, что такие мониторы нигде не продаются в розницу.
— Это всё ерунда. В интернете это чушь собачью пишут.
— Значит, это мошеннические сайты? Они выдают себя за продавцов медицинского оборудования?
— Я не знаю, какие конкретно сайты вы имеете в виду. Но в интернете, сами знаете, очень много всякой ерунды. Это один момент. Второй момент. Мониторы — это очень специфическая техника. От комплектации может в несколько раз зависеть цена. Все комплектующие разные — может цена монитора в несколько раз меняться. Цена самого монитора — это ерунда по сравнению с модулями. Это модульный монитор.
Как специалист Альберт Терликов несколько раз сделал упор на специфичность вопросов и тонкостей. Например, модуль измерения уровня углекислого газа — капнометрии, или кислородный модуль. Он не указывается, по словам Терликова, в накладной, но есть в техзадании. И аппаратура, которую он поставил в перинатальный центр, в полной комплектации как раз стоит миллион.
— Это очень специфично, и нельзя сказать, что какой-то монитор столько-то стоит.
Так же точно Терликов объяснил разницу в цене мониторов, которые уехали в Хабаровский край. Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения Comen Star 8000. По контракту одна штука стоила 424,9 тысячи. В интернет-магазинах медоборудования их предлагали от 58,9 тысячи рублей (bazismed.ru) до 125 тысяч рублей со скидкой (eurosmed.ru).
Источник «Чита.Ру» в сфере поставок медоборудования попытался запросить цену на мониторы Comen WQ-002 в полной комплектации у российских партнёров компании Comen (comenrus.ru)— увы, безуспешно. На запрос коммерческого предложения просто не приходил ответ. Однако этот же источник утверждает, что полный комплекс со всеми модулями схожих характеристик монитора Comen обошёлся бы максимум в 700 тысяч рублей.
Кроме того, петербургский поставщик Kranz, также сотрудничающий с компанией Comen, у себя на сайте позиционирует закупленную в перинатальный центр модель монитора как транспортный. Такие аппараты используются в машинах скорой помощи, а также временно подсоединяются, когда пациента нужно перевезти из палаты в палату. Тот же источник в медицинской сфере объяснил, что по техническим характеристикам транспортный монитор обычно слабее, чем стационарный.
Министерство здравоохранения Забайкальского края, судя по всему, аппаратурой довольно.
— Приёмка оборудования осуществлялась комиссионно. По результатам приёмки установлено, что параметры, указанные в эксплуатационной документации к мониторам медицинским многофункциональным, вариант исполнения QW-002, полностью соответствуют требованиям, заявленным заказчиком, кроме того, на оборудование предоставлены все необходимые документы. После установки мониторов проведено обучение медицинского персонала. В настоящее время все мониторы работают в штатном режиме, выполняют необходимые функции и позволяют предоставлять качественную и эффективную медицинскую помощь пациентам, — рассказали в ведомстве.
Это как «Ауди» и «Лада Калина» — колёса же есть
Начальник отдела госзакупок перинатального центра Валерий Орловский объяснил разницу законами рынка и правилами госконтрактов.
— Мы изначально закладывали в закупку мониторы европейского производства, потому что они по качеству были лучше под наши нужды. То есть у нас специфическое учреждение, у нас всё-таки новорождённые дети, в том числе с патологиями. Но вышел поставщик с аналогом. Была проведена полная комиссия приёмочная, все функциональные характеристики изучены, подключены, проверены медицинским персоналом, инженерами.
Пришли к выводу, что эти мониторы полностью соответствуют техническому заданию, а то, что их рыночная цена оказалась ниже, чем по госзаказу — так система госзакупок работает, с этим ничего не сделаешь. Порой вообще выходит единственный поставщик на закупку и продаёт по цене вдвое выше рыночной.
Валерий Орловский подчеркнул, что законных оснований указать поставщику на цену выше рыночной у перинатального центра не было. И привёл интересную метафору про цены и качество.
— У них высокая маржинальность вышла. Они вышли на торги с аналогом, который стоит дешевле, но по факту характеристикам и функциям они соответствуют. То же самое, как если бы мы закупали автомобиль и думали о том, что вот нам бы хотелось в перинатальный центр, допустим, «Ауди». А вышел человек с «Ладой Калиной». Мы смотрим: автомобиль легковой? Легковой. Седан? Седан. Колёса есть? Есть. Это ровно то же самое. То есть по функционалу он полностью удовлетворяет медицинский персонал.
Мы почему досконально проверяли этого поставщика? Мы очень сомневались, что Китай вышел к нам. Проверили мониторы — они действительно качественные. Действительно хорошие мониторы. А то, что они на них заработали — это рынок так работает. Мы даже рады экономии, потому что рассчитывали потратить порядка 15 миллионов, а вышло всё это на 10. Мы сэкономили, закупили для учреждения дополнительный инфузионный насос. Даже в этом плане выгодно получилось.
К сожалению, Валерий Орловский знает всё про документы, но не разбирается в медицинской технике. Однако он уверен, что присутствовавшие на комиссии по приёмке инженеры и медики проверили технические характеристики мониторов.
Два работающих в перинатальном центре специалиста не подтвердили информацию о том, что два из 10 поступивших новых мониторов уже ломались, и их ремонтировали. Опровергла эти сведения и инженер Мария Нечаева. Вроде бы новая техника работает как надо, медики на неё не жалуются. Правда, пока я говорила с сотрудниками перинатального центра, всплыла тема старой аппаратура, которая как раз даёт сбои. Например, врач пожаловался на кардиотокографы (они измеряют частоту сердечных сокращений плода):
— Они старые, ломаются, их пытаются чинить. Будут ли новые закупать — нам не говорят. На пациентках это не сказывается, а вот на нас — да.