Наталья володькина
Агинский дацан, «Юсэн туг» и Алханай – как я попала в другой мир
Небольшое путешествие по достопримечательностям Агинского Бурятского округа длилось два дня. На самом деле мне показалось, что я побывала в другой стране. Природа, дома, люди, их поведение — всё это отличается от жизни любого обычного горожанина.
Первое атмосфернейшее место, куда мы приехали, – это Агинский дацан. Ещё по дороге к нему экскурсовод рассказала некоторые нюансы: «В буддийском монастыре не принято долго разговаривать, шуметь, громко смеяться. Женщинам не стоит краситься – красные губы и яркий макияж не приветствуются. Также женщины, которые посещают храм, должны надеть юбки, мужчины – снять шапки. Однако, даже если вы будете выглядеть несоответствующим образом, ни один буддийский монах вам об этом не скажет».
Каждый буддийский монастырь в России имеет своё лицо и свою историю, ни один из них не похож на другой. Первое, что вы видите, подойдя к дацану, – его ворота. У Агинского дацана они посвящены четырём богам-хранителям, каждый из которых оберегает одну из четырёх сторон света. Сверху на воротах изображено своеобразное колесо сансары и две лани. Говорят, что когда Будда Шакьямуни достиг просветления, к нему из леса вышли две лани, которые стали его первыми слушателями, и только потом его начали слушать люди. На воротах дацана лани изображены сидящими на цветке лотоса и слушающими учения буддизма.

На входе нас встретила орава милых щенков, которые радостно тыкались своими мокрыми носами в наши ладони. На территории монастыря было немало собак, но они не обращали на людей внимания, спокойно спали в траве, ходили туда-сюда – жили своей спокойной собачьей жизнью.
Дацан расположен напротив горы Улиртуй на левом берегу реки Аги. Он был основан в 1811 году, а в 1816 году закончилось строительство главного здания дацана Цогчен-дугана. На его освящение приглашали Ринчин-ламу — настоятеля Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэчинлинг». Агинский дацан получил название в его честь — «Дэчен Лхундублинг».
После Революции в России активно уничтожали всё, что связано с религией, исключением не стал и Агинский дацан. В 1930 году начались аресты, и к концу 1937 года в нём остались 32 ламы. В конце 1930-х дацан закрыли, и большинство зданий разобрали, а уцелевшее использовали под туберкулёзный и наркологический диспансеры. Часть принадлежавших монастырю предметов религии пополнили музеи Москвы, Ленинграда и Улан-Удэ, часть разграбили. В 1938 году дацан официально был закрыт, хотя в нём оставались огромные ценности как религиозного, так и общекультурного и художественного значения. В 1940 году на территории монастыря временно размещалась воинская часть.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, Агинский дацан был вновь открыт. С 1937 по 1946 год, то есть на протяжении 9 лет, в дацане не служили молебны. Буддисты считают, что если бы это происходило в течение 12 лет, то дацан потерял бы свою священную защиту.
В 2014 году основное здание дацана Цогчен-дуган сгорело. По словам местных, это было ужасное зрелище. Конечно же, решено было его восстановить, благо, что люди не скупились на пожертвования. Такие уж мы по натуре – когда где-то рядом беда, редко найдётся тот, кто останется равнодушным.
Во время работ по восстановлению здания ровно посередине фундамента неожиданно выросла кукуруза — сквозь цемент, толщина которого составляла около 15 сантиметров. Интересно, что кукуруза обычно в этой местности не растёт. И её зёрна буддисты не сыплют. Обычно это другие зёрна – рис, пшеница. Кроме этого, местные природные условия для кукурузы не подходят, поэтому её появление было особенно необычным. Ламы сделали вывод, что строительство будет удачным. И не ошиблись – сейчас восстановленный Цогчен-дуган радует своим прекрасным видом всех, кто приходит в Агинский дацан.

Также любопытная история произошла во время восстановления 22-метровой ступы примирения «Юндум Шодон». Точнее, во время её заполнения. Внутри она полая, ламы заполняют её священными атрибутами и закладывают разные травы и зёрна гороха, риса, ячменя, пшеницы и кунжута. На небе начали собираться тучи, и вот-вот должен был пролиться дождь, а попадание хотя бы одной капли внутрь означало, что всё нужно разобрать и начинать заново. Ламы молились, чтобы дождь не уничтожил их многодневный труд, и произошло практически чудо – ни одна капля дождя не упала до тех пор, пока все действия не были закончены и ступу не закрыли. Только после этого пошёл дождь, а точнее – сильнейший ливень.
Ещё одно не слишком большое, но не менее великолепное здание, которое мы посетили в Агинском дацане, – это дворец Майтреи — Будды будущего, преемника Будды Шакьямуни. Его 16-метровая статуя по праву восседает в своём дворце — очень красиво и очень величественно. Про такие места не хочется много говорить, а хочется просто смотреть и размышлять о чём-то философском. Например, о бессмертии души или бренности бытия.

Вся территория, как тонкими нитками, пронизана духом священности, одухотворённости и даже какой-то лирики. Мне внезапно захотелось написать какое-нибудь стихотворение или нарисовать пейзаж, где в лучах солнца стремятся ввысь вековые деревья, а в их листве вьют гнёзда птицы.

В дацане не имеет значение, какой человек пришёл, какой он национальности или религии. Если ему нужна помощь, там он её всегда получит. Так говорят буддийские монахи. И мне это по душе — когда тебе никто ничего не навязывает, не запрещает, а просто позволяет присоединиться к своей культуре и взять от неё то, что ты захочешь сам.
После дацана наше путешествие продолжилось небольшими остановками около скульптуры Принцессы Славы, а потом около Свято-Никольского храма, который так же, как и другие религиозные строения, подвергся разрушению в послереволюционное время. Сейчас он, конечно, восстановлен, и любой желающий может его посетить. Конечно, сначала кажется, что это странно – приезжать к православному храму во время экскурсии по буддийским святыням. Но на самом деле, этот храм олицетворяет дружбу, единство и прочную связь людей в большом смысле этого слова. Ведь первое и самое главное – мы люди, а уж потом буддисты, христиане или мусульмане.
Следующее место, где мы побывали и которое не оставило равнодушным никого, – это гора Эхэ-Хада. Она посвящена проматери бурятского народа Хун-Шубуун (Лебеди-матери). В 2009 году там построили ступу Лхабаб Шодон, рядом – колонну с фигурой лебедя. Позже там же установили скульптуру женщины, добавили фигуры двоих детей. Говорят, что после этого на холме стали происходить чудеса – рядом стали находить каменные скульптуры богинь, которые способны дарить детей бездетным женщинам, богатство и достаток, а на холме люди видели необычное свечение.
С горы Эхэ-Хада открывается великолепный обзор на озеро Ножий, которое существует здесь с незапамятных времён. Учёные говорят, что более 2 миллионов лет до нашей эры на этом месте был один большой водоём, а затем земля стала приподниматься и вода ушла, образовались озёрные котловины, в том числе озеро Ножий.

К самому озеру мы, к сожалению, не спустились, поэтому любоваться им пришлось только с высоты утёса. Это не менее приятно, потому что пение ветра в ушах и очень далёкий горизонт говорили мне о том, что это здорово – ты свободен, тебе легко дышать, и впереди ещё так много прекрасного и интересного.
После горы Эхэ-Хада мы прибыли в Приононье ко дворцу матери-княжны Онон. Это небольшое здание, построенное в форме шестиугольника, внутри которого расположен своеобразный алтарь, куда верующие могут принести свои подарки. Главная достопримечательность дворца – это большая картина, на которой изображена хозяйка-покровительница этих мест – княжна Онон. Именно её имя носит река Онон, которая течёт рядом.
Недалеко от этого места расположена ещё одна местная достопримечательность – музей-юрта легендарного богатыря, защитника хори-бурят Бабжи Барас Баатора. Здесь я услышала не только легенды о самом богатыре, но и звучание интересного инструмента – морин хуура. Это струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения.
Одна из легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур, изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы.
Здесь же, в музее богатыря Бабжи Барас Баатора, находится много разных интересных вещей – от лошадиных сёдел, которые, вероятно, имеют отношение к легендарному воину, до деревянных скульптур всех двеннадцати животных восточного календаря.
Сразу после музея богатыря мы посетили урочище Малый Батор. Первым делом, конечно, мы подошли к Чаше Чингисхана (Тогон Шулуун). Согласно одной из легенд, чаша была вырублена из монолита по приказу самого Чингисхана. Себя же он приказал похоронить на дне реки Онон, предварительно изменив русло и осушив дно. Говорят, что для этого он привёл с собой множество пленников, чтобы они выполнили его наказ. А на поминках хана все пили вино из этой чаши целых три дня. Не знаю, так ли это, но интересно, что учёные до сих пор не нашли точное место, где похоронен Чингисхан. Может быть, его останки на самом деле находятся на дне реки Онон. И возможно, мы когда-нибудь об этом узнаем.
Помимо Чаши Чингисхана, на урочище хаотичным образом раскиданы и другие каменные сооружения, у каждого из которых также есть своё предназначение. Некоторые из них символизируют внутренние органы – печень, почки, сердце. Существует поверье, что, прикоснувшись к этим камням, вы можете вылечить соответствующие органы, если у вас с ними есть проблемы.

Среди прочих каменных сооружений здесь есть своеобразная «Щель грешника», как на Алханае, — конструкция из камней, между которыми нужно пролезть. По легенде, эти камни обрушатся в тот момент, когда в эту щель попытается пролезть самый грешный человек.

На некотором расстоянии стоит «Камень-дом» (Гэр шулуун). На него можно забраться, посидеть, подумать о своём доме, пожелать себе приобретение дома, если его нет. Да и просто посмотреть по сторонам, оценить красоту окружающей природы, бескрайних степей.
На берегу реки Онон есть ещё одно природное нагромождение каменных глыб – его называют Лестницей в небесный храм Чингисхана (Гэшхуур шулуун). Местные верят, что если взобраться на этот каменный холм и спуститься с другой стороны, то это поможет оставить позади чёрные мысли, неудачи и проблемы.
Следующее сакральное место, которое мы посетили, – это ступа благополучия реки Онон «Намжил Шодон». Как и во всех буддийских святых местах, здесь мы прошли круг гороо, покрутили большой молитвенный барабан – хурдэ. И, конечно же, снова полюбовались видами окружающих нас степей, степенно пролегающей через них реки Онон и неба, которое казалось необычайно высоким.

День подходил к концу, и мы направились к месту ночёвки – на турбазу «Юсэн туг». Ехали долго, по дороге остановились полюбоваться солнечным затмением, а когда мне уже начало казаться, что мы заблудились и едем в никуда, автобус остановился. Оказалось, что мы добрались до нужного нам места. На улице было уже темно, почти ничего не было видно. Нас разместили на ночлег в домике, построенном в японском стиле, выдали постельные принадлежности и позвали ужинать. Еда была вкусной и сытной, разговоры – весёлыми, а атмосфера – доброжелательной. Поразительным открытием для меня была абсолютная тишина вокруг. В жизни такой тишины не слышала. Иногда тишину называют звенящей. Эта тишина была прекрасной.
Перед сном хозяин турбазы Баир Бадмаевич Дулмажапов проводил нас в большую юрту, в центре которой вкопан столб, установленный, по его словам, ровно в том месте, где в древности был центр монгольского государства.
Баир Бадмаевич показал карты территорий предков, провёл небольшой экскурс в историю, а ещё показал одно из своих творений – парусник «Золотая лань», который в темноте было трудно разглядеть, но уже утром он предстал во всей своей красе. Хозяин парусника сказал, что он выполнен в натуральную величину. Интересное, конечно, явление – корабль в степи. Баир Бадмаевич в молодости служил на Черноморском флоте и, вернувшись домой, не оставил мечту владеть кораблём. При этом «Золотую лань» он построил без единого чертежа.
Утром я осматривала территорию и снова поражалась, как далёк горизонт. А в голове пела песня «По диким степям Забайкалья». И хотя основной её смысл не про степи, она всё равно не уходила из моей головы.
С утра Баир Бадмаевич показал нам свои находки, которые он собирал много лет, а также оружие и костюмы, сшитые им собственноручно. Когда я смотрела на эти ржавые наконечники стрел, кованые гвозди, то вспомнила, как мне нравились уроки истории в школе, когда учительница рассказывала про древние цивилизации.
А в костюмах мы сделали небольшое представление, было весело. Посмотрите сами.
Покинув «Юсэн туг», мы отправились к месту, в котором бывали многие, – национальный парк Алханай. Здесь мы пробыли недолго, но от этого не менее интересно. Поразительным было, конечно, что недалеко от места купания был лёд. Однако желающих окунуться это не напугало – один за другим они погружались в целебный источник в стремлении обрести здоровье и благополучие. К сожалению, я не рискнула – уж очень вода была холодная.
На территории парка невероятно красиво, воздух свежий, кругом чисто. Правда, немного насторожила табличка с предупреждением о змеях и заставила задуматься о том, что не стоит сходить с деревянного трапа и наступать в траву.
В Читу мы вернулись ближе к вечеру, и в дороге я думала о том, что хочу обязательно вернуться и заново пройти этот путь. Потому что в первый раз мне показалось недостаточно, захотелось глубже проникнуть в тайные миры, легенды и необычайный быт местных жителей, которые чтят своих героев-защитников и у которых миллион чудесных историй о том, во что современные люди давно перестали верить.