спецпроект Читинского городского портала
Учителям
“
Мы чисто физически не можем принести букет всем учителям, которым безмерно благодарны. Часто не можем даже просто позвонить и сказать "спасибо" - в наших гаджетах есть полмира, и нет номеров ваших телефонов. Но именно благодаря вам, наши учителя, мы можем многое, в том числе делать проекты, подобные этому. Мы усвоили ваши уроки, мы продолжаем учиться сами и учить тех, кто приходит за уроками уже к нам. Этим спецпроектом мы обнимаем всех, кто не побоялся невероятной ответственности - быть Учителем.
ИСТОРИЯ
некоторые вехи в становлении читинской системы образования
Эта небольшая статья не претендует на научность - показать полную картину истории образования Читы могут лишь учёные специалисты. Тем не менее, мы собрали некоторые факты, чтобы убедиться - учительско-преподавательское сообщество города может гордиться большим пройденным путём и богатым наследием читинского просвещения.
Историю читинского образования можно отсчитывать с конца XVII века, когда рядом с плотбищем на устье реки Читы появилась Читинская слобода. Дети первых читинцев обучались основам грамоты дома — в этом смысле ситуация с образованием принципиально не менялась до середины XIX века, хотя большой вклад в общий уровень образованности читинских детей внесли декабристы, особенно проживший здесь до 1863 года Дмитрий Завалишин.
Чита в 1878 году

Настоящая планомерная работа по созданию в Чите системы образовательных учреждений началась после придания ей в 1851 году статуса города. Сложно было привлечь чиновников, да и вообще взрослых семейных людей на работу в город без гимназий и училищ. Первое образовательное учреждение в Чите появилось в 1859 году - им стал Мариинский женский детский приют, который сначала выполнял функции начальной школы для девочек и мальчиков.
В 1865 году открыто Михаило-Архангельское приходское училище, проработавшее в разных статусах вплоть до 1917 года.
В 1865 году открыто Михаило-Архангельское приходское училище, проработавшее в разных статусах вплоть до 1917 года.
Фрагмент панорамы Читы 1878 года

В том же 1865 году военный губернатор Забайкальской области Николай Дитмар по сути самовольно, не имея высочайшего утверждения, открыл в Чите мужской пансион для мальчиков всех сословий - в пансион пришли обучаться почти 250 читинских мальчишек. А уже в следующем году губернатор открыл женское училище, преобразованное в 1871 году в 5-классную прогимназию. Училище также было открыто неофициально и поначалу существовало не на государственные, а на попечительские деньги. Средних учебных заведений в Чите по-прежнему не было, хотя даже Забайкальское казачье войско нуждалось в 328 офицерах, которых негде было выучить.
Мужская классическая гимназия открылась в Чите 30 августа 1884 года, она заняла двухэтажное здание на улице Большой (Ленина). Почти сразу власти города приступили к строительству капитального каменного здания под нужды гимназии. В 1891 году гимназия переехала в новое здание на улице Бульварной (Бабушкина) - сегодня в нём расположен один из корпусов медакадемии. Дети дворян, чиновников, казаков, мещан, крестьян изучали в гимназии латынь, греческий, немецкий, французский языки, математику, историю, географию, русский язык, Закон Божий и другие науки.
Мужская классическая гимназия открылась в Чите 30 августа 1884 года, она заняла двухэтажное здание на улице Большой (Ленина). Почти сразу власти города приступили к строительству капитального каменного здания под нужды гимназии. В 1891 году гимназия переехала в новое здание на улице Бульварной (Бабушкина) - сегодня в нём расположен один из корпусов медакадемии. Дети дворян, чиновников, казаков, мещан, крестьян изучали в гимназии латынь, греческий, немецкий, французский языки, математику, историю, географию, русский язык, Закон Божий и другие науки.
В 1893 году уже упоминавшаяся нами женская прогимназия получила статус женской гимназии. Но переехать в новое просторное каменное здание - туда, где сегодня расположены современные исторический и филологический факультеты ЗабГУ на перекрёстке Софийской (Бутина) и Уссурийской (Чкалова), - ей было суждено только в 1909 году. А деревянное здание на Иркутской (Полины Осипенко) заняла уже 2-я читинская женская гимназия. Ещё две гимназии были открыты в Чите в начале ХХ века в частном порядке.
Систему среднего образования до революции дополняли епархиальные училища, в которых готовили духовенство. В частности, женское епархиальное училище находилось в здании современной школы №32 на улице Троицкосавской (Балябина). Выпускницы гимназий и епархиальных училищ помимо прочего имели право преподавать на дому и в начальных школах.
Медицинское образование в Чите начало развиваться с появлением в 1872 году Читинской войсковой военно-фельдшерской школы при лазарете, а также повивальной школы с годичными курсами для акушерок — особенно востребованными медики стали с началом I Мировой войны.
Строительство же Транссибирской магистрали повлияло буквально на все сферы жизни города, в том числе и на образование. Благодаря ему на Чите-I в конце XIX века появились не только ремонтные мастерские с обучением слесарным и другим техническим профессиям, но и открыта 2-классная школа, прямой наследницей которой сегодня остаётся средняя школа №45 на улице Горбунова.
Строительство же Транссибирской магистрали повлияло буквально на все сферы жизни города, в том числе и на образование. Благодаря ему на Чите-I в конце XIX века появились не только ремонтные мастерские с обучением слесарным и другим техническим профессиям, но и открыта 2-классная школа, прямой наследницей которой сегодня остаётся средняя школа №45 на улице Горбунова.
Группа рабочих и служащих у здания железнодорожных мастерских в Чите; в центре - министр путей сообщения М.И.Хилков. Май, 1904 год.

22 октября 1900 года Чита сделала огромный рывок в сфере образования - город получил свою собственную учительскую семинарию. На тот момент она стала единственным заведением профессиональной подготовки учителей от Байкала до Владивостока. И одной из двух семинарий империи, где изучался местный национальный язык - бурятский. Кроме читинской национальный язык учили только в Закавказской семинарии. В 1902 году семинария въехала в каменное здание на перекрёстке Албазинской (Курнатовского) и Песчанской (Подгорбунского) - современное здание школы №3 возле Пионерского парка. За 20 лет учреждение выпустило несколько сотен педагогов, бесценно повлиявших на общий уровень грамотности в регионе. Первых обученных в Чите профессиональных учителей.
Учительская семинария на Албазинской

Количество читинских школ начало стремительно расти. На Острове, в здании, занимаемом сегодня школой №13, в 1914 году открылось сразу две школы: №7 и №13. Уже работали минимум 5 церковно-приходских школ, 1-классные и 2-классные начальные школы, в том числе в Антипихе и Черновских копях.
Школа на Черновских копях, 1915 год

Центром профессионального образования до революции было Читинское ремесленное училище Императора Николая II - главный его корпус сегодня можно найти по адресу Профсоюзная, 18, а здание администрации училища - на Петровской, 36. Училище имело собственные слесарно-механическую и столярно-токарную мастерские, кабинеты физики, химии, геодезии, механики, механической и химической технологий, естествознания, сельскохозяйственного, строительного и горного дел, рисования, черчения, фундаментальную и ученическую библиотеки. На базе училища была построена первая в Чите электростанция.
Кроме него в городе работало землемерное училище.
Кроме него в городе работало землемерное училище.
С установлением в стране власти Советов система образования начинает унифицироваться. На смену различным типам начальных школ приходят школы 1-й ступени с пятилетним обучением. Гимназии, реальные и епархиальные училища, семинария тоже ушли в прошлое, уступив системе единой трудовой школы, включавшей в себя все городские школы 2-й ступени. В 1929 году в Чите было введено обязательное 7-летнее образование, а в 1934 - единый для всей страны тип образовательных школ. Новые школы, в том числе школу №1, помогали строить комсомольцы.
Городской актив пионерработников Читы-II, 1930 год

В 1917 году было создано политехническое училище, из которого естественным образом вырастут политехнический (лесотехнический) и горный техникумы, а в 1927-м открыт медицинский техникум, ставший прообразом будущего Читинского медучилища.
В это же время в школах начинают обращать внимание на физическую подготовку учеников. А с началом Великой Отечественной войны вводятся уроки по агротехнике, вождению, механике сельскохозяйственных машин. В 1943 году школы вновь были разделены на мужские и женские, возврат к общеобразовательным школам произойдёт только в 1954 году.
В это же время в школах начинают обращать внимание на физическую подготовку учеников. А с началом Великой Отечественной войны вводятся уроки по агротехнике, вождению, механике сельскохозяйственных машин. В 1943 году школы вновь были разделены на мужские и женские, возврат к общеобразовательным школам произойдёт только в 1954 году.
Пионеры в Горсаду, 1957 год

Первые попытки создания высшего учебного заведения предпринимались ещё в период Дальневосточной республики, столицей которой была Чита. В октябре 1921 года власти республики учредили Государственный институт народного образования, начавший стремительно развиваться. В институте работала своя философская ассоциация, издавалась собственная газета и сборники научных статей. В марте 1923 года институту был придан статус Читинского государственного университета, а в октябре того же года вуз перевели во Владивосток. Следующей точкой отсчёта станет 1938 год, когда в городе открылся Читинский государственный педагогический институт с тремя факультетами: историческим, русского языка и литературы и физико-математическим. Отучиться полноценных 4 года у первых выпускников ЧГПИ не получилось - большая часть из них ушла на фронт.
Первый выпуск ЧГПИ

Работников начального образования после революции готовили в Читинском педагогическом техникуме, основанном в 1937 году, но имеющем гораздо более глубокие корни - вырос он из педагогических курсов, созданных областным земством ещё в 1919-м.
Знакомая нам современная система образования в Чите формировалась в послевоенное время. В 1940-х годах школы начали получать пристройки для занятий физкультурой, трудами и начальной военной подготовкой. С 1958 года начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению. В конце 1960-х начало развиваться кабинетное обучение, при котором кабинеты в школах из универсальных переоборудовались в предметные, с большим количеством наглядных и методических материалов. В этот же период срок начального обучения был сокращён с 4 до 3 лет.
С 1953 года начинает работу Читинский государственный медицинский институт - тогда у вуза ещё не было собственных корпусов, общежитий, а 200 студентов учились в зданиях Областной партийной школы и мужской средней школы №3. Но к началу 60-х у института будет уже несколько собственных корпусов и два общежития — спрос на медицинское образование оказался стабильно высоким.
Знакомая нам современная система образования в Чите формировалась в послевоенное время. В 1940-х годах школы начали получать пристройки для занятий физкультурой, трудами и начальной военной подготовкой. С 1958 года начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению. В конце 1960-х начало развиваться кабинетное обучение, при котором кабинеты в школах из универсальных переоборудовались в предметные, с большим количеством наглядных и методических материалов. В этот же период срок начального обучения был сокращён с 4 до 3 лет.
С 1953 года начинает работу Читинский государственный медицинский институт - тогда у вуза ещё не было собственных корпусов, общежитий, а 200 студентов учились в зданиях Областной партийной школы и мужской средней школы №3. Но к началу 60-х у института будет уже несколько собственных корпусов и два общежития — спрос на медицинское образование оказался стабильно высоким.
В 1951 году на базе школы десятников организован Читинский строительный техникум, давший толчок началу интенсивной застройки города. А возросшая потребность в инженерно-технических кадрах стала причиной открытия в Чите общетехнического факультета Иркутского политехнического института — в 1974 году он станет Читинским политехническим институтом, после чего Чита впервые перестанет нуждаться в приезжих инженерных кадрах, хотя именно в 60-х и 70-х Читу накрывает миграционная волна — в быстро растущий город едут из разных уголков СССР.
Корпус политехнического института на Кастринской

