Андрей затирко, ксения зимина
Угдан — жизнь вне буузных
Проект «Окраина»
г. Чита. 5.05.1917 г. Бурят-монгольская делегация общественных деятелей. В нижнем ряду второй справа - видный политический деятель из Угдана Ж. Шойванов - до революции председатель Хоринской думы, эсер. Фото из архивов семьи Шойванов, опубликовано газетой "Читинское обозрение".
Предки хори-бурят издревле жили в распадках Яблонового хребта. Всего здесь насчитывалось около 10 бурятских улусов. Во время волостной реформы 1901 года эта местность получила административное название — Хоацайская волость. Её центр расположился в селе Арахлей, но уже в 1925-м перекочевал в Угдан.

Само село основали в начале XX века буряты, селившиеся в четырёх местностях: Хулhата (Биофабрика), Эгсата (Красный мыс), Дархита (падь Шерстнева), Маанин кункур (падь Лапочкина). Началось всё с открытия начальной школы в 1918-м.
Сегодня село Угдан для большинства читинцев — это буузные. Ими добротно усыпан разрезающий село Романовский тракт, правда, работают сейчас только единицы — кризис и высокая конкуренция сделали своё.

Среднее время пребывания горожан здесь варьируется от нескольких часов до одного вечера — поел, выпил, уехал. Для них за пределами этого гастрономического рая как будто ничего и нет, а если есть, то там всё так же уютно, тепло и вкусно, как и внутри «Аяна» или «Баян-Гола».

На самом деле всё иначе — такого количества проблем, как в Угдане, корреспонденты ИА «Чита.Ру» не видели давненько.
Центр села находится в этом небольшом кирпичном здании - бывшем райпо. Здесь вынуждены ютиться администрация, дом культуры, библиотека и фельдшерско-акушерский пункт.

В ФАПе приём женщин акушером и мужчин фельдшером вынуждены вести одновременно - их разделяет только ширма. Но медработникам ещё повезло - новое модульное здание обещают уже в 2020-м.

Работники дома культуры свой актовый зал называют комнатой за его скромные размеры. При почти 2 тысячах населения адекватно провести крупное мероприятие здесь невозможно. Люди забивают зал битком, а часть гостей вынуждены стоять на улице.

Единственное оставшееся помещение занимают библиотека и творческая «коморка»села Угдан, где, помимо директора клуба, работают музыкальный кружок и базируется известный на весь район бурятский ансамбль «Сэсэг».
Вместе с новым зданием дому культуры нужна и материально-техническая база. Закупать надо абсолютно всё, кроме микшерного пульта, подаренного коллегами из районного дома культуры. Компьютеры, принтеры, звуковое оборудование, национальные музыкальные инструменты, костюмы. А пока культурно село Угдан осталось где-то в 90-х.

С учётом происходящих по краю трагедий, связанных с подростковым криминалом, особенно болезненно выглядит работа с молодёжью, точнее, её почти полное отсутствие. В селе проживает более 400 детей, из которых 200 - школьники. Конечно, в школе есть кружки и секции, но этого вряд ли достаточно.
Пока о новом доме культуры Угдан только мечтает. Землю под него администрация отводит, но по финансам не потянет софинансирование даже разработки проекта - а это сегодня обязательно для попадания в какие-либо программы.
Единственный в селе детский сад располагается в здании бывшей школы 1936 года постройки.
В нём работает одна смешанная группа 3-6 лет на 18 детей.
Очередь в детский сад в селе на пиках подбиралась к 200, но многие уже просто ушли в школу. Сейчас своего места ждут более 100 малышей, родители вынуждены их отправлять в детсады соседних сёл и Читы.
Новый детсад на 100 мест планировался давно, даже приступали к проектированию, но всё сорвалось при прошлой администрации Читинского района. Новое районное начальство работу возобновило - обещают здание на 120 мест, но сроков в селе не назвали.
Left
Right
Школьное здание - одно из самых свежих, 1991 года постройки, но даже оно уже не справляется с ростом Угдана и соседних сёл, откуда также везут детей.

Рассчитано строение на 192 ребёнка, обучаются там уже 210. Ежегодно это число растёт на 30-40 детей. Уже введена вторая смена.

Руководство села и школы вместе с новой пристройкой к зданию надеются также выбить в крае и жильё для молодых специалистов. Сейчас приезжим учителям при зарплате в 20-30 тысяч приходится до 10 тысяч рублей тратить на аренду. Но даже за такие деньги предложений на рынке крайне мало.

Аналогичная ситуация с зарплатами и жильём и у медработников ФАПа.
Официально: средняя зарплата среднего медперсонала в Читинском районе - 34 тысячи рублей, учителя - 34,8 тысячи.
Со слов сотрудников угданской школы, учитель на одной ставке не может заработать больше 20 тысяч рублей, на двух, работая весь день, - больше 30.

Медработники из ФАПа - фельдшер, медсестра, акушерка - не получают больше 20 тысяч рублей даже при выполненных планах, спущенных сверху.
«Бюджет у Угдана 2,5 миллиона рублей, формируется за счёт дотаций и субвенций. Если сказать совсем утрировано, администрация работает только для того, чтобы содержать штат. Ничего мы себе позволить не можем», - делится замглавы Валентина Дашиева.

С её слов, до последней реформы местного самоуправления 2014 года, когда районы у сёл вместе с деньгами забрали основные полномочия, ситуация была лучше. Теперь же у огромного и сложного Читинского района руки до Угдана доходят не всегда.

К примеру, последний ямочный ремонт центральной улицы сельчане провели за свой счёт. Не решается и проблема водоснабжения - питьевой воды в Угдане нет!

Каким должен быть Угдан
Романовский тракт и река Читинка
«Те рубленые буузы, что сейчас предлагают в позных, - это же не то. Они просто мясо режут и заворачивают в тесто. На самом деле рубленые буузы готовят не так. Берётся полумёрзлое мясо и мелко-мелко-мелко измельчается топориком, добавляется жир, специи. Все соки остаются в мясе, оно тает во рту. Моя мама так их готовит, что язык проглотишь», - хвастается замглавы Валентина Батоболотовна.

И ей веришь - с таким аппетитом рассказывает.

Есть в Угдане и свой дацан. Открыт он в 1991 году, под сопкой недалеко от села. Строили его всем бурятским миром - жители Читы, Угдана и Телембы Республики Бурятии. Зона обслуживания у него соответствующая - прилегающие районы Забайкалья и приграничная часть Бурятии. Сейчас он уже не справляется с наплывом верующих, собирают деньги на новый храм.
Угдан - уникальное для Читы и всего Забайкалья место. У него уже есть и работающий бренд (буузы), и реальный туристический потенциал. Достаточно приезжим просто предоставить качественную возможность глубже окунуться в национальный колорит села. Для этого есть история, есть дацан, есть национальный ансамбль, есть рабочие руки. Самое главное - бизнесом уже сформирован постоянный входящий турпоток, пусть пока в основном внутренний.

Идея создания центра национальной бурятской культуры в Угдане поднималась на районном уровне в 2000-х. Для этого даже закупили национальные костюмы и юрту. К сожалению, они сгорели из-за замыкания проводки в старом здании клуба, а идейный начальник райотдела культуры уволилась. На этом всё умерло.
Но разговоры про реализацию туристического потенциала стоит начинать после закрытия элементарных потребностей села - пристройка к школе, новый детский сад, новый дом культуры, водоснабжение, нормальные дороги. Пока же Угдан - это социально и административно оставшаяся в начале 1990-х деревня, способная обслужить проживавших тогда же в ней 500 человек. А не нынешнее 2-тысячное население. Пока 2-тысячное. Программа «Дальневосточный гектар» обещает ускорение его роста.