В первых числах июля 1990 года в Читинской области зарядили дожди. Поначалу казалось – просто непогода, но когда уровень воды в реках превысил норму в один метр – забеспокоились. Буквально за сутки эта «глубина беспокойства» подскочила до 5 с лишним метров.
До сих пор считалось, что самое крупное наводнение в Забайкалье произошло в 1948 году. Потоп 1990 года превысил его показатель на 36 сантиметров, хотя раньше считалось, что такие крупные наводнения в регионе случаются раз в 100 лет.
В первые дни стихия в Улётовском районе и Агинском округе смыла 68 мостов, затопила около 1,5 тысячи домов. Спасатели эвакуировали более тысячи человек.
«Вертолёт делает несколько кругов над селом старая Кука. Здесь как раз движется вал воды, направляющийся по Ингоде к Чите. В очерченных заборами границах кружатся в водоворотах поленницы. Залиты поля с посадками картофеля, овощей, зерновыми. Русло реки определить уже невозможно, наводнением охвачены десятки километров поймы».
Улёты спасла только дамба, которую подсыпали, начиная с 11 июля. Тяжелее всего пришлось сёлам Стародоронинское и Арта. Последнее полностью скрылось под водой. Неподалёку с летней стоянки успели угнать 250 коров и вывести из зоны затопления одну отару. Детей из Арты вывезли на незатопленные чабанские стоянки и в близлежащие сёла, большинство взрослых пережидали большую воду на холме. 12 июля вода здесь начала спадать, но передвигаться всё равно можно было только на лодках.
«На правом берегу отрезаны 22 наших работника, - дополняет картину старший мастер Артинского мастерского участка лесозаготовителей Юрий Каргин. – Шестой год прошу у объединения «Читалес» моторную лодку – и всё без толку. Люди сейчас там сидят без продуктов. У меня дома – хлеб, тушёнка, а доставить не на чем».
В посёлке Лесной городок военные на бронетранспортёрах спасли 200 граждан КНР, работавших здесь по контракту на вырубке леса и спрятавшихся от наводнения на крышах вагонов. В Ленинском, Оленгуе, Сыпчегуре к 12 ноября паводок спал и жители начали возвращаться в дома. Там пострадали 483 двора, снесло 12 километров изгороди, развалилась 201 печь, требовали ремонта две школы, детсад, мосты, автодороги.
Гидрологи прогнозировали, что через пару дней паводок станет стихийным бедствием на Ононе, Шилке, Хилке, Амазаре.
В Агинском округе вода в первые дни паводка снесла 12 мостов и отрезала от большой земли сёла Ара-Иля, Урей, Эбэр-Алханай. В Дульдургинском районе оказалась всего одна моторная лодка, на которой несколько дней подряд из зоны бедствия вывозили детей. Под воду ушла часть домов в Агинском и Могойтуе. По предварительным подсчётам, ущерб, нанесённый жителям и хозяйству округа, превысил 6 миллионов рублей.
«Большое мужество проявил чабан колхоза имени Свердлова Д.Бишиев. Мощный вал воды, идущий по речушке Усть-Чиндалей, настиг его отару на пастбище. Спасая овец, животновод погиб…
Совместными усилиями удалось отстоять большой мост возле села Ага-Хангил, соединяющий Агинский и Могойтуйский районы. И здесь не обошлось без жертв: погибли двое человек».
В Чите вода легко смыла сооружённые наспех насыпи и дамбы. Город оказался абсолютно не готов к наводнению, население вовремя не было предупреждено об опасности. Больше всего пострадал район Большого Острова, где дома затопило в считанные часы – большинство людей не успели спасти своё имущество. В сводках сообщается о четырёх погибших в областном центре. Двое из них – пенсионеры, спустившиеся в погреб за запасами продуктов, и, судя по всему, задохнувшиеся скопившимся на дне газом.
«К зоне затопления, затормаживая движение спасательной техники, ринулись любопытствующие на частных автомашинах. Сотни людей, как на праздник, пришли пешком посмотреть… на беду. Немало жителей, к чьим домам вода не дошла, безразлично взирали на то, как их соседи обречённо пытаются спасти от наводнения нажитое. Откуда-то появилось множество подвыпивших гуляк, на которых пришлось отвлекаться и так занятой до предела милиции. Отмечены случаи мародёрства, краж из покинутых людьми домов…
Никто из руководителей крупных предприятий города, кроме тех, кто сам попал в беду, даже не удосужился позвонить в штаб и предложить помощь людьми и техникой».
13 июля уровень Ингоды около Читы начал снижаться. В Антипихе большинству дачников пришлось отсиживаться на крышах.
На следующий день, 14 июля, руководство города и области начало решать вопрос об оказании безвозмездной помощи наиболее пострадавшим семьям. Особенно тяжёлое положение сложилось в посёлке Приисковый, где эвакуировали всех жителей. Вода перерезала автотрассу Чита-Дарасун. Начинал набирать обороты паводок на Ононе, Мензе. Затопление грозило Акше, Александровскому заводу, Газимурскому заводу и другим населённым пунктам. Из районов затопления было эвакуировано более пяти тысяч человек, нанесённый ущёрб на 14 июля оценивался в 162 миллиона рублей. Погибли 6,5 тысячи овец, более 200 коров, пострадало свыше 120 тысяч гектаров зерновых и около 200 тысяч других посевов.
«Направлены телеграммы в «центр» о постигшем область бедствии – Борису Ельцину, Николаю Рыжкову, готовится письмо Михаилу Горбачёву. Если Москва не поможет нам восстановить ущерб, то придётся полностью прекратить жилищное строительство, реализацию других программ».
Председатель Верховного Совета Союза федеративных республик Борис Ельцин ответил Чите телеграммой.
К 16 июля подъём воды продолжился в Нерче, Ононе, была подтоплена пойма Аргуни, на остальных территориях вода отступала. Сумма ущерба превысила 400 миллионов рублей, убытки в аграрном секторе составили более 100 миллионов, 48 миллионов рублей потеряла железная дорога. Объём ремонтно-восстановительных работ в Читинской области был оценён в 200 миллионов рублей. Оказание материальной помощи пострадавшим было переложено на местные бюджеты.
*при подготовке материала использовались публикации В.Михайлова, Д.Амоголонова и А.Селезнёва в газете «Забайкальский рабочий» за июль 1990 года.