К началу 80-х в Чите действовали 43 средние, одна начальная и три восьмилетние школы. В 90-х годах вновь возникают гимназии, частные школы, лицейские классы при вузах.
В наше время в систему городского образования включены 43 средних и две начальных школы, две многопрофильных гимназии, школа с углублённым изучением немецкого языка, школа с углублённым изучением английского языка, краевая кадетская школа-интернат, лицей-интернат для одаренных детей. Работают шесть вузов (ЗабГУ, ЧГМА, ЧИ БГУ, ЗабИЖТ, ЗИП СУПК, ЗабАИ), четыре техникума (сельскохозяйственный, горный, железнодорожный, отраслевых технологий и бизнеса), семь колледжей (горный, политехнический, педагогический, компьютерный, медицинский, торгово-экономический и Забайкальский государственный), а также училище искусств, училище культуры и Читинское Суворовское военное училище МВД России.
ФИЛОСОФИЯ
никаких старост в классе
Мама всегда говорила ей, что учитель - хорошая профессия. И она даже не рассматривала другие варианты, впитав совет как мечту детства - после девятого класса сразу пошла в педколледж, а оттуда в свои 19 - преподавать.
Мне уже в ноябре будет 20, - говорит Вероника Бурцева, чтобы не казаться такой юной. Вечером, когда в школе нет почти ни души, она ждёт нас в фойе - легко можно перепутать с десятиклассницей.

На ближайшие 4 года жизнь Вероники Сергеевны Бурцевой в начальной школе расписана. В первую неделю сентября она подумывала сбежать от класса "И".
Надо было как-то завладеть вниманием 26 человек. Я помню, как было страшно перед первым уроком. Я их первая учительница, мне было важно, как они отреагируют, понравится ли им школа, интересно ли им на уроках. Но они оказались открытыми, дружелюбными.

Вероника Бурцева
Теперь среди толпы дружелюбных она к каждому ищет отдельный подход. До сих пор она, кажется, даже не понимает, что будет расти вместе с ними. Учиться, ошибаться, исправлять, набираться опыта. Выпустит класс, возьмёт другой, и снова будет учиться, ошибаться, исправлять.
Родителей "её детей" не смущает возраст - на первые уроки некоторые приходили, но "все вопросы сразу отпали". Помимо русских, математик и окружающих миров, Вероника преподаёт им не менее ценные уроки. Дети настолько быстро доверились ей, что девочки уже не могут без неё решить сложные вопросы с причинами подёргивания косичек, мальчики учатся быть более терпеливыми. Она тоже быстро и бестрепетно прониклась ими, хотя изначально думала, что никого даже не обнимет. Но детям нужно учительское тепло. Недавно ученик позвал Веронику Сергеевну на важный для него хоккейный матч, и она обязательно пойдёт.
Родителей "её детей" не смущает возраст - на первые уроки некоторые приходили, но "все вопросы сразу отпали". Помимо русских, математик и окружающих миров, Вероника преподаёт им не менее ценные уроки. Дети настолько быстро доверились ей, что девочки уже не могут без неё решить сложные вопросы с причинами подёргивания косичек, мальчики учатся быть более терпеливыми. Она тоже быстро и бестрепетно прониклась ими, хотя изначально думала, что никого даже не обнимет. Но детям нужно учительское тепло. Недавно ученик позвал Веронику Сергеевну на важный для него хоккейный матч, и она обязательно пойдёт.
Несмотря на море нежности и радости, по которому первые школьные годы плывут, она готовится принимать период, когда "её дети" не захотят идти в школу, и вообще окончательно войдут во время самоосознания. Маленькие личности нужно чаще хвалить, говорит она. Хотя сама сумела сохранить правильную дистанцию - небольшая разница в возрасте не заметна школьникам. Строгость и навыки отлаживания дисциплины сделали своё дело, хотя опыт у Бурцевой не большой - две студенческие практики и работа в продлёнке. Она ориентируется на интуицию, наблюдениями за коллегами, полученные в колледже знания. На старте выходит хорошо. Директор каждый день спрашивает, как дела, старшие коллеги помогают, а в соседнем кабинете сидит такая же юная одногруппница - поддержки хоть отбавляй.
В классе Вероники больше мальчиков, это сложнее, потому что за дисциплину обычно отвечают девочки.
В классе Вероники больше мальчиков, это сложнее, потому что за дисциплину обычно отвечают девочки.
Мальчики хулиганят, они привыкли играть после детского сада, всё всегда знают, яростно тянут руки. Лучше, когда девочек больше. Но мы справляемся.
После уроков Вероника часто выходит вымотанная, у неё две работы - после обеда ждут дети на уроках письма в учебном центре. Пока нет семьи, она может позволить себе так жить. Правда, про любимые танцы живота пришлось пока забыть. Но это задача не нерешаемая.
В школу Бурцева возвращается довольная. Дети тянутся и к ним невозможно не притянуться в ответ. Никаких принципиальных открытий в них она для себя не сделала.
В школу Бурцева возвращается довольная. Дети тянутся и к ним невозможно не притянуться в ответ. Никаких принципиальных открытий в них она для себя не сделала.
- Поколения меняются, да, но я вижу, что дети такими же и остаются. Мои дети вообще не пользуются телефонами - они на перемене играют в классики, кошки-мышки, ручейки, сами что-то придумывают. Мой класс и поколение, которое сейчас, такие же, как и мы.
С родителями Вероника "сотрудничает" - иногда детей оставляет после уроков, если видит, что они не понимают чего-то. Ей важно, чтобы все шли ровно. И это ровно - оно не только о знаниях. В её классе нет старост или лидеров.
Такого никогда не будет. Я не приемлю, когда одного ребёнка в таком возрасте возвышают над другими. Мы учимся всё решать вместе.
Вечером она вернётся домой, будет готовиться к следующему дню, в котором придётся снова вставать в 6.00. Её не пугает график, зарплата и трудности воспитания. Потому что призвание - это тоже не история прошлых поколений.
ПАМЯТЬ
сотрудники "Чита.Ру" вспоминают себя за партой

Последний звонок журналистов филологического факультета ЗабГГПУ, 2006 год
“
Я вся — как из кусочков, даже если внешне так и не скажешь. Меня сделали учителя.
Школьный учитель музыки научил меня не бояться и тому, что слова — самое главное. Он подбирал нам такие песни, которых, я уверена сейчас, вообще нет в школьной программе. Я подозреваю, что и программы никакой не было, просто он заходил с аккордеоном в кабинет и сначала пел нам сам — так, что чесалось в горле, а потом вместе с нами. А потом вызывал к доске — с кем хочешь выходи, по желанию. И ты стоишь в валенках в шеренге девчуль и: "В суровый бой идёт ледовая дружина, мы верим в мужество отчаянных парней". Или: "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гудит со всех сторон…" Или ещё: "Мальчишки слёзы катятся, Чапай идёт на дно". Уехал куда-то потом на запад, и всё.
Или Слан-Тольна, тоже в школе. Она отвечала за многое сразу: внутренний стержень, сарказм и умение признавать ошибки. Хотя по расписанию — за русский и литературу. То, что мне сейчас ничего не стоит прийти и сказать — слушайте, я первый раз неправильно сказала, на самом деле вот так — это всё она. Я до сих пор — а с 11 класса прошло 16 лет - когда её вижу, завидую, как длиннющие ноги могут так гармонично сочетаться с орфографией и пунктуацией.
А Левашов? Виктор Степанович читал нам в университете курс советской литературы. Но по факту — принципы и достоинство. Если бы мне можно было вернуться в студенчество на чуть, то я бы выбрала туда, в 16-ю аудиторию, на вторую пару, к деревенской прозе, Маяковскому и "Жизни Клима Самгина". Сидит на столе, качает ногой, хоть и интеллигент. С первого раза и не разберёшь, что на экзамене — реви, не реви — а "Что-то, я вижу, вы не очень потрудились прочитать эту книгу. Это хорошая, кстати, книга". Когда несколько лет назад его можно было спасти переливанием крови, мы ходили, но у меня не взяли. Так вышло, что он во мне есть, а меня в нём не было.
Я уж не говорю про Агафонову. Стилистика стилистикой, а было это, оказывается, про смелость вообще и смелость быть таким, какой ты есть. И про то, что всем нужно тепло, даже если ты… Ну такой вот, какой есть. Я не знаю, что думают мои одногруппники, когда в повседневной жизни раз в несколько лет натыкаются на Эренбурга или Андроникова, а у меня что-то дёргается внутри стрункой и откликается зимней солнечной улицей Кайдаловской, куда мы однажды притащили ей письмо, чтобы она не болела и приходила снова нас мучать синекдохами.
У меня много такого: женская логика, непереносимость мудаков, категоричность, дружба с мужчинами, крутить ручку особенным способом, не снижать планок, спрашивать по-настоящему, чувствовать благодарность.
Школьный учитель музыки научил меня не бояться и тому, что слова — самое главное. Он подбирал нам такие песни, которых, я уверена сейчас, вообще нет в школьной программе. Я подозреваю, что и программы никакой не было, просто он заходил с аккордеоном в кабинет и сначала пел нам сам — так, что чесалось в горле, а потом вместе с нами. А потом вызывал к доске — с кем хочешь выходи, по желанию. И ты стоишь в валенках в шеренге девчуль и: "В суровый бой идёт ледовая дружина, мы верим в мужество отчаянных парней". Или: "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гудит со всех сторон…" Или ещё: "Мальчишки слёзы катятся, Чапай идёт на дно". Уехал куда-то потом на запад, и всё.
Или Слан-Тольна, тоже в школе. Она отвечала за многое сразу: внутренний стержень, сарказм и умение признавать ошибки. Хотя по расписанию — за русский и литературу. То, что мне сейчас ничего не стоит прийти и сказать — слушайте, я первый раз неправильно сказала, на самом деле вот так — это всё она. Я до сих пор — а с 11 класса прошло 16 лет - когда её вижу, завидую, как длиннющие ноги могут так гармонично сочетаться с орфографией и пунктуацией.
А Левашов? Виктор Степанович читал нам в университете курс советской литературы. Но по факту — принципы и достоинство. Если бы мне можно было вернуться в студенчество на чуть, то я бы выбрала туда, в 16-ю аудиторию, на вторую пару, к деревенской прозе, Маяковскому и "Жизни Клима Самгина". Сидит на столе, качает ногой, хоть и интеллигент. С первого раза и не разберёшь, что на экзамене — реви, не реви — а "Что-то, я вижу, вы не очень потрудились прочитать эту книгу. Это хорошая, кстати, книга". Когда несколько лет назад его можно было спасти переливанием крови, мы ходили, но у меня не взяли. Так вышло, что он во мне есть, а меня в нём не было.
Я уж не говорю про Агафонову. Стилистика стилистикой, а было это, оказывается, про смелость вообще и смелость быть таким, какой ты есть. И про то, что всем нужно тепло, даже если ты… Ну такой вот, какой есть. Я не знаю, что думают мои одногруппники, когда в повседневной жизни раз в несколько лет натыкаются на Эренбурга или Андроникова, а у меня что-то дёргается внутри стрункой и откликается зимней солнечной улицей Кайдаловской, куда мы однажды притащили ей письмо, чтобы она не болела и приходила снова нас мучать синекдохами.
У меня много такого: женская логика, непереносимость мудаков, категоричность, дружба с мужчинами, крутить ручку особенным способом, не снижать планок, спрашивать по-настоящему, чувствовать благодарность.

Кира Деревцова (справа), 11-й класс
“
В средней и старшей школе у нас была классная руководительница Людмила Петровна. Мы безбоязненно прозвали её Людмилка. Были ещё прозвища, конечно, но за них стыдно. Иногда оно (и другие прозвища) вырывалось во время уроков — она вела биологию, и, наверное, все по одному разу проговорились за эти 5 лет.
Выпустив наш класс, она через год уехала к дочери, научилась водить машину, и, кажется, прыгнула с парашютом. Новая жизнь — даже как-то странно было поначалу, но были "Одноклассники", мы поддерживали связь, хотя и недолго. Как-то она отправила мне свой стих про инопланетян. Тогда я думала, что она привычно намекает. Но оказалось, конечно, что просто мало о ней знаю, несмотря на то, что она доверяла нам гулять со своим пекинесом Алисой и висеть на домашнем турнике. Она тоже не прилетела с другой планеты. Просто писала стихи, а я не знала. Просто любила активный отдых, но я не знала. Мы с ней по-другому были близки — так, как бывают близки наставники и ученики. С той лишь разницей, что у наставника учеников много, а у ученика — всего один.
Она была и есть, конечно, очень внимательной, навязчивой и неравнодушной, умело совмещая всё со школьным формализмом. Как сейчас говорят, типичной классной руководительницей. А ещё она никогда не врала нам. Её за это многие подростки не любили — за то, как ей было не всё равно, что с ними происходит. И за то, как она без обиняков говорила, что. Я благодарна ей за сбитую с меня вовремя спесь, за иронию и сарказм (она была очень хороша в этом), за прямой взгляд, за умение вызвать удушающий стыд, за способность научить гордиться собой, за редкие учительские улыбки (после уроков зато можно было увидеть чаще), за то, какими мы с ней стали. На кого-то она — это неизбежно — не повлияла. Но со мной вышла другая история — она всегда знала, что я и кто я. Это пугало. Потому что даже я не знала. В итоге, она во многом оказалась права. Я желаю детям таких учителей — прямых и честных, вовлечённых. И родителям таких помощников — спокойных, адекватных, авторитетных. И учителям желаю детей, которые обязательно оценят. Пусть и через несколько лет.
Выпустив наш класс, она через год уехала к дочери, научилась водить машину, и, кажется, прыгнула с парашютом. Новая жизнь — даже как-то странно было поначалу, но были "Одноклассники", мы поддерживали связь, хотя и недолго. Как-то она отправила мне свой стих про инопланетян. Тогда я думала, что она привычно намекает. Но оказалось, конечно, что просто мало о ней знаю, несмотря на то, что она доверяла нам гулять со своим пекинесом Алисой и висеть на домашнем турнике. Она тоже не прилетела с другой планеты. Просто писала стихи, а я не знала. Просто любила активный отдых, но я не знала. Мы с ней по-другому были близки — так, как бывают близки наставники и ученики. С той лишь разницей, что у наставника учеников много, а у ученика — всего один.
Она была и есть, конечно, очень внимательной, навязчивой и неравнодушной, умело совмещая всё со школьным формализмом. Как сейчас говорят, типичной классной руководительницей. А ещё она никогда не врала нам. Её за это многие подростки не любили — за то, как ей было не всё равно, что с ними происходит. И за то, как она без обиняков говорила, что. Я благодарна ей за сбитую с меня вовремя спесь, за иронию и сарказм (она была очень хороша в этом), за прямой взгляд, за умение вызвать удушающий стыд, за способность научить гордиться собой, за редкие учительские улыбки (после уроков зато можно было увидеть чаще), за то, какими мы с ней стали. На кого-то она — это неизбежно — не повлияла. Но со мной вышла другая история — она всегда знала, что я и кто я. Это пугало. Потому что даже я не знала. В итоге, она во многом оказалась права. Я желаю детям таких учителей — прямых и честных, вовлечённых. И родителям таких помощников — спокойных, адекватных, авторитетных. И учителям желаю детей, которые обязательно оценят. Пусть и через несколько лет.

11 "А" школы №32, выпуск 1997
“
Сейчас, когда месяц занятий с репетитором стоит немалых денег, я вспоминаю — в моих 90-х не было никаких репетиторов. Не было ЕГЭ, баллов, были выпускные и вступительные экзамены и альтернативный вариант — система покупки мест в любых вузах страны, за хорошие деньги можно было устроить в институт хоть спаниеля. Может, и были репетиторы, но в какой-то параллельной жизни, потому что в моей 32-й школе их услугами не пользовался вообще никто.
За то, что Людмила Иннокентьевна занималась со мной литературой и русским вне уроков, ей не платили ни копейки. Тогда и за уроки по расписанию учителям платили намного реже и меньше, чем сегодня — тем ценнее усилия, которые вкладывались в меня по собственной воле. Если бы ко мне так относилась математичка или англичанка, возможно, я бы стал технарём или лингвистом. Или военным. Учиться тогда мне было легко по всем предметам. Но моя классная, почти что крёстная, быстро разглядела юношескую одержимость книгами, и с 5-го по 11-й класс последовательно лепила из неё, одержимости, нечто большее. Были разборы сочинений, городские конкурсы чтецов и, не часто, хмурые брови за то, что очередной стих я выучил на перемене и пересказал механически, без погружения вглубь. А это мощное возмущение моим желанием после 9-го класса уйти просто так, за компанию, в техникум. Были факультативные занятия мировой художественной культурой, на которые приглашались все десятиклассники, но ходил я один - дело было на летних каникулах. Мы говорили о текстах Достоевского, Ильфа с Петровым и «Агаты Кристи» — именно в кавычках, речь идёт о свердловской рок-группе.
Это наставничество никогда не было навязчивым с её стороны и многообещающим с моей, на филфак я точно не собирался. Это был один из миллионов случаев, когда учитель запросто отдавал больше, чем требуется, с азартом и верой в то, что «не зря». Мир держится на таких людях.
Сейчас ей 70, и ещё этой весной она работала. В той же школе, в том же кабинете, с тем же азартом, ясным взглядом, с той же лёгкостью. Звонила иногда и просила помочь справиться с интернетом или провести классный час. До сих пор интересуется делами в семье. Сердится на честные комплименты о том, что возраст её не берёт совершенно. Учитель, на уроки которого я не хожу уже 20 лет, хотя ходил бы и дальше. Учитель, интересы которого несоизмеримо выше вдалбливания в мозг предметного минимума. Учитель из той породы волшебников, магию которых чувствуют все причастные — одноклассники подтвердят. И все эти девичьи слёзы и наши юношеские сморщенные лбы во время пения прощальной песни на последнем звонке в 11-м классе — они честные.
За то, что Людмила Иннокентьевна занималась со мной литературой и русским вне уроков, ей не платили ни копейки. Тогда и за уроки по расписанию учителям платили намного реже и меньше, чем сегодня — тем ценнее усилия, которые вкладывались в меня по собственной воле. Если бы ко мне так относилась математичка или англичанка, возможно, я бы стал технарём или лингвистом. Или военным. Учиться тогда мне было легко по всем предметам. Но моя классная, почти что крёстная, быстро разглядела юношескую одержимость книгами, и с 5-го по 11-й класс последовательно лепила из неё, одержимости, нечто большее. Были разборы сочинений, городские конкурсы чтецов и, не часто, хмурые брови за то, что очередной стих я выучил на перемене и пересказал механически, без погружения вглубь. А это мощное возмущение моим желанием после 9-го класса уйти просто так, за компанию, в техникум. Были факультативные занятия мировой художественной культурой, на которые приглашались все десятиклассники, но ходил я один - дело было на летних каникулах. Мы говорили о текстах Достоевского, Ильфа с Петровым и «Агаты Кристи» — именно в кавычках, речь идёт о свердловской рок-группе.
Это наставничество никогда не было навязчивым с её стороны и многообещающим с моей, на филфак я точно не собирался. Это был один из миллионов случаев, когда учитель запросто отдавал больше, чем требуется, с азартом и верой в то, что «не зря». Мир держится на таких людях.
Сейчас ей 70, и ещё этой весной она работала. В той же школе, в том же кабинете, с тем же азартом, ясным взглядом, с той же лёгкостью. Звонила иногда и просила помочь справиться с интернетом или провести классный час. До сих пор интересуется делами в семье. Сердится на честные комплименты о том, что возраст её не берёт совершенно. Учитель, на уроки которого я не хожу уже 20 лет, хотя ходил бы и дальше. Учитель, интересы которого несоизмеримо выше вдалбливания в мозг предметного минимума. Учитель из той породы волшебников, магию которых чувствуют все причастные — одноклассники подтвердят. И все эти девичьи слёзы и наши юношеские сморщенные лбы во время пения прощальной песни на последнем звонке в 11-м классе — они честные.

“
Это июнь 1953 года, скверик возле нынешнего филфака ЗабГУ, который тогда был педагогическим институтом имени Чернышевского. Бабушка - крайняя слева. На карточке карандашом - "Три Анны", и наверняка преподаватели, которые будут учить меня на том же филфаке через 50 лет, ещё школьники или студенты.

“
А это мама, которая ещё учится в Абаканском институте на факультете иностранных языков. Живут четырьмя девчонками в комнате, со стипендии покупают грушевый компот и яблоки, по особым праздникам - в ресторан "Хакассия", и со студотрядом катаются летом до Москвы проводниками.
Моё первое 1 сентября не было для меня огромным событием в жизни, потому что задолго до этого я приходила туда, как домой, с мамой, заглядывала к бабушке. Ходила между партами, отвлекала ребятню, а мамины шестиклассники казались такими взрослыми, что можно было называть на "вы".
А потом дома были уроки, летающие тетрадки по математике, неподъёмные словари и разговоры на английском. У бабушки - просторная комната, только моя и сестры, с мягкими креслами, в которых можно было дремать, свернувшись калачиком, и огромной стенкой с книгами. Собрание сочинений Пушкина, Лермонтова, зелёные корочки Лескова и ставшие любимыми кремовые - Блока. Здесь были написаны первые статьи, стихи и рассказы. Два из них, совсем крохотные, мы с мамой отнесли в редакцию газеты "Нива" в селе Ермаковском Красноярского края. Я знаю, эта первая публикация до сих пор где-то хранится у мамы.
Две моих любимых и таких разных женщины, два самых замечательных учителя для меня во всём. Настолько любимых, что 1 сентября и 5 октября - наши семейные праздники и семейная история.
Моё первое 1 сентября не было для меня огромным событием в жизни, потому что задолго до этого я приходила туда, как домой, с мамой, заглядывала к бабушке. Ходила между партами, отвлекала ребятню, а мамины шестиклассники казались такими взрослыми, что можно было называть на "вы".
А потом дома были уроки, летающие тетрадки по математике, неподъёмные словари и разговоры на английском. У бабушки - просторная комната, только моя и сестры, с мягкими креслами, в которых можно было дремать, свернувшись калачиком, и огромной стенкой с книгами. Собрание сочинений Пушкина, Лермонтова, зелёные корочки Лескова и ставшие любимыми кремовые - Блока. Здесь были написаны первые статьи, стихи и рассказы. Два из них, совсем крохотные, мы с мамой отнесли в редакцию газеты "Нива" в селе Ермаковском Красноярского края. Я знаю, эта первая публикация до сих пор где-то хранится у мамы.
Две моих любимых и таких разных женщины, два самых замечательных учителя для меня во всём. Настолько любимых, что 1 сентября и 5 октября - наши семейные праздники и семейная история.
спасибо
за каждый урок

Наталья Жданова
Губернатор Забайкальского края

Игорь Лиханов
Председатель Законодательного Собрания Забайкальского края
Уважаемые учителя, работники сферы образования и ветераны педагогического труда!
От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником – Международным днём учителя!
По традиции 5 октября в России чествуют людей, посвятивших свою жизнь учительскому труду. Это праздник всех, кто изо дня в день совершает настоящее чудо - превращает робкого и пытливого первоклассника в зрелую личность, гражданина.
Сегодня время настоятельно требует от всех нас учиться непрерывно, совершенствовать свои профессиональные навыки, чтобы быть востребованными и конкурентоспособными. Поэтому переоценить значение труда педагогов невозможно. От них напрямую зависит, насколько успешными будут наши дети в учёбе и жизни, какой вклад внесут в развитие родного края, всей нашей страны.
Мы с гордостью отмечаем, что в школах и вузах Забайкальского края работают замечательные преподаватели. Именно они помогают юным забайкальцам раскрыть свои таланты, реализовать максимум возможностей. Наши педагоги успешно осваивают современные образовательные программы, передовые методы работы, реализуют перспективные научные проекты, побеждают в конкурсах педагогического мастерства.
Особого восхищения достойны ветераны, которые продолжают трудиться, являясь примером для молодых учителей, образцом глубокой верности своему призванию.
Дорогие учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений Забайкалья! Спасибо за ваш добросовестный труд, терпение и оптимизм!
Уверены: с вашей поддержкой забайкальских ребят ждёт ещё немало ярких побед! Пусть этот праздничный день принесёт вам массу положительных эмоций, тёплые поздравления от ваших коллег и учеников. Пусть каждый рабочий день будет отмечен улыбками детей и гордостью за их успехи! Счастья вам, крепкого здоровья и благополучия!
От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником – Международным днём учителя!
По традиции 5 октября в России чествуют людей, посвятивших свою жизнь учительскому труду. Это праздник всех, кто изо дня в день совершает настоящее чудо - превращает робкого и пытливого первоклассника в зрелую личность, гражданина.
Сегодня время настоятельно требует от всех нас учиться непрерывно, совершенствовать свои профессиональные навыки, чтобы быть востребованными и конкурентоспособными. Поэтому переоценить значение труда педагогов невозможно. От них напрямую зависит, насколько успешными будут наши дети в учёбе и жизни, какой вклад внесут в развитие родного края, всей нашей страны.
Мы с гордостью отмечаем, что в школах и вузах Забайкальского края работают замечательные преподаватели. Именно они помогают юным забайкальцам раскрыть свои таланты, реализовать максимум возможностей. Наши педагоги успешно осваивают современные образовательные программы, передовые методы работы, реализуют перспективные научные проекты, побеждают в конкурсах педагогического мастерства.
Особого восхищения достойны ветераны, которые продолжают трудиться, являясь примером для молодых учителей, образцом глубокой верности своему призванию.
Дорогие учителя, преподаватели средних и высших учебных заведений Забайкалья! Спасибо за ваш добросовестный труд, терпение и оптимизм!
Уверены: с вашей поддержкой забайкальских ребят ждёт ещё немало ярких побед! Пусть этот праздничный день принесёт вам массу положительных эмоций, тёплые поздравления от ваших коллег и учеников. Пусть каждый рабочий день будет отмечен улыбками детей и гордостью за их успехи! Счастья вам, крепкого здоровья и благополучия!

Анатолий Михалёв
Глава городского округа «Город Чита»

Олег Кузнецов
Руководитель администрации городского округа
Уважаемые педагоги, ветераны системы образования!
От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником - Днем учителя!
У каждого из вас – своя жизненная дорога, своя судьба, свои индивидуальные особенности, черты характера. Но есть мощное объединяющее начало для всех четырёх тысяч педагогов, которые трудятся в системе муниципального образования: верность призванию и родному городу, искренняя любовь к профессии и своим ученикам.
Это, как вечный зов, побуждает вас не стоять на месте, идти вперёд, осваивать современные учебные программы, внедрять новаторские идеи. Ваши старания не проходят даром, они благодатно отражаются на качестве знаний читинских школьников, воспитанников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Среди юных читинцев немало тех, кто побеждает на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, в спортивных состязаниях различного уровня, в том числе, федерального и международного.
Знания, приобрётенные за годы учебы, многие из ваших выпускников успешно применяют в жизни уже в качестве специалистов в различных сферах деятельности, добросовестно и с полной отдачей, как вы учили, трудятся на благо развития любимого города, Забайкалья, Отечества.
Спасибо вам за ваш благородный труд, за то, что ваши ученики не только получают знания, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, вы побуждаете их к дальнейшему совершенствованию, самообразованию, воспитываете в их сердцах лучшие нравственные качества.
Новых вам интересных идей и проектов, неугасимого вдохновения, творческих свершений! Пусть теплом и светом будет наполнен каждый ваш день, пусть ваши ученики и близкие дарят вам только радость, приветливые улыбки, слова благодарности! Крепкого Вам здоровья и всегда хорошего настроения!
С праздником, Днём Учителя!
От всей души поздравляем вас с профессиональным праздником - Днем учителя!
У каждого из вас – своя жизненная дорога, своя судьба, свои индивидуальные особенности, черты характера. Но есть мощное объединяющее начало для всех четырёх тысяч педагогов, которые трудятся в системе муниципального образования: верность призванию и родному городу, искренняя любовь к профессии и своим ученикам.
Это, как вечный зов, побуждает вас не стоять на месте, идти вперёд, осваивать современные учебные программы, внедрять новаторские идеи. Ваши старания не проходят даром, они благодатно отражаются на качестве знаний читинских школьников, воспитанников дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования. Среди юных читинцев немало тех, кто побеждает на предметных олимпиадах, в творческих конкурсах, в спортивных состязаниях различного уровня, в том числе, федерального и международного.
Знания, приобрётенные за годы учебы, многие из ваших выпускников успешно применяют в жизни уже в качестве специалистов в различных сферах деятельности, добросовестно и с полной отдачей, как вы учили, трудятся на благо развития любимого города, Забайкалья, Отечества.
Спасибо вам за ваш благородный труд, за то, что ваши ученики не только получают знания, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, вы побуждаете их к дальнейшему совершенствованию, самообразованию, воспитываете в их сердцах лучшие нравственные качества.
Новых вам интересных идей и проектов, неугасимого вдохновения, творческих свершений! Пусть теплом и светом будет наполнен каждый ваш день, пусть ваши ученики и близкие дарят вам только радость, приветливые улыбки, слова благодарности! Крепкого Вам здоровья и всегда хорошего настроения!
С праздником, Днём Учителя!
Андрей Томских
Министр образования Забайкальского края
Уважаемые педагоги и ветераны педагогического труда!
Сердечно поздравляю вас с самым светлым профессиональным праздником - Международным днем учителя!
Именно вы, дорогие учителя, раскрываете заложенные в детях таланты, помогаете найти им свой путь в жизни, успешно внедряете инновационные образовательные методики и технологии, работаете над повышением качества образования, добиваясь положительных результатов. От вас во многом зависит будущее развитие Забайкальского края, вы учите детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
Я благодарю вас за преданность профессии, мудрость и терпение, за чуткое отношение к детям и готовность не только учить, но и учиться, идя в ногу со временем, постоянно осваивая новые образовательные технологии. Желаю вам успехов во всех начинаниях и благодарных учеников! Счастья, здоровья и благополучия вам и вашим близким!
Сердечно поздравляю вас с самым светлым профессиональным праздником - Международным днем учителя!
Именно вы, дорогие учителя, раскрываете заложенные в детях таланты, помогаете найти им свой путь в жизни, успешно внедряете инновационные образовательные методики и технологии, работаете над повышением качества образования, добиваясь положительных результатов. От вас во многом зависит будущее развитие Забайкальского края, вы учите детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.
Я благодарю вас за преданность профессии, мудрость и терпение, за чуткое отношение к детям и готовность не только учить, но и учиться, идя в ногу со временем, постоянно осваивая новые образовательные технологии. Желаю вам успехов во всех начинаниях и благодарных учеников! Счастья, здоровья и благополучия вам и вашим близким!
© "Чита.Ру"
В проекте использованы фотографии Ксении Зиминой, Анны Хвостовой, Евгения Епанчинцева. Исторические и старые снимки взяты из архива проекта "Чита.Ру" "Чита - фото из прошлого", а также личных архивов Е.Шайтановой, К. Деревцовой, Р. Шадрина, Ю. Скорняковой.
В проекте использованы фотографии Ксении Зиминой, Анны Хвостовой, Евгения Епанчинцева. Исторические и старые снимки взяты из архива проекта "Чита.Ру" "Чита - фото из прошлого", а также личных архивов Е.Шайтановой, К. Деревцовой, Р. Шадрина, Ю. Скорняковой